Концентрат огнестойкой гидравлической жидкости для мобильных транспортных средств

Изобретение относится к составам концентратов жидкостей для гидравлических систем мобильных транспортных средств, работающих всесезонно в климатическом диапазоне минус 50-50°С и в пожароопасных условиях в металлургических цехах и угольных шахтах. Сущность: концентрат содержит в мас.%: вода дистиллированная или паровой конденсат 6-8, триэтаноламин 1,42-1,5, пропиленгликоль 81,3-84,5, водорастворимый полиуретан 3,6-9,43, морфолин паранитробензойной кислоты 1,18-1,2, антивспениватель 0,06-0,15, натрий олеиновокислый 0,14-0,15. Технический результат - расширение диапазона эксплуатационных свойств жидкости, сохранение физической стабильности в области температур от минус 60 до 118°С и получение при смешении с водой гидравлической жидкости, обеспечивающей работоспособность гидравлических систем при рабочих температурах от минус 45 до 100°С, давлении до 35 МПа и скорости перемещения жидкости до 2000 мин.-1. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к смазочным составам концентратов жидкостей на водной основе, используемых в виде водосодержащих рабочих жидкостей для гидравлических систем мобильных транспортных средств.

Изобретение предназначено для применения в гидравлических насосах объемного вытеснения, пневмогидравлических системах и других гидравлических системах промышленных тракторов, строительно-дорожных, наземных и подземных подъемно-транспортных средств, эксплуатируемых в пожароопасных условиях при рабочих температурах жидкости в диапазоне от минус 40°С до 100°С и при давлениях выше 25 МПа, что соответствует требованиям, предъявляемым к гидравлическим маслам группы В [1- ГОСТ 17479.3] и смазочным продуктам категорий HV [2 - ИСО 6743/4, класс L].

К таким гидравлическим системам могут быть отнесены объемные гидропривода типа аксиально-поршневых машин НП-90 и МП-90 (производства ПО «Парголовский завод», Россия и ОАРО «Гидросила», Украина), а также типов Eaton, Zauer, Danfoss, которыми укомплектованы трубоукладчики, бульдозеры, погрузчики и другие мобильные транспортные средства. Использование таких транспортных средств в угольных шахтах или металлургических цехах сопряжено с высокой вероятностью возникновения аварийных ситуаций, связанных с разрывом рукавов высокого давления и возгоранием разлитого гидравлического масла.

К пневмогидравлическим системам могут быть отнесены гидропневматические подвески мобильных транспортных средств, в которых применение масла типа МГЕ-10А, имеющего температуру вспышки в области 96-98°С, для обеспечения пожарной безопасности сопряжено с заправкой их азотом с помощью специального оборудования.

Однако все виды возгорания в гидравлических системах могут быть предотвращены путем применения огнестойкой гидравлической жидкости, обладающей достаточными противоизносными, вязкостно-температурными, антикоррозионными и антипенными свойствами.

При создании изобретения ставилась задача получения концентрата гидравлической жидкости с улучшенными эксплуатационными свойствами: широким температурным диапазоном работоспособности, от минус 40 до 100°С, при давлении 35 МПа, скорости перемещения жидкости до 2000 мин-1 (33,3 с-1), с показателем износа по ГОСТ 9490 не менее 0,4, что соответствует условиям эксплуатации объемного гидропривода мобильных транспортных средств, обеспечивающей защиту от возгорания, - экологически чистого, позволяющего проводить изготовление жидкости в условиях эксплуатации.

Известным международным стандартом предусматривается существование класса трудновоспламеняемых жидкостей, HF, наиболее экологически чистыми из которых являются водосодержащие жидкости подклассов HFAE, (эмульсии масел в воде) и HFC (водные растворы полимеров) [2].

Анализ научно-технической литературы и патентной документации выявил ряд технических решений.

Известны огнестойкие водосодержащие гидравлические жидкости на основе гликолей [3], глицерина [4], водных эмульсий [5], содержащие комплексы антикоррозионных и антифрикционных присадок и удовлетворяющие тем или иным требованиям по вязкостно-температурным свойствам, коррозионной стойкости конструкционных материалов и другим эксплуатационным свойствам.

Так, например, жидкость ПГВ [4-ГОСТ 25821], представляющая собой водный раствор глицерина и полиэтиленгликоля с антикоррозионными, антифрикционными и антипенной присадками, предназначена для применения в морской технике.

Недостатком этой водно-глицериновой жидкости является то, что она не содержит противоизносную присадку, работоспособна в более узкой области температур, от минус 30 до 80°С, и не рекомендована к изготовлению из концентрата и эксплуатации в объемном гидроприводе мобильных транспортных средств.

В качестве второго примера может быть рассмотрена гидравлическая жидкость [6], приготовляемая из концентрата в виде 18-23%-ного водного раствора, содержащего этиленгликоль, триэтаноламин, антивспениватель, минеральную основу, защитно-консервационную присадку, обладает высокими консервационными свойствами и может быть использована для испытаний внутренних полостей узлов и деталей гидравлических систем шахтных крепей.

Недостатком этой жидкости является то, что она не содержит противоизносную присадку и ее работоспособность в области положительных температур ограничивается 50°С.

В качестве третьего аналога может быть рассмотрена охлаждающая рабоче-консервационная жидкость для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта [7], содержащая этиленгликоль, натрий фосфорно-кислый двузамещенный, декстрин картофельный, морфолин паранитробензойнокислый, глицерин, натрий олеиновокислый, воду, предназначенную для обеспечения противокоррозионной защиты деталей системы охлаждения автомобильной техники длительного хранения (после слива жидкости из системы) и использования слитой жидкости как рабочей.

Недостатком этой жидкости является то, что она не изготавливается из концентрата, проявляет худшие противоизносные свойства (показатель износа по ГОСТ 9490 более 0,9), хотя и содержит противоизносную присадку натрий олеиновокислый, и не отвечает требованиям по вязкостно-температурным характеристикам.

Наиболее близким к изобретению является гидравлическая жидкость [8], состоящая из этилен- или пропиленгликоля (58-64%), водорастворимого полиуретана (2,9-5,5%), бензотриазола (0,3-0,5%), триэтаноламина (0,8-2,0%), триэтаноламиновой соли алкилэтоксифосфатов жирных спиртов фракции С1013 (0,1-0,2%), четвертичной хлористой соли несимметричного диметилалкил (С1214) гидразина (0,01-0,10%), антивспенивателя (0,01-0,04%), воды (до 100%) (т.е 30-40%), обладающей хорошими антифрикционными, антикоррозионными свойствами, низкой температурой застывания и низкой вязкостью при отрицательных температурах.

Недостатком известной жидкости является то, что она не удовлетворяет вышеуказанным требованиям по противоизносным свойствам (показатель износа по ГОСТ 9490 лежит в области 0,75-0,8) и не может быть приготовлена из концентрата, содержащего воду в количестве менее 20% без выделения осадков.

Технический результат настоящего изобретения заключается в расширении диапазона эксплуатационных свойств концентрата гидравлической жидкости, обладающей достаточными вязкостно-температурными, антикоррозионными и противоизносными свойствами для обеспечения возможности ее применения в объемных гидроприводах, гидропневматических подвесках и других гидравлических системах мобильных транспортных средств в любых климатических условиях, включая пожароопасные, и сохраняющей стабильность при рабочих температурах жидкости в диапазоне от минус 45°С до 100°С, давлениях выше 25 МПа, скоростях перемещения жидкости до 33,3 с-1 (2000 мин-1).

Технический результат достигается тем, что концентрат гидравлической жидкости, содержащий пропилегликоль, водорастворимый полиуретан, триэтаноламин, антивспениватель и воду, согласно изобретению дополнительно содержит, натрий олеиновокислый, морфолин паранитробензойной кислоты, при следующем соотношении, мас.%:

Вода дистиллированная или паровой конденсат6,0-8,0
Триэтаноламин1,42-1,5
Пропиленгликоль81,3-85,4
Водорастворимый полиуретан3,6-9,43
Морфолиновая соль паранитробензойной кислоты1,18-1,2
Антивспениватель0,06-0,15
Натрий олеиновокислый0,14-0,15,

что создает возможность получения из него при смешении с водой гидравлической жидкости нескольких модификаций по вязкостно-температурным свойствам, обладающей достаточными антикоррозионными и противоизносными свойствами и стабильностью состава в условиях эксплуатации объемных гидроприводов мобильных транспортных средств.

Качество компонентов, выпускаемых российскими предприятиями, соответствует нормативной документации: пропиленгликоль - по ТУ 6-01-926-79, триэтаноламин по ТУ 6-09-3448-92, морфолин по ТУ 6-09-649-85, паранитробензойная кислота по ТУ 6-02-12-73-83, натрий олеиновокислый по ТУ 6-09-1224-83.

В качестве антивспенивателя используется блоксополимер окиси этилена и окиси пропилена с молекулярной массой 4000-10000 (проксанол или пропинол) по ТУ 6-14-1486-75.

Морфолиновую соль паранитробензойной кислоты получают смешением в эквимолярном соотношении морфолина и паранитробензойной кислоты.

Технология получения предлагаемого состава осуществляется в аппарате с механическим перемешиванием и обогревом путем смешения компонентов в определенном порядке и соотношении при температуре 50°С в течение 3-4 часов с последующей фильтрацией. Процесс получения предлагаемого состава безотходен, не сопровождается вредными выбросами в атмосферу и пожаробезопасен.

Огнестойкую гидравлическую жидкость готовят на месте эксплуатации смешением 68-72% предлагаемого состава концентрата с водой дистиллированной или паровым конденсатом до получения 34-35%-ного водного раствора.

Для обоснования качественного и количественного состава компонентов были приготовлены 3 примера заявляемой композиции с различным содержанием водорастворимого полиуретана, пропиленгликоля и воды, составы которых представлены в таблице 1.

В таблице 2 представлены результаты испытаний основных физико-химических характеристик предлагаемого и известного смазочных составов концентратов и гидравлических жидкостей, полученных на их основе, таких как антикоррозионные свойства, вязкость кинематическая, температурный диапазон физической стабильности, а также трибологические, по ГОСТ 9490, и пожаробезопасные, в соответствии с [9], свойства.

Как видно из таблицы 2, концентрат предлагаемого состава позволяет получить гидравлическую жидкость, обладающую значительно более широким температурным диапазоном физической стабильности, соответствующим минус 60-118°С, и имеющей в качестве нефтяных аналогов по вязкостно-температурным свойствам масла МГЕ-10А [10] и «А» [11].

В пределах заявляемого диапазона концентраций компонентов может быть изготовлена та или иная модификация концентрата, позволяющая получить гидравлическую жидкость, наиболее полно отвечающую требованиям той или иной гидравлической системы. Поэтому в гидравлическом плунжерном насосе объемного вытеснения, или объемном гидроприводе, типа ГСТ-90 были проведены испытания модификации жидкости, соответствующей примеру 3 заявляемого концентрата, в сравнении с маслом «А», а в объемном гидроприводе типа БК 2.957.202, входящем в состав гидравлической системы, укомплектованной гидропневматической подвеской, были проведены испытания модификации жидкости, соответствующей примеру 2, в сравнении с маслом МГЕ-10А.

Результаты лабораторных и стендовых испытаний заявляемого состава концентрата гидравлической жидкости, проведенных в сравнении с нефтяными аналогами, приведены в таблице 3.

Приведенные результаты подтверждают то, что расширение эксплуатационных свойств концентрата гидравлической жидкости реализовалось: диаметр пятна износа на 55% ниже, чем у известного, и на 35% ниже, чем у нефтяного аналога МГЕ-10А, коэффициент трения ниже, чем у известного, и одного уровня с нефтяными аналогами, не воспламеняется при контакте с открытым пламенем и нагретой поверхностью, обеспечивает работоспособность гидравлических плунжерных насосов объемного вытеснения при давлении выше 25 МПа, температуре 100°С, частоте вращения вала 33,3 с-1.

В настоящее время проведены лабораторные, стендовые и натурные испытания 70%-ного раствора концентрата огнестойкой гидравлической жидкости заявляемого состава в, гидропневматической подвеске, заправленной воздухом вместо азота. Положительные результаты испытаний в гидропневматической подвеске доказывают устойчивость материалов к упругопластическим деформациям в среде жидкости и пожарную безопасность в контакте с воздухом.

Изобретение может быть использовано в различных областях народного хозяйства, где используются промышленные трактора, строительно-дорожные, наземные и подземные, подъемно-транспортные средства, различные самосвалы, как, например, в горнодобывающей, лесной, угольной и металлургической промышленностях.

Применение изобретения позволит заменить заправку азотом гидропневматических подвесок мобильных транспортных средств на воздух, предотвратить пожары в металлургических цехах и угольных шахтах, обеспечить экономию дефицитных нефтяных масел и экологическую чистоту окружающей среды.

Таблица 1
Составы примеров композиций концентрата гидравлической жидкости, мас.%
Наименование компонентаПримеры составов
123
Пропиленгликоль85,084,6381,64
Вода8,177,226,0
Триэтаноламин1,51,51,5
Натрий олеиновокислый0,150,150,15
Морфолин паранитробензойной кислоты1,21,21,2
Антивспениватель0,080,080,08
Водорастворимый полиуретан3,95,229,43

Таблица 2
Физико-химические характеристики примеров концентратов предлагаемого и известного составов и гидравлических жидкостей, полученных на их основе
№ п/пНаименование показателяЗначение показателей
Пример 1Пример 2Пример 3Известный состав [7]Прототип [8]
1Антикоррозионные свойства, изменение массы, %, ГОСТ 2917

Сталь ШХ-15, 80°С, 24 ч

Сталь 38ХМВ 80°С, 24 ч

Латунь ЛМцКНС 58-3.5-1,5. 80°С, 24 ч
0,007

0,006

0,0016
0,006

0,005

0,0015
0,006

0,005

0,0015
0,0065

0,006

0,0014
0,007

0,006

0,0013
2Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с. ГОСТ 332774163Отс.Отс.
3Показатель активности ионов водорода, рН ГОСТ 225679,69,69,610,59,5
4Температурный диапазон физической стабильности, °С. ГОСТ 2177Минус 60-118Минус 60-118Минус 57-118Минус 65-114Минус 57-105
5Вязкость кинематическая при 40°С, мм2/с гидравлической жидкости ГОСТ 336,511,522,5Менее 1,548,5
6Трибологические характеристики, определенные на четырехшариковой машине трения:
- диаметр пятна износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н при 15-25°С в течение 1 ч, мм, не более, для гидравлической жидкости ГОСТ 94900,40,40,40,910,71-0,85
7Класс гидравлической жидкости и нефтяной аналогМГ-5ВМГ-15ВМГ-32ВОтс.МГ-46
ГОСТ 1747.3Отс.МГЕ-10А«А»Отс.Отс.

Таблица 3
Результаты испытания эксплуатационных характеристик гидравлических жидкостей, полученных на базе предлагаемого концентрата и их нефтяных аналогов
Наименование показателяЗначение показателя
Пример 1Масло МГЕ-10А по ОСТ 38.01.281-82Пример 2Масло А по ТУ 38.1011282-89
1. Трибологические характеристики, определенные на четырех-шариковой машине трения:
- диаметр пятна износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н при 15-25°С в течение 1 ч, мм, не более, по ГОСТ 9460;0,40,70,40,3
2. Работоспособность гидромотора БК.957.292 в режиме насоса при давлении 25МПа, 70°С, 33,3 с-1, 100 ч;ОбеспечиваетОбеспечивает--
ГСТ-90, при 35 МПа, 100°С, 33,3 с-1, 500--ОбеспечиваетОбеспечивает
3. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле по ГОСТ 63456-75Отсутствует98Отсутствует175
4. Температура воспламенения, ГОСТ 13921-68Отсутствует110Отсутствует200
6. Распространение пламени вдоль струи распылаНе распространяетсяРаспространяетсяНе распространяетсяРаспространяется
7. Температура застывания, °С, ГОСТ 20287Минус 57Минус 70Минус 54Минус 40

Источники информации

1. ГОСТ 17479.3-85. Масла гидравлические. Классификация и обозначения. М.: Издательство стандартов. - 1996 г.

2. ИСО 6743/4-87. Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Часть 1. Группа Н (гидравлические масла). М. Издательство стандартов. - 1988 г.

3. Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости. Справочное руководство. Под ред. A.M.Сухотина. Л.: Химия, 1979, 360 с.

4. ГОСТ 25821-83. Жидкость ПГВ. Технические условия. М.: Издательство стандартов. - 1993 г.

5. Кондаков Л.А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем. М.: Машиностроение - 1982 г. С.84-90.

6. Патент РФ №2093548, С10М 173/00. Опубликован 20.10.97. Бюл. №29.

7. Патент РФ №2206591, С09К 5/00. Опубликован 20.06.2003. Бюл. №17.

8. Патент РФ №2091448, С10М 173/02. Опубликован 27.09.97. Бюл. №27.

9. Кламанн Д. Смазки и родственные продукты. М.: Химия - 1988 г. С.341-346.

10. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Под ред. В.И.Школьникова. М: Издательский центр «Техинформ»? - 1999 г., 596 с.

1. Концентрат огнестойкой гидравлической жидкости для мобильных транспортных средств, содержащий пропиленгликоль, воду, триэтаноламин, водорастворимый полиуретан и антивспениватель, отличающийся тем, что дополнительно содержит натрий олеиновокислый и морфолин паранитрообензойной кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вода дистиллированная или паровой конденсат6,0-8,0
Триэтаноламин1,42-1,5
Пропиленгликоль81,3-84,5
Водорастворимый полиуретан3,6-9,43
Морфолин паранитробензойной кислоты1,18-1,2
Антивспениватель0,06-0,15
Натрий олеиновокислый0,14-0,15

2. Концентрат огнестойкой гидравлической жидкости по п.1, отличающийся тем, что в качестве антивспенивателя содержит блок-сополимер окисей этилена и пропилена с молекулярной массой 4000-10000.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологическим смазкам для пластической обработки черных и цветных металлов и может использоваться в прокатном, волочильном производстве, обработке металлов резанием и других отраслях, применяющих смазочно-охлаждающие материалы.
Изобретение относится к способам получения смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) на водной основе для механической обработки металлов в машиностроении. .
Изобретение относится к смазочным композициям, а также к технологии изготовления отдельных компонентов этих композиций, и может быть использовано в технологических процессах холодной обработки металлов давлением и резанием.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), и может быть использовано при механической обработке металлов резанием и давлением.
Изобретение относится к рабочим жидкостям, предназначенным для использования в различном промышленном оборудовании с передаточными механизмами и гидравлическими системами в различных условиях эксплуатации.
Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в пищевой промышленности для смазки ножей хлеборезательных машин. .

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано для производства изделий путем штамповки, калибровки, вытяжки, прокатки, волочения, выдавливания и т.д.

Изобретение относится к составам негорючих гидравлических жидкостей на водно-гликолевой основе, используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах машин литья металлов под давлением нового поколения, оснащенных робототехническим комплексом.

Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения грузовых и пассажирских вагонов.

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, в частности к консервационным смазкам. .

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты внутренних поверхностей от воздействия факторов окружающей среды. .

Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения локомотивов. .

Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения локомотивов. .

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения, таких как пятниковые узлы вагонов, тяговые редукторы локомотивов, узлы трения с подшипниками качения железнодорожного подвижного состава.

Смазка // 2071500
Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п.

Изобретение относится к полужидким смазкам для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, в частности тяговых редукторов локомотивов, для снижения коэффициента трения и предотвращения износа деталей тяжелонагруженного узла трения и повышения срока его службы.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к защитным смазочным материалам, применяемым для консервации металлоизделий, машин и механизмов, хранящихся под навесом.
Наверх