Шиберная задвижка

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования на трубопроводах, транспортирующих вязкие рабочие среды. Шиберная задвижка содержит корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие для шибера. Направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера. Эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере. По периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца. Последние изолируют подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера. Изобретение позволяет повысить ремонтопригодность и экологичность шиберной задвижки. Взаимозаменяемость элементов затвора повышает ремонтопригодность шиберной задвижки и ее экологичность. 7 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, предназначенной для использования на трубопроводах, транспортирующих вязкие рабочие среды.

Вязкие рабочие среды отличаются высокой температурой застывания, что создает большие проблемы при их транспортировке по трубопроводам. Используемые на трубопроводах прямоточные задвижки имеют проточную часть, выполненную в виде отрезка трубы с малым коэффициентом местного гидравлического сопротивления. Наряду с этим корпусы шиберных задвижек содержат полость, в которой размещается шибер в своем крайнем нижнем положении. Транспортируемые по трубопроводу вязкие продукты, попадая в эту полость и не имея возможности дальнейшего продвижения по трубопроводу, застаиваются в ней и затвердевают, препятствуя рабочим перемещениям шибера.

Известна шиберная задвижка, защищенная патентом Германии DE 4310124, МПК (2006) F16K 3/18; F16K 3/02, дата публикации - 29.09.1994. Для предотвращения попадания рабочей среды во внутреннюю полость корпуса задвижки уплотнительные поверхности шибера снабжены герметично сваренными тонкими листовыми накладками-мембранами. Емкости, образованные мембранами у поверхностей шибера, могут быть нагружены давлением, соответствующим давлению рабочей среды в задвижке. Мембраны под воздействием давления подвергаются упругой деформации, за счет чего зашиберное пространство корпуса отсекается от проточной полости последнего.

Недостатками аналога являются его высокая трудоемкость, низкая технологичность, ремонтопригодность и работоспособность, обусловленные сложностью создания с помощью металлических мембран герметичного уплотнения между проточной полостью корпуса и его зашиберным пространством. Металлические мембраны, будучи нагруженными изнутри давлением, не обеспечивают плоскостности прилегания к корпусу по всей его уплотнительной поверхности, а также чрезмерно изнашивают эти уплотнительные поверхности за счет своей жесткости. Для подачи рабочего давления в подмембранные емкости последние должны быть сообщены с проточной частью задвижки, что значительно снижает общую герметичность задвижки.

Известна шиберная задвижка, защищенная патентом Германии DE 972087, МПК (2006) F16K 3/02; F16K 3/316, дата публикации - 21.05.1959. Задвижка-прототип содержит корпус со сквозным каналом для прохода рабочей среды, выполненными в корпусе стационарными уплотнительными седлами для подъемного шибера и установленным в пазах корпуса эластичным уплотнением. Эластичное уплотнение выполнено в виде эластичного кольца сложной конфигурации, предназначенного одновременно уплотнять как затвор задвижки, так и внутреннюю полость корпуса от попадания в нее рабочей среды.

Недостатком аналога является его низкая ремонтопригодность и экологическая безопасность, так как в случае износа элементов затвора требуется снятие задвижки с трубопровода в полевых условиях, чему сопутствует слив рабочей среды в окружающее пространство.

Прототипом заявляемого устройства является шиберная задвижка, защищенная патентом US 4281819, F16K 3/02, 04.08.1981. Прототип содержит корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие пластины для шибера. Подшиберное пространство сообщено с проточной частью корпуса сквозными отверстиями в направляющих пластинах. Попавшая в подшиберное пространство рабочая среда выводится в окружающую атмосферу через отверстие в днище корпуса.

Недостатком прототипа является его низкая экологическая безопасность при эксплуатации на нефтепроводах.

Заявляемое изобретение решает техническую задачу повышения экологической безопасности шиберной задвижки.

Поставленная техническая задача достигнута в шиберной задвижке, содержащей корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие пластины для шибера. Направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера, эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере, при этом по периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца, изолирующие подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображена шиберная задвижка, продольный разрез;

на фиг.2 - вид А фиг.1;

на фиг.3 - вид Б фиг.1;

на фиг.4 - вид В фиг.1;

на фиг.5 - разрез по Г-Г фиг.2;

на фиг.6 - элемент Д на фиг.5 без эластичных уплотнительных колец;

на фиг.7 - элемент Д на фиг.5 с эластичными уплотнительными кольцами.

Шиберная задвижка содержит корпус 1 с проходным каналом 2 для рабочей среды и подшиберным пространством 3, установленные в корпусе упруго-жестко уплотнительные седла 4 и 5, соединенный с приводным штоком 6 подъемный шибер 7. Уплотнительные седла 4 и 5 снабжены направляющими пластинами 8 и 9, на которых выполнены уплотнительные поверхности 10 и 11 для шибера 7. Шибер 7 снабжен сквозным проходным отверстием 12 для рабочей среды, торцевыми уплотнительными поверхностями 13 и 14, образующими с уплотнительными поверхностями 10 и 11 затвор. Шибер 7 выполнен составным и включает тело шибера 15, в котором по периферии торцевых поверхностей выполнены кольцевые пазы 16 и 17 для эластичных уплотнительных колец 18 и 19, и съемные крепежные элементы 20 и 21 для эластичных колец 18 и 19. На торцевых уплотнительных поверхностях 13 и 14 шибера 7 по периферии сквозного проходного отверстия 12 установлены эластичные уплотнительные кольца 22 и 23. На седлах 4 и 5 выполнены ребра жесткости 24 и 25. В корпусе 1 установлены жесткие регулировочные упоры 26 для поджатия седел 4 и 5 к шиберу 7 и эластичные элементы 27 для герметизации корпуса 1, а также упругие элементы 28 для поджатия седел 4 и 5 к шиберу 7. Тело шибера 15 включает детали 29, 30, 31 и 32.

Шиберная задвижка работает следующим образом.

В момент начала закрытия шиберной задвижки подъемный шибер 7 перемещается вдоль направляющих пластин 8 и 9 вверх, скользя по их уплотнительным поверхностям 10 и 11. Рабочая среда, находившаяся в полости сквозного проходного отверстия 12 шибера 7 и не попавшая в нагнетательный трубопровод (не показан), увлекается также вверх благодаря наличию эластичных уплотнительных колец 18 и 19, также скользящих по уплотнительным поверхностям 10 и 11 направляющих пластин 8 и 9. Соотношение размеров элементов шиберного затвора таково, что обе торцевые уплотнительные поверхности 13 и 14 шибера 7 на протяжении всего хода шибера находятся в контакте с уплотнительными поверхностями 10 и 11. В верхнем рабочем положении шибера 7 остатки рабочей среды удерживаются уплотнительными элементами затвора в замкнутом пространстве, образованном уплотнительными поверхностями 10 и 11, 13 и 14, полостью сквозного проходного отверстия 12 шибера 7, а также эластичными уплотнительными кольцами 18 и 19. Благодаря этому обеспечивается уплотнение подшиберного пространства 3 в любом рабочем положении шибера 7.

Точность расположения и жесткость направляющих пластин 8 и 9 обеспечивается их поджатием с помощью регулировочных упоров 26, установленных в корпусе 1 и взаимодействующих с ребрами жесткости 24 и 25 седел 4 и 5. Регулировочные упоры 26 наряду с упругими элементами 28 обеспечивают постоянное плотное прилегание уплотнительных поверхностей 10 и 11 к уплотнительным поверхностям 13 и 14 шибера 7.

После открытия шиберной задвижки рабочая среда, находившаяся в полости проходного отверстия 12 шибера 7, вымывается рабочей средой в нагнетательный трубопровод.

В случае износа элементов затвора (уплотнительных поверхностей 10, 11, 13, 14, эластичных уплотнительных колец 18, 19, 22, 23) из корпуса 1 шиберной задвижки извлекают поочередно шибер 7 в сборе, седла 4 и 5 и производят замену изношенных деталей комплектующими деталями и узлами без снятия корпуса задвижки с трубопровода. Взаимозаменяемость элементов затвора обеспечивает ремонтопригодность шиберной задвижки в полевых условиях без загрязнения окружающей среды.

Шиберная задвижка, содержащая корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие для шибера, отличающаяся тем, что направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера, эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере, при этом по периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца, изолирующие подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера.



 

Похожие патенты:

Клапан // 2304246
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования в качестве клапана для перекрытия трубопроводов. .

Изобретение относится к подотрасли машиностроения - арматуростроению, к запорным задвижкам, устанавливаемым на трубопровод для транспортирования нефти и нефтепродуктов.

Задвижка // 2101593
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к задвижкам. .

Задвижка // 2067239
Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре, в частности к шиберным задвижкам, и может использоваться на трубопроводах, транспортирующих взвеси сыпучих материалов, особенно пульпы и суспензии, а также другие среды, достаточно интенсивно изнашивающие элементы запорного органа, где требуется их замена в процессе длительной эксплуатации.

Задвижка // 2007648
Изобретение относится к арматуростроению и используется для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах нефтяной и газовой промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, применяемой в газовой промышленности для регулирования расхода транспортируемой среды, а также может быть использовано в других отраслях промышленности, в частности нефтеперерабатывающей, химической.

Задвижка // 1629666
Изобретение относится к трубопроводной арматуре высоких параметров и может оыть использовано в задвижках тепловых и атомных электростанций. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и м.б. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия и регулирования потока транспортируемой среды. .

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к запорной трубопроводной арматуре, и предназначено для использования в нефтяной, газовой и химической промышленности.

Изобретение относится к области арматуростроения. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для установки на скважинах нефтегазоконденсатных месторождений для регулирования потока транспортируемой среды.

Изобретение относится к вакуумной технике, к вакуумным затворам и шиберам и предназначено для использования в высоковакуумных системах, допускающих прогрев до 400°С.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для регулирования потока транспортируемой среды. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре к отключающим устройствам с запорным элементом и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования потока транспортируемой среды.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве средства для регулирования потока плотных текучих сред или текучих сред с большим содержанием твердого материала в трубопроводах.

Задвижка // 2324096
Изобретение относится к области трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потоков жидких и газообразных сред. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности между впускным и выпускным каналами, и предназначено для установки на скважинах нефтегазоконденсатных месторождений для регулирования потока транспортируемой среды.

Изобретение относится к области ядерной энергетики, предназначено для герметичного перекрытия проемов в защитной оболочке при перемещении персонала и грузов и может быть использовано в аварийных ситуациях на АЭС
Наверх