Способ изготовления гиперболоидных зубчатых колес

Способ относится к области обработки материалов резанием и включает метод копирования с периодическим делением, при котором обрабатываемому колесу сообщают вращательные движения вокруг своей оси и оси воображаемого производящего колеса, ось которого перекрещивается с осью обрабатываемого, в условиях изменения межосевого расстояния от величины, равной диаметру начальной окружности обрабатываемого колеса в горловом сечении, до величины, равной сумме радиусов начальных окружностей в торцовом и горловом его сечениях. Ось фрезы устанавливают параллельно образующей начального гиперболоида колеса в его горловом сечении и сообщают фрезе вращательное движение вокруг своей оси. Для повышения нагрузочной способности и технологичности изготовления процесс деления осуществляют на угол, значение которого определяют по приведенной зависимости. Обработку зубьев колес выполняют стандартной модульной дисковой или пальцевой фрезой из набора фрез. При этом выбор номера фрезы осуществляют исходя из приведенного числа зубьев, определяемого по приведенной формуле. 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления зубчатых колес гиперболоидой передачи.

Известна гиперболоидная зубчатая передача (А.С. 1372128, Гиперболоидная зубчатая передача, МПК F16H 1/16, опубл. 07.02.88, Бюл. №5) - [1], где представлены различные варианты криволинейных профилей зубьев сопрягаемых колес передачи.

В качестве ближайшего аналога выбран способ изготовления гиперболоидных зубчатых колес методом копирования инструментом, режущие кромки которого выполнены прямолинейными (А.С. 1514515, Способ изготовления гиперболоидных зубчатых колес, МПК B23F 1/06, опубл. 15.10.89, Бюл. №38) - [2]. При этом способе изготовления нарезание зубьев колес осуществляют инструментом в виде гребенчатой фрезы с кольцевыми витками.

Нарезание зубчатых колес гребенчатой фрезой осуществляется следующим образом.

Обрабатываемому колесу 1 и инструменту 2 сообщают вращательные движения вокруг своих осей O1-O1 и O2-O2 с угловыми скоростями соответственно ωк и ωф (фиг.1). Кроме того, колесу 1 сообщают дополнительное вращение с угловой скоростью ωПК вокруг оси О33 воображаемого производящего колеса 3, параметры которого идентичны параметрам обрабатываемого колеса.

Зубообработку производят при различных межосевых расстояниях между обрабатываемым 1 и воображаемым производящим 3 колесами, сначала при расстоянии, равном диаметру начальной окружности обрабатываемого колеса 1 в горловом его сечении, а затем при расстоянии, равном сумме радиусов начальных окружностей в его торцовом и горловом сечениях. Одновременно обрабатывают сразу несколько впадин 4, при этом ось инструмента 2 O2-O3 устанавливают под углом к оси обрабатываемого колеса 1 90°-β, где β - угол наклона зубьев обрабатываемого гиперболоидного колеса 1 к его оси на начальном гиперболоиде в сечении А-А, перпендикулярном к направлению зуба и проходящем через межосевой перпендикуляр М-М, один из витков 5 инструмента 2 устанавливают симметрично относительно межосевого перпендикуляра М-М, а при переходе от обработки одной группы впадин 4 к другой обрабатываемое колесо поворачивают на угол деления, который равен 360°/П, где П соответствует количеству переходов, округленному до ближайшего большего целого числа и определяемому по формуле П=zk/k, где zk - количество зубьев обрабатываемого колеса 1, k - количество витков 5 инструмента 2.

Наружный диаметр d1 кольцевых витков 5 гребенчатой фрезы 2 выполнен равным наружному диаметру dпк воображаемого производящего колеса 3 в горловом его сечении. Шаг tф инструмента 2 между соседними витками (фиг.2) выполнен равным шагу tпк воображаемого производящего колеса 3 в его нормальном сечении А-А, проходящем через межосевой перпендикуляр М-М.

Недостаток - прямолинейная форма профилей зубьев, получаемая данным способом изготовления и инструментом, имеет низкую контактную прочность вследствие высокой вероятности возникновения кромочного контакта из-за неточностей изготовления и сборки, изготовление зубьев колес данным способом требует изготовления нестандартного инструмента в виде гребенчатой фрезы с кольцевыми витками.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении нагрузочной способности и долговечности передачи за счет уменьшения вероятности возникновения кромочного контакта и повышении технологичности изготовления профилей зубьев сопряженных зубчатых колес.

Технический результат достигается тем, что в способе изготовления зубьев гиперболоидных колес методом копирования с периодическим делением, при котором обрабатываемому колесу сообщают вращательные движения вокруг своей оси и оси воображаемого производящего колеса, ось которого перекрещивается с осью обрабатываемого, в условиях изменения межосевого расстояния от величины, равной диаметру начальной окружности обрабатываемого колеса в горловом сечении, до величины, равной сумме радиусов начальных окружностей в торцовом и горловом его сечениях, ось фрезы устанавливают параллельно образующей начального гиперболоида колеса в его горловом сечении, сообщают фрезе вращательное движение вокруг своей оси, новым является то, что процесс деления осуществляют на угол, значение которого определяют по зависимости ϕ=2π/zK, где zK - число зубьев изготавливаемого колеса, а обработку зубьев колес выполняют стандартной модульной дисковой или пальцевой фрезой из набора фрез, при этом выбор номера фрезы осуществляют исходя из приведенного числа зубьев, определяемого по формуле:

,

и входящего в диапазон чисел зубьев, нарезаемых данной дисковой или пальцевой модульными фрезами,

где А, В, С - коэффициенты, определяемые по формулам:

,

B=m·ha,

,

m - модуль зацепления гиперболоидной передачи,

α - угол зацепления,

ha - высота головки зуба,

ρa - радиус кривизны эвольвенты из условия контактной прочности на высоте головки зуба.

Сущность изобретения представлена на фиг.1-4, где:

фиг.1 - относительное положение нарезаемого колеса, воображаемого производящего колеса и гребенчатой фрезы с кольцевыми витками, фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, фиг.3 - относительное положение нарезаемого колеса, воображаемого производящего колеса и модульной дисковой фрезы, фиг.4 - сечение А-А на фиг.3. Здесь: 1 - обрабатываемое колесо, 2 - инструмент (фреза), 3 - воображаемое производящее колесо, 4 - впадина нарезаемого колеса, 5 - кольцевой виток инструмента.

Приняты следующие обозначения:

ωк, ωпк, ωф - угловые скорости вращения колеса, производящего колеса, фрезы соответственно, dПК, d1, d2 - наружный диаметр воображаемого производящего колеса, наружный диаметр кольцевых витков гребенчатой фрезы, наружный диаметр дисковой или пальцевой модульных фрез соответственно, tф, tпк - шаг инструмента между соседними витками и шаг воображаемого производящего колеса соответственно; β - угол наклона зубьев обрабатываемого гиперболоидного колеса к его оси на начальном гиперболоиде в сечении, перпендикулярном к направлению зуба и проходящем через межосевой перпендикуляр, М-М - межосевой перпендикуляр, O1-O1, О22, О33 - ось колеса, фрезы и воображаемого производящего колеса соответственно.

Нарезание зубчатых колес дисковой или пальцевой модульными фрезами осуществляется следующим образом.

Обрабатываемому колесу 1 и инструменту 2 сообщают вращательные движения вокруг своих осей O1-O1 и O2-O2 с угловыми скоростями соответственно ωк и ωф (фиг.3). Кроме того, колесу 1 сообщают дополнительное вращение с угловой скоростью ωПК вокруг оси О33 воображаемого производящего колеса 3, параметры которого идентичны параметрам обрабатываемого колеса.

Зубообработку производят при различных межосевых расстояниях между обрабатываемым 1 и воображаемым производящим 3 колесами, сначала при расстоянии, равном диаметру начальной окружности обрабатываемого колеса 1 в горловом его сечении, а затем при расстоянии, равном сумме радиусов начальных окружностей в его торцовом и горловом сечениях. Ось инструмента 2 О2-O2 устанавливают под углом к оси обрабатываемого колеса 1 90°-β, где β - угол наклона зубьев обрабатываемого гиперболоидного колеса 1 к его оси на начальном гиперболоиде в сечении А-А, перпендикулярном к направлению зуба и проходящем через межосевой перпендикуляр М-М, инструмент 2 устанавливают симметрично относительно межосевого перпендикуляра М-М, а при переходе от обработки одной впадины к другой, обрабатываемое колесо поворачивают на угол деления, который равен 360°/zk, где zk - количество зубьев обрабатываемого колеса 1.

Наружный диаметр d2 дисковой или пальцевой модульных фрез 2 выполнен равным наружному диаметру dпк воображаемого производящего колеса 3 в его горловом сечении.

В качестве примера приведем пример расчета приведенного числа зубьев и выбора фрезы.

Исходные данные: m=3, α=20°, ha=m=3 мм, ρа=30 мм.

Результаты расчета:

B=m·ha=3·3=9

Округляем до ближайшего целого числа Znp=44.

Для образования эвольвентного профиля зубьев можно использовать модульную дисковую фрезу номер из комплекта 15 фрез. Интервал чисел зубьев колес, которых можно нарезать данной фрезой, 42-54.

Повышение нагрузочной способности и долговечности зубчатых колес, изготавливаемых таким способом, будет достигнуто за счет отсутствия первоначального кромочного контакта на головке и ножке зубьев, что позволит смягчить пересопряжение зубьев в момент их входа в зацепление, а также за счет незначительной величины зазора между контактирующими поверхностями на головке и ножке зубьев, что позволит получить контакт по всей высоте зуба после приработки.

Повышение технологичности изготовления зубьев колес гиперболоидной передачи будет достигнуто за счет использования стандартного зуборезного инструмента и сокращения номенклатуры инструмента для нарезания колес с различными числами зубьев.

Способ изготовления зубьев гиперболоидных колес методом копирования с периодическим делением, при котором обрабатываемому колесу сообщают вращательные движения вокруг своей оси и оси воображаемого производящего колеса, ось которого перекрещивается с осью обрабатываемого, в условиях изменения межосевого расстояния от величины, равной диаметру начальной окружности обрабатываемого колеса в горловом сечении, до величины, равной сумме радиусов начальных окружностей в торцовом и горловом его сечениях, включающий обработку зубьев колес фрезой, ось которой устанавливают параллельно образующей начального гиперболоида колеса в его горловом сечении и сообщают фрезе вращательное движение вокруг своей оси, отличающийся тем, что периодическое деление осуществляют на угол, значение которого определяют по зависимости ϕ=2π/zк, где zk - число зубьев изготавливаемого колеса, а обработку зубьев колес выполняют стандартной модульной дисковой или пальцевой фрезой из набора фрез, выбор номера которой осуществляют по приведенному числу зубьев, определяемому по формуле:

и входящего в диапазон чисел зубьев, нарезаемых данной модульной дисковой или пальцевой фрезами, где А, В, С - коэффициенты, определяемые по формулам:

,

B=m·ha,

,

m - модуль зацепления гиперболоидной передачи,

α - угол зацепления,

ha - высота головки зуба,

ρa - радиус кривизны эвольвенты из условия контактной прочности на высоте головки зуба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки зубчатых деталей, в частности зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием. .

Изобретение относится к области передач с гибкой связью, а именно к цепным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубообработке конических колес. .

Изобретение относится к станкостроению, в частности к станкам для обработки крупногабаритных колес внутреннего зацепления. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах для передачи крутящего момента между валами с пересекающимися осями. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых колес. .

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к способам чистовой обработки зубьев закаленных колес с твердостью до 60 HRC

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке зубофрезерованием зубьев колес дисковыми модульными фрезами методом копирования

Группа изобретений относится к фрезерованию ряда зубьев элемента зубчатой передачи с прямолинейным контуром зуба по длине. Фреза установлена с возможностью вращения и имеет на своей периферии сменные режущие вставки, которые расположены так, что они при подводе фрезы к элементу зубчатой передачи они входят во впадины между соседними зубьями. Режущие вставки установлены на фрезе так, что они имеют по меньшей мере одну проходящую радиально и перпендикулярно оси фрезы режущую кромку. При фрезеровании профиля зуба ось фрезы ориентирована в плоскости, перпендикулярной продольной длине спинки зуба, и во время вхождения вращающихся вокруг оси фрезы режущих вставок в поверхность впадины между зубьями элемента зубчатой передачи, поворачивается в этой плоскости в угловом диапазоне, который перекрывает зону всех нормалей к поверхности профиля подлежащего изготовлению зуба. Также раскрыт способ фрезерования применительно к коническому зубчатому колесу, фреза и режущая вставка для нее. Обеспечивается точная форма профиля зуба и возможность создания сложных профилей зубьев без замены или новой юстировки смонтированных на фрезе режущих вставок. 4 н. и 14 з.п.ф-лы, 10 ил.

Изобретения относятся к машиностроению и могут быть использованы для нарезания зубьев на заготовке на зуборезных станках, в частности на зубчатом колесе, посредством фасонного фрезерования. Станок выполнен с возможностью регулирования положения шпиндельной бабки или концевой фрезы и/или держателя заготовки. Ось концевой фрезы может быть выровнена приблизительно параллельно обрабатываемой боковой поверхности зуба зажатой заготовки. Фреза выполнена с возможностью наложения ее оси на контур боковой поверхности и имеет внешний контур, соответствующий контуру боковой поверхности зуба. Обеспечивается точность обработки поверхности зуба, увеличивается срок службы фрезы. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх