Шестеренная гидромашина

Изобретение относится к области машиностроения. В корпусе шестеренной гидромашины в пространстве между его боковыми дисками, снабженными в зонах полостей всасывания и нагнетания углублениями, расположены колеса с зубьями, образованными тонкостенными пластинами. Колеса в зоне расположения каждого из профилей пустотелых зубьев со стороны внешних образующих своих поверхностей снабжены в своем осевом направлении пазами, имеющими, например, полуцилиндрическую форму и контактирующими с углублениями, выполненными в зонах всасывания и нагнетания рабочей жидкости упомянутых дисков. Повышается эффективность использования гидромашины. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях различных машин, снабженных гидроприводом.

Известна шестеренная гидромашина, представленная в книге «Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. Учеб. для машиностроительных вузов» / Т.М.Башта и др. - 2-е изд. перераб. - М.: Машиностроение, 1982, и описанная на стр.340-342, а также показанная на рис.3.47. Такая гидромашина состоит из двух шестерен, находящихся в зацеплении и расположенных в камере, стенки которой охватывают со всех их сторон с малыми зазорами. По обе стороны области зацепления в корпусе имеются полости, соединенные с линиями высокого и низкого давления (всасывающая и нагнетательная полости). При вращении одной из шестерен происходит вращение другой, и захватываемая рабочая жидкость из всасывающей полости зубьями шестерен транспортируется по корпусу в нагнетательную полость гидромашины. Несмотря на простоту конструкции и достаточную эффективность использования такая шестеренная гидромашина имеет ряд недостатков, заключающихся, например, в высокой пульсации транспортируемого потока рабочей жидкости, недостаточной производительности, сравнительно высокой металлоемкости и т.д.

Известна также шестеренная гидромашина, описанная в патенте RU 2269031. Конструкция такой гидромашины представляет собой корпус, в котором подвижно размещены колеса с жестко к ним присоединенными тонкостенными пластинами, образующими зубья шестерен. Колеса своими торцевыми поверхностями контактируют с боковыми дисками, которые в зонах полостей всасывания и нагнетания имеют углубления, позволяющие использовать транспортировку рабочей жидкости внутренними объемами зубьев. Несмотря на свою эффективность использования такая гидромашина так же, как и предыдущая, не полностью решает проблему исключения пульсации потока и повышения ее производительности.

Поэтому задачей изобретения является повышение эффективности использования шестеренных гидромашин.

Поставленная задача достигается тем, что в корпусе шестеренной гидромашины в пространстве между его боковыми дисками, снабженными в зонах полостей всасывания и нагнетания углублениями, расположены колеса с зубьями, образованными тонкостенными пластинами, согласно изобретению колеса в зоне расположения каждого из профилей пустотелых зубьев со стороны внешних образующих своих поверхностей снабжены в своем осевом направлении пазами, имеющими, например, полуцилиндрическую форму и контактирующими с углублениями, выполненными в зонах всасывания и нагнетания рабочей жидкости упомянутых дисков.

На фиг.1 показан общий вид шестеренной гидромашины в разрезе в вертикальной ее плоскости,

на фиг.2 - укрупненный вид зубьев ее шестерен,

на фиг.3 - поперечный разрез по Д-Д части гидромашины со стороны всасывающей полости.

Шестеренная гидромашина состоит из корпуса 1, в котором расположены неподвижные диски 2 с выполненными в них углублениями 3, являющимися продолжением подобных углублений 4 корпуса 1. Между неподвижными дисками 2 подвижно размещены колеса 5, снабженные зубьями 6, изготовленными из отрезков тонкостенных пластин. Колеса 5 снабжены пазами 7 и установлены жестко на валу 8 с помощью шпонки 9 и свободно на оси 10. Корпус 1 имеет всасывающий патрубок 11 и нагнетательный патрубок 12, предназначенные для направления тока рабочей жидкости 13.

Работает шестеренная гидромашина следующим образом.

При подаче вращающего момента на вал 8 последний способствует вращению его колеса 5, а за счет того, что его зубья 6 связаны зацеплением с ответными, выполненными на другом колесе 5, то оба они вращаются с одинаковой угловой скоростью по стрелкам С. Такое вращение колес 5 способствует транспортировке рабочей жидкости 13, поступающей через всасывающий патрубок по стрелке А и углубления 4 и 3 в пустотелое пространство зубьев 6 и пазы 7, в сторону нагнетательного патрубка 12 и затем выходу ее под давлением по стрелке В. Следует отметить, что в предложенном техническом решении объем рабочей жидкости 13, располагаемой в межзубовых пространствах, внутри зубьев 6, а также в пазах 7 достаточно велик, причем пазы 7 могут иметь не только полуцилиндрическую форму, но и, например, трапецеидальную, прямоугольную и т.д. Это позволит разместить в них дополнительно значительное количество транспортируемой рабочей жидкости 13. Известно (см. вышеуказанную книгу Т.М.Башта), что неравномерность подачи рабочей жидкости 13 шестеренной гидромашины зависит от радиуса выступов зубчатого колеса rГ, радиуса начальной окружности r и шагом зацепления t (стр.344, формула 3.63 указанной книги). В то же время средняя подача QИ зависит от этих же параметров, а также от ширины зубьев и угловой скорости колес (см. стр.343, формула 3.62). Но так как количество транспортируемой жидкости 13 значительно увеличивается, то в целом ее поток будет в предлагаемой гидромашине более равномерен и устойчив. Следует также отметить, что пульсация потока жидкости 13 также возможна, как у известных машин, но ее величина будет очень мала и характеризуется только площадью, создаваемой головками зубьев 6 в зоне контакта их с корпусом 1 гидромашины.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в отличие от известных очевидно за счет того, что производительность и пульсация такой шестеренной машины отвечает требованиям эффективности их использования в гидроприводах различных машин и механизмов.

Шестеренная гидромашина, в корпусе которой в пространстве между его боковыми дисками, снабженными в зонах полостей всасывания и нагнетания углублениями, расположены колеса с зубьями, образованными тонкостенными пластинами, отличающаяся тем, что колеса в зоне расположения каждого из профилей пустотелых зубьев со стороны внешних образующих своих поверхностей снабжены в своем осевом направлении пазами, имеющими, например, полуцилиндрическую форму и контактирующими с углублениями, выполненными в зонах всасывания и нагнетания рабочей жидкости упомянутых дисков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в винтовых насосах для добычи нефти из скважин. .

Изобретение относится к способу преобразования движения в объемной шнековой машине вращающегося типа и к этой вращающейся шнековой машине. .

Изобретение относится к роторной винтовой машине объемного типа. .

Изобретение относится к технике добычи нефти, в частности к установкам скважинных винтовых насосов и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности для подъема высоковязких пластовых жидкостей из скважин.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации одновинтовых насосов, предназначенных для напорного транспортирования и дозирования различных сред в химической, пищевой, строительной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтяной промышленности как для испытания винтовых насосов, так и для сборки и обкатки винтовых насосов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в установках винтового погружного насоса с поверхностным приводом для добычи нефти. .

Изобретение относится к устройствам для перекачивания жидкостей, а именно к конструкции гидравлических эксцентриковых насосов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в вакуумных насосах, компрессорах, холодильных агрегатах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных шиберных насосах, гидромоторах, гидростатических дифференциалах и трансмиссиях с повышенной эффективностью при высоком давлении.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к винтовым насосам с устьевым приводом, и может быть использовано для подъема жидкостей из скважин

Изобретение относится к погружным насосам для использования в буровой скважине

Изобретение относится к эксцентриковым червячным насосам или эксцентриковым червячным двигателям

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к гидравлическим машинам объемного вытеснения, преимущественно к насосным установкам, в составе которых имеется электропривод, и может быть использовано во всех отраслях промышленности, например в нефтехимической, нефтегазовой, а также в гидротранспортных или других системах, где насосные установки значительную долю времени работают в режиме «пуск-останов» при номинальной (паспортной) неизменной частоте вращения привода

Изобретение относится к устройствам машиностроительной гидравлики

Изобретение относится к области компрессоростроения, насосостроения и может быть использовано в спиральных машинах для решения проблемы уменьшения тепловых нагрузок элементов конструкции, улучшения энергетических характеристик

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к винтовым насосам для перекачки газожидкостных сред, например продукции нефтяных скважин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к одновинтовым насосам, и может быть использовано в конструкциях одновинтовых насосов, предназначенных для перекачивания различных составов в строительной, нефтехимической, пищевой и других отраслях промышленности
Наверх