Литейный сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия, используемых для изготовления деталей с большим объемом механической обработки, работающих при высоких температурах. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: кремний 8,5-12,0, медь 1,2-4,5, цинк 0,2-1,5, магний 0,1-1,4, титан 0,02-0,2, никель 0,02-0,3, марганец 0,1-0,6, железо 0,2-1,0, сурьма 0,05-0,25, азот 0,02-0,15, алюминий остальное. Получают сплав с повышенными технологическими свойствами, такими как прочность, твердость, износостойкость, коэффициент термического расширения. 2 табл.

 

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов, используемых для изготовления деталей с большим объемом механической обработки, работающих при высоких температурах.

Известны литейные сплавы марок АЛ5 и АЛ9 по ГОСТ 2685-85, применяемые для изготовления отливок способом литья в кокиль и под давлением с большим объемом механической обработки. Однако технологические свойства этих сплавов, такие как трещиностойкость и обрабатываемость резанием, недостаточны.

Наиболее близким к предложенному по достигаемому эффекту является литейный сплав на основе алюминия (А.с. СССР №805643, С22С 21/04, 1986), содержащий, мас.%:

Кремний10,0-12,0
Медь0,8-1,8
Никель0,8-1,3
Магний0,8-1,3
Марганец0,2-0,6
Железо0,4-0,9
Титан0,05-0,4
Цинк0,21-0,9
Цирконий0,02-0,2
Ванадий0,02-0,2
АлюминийОстальное

Известный сплав обладает следующими свойствами: предел прочности при температуре 20°С составляет 25,0-30,1 кГс/мм2, а при температуре 250°С - 19,8-22,0 кГс/мм2. Твердость при температуре 20°С составляет 100-125 НВ, а при температуре 250°С - 70-85 НВ. При литье данного сплава отмечаются несоответствие структуры 11-15% и пористость. Также отмечаются недостаточные технологические свойства.

Задачей данного технического решения является повышение технологических свойств.

Поставленная задача решается тем, что литейный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, никель, магний, марганец, железо, титан, цинк, дополнительно содержит сурьму и азот при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Кремний8,5-12,0
Медь1,2-4,5
Цинк0,2-1,5
Магний0,1-1,4
Титан0,02-0,2
Никель0,02-0,3
Марганец0,1-0,6
Железо0,2-1,0
Сурьма0,05-0,25
Азот0,02-0,15
АлюминийОстальное

Существенным отличием предложенного литейного сплава на основе алюминия является дополнительное введение в его состав сурьмы и азота, что существенно повышает его технологические свойства.

Дополнительное введение в состав литейного сплава на основе алюминия сурьмы обеспечивает повышение стабильности структуры, технологических свойств, твердости и прочности сплава, что способствует увеличению стойкости и эксплуатационных свойств. Микролегирующий эффект сурьмы при содержании до 0,05 мас.% недостаточен, не обеспечивается получение изотропной структуры и повышение твердости, износостойкости и технологических свойств, а при концентрации сурьмы более 0,25 мас.% увеличивается содержание неметаллических включений по границам зерен, снижаются механические и технологические свойства и стойкость.

Азот измельчает структуру и повышает твердость, прочность, стойкость и другие технологические свойства, но при содержании его более 0,15 мас.% увеличивается неоднородность структуры, что снижает ударную вязкость, задиростойкость и коэффициент трения, а при содержании азота до 0,02 мас.% его влияние на прочность, твердость и технологические свойства несущественно.

Введение кремния обусловлено его положительным влиянием на технологические свойства, поэтому верхний предел его концентрации повышен до 12,0 мас.%, выше которой технологические свойства снижаются.

Концентрация меди на верхнем пределе повышена до 4,5 мас.%, что способствует повышению предела прочности и технологических свойств. При ее концентрации более 4,5 мас.% ухудшаются механические и технологические свойства, а при концентрации меди менее 1,2 мас.% технологические и физико-механические свойства сплава недостаточны.

Цинк, титан и железо улучшают физико-механические и технологические свойства и содержание их принято в пределах, не снижающих технологические свойства.

Магний обеспечивает измельчение структуры и стабилизацию металлической основы, способствует повышению твердости, износостойкости, сопротивляемости трещинам и выносливости. При концентрации магния до 0,1 мас.% твердость, выносливость, технологические свойства и предел прочности сплава недостаточны, а при концентрации магния более 1,4 мас.% ухудшаются технологические свойства, увеличивается ликвация, снижаются предел выносливости, износостойкость и повышается коэффициент термического расширения.

Никель обеспечивает микролегирующее влияние на структуру сплава, повышает трещиностойкость. При его содержании до 0,02 мас.% микролегирующий эффект недостаточен, а при повышении его концентрации более 0,3 мас.% снижаются технологические свойства.

Цирконий и ванадий являются дорогостоящими компонентами, снижающими стабильность структуры и свойств, поэтому они исключены из состава сплава.

Выплавку сплавов на основе алюминия производят в индукционных тигельных печах. Сначала в тигель загружают кусковой флюс с таким расчетом, чтобы после расплавления образовывалась ванна глубиной до 150 мм, в которую постепенно загружают слегка подогретые чушки силумина, отходы собственного производства, чистые материалы и лигатуры. После расплавления шихты флюс снимают, чтобы использовать его для новой плавки. При достижении температуры 710-780°С расплав продувают азотом непосредственно в индукционной печи или после его розлива в электрических тигельных (раздаточных) печах в течение 5-6 минут.

После этого алюминиевые сплавы разливают в металлические формы для получения технологических проб, образцов и деталей.

В табл.1 приведены сплавы на основе алюминия опытных плавок.

В табл.2 приведены технологические пробы этих сплавов.

В качестве эталона при обработке шлифованием использовали литейный алюминиевый сплав марки АЛ8 плотностью 2,55.

Таблица 1
СплавСодержание компонентов, мас.%
КремнийМедьЦинкМагнийТитанНикельМарганецЖелезоСурьмаАзотВанадийЦирконийАлюминий
1 (изв.)11,51,20,71,10,211,120,40,70,10,05Остальное
28,51,20,20,10,020,020,10,20,050,02Остальное
39,23,11,80,90,070,20,40,70,120,08Остальное
4124,52,51,40,20,30,61,00,250,15Остальное
57,60,80,10,030,010,010,070,10,020,01Остальное
612,53,32,81,60,310,450,651,20,30,22Остальное

Таблица 2
СплавПредел прочности, кгс/мм2Твердость, НВОтносительная шлифуемость, КшЖидкотекучесть, ммНесоответсвие структуры при литье под давлением, %Износостойкость, г/м2.гсКоэффициент термического расширения, (20-200°С)·10-6 град
При 20°СПри 250°Спри 20°Спри 250°С
1 (изв.)29,520,8115801,05301212019,8
230,521,5126871,246002,19518,8
33,824,6128951366380,87218,3
432,623,7129961,286201,27618,5
529,719,9116821,055351111619,7
630,220,1123861,165802,79819,2

Литейный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, никель, магний, марганец, железо, титан, цинк, отличающийся тем, что он дополнительно содержит сурьму и азот при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Кремний8,5-12,0
Медь1,2-4,5
Цинк0,2-1,5
Магний0,1-1,4
Титан0,02-0,2
Никель0,02-0,3
Марганец0,1-0,6
Железо0,2-1,0
Сурьма0,05-0,25
Азот0,02-0,15
АлюминийОстальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к металлургии, в частности, к способам модифицирования литейных алюминиево-кремниевых сплавов доэвтектического состава. .
Изобретение относится к области металлургии легких сплавов и может быть использовано для получения слитков и отливок из заэвтектических силуминов для изготовления изделий автомобильной и авиационной техники.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам силуминов, которые могут быть использованы в авиационной, автомобильной, приборостроительной, судостроительной и электротехнической промышленности.
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к ферросплавному производству. .

Изобретение относится к области производства деталей обшивки кузовов транспортных средств, таких как крылья, двери, задние двери, капоты или крыши, устанавливаемых на стальной конструкции.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам силуминов, которые могут быть использованы для изготовления изделий, эксплуатируемых в условиях термоциклических и механических нагрузок.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам силуминов, которые могут быть использованы для изготовления изделий, эксплуатируемых в условиях термоциклических и механических нагрузок.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам силуминов, которые могут быть использованы в автомобилестроении, производстве насосно-компрессорного оборудования.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам литейных сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы для изготовления корпусов насосов, баллонов, деталей летательных аппаратов.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам лигатур, которые могут быть использованы в производстве сплавов на основе алюминия, преимущественно силуминов.
Изобретение относится к металлургии алюминиевых сплавов и может найти применение для модифицирования силуминов
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбиностроении для защиты лопаток турбин от высокотемпературного окисления и сульфидной коррозии
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы для изготовления поршней, головок цилиндров и других деталей, работающих при температурах до +275°С
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в автомобилестроении

Изобретение относится к сплаву системы Al-Mg-Si, способу его изготовления, а также к изготовленному из него конструктивному элементу
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам силуминов, которые могут быть использованы в авиационной, автомобильной, приборостроительной, судостроительной и электротехнической промышленности

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам литейных сплавов на основе алюминия, и может быть использовано в производстве поршней двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к литейному производству, в частности к модифицированию алюминиево-кремниевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано при получении деталей автомобильных двигателей, работающих под действием высоких нагрузок при температурах до 150-200°С

Изобретение относится к области металлургии материалов на основе алюминия и может быть использовано при получении разнообразных изделий методами фасонного литья, в частности литья под поршневым давлением для производства отливок различного назначения, разнообразной фурнитуры, товаров народного потребления, средненагруженных узлов и агрегатов машин
Наверх