Вертолет для краново-монтажных работ

Изобретение относится к области вертолетостроения. Вертолет содержит несущую систему, силовую установку, фюзеляж с левым и правым пилонами, переднюю стойку и две основные опоры трехточечного шасси, средства крепления груза в подфюзеляжном пространстве. Рабочие места двух пилотов с системами управления расположены в двух отдельных кабинах, которые установлены под левым и правым пилонами, позади центра тяжести вертолета. При этом носовая часть фюзеляжа имеет вертикальную опору, на которой закреплена передняя стойка шасси, а основные опоры шасси закреплены под левой и правой кабинами. Изобретение направлено на повышение удобства и безопасности погрузочно-разгрузочных и краново-монтажных работ. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолета, предназначенного для транспортировки крупногабаритных грузов вне грузовой кабины при жестком креплении их в подфюзеляжном пространстве между стоек шасси или свободно закрепленных на внешней тросовой подвеске.

Известны вертолеты с кабиной экипажа, грузопассажирской кабиной и с низким шасси, оснащенные дополнительной кабиной пилота-оператора и дублирующей системой управления вертолетом, предназначенные только для транспортировки грузов на внешней подвеске.

Например, известна конструкция вертолета для монтажно-крановых работ (Патент РФ №2070141, кл. В64С 27/00, 1993), где дополнительная кабина с дублирующей системой управления вертолетом закреплена сбоку фюзеляжа на узлах подвески двери, а место пилота-оператора расположено против полета. Известно решение вертолета для краново-монтажных работ на внешней подвеске (Патент РФ на промышленный образец №41076, кл. 12-07, 1993) с дополнительной кабиной для пилота-оператора в хвостовой части вертолета (позади грузопассажирской кабины) и с расположением места пилота-оператора по полету. Вертолет Ми-10К (см. кн. Изаксон A.M. «Советское вертолетостроение», «Машиностроение», 1981, с.220-221) имеет низкое четырехстоечное шасси, а в его носовой части снизу установлена дополнительная подвесная кабина с третьим управлением. Летчик, находящийся в нижней кабине, обращен лицом к хвостовой части вертолета. Дополнительная кабина предназначена для пилотирования вертолета при выполнении специальных монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Известны конструкции вертолетов, предназначенных как для транспортировки крупногабаритных грузов, жестко закрепленных в подфюзеляжном пространстве между стойками шасси, которые выполнены высокими, так и для грузов, свободно закрепленных на внешней тросовой подвеске в центральной части фюзеляжа.

Например, известна конструкция вертолета Ми-10 (без дополнительной кабины пилота-оператора), имеющего высокое четырехстоечное шасси и снабженного телевизионной установкой, экран которой находится в кабине пилотов, предназначенной для упрощения операций, связанных с «наруливанием» вертолета на груз (Изаксон A.M. «Советское вертолетостроение», «Машиностроение», 1981, с.218-221). Центральная часть фюзеляжей вертолетов Ми-10 и Ми-10К служит грузовой кабиной.

Известен (наиболее близкий по конструкции к заявляемому) вертолет-кран S-64 фирмы Сикорский, разработанный в 1962 году (Jane's, HELICOPTER MARKETS AND SYSTEMS, 2001, p.366), который не имеет грузовой кабины в центральной части фюзеляжа и имеет трехстоечное шасси с низкой передней опорой под кабиной и двумя высокими задними опорами, закрепленными на пилонах. При этом два места пилотов расположены в передней части кабины, а обращенное назад третье рабочее место пилота-оператора расположено в задней части кабины и снабжено дублирующей системой управления. Подфюзеляжное пространство здесь организовано за счет отсутствия грузовой кабины и расположено сразу за кабиной экипажа, благодаря чему груз в подфюзеляжном пространстве расположен ближе к центру тяжести вертолета. Это улучшает устойчивость и облегчает управление вертолета с грузом.

Однако недостатком, общим для всех приведенных аналогов, является необходимость дополнительной, кроме рабочих мест левого и правого пилотов, кабины для пилота-оператора, расположенной с обзором назад, против полета. Такое расположение кабины существенно усложняет пилоту-оператору задачу управления вертолетом при выполнении специальных погрузочно-разгрузочных работ с размещением груза в подфюзеляжном пространстве или на внешней подвеске. Кроме того, при размещении груза в подфюзеляжном пространстве обзор летчика, находящегося в кабине лицом к хвостовой части вертолета, существенно ограничен.

Задачей, решаемой заявляемым техническим решением, является создание конструкции вертолета для краново-монтажных работ без дополнительной кабины для пилота-оператора и одновременно - повышение удобства и безопасности погрузочно-разгрузочных и краново-монтажных работ.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в вертолете для краново-монтажных работ, содержащем несущую систему, силовую установку, фюзеляж с левым и правым боковыми горизонтальными пилонами, переднюю стойку и две основные опоры трехточечного шасси, средства крепления груза в подфюзеляжном пространстве, рабочие места двух пилотов с системами управления, согласно изобретению рабочие места пилотов расположены в двух отдельных кабинах, которые установлены под левым и правым пилонами позади центра тяжести вертолета.

При этом носовая часть фюзеляжа имеет вертикальную опору, на которой закреплена передняя стойка шасси, а основные опоры шасси закреплены в нижней части кабин пилотов.

Размещение кабин первого и второго пилотов с органами управления позади центра тяжести вертолета, с расположением рабочих мест с обзором вперед по полету, позволило осуществлять краново-монтажные работы непосредственно с рабочих мест пилотов и благодаря этому отказаться от установки дополнительной кабины пилота-оператора.

Такое расположение рабочих мест обеспечивает для обоих пилотов полный круговой обзор в полете, при взлете и посадке, а также одинаковую возможность и удобство контроля положения груза на внешней подвеске.

Выполнение носовой части фюзеляжа с вертикальной опорой, на которой закреплена передняя нога шасси, улучшает передний обзор с рабочих мест пилотов, а крепление основных ног шасси в нижней части кабин образует единую силовую схему: фюзеляж-кабины-шасси.

Предложенное расположение кабин обеспечивает более удобное покидание летчиками вертолета в аварийных ситуациях.

Кабины, установленные под пилонами, отдалены друг от друга на расстояние, необходимое для размещения по ширине между ними при необходимости грузовой платформы или контейнера. Между стойками шасси с помощью разъемных крепежных узлов может устанавливаться грузовая платформа для транспортировки на ней груза или грузопассажирский контейнер, крепящийся к элементам конструкции шасси и элементам фюзеляжа.

Предложенная схема расположения кабин может применяться как для вертолетов с одним несущим винтом, так и для вертолетов двухвинтовой схемы с продольным или поперечным расположением винтов, а также при соосной схеме несущей системы вертолета.

Устройство поясняется чертежами, на которых изображены:

Фиг.1 - вертолет для краново-монтажных работ с грузом на внешней подвеске, вид сбоку;

Фиг.2 - вертолет, вид спереди;

Фиг.3 - вертолет с грузовой платформой в подфюзеляжном пространстве, вид сбоку;

Фиг.4 - вертолет с грузопассажирским контейнером и подвесными топливными баками, вид спереди.

Вертолет для краново-монтажных работ содержит фюзеляж 1 с вертикальной опорой 2 в носовой части фюзеляжа 1 и левым и правым пилонами 3 и 4.

В верхней части фюзеляжа 1 расположены элементы силовой установки 5 и несущая система, включающая (в варианте одновинтового несущего винта) несущий винт 6 и рулевой винт (не показан).

Фюзеляж 1 не имеет грузовой кабины в центральной части и не имеет кабины пилотов в передней части: рабочие места первого и второго пилотов находятся в двух кабинах 7 и 8, разнесенных по разным бортам вертолета. Кабины 7, 8 установлены под пилонами 3 и 4 и прикреплены к ним. Каждое рабочее место пилота оборудовано системой управления. Опоры основного шасси 9 и 10 расположены под кабинами 7 и 8. Стойка переднего шасси 11 закреплена на вертикальной опоре 2.

Опоры основного шасси 9 и 10 имеют крепежные узлы 12, 13 для крепления контейнера 14 (фиг.4) или съемной платформы 15 (фиг.3), которые предназначены для перевозки людей и грузов. На фюзеляже 1 выполнены также верхние узлы 16 для крепления контейнера 14.

На фюзеляже в центре тяжести вертолета установлен замок 17 крепления троса 18 для перевозки грузов 19 на внешней подвеске.

На концах пилонов 3 и 4 могут устанавливаться два дополнительных подвесных топливных бака 20 (фиг.4), причем конструкция крепления баков может обеспечивать их сброс в полете при необходимости.

Вертолет для краново-монтажных работ работает следующим образом.

Для перевозки грузов или людей в контейнере 14 последний подается сзади по полету вертолета в его подфюзеляжное пространство и устанавливается с помощью соответствующих узлов 12, 13 и 16 его крепления к конструктивным элементам фюзеляжа и шасси. При использовании съемной платформы 15 она также крепится в подфюзеляжном пространстве вертолета, и сзади по полету вертолета на нее может подаваться перевозимая колесная техника.

При проведении краново-монтажных работ используется внешняя подвеска 17, 18 груза 19 к вертолету.

Каждый из пилотов может взять на себя управление вертолетом и/или управление грузом на внешней подвеске. Расположение рабочих мест пилотов в кабинах с обзором вперед, «по полету» обеспечивает обзор обеих полусфер в полете при проведении краново-монтажных работ, а также при взлете и посадке вертолета.

1. Вертолет для краново-монтажных работ, содержащий несущую систему, силовую установку, фюзеляж с левым и правым боковыми горизонтальными пилонами, переднюю стойку и две основные опоры трехточечного шасси, средства крепления груза в подфюзеляжном пространстве, рабочие места двух пилотов с системами управления, отличающийся тем, что рабочие места пилотов расположены в двух отдельных кабинах, которые установлены под левым и правым пилонами позади центра тяжести вертолета.

2. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что носовая часть фюзеляжа имеет вертикальную опору, на которой закреплена передняя стойка шасси, а основные опоры шасси закреплены в нижней части кабин пилотов.



 

Похожие патенты:

Вертолет // 2339542
Изобретение относится к области авиастроения, в частности к вертолетам, и предназначено для регистрации полетной информации. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с одним несущим винтом. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиации, более конкретно - к вертолетам. .

Изобретение относится к области авиации и конструкции фюзеляжей вертолетов. .

Вертолет // 2314973
Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам. .

Вертолет // 2314972
Изобретение относится к области вертолетостроения и может использоваться в качестве легкого летательного аппарата с безопасным вертикальным взлетом и посадкой. .

Вертолет // 2309873
Изобретение относится к области несущих винтов летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к оборудованию вертолетов

Изобретение относится к беспилотному вертолету с двигателем внутреннего сгорания и предназначенным для него топливным баком

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов

Изобретение относится к авиации, в частности к вертолетостроению

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике и может быть использовано для динамической балансировки несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками вертолетов
Наверх