Автотракторный прицеп

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Автотракторный прицеп содержит кузов, расположенный на раме, передняя часть которой связана с подкатной тележкой через поворотный круг, состоящий из верхнего и нижнего колец. Прицеп содержит пневмотормозную систему с воздухораспределителем, воздухопроводами и тормозными камерами. На внутренней вертикальной образующей поверхности верхнего кольца поворотного круга жестко закреплена криволинейной формы кольцевого сечения пустотелая оболочка. Пустотелая оболочка снабжена в нижней своей части дугообразным пазом с размещенным в нем подвижно стержнем. Один конец стержня жестко связан с телом сферической формы, подвижно расположенным внутри криволинейной формы пустотелой оболочки. Другой конец стержня также жестко, с помощью кронштейна, закреплен на нижнем кольце поворотного круга. Тело сферической формы подпружинено пружинами сжатия относительно двух других тел сферической формы, также подвижно установленных в упомянутой оболочке и разделенных между собой упором с образованием воздушного пространства между ними. Указанное пространство связано трубопроводом с воздухопроводом тормозных камер автотракторного прицепа. Повышается устойчивость движения звеньев автотракторного поезда. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных и тракторных прицепов.

Известен тракторный самосвальный прицеп, описанный в инструкции «Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ПО "Ташкентский тракторный завод", Ташкент, 1983». На стр.8, рис.1 этого руководства показан общий вид тракторного прицепа, состоящего из кузова, размещенного на раме, в задней части которой с помощью рессор установлена ведомая пара колес. Передняя же часть рамы с помощью поворотного круга, состоящего из верхнего и нижнего колец, связана с подкатной тележкой, снабженной рулевыми колесами. На подкатной тележке закреплено дышло, предназначенное для транспортировки прицепа в составе тракторного поезда. Прицеп снабжен пневматическим приводом тормозов, включающий в себя систему трубопроводов, связывающих между собой воздушный баллон (см. стр.20, рис.10 этого же руководства), воздухораспределитель, тормозные камеры и т.д. Такая тормозная система обеспечивает надежное торможение прицепа как в случае его движения, так и в аварийных ситуациях, когда по тем или иным причинам возможен саморасцеп прицепных звеньев тракторного поезда. Несмотря на свою достаточно высокую эффективность использования, такой тракторный прицеп имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что в случае возникновения аварийной ситуации, связанной с разрушением сцепного устройства, соединяющего его с тягачом или по другой причине, вызвавшей саморасцеп прицепа с последним, прицеп начинает самостоятельно двигаться по непредсказуемой траектории, а это достаточно опасно для навстречу движущемуся или обгоняющему тракторный поезд транспорта.

Известен также автомобильный прицеп модели МА3-8926, конструкция которого показана и описана на стр.88 книги Краткий автомобильный справочник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983. Конструкция такого прицепа в целом аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение безопасности эксплуатации прицепов, движущихся в составе автотракторных поездов.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней вертикальной образующей поверхности верхнего кольца поворотного круга жестко закреплена криволинейной формы кольцевого сечения оболочка, снабженная в нижней своей части дугообразным пазом с размещенным в нем подвижно стержнем, один конец которого жестко связан с телом сферической формы, подвижно расположенным внутри криволинейной формы пустотелой оболочки, а другой также жестко с помощью кронштейна закреплен на нижнем кольце поворотного круга, тело сферической формы подпружинено пружинами сжатия относительно двух других тел сферической формы, также подвижно установленных в упомянутой оболочке и разделенных между собой упором с образованием воздушного пространства между ними, которое связано трубопроводом с воздуховодом тормозных камер автотракторного прицепа.

На фиг.1 показан общий вид автотракторного прицепа, на фиг.2 - его сечение по АА и на фиг.3 - часть подкатной тележки в сечении по ВВ.

Автотракторный прицеп состоит из кузова 1, размещенного на раме 2, снабженной ведомыми колесами 3. К раме 2 жестко присоединено верхнее кольцо 4 поворотного круга 5, связанное при помощи шарового погона 6 с нижним кольцом 7 поворотного круга 5, также жестко закрепленного на подкатной тележке 8 с дышлом 9 и рулевыми колесами 10. На верхнем кольце 4 поворотного круга 5 закреплена криволинейной формы кольцевого сечения оболочка 11, снабженная упором 12 и дугообразным пазом 13. В криволинейной формы кольцевого сечения оболочке 11 подвижно расположено тело сферической формы 14, жестко закрепленное на стержне 15, другой конец которого также жестко связан с нижним кольцом 7 поворотного круга 5. Тело сферической формы 14 подпружинено пружинами 16, другие концы которых контактируют с двумя другими телами сферической формы 17, примыкающими к упору 12 и образующими между собой воздушное пространство 18, связанное трубопроводом 19 с воздухопроводом 20 тормозных камер автотракторного прицепа (тормозные камеры не показаны).

Работает автотракторный прицеп следующим образом. При движении автотракторного прицепа в составе автотракторного поезда по стрелке С вследствие воздействия на его рулевые колеса 10 микро- и макропрофиля дорог или бездорожья, а также других причин, связанных с различным давлением воздуха в колесах, неравномерного распределения груза в кузове 1 и т.д., происходят колебания его в поперечной плоскости движения. При этом его подкатная тележка 8 совместно с рулевыми колесами 10 и нижним кольцом 7 поворотного круга 5 может получать угловые перемещения на угол γ. Но так, как стержень 15 жестко связан с нижним кольцом 7 поворотного круга 5, то тело сферической формы 14 будет перемещаться в криволинейной форме кольцевого сечения оболочки 11, проскальзывая стержнем 15 в пазу 13 и сжимая пружины сжатия 16 по стрелкам F. Однако такие угловые повороты подкатной тележки 8 будут незначительны, так как жесткость пружин сжатия 16 подобрана такой, которая и обеспечит демпфирование колебаний виляния. Такой процесс ограничения поперечных колебаний (виляние) может повторятся неоднократно. При движении автотракторного прицепа может произойти ситуация когда, по той или иной причине окажется, что сцеп тягача и прицепа разрушился или же произошел его саморасцеп по какой-либо другой причине. В этом случае подкатная тележка 10 может получить непредсказуемые по величине угловые повороты, способные вывести прицеп на встречную полосу движения и тем самым создать аварийную ситуацию, связанную с столкновением со встречно движущимся или обгоняющим транспортным средством. В этом случае описываемое устройство заблокирует подкатную тележку 10 следующим образом. Как только в движении произойдет расцеп тягача и прицепа, в его тормозные камеры тормозной системы колес 3 и 10 поступит сжатый воздух (процесс торможения прицепа и описание конструкции его пневматического тормоза подробно представлен на стр.16-31 руководства по эксплуатации прицепа 2 ПТС-4-793-01, указанного в аналоге), и одновременно по трубопроводу 19 из воздухопровода 20 также поступит в воздушное пространство, ограниченное упором 12 и другими телами сферической формы 7. При этом за счет давления воздуха другие тела сферической формы 17 переместятся по стрелкам К упруго деформировав пружины сжатия 16. Такая деформация пружин сжатия 16 обеспечит создание сил, действующих на тело сферической формы 14, а так как оно через стержень 15 жестко соединено с нижним кольцом 7 поворотного круга 5, а следовательно, и подкатной тележки 10, то последняя не сможет получить угловые повороты γ. В этом случае подкатная тележка 10 будет заблокирована и на тормозном пути автотракторного прицепа будет обеспечена его прямолинейная траектория движения. После сцепа автотракторного прицепа с тягачом давление воздуха в трубопроводе 19 окажется равным атмосферному и другие тела сферической формы 17 под действием упругих сил пружин сжатия 16 возвратятся в исходное положение такое, как это показано на фиг.2. Далее, описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так оно направленно, во-первых, на повышение устойчивости движения прицепа, снижая колебания виляния и, во-вторых, исключает непредсказуемое движение прицепного звена автопоезда в случае саморасцепа тягача и прицепа.

Автотракторный прицеп, содержащий кузов, расположенный на раме, передняя часть которой связана с подкатной тележкой через поворотный круг, состоящий из верхнего и нижнего колец, и пнемотормозную систему с воздухораспределителем, воздухопроводами и тормозными камерами, отличающийся тем, что на внутренней вертикальной образующей поверхности верхнего кольца поворотного круга жестко закреплена криволинейной формы кольцевого сечения пустотелая оболочка, снабженная в нижней своей части дугообразным пазом с размещенным в нем подвижно стержнем, один конец которого жестко связан с телом сферической формы, подвижно расположенным внутри криволинейной формы пустотелой оболочки, а другой также жестко с помощью кронштейна закреплен на нижнем кольце поворотного круга, при этом тело сферической формы подпружинено пружинами сжатия относительно двух других тел сферической формы, также подвижно установленных в упомянутой оболочке и разделенных между собой упором с образованием воздушного пространства между ними, которое связано трубопроводом с воздухопроводом тормозных камер автотракторного прицепа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Прицеп // 2339534
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Прицеп // 2258018
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к категории безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, на транспортных средствах большой и особо большой грузоподъемности при их движении по дорогам, имеющим значительные уклоны, или по пересеченной местности.

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в конструкции автомобильных поездов, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем увеличения надежности сцепа тягача и полуприцепа .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2368528
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2372241
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к стыковочной системе для соединения, по меньшей мере, одной питающей линии между тягачом и полуприцепом, причем, по меньшей мере, одна питающая линия своим первым концом неподвижно расположена на тягаче, а на своем втором конце содержит разъем, выполненный с возможностью подключения к питающей консоли полуприцепа

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к регулирующему устройству для седельно-сцепного устройства

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх