Способ бронирования твердотопливного заряда



Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда
Способ бронирования твердотопливного заряда

Владельцы патента RU 2343069:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU)

Техническим результатом заявленного изобретения является разработка способа бронирования зарядов с центрирующим отверстием на бронируемом торце топливной шашки заряда, обеспечивающего удовлетворительное качество бронирования зарядов и уменьшение "дымового хлопка" в конце работы заряда. Технический результат достигается способом бронирования твердотопливного заряда, по боковой поверхности и торцу термопластичными бронематериалами, на литьевых машинах. Способ включает выполнение на бронируемом торце топливной шашки технологического центрирующего глухого отверстия. Далее наносят на топливную шашку адгезионный миграционностойкий подслой, устанавливают и центрируют топливную шашку в пресс-форме. Пресс-форма содержит камеру и литниковую крышку, оснащенную центрирующим выступом, контактирующим с центрирующим отверстием. Затем проводят впрыск под давлением расплава бронематериала в зазор между пресс-формой и топливной шашкой. При этом после завершения бронирования заряда на литьевой машине, в центрирующее отверстие шашки вклеивают пробку, выполненную из термопластичного бронематериала, используемого для бронирования заряда. Перед вклейкой пробки на поверхность центрирующего отверстия топливной шашки наносят адгезионный миграционностойкий подслой, используемый при бронировании заряда в целом. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к области изготовления вкладных бронированных твердотопливных зарядов, используемых в ракетных системах (в ракетных двигателях (РД), газогенераторах) и других областях техники.

Известны различные способы бронирования твердотопливных зарядов: намоткой и приклейкой бронематериала, экструзией бронечехла на поверхность топливной шашки, заливкой бронематериала в формообразующую оснастку и др. Среди известных способов наиболее технологичным и эффективным является способ бронирования твердотопливных зарядов термопластичными бронематериалами на термопластавтомате (ТПА) или других литьевых машинах, включающий расплавление бронематериала и впрыск его под высоким давлением в зазор между бронируемой шашкой и пресс-формой (патенты: US 3642961, RU 2209135, RU 22232074, RU 2247655, EP 0153539, RU 2173603). При этом при бронировании зарядов по указанному способу перед установкой шашек в пресс-форму в случае использования зарядов в РД, управляемых реактивных снарядов (УРС) на бронируемые поверхности шашки наносят адгезионный миграционностойкий подслой (патент RU 2259986, RU 2280054).

Наиболее близким к заявляемому способу является способ бронирования твердотопливных зарядов бронематериалами на ТПА (литьевых машинах), включающий установку, центрирование топливной шашки с технологическим отверстием, заполненным легкодеформируемым материалом в пресс-форме, содержащей камеру, и впрыск под давлением расплавленного бронематериала в зазор между пресс-формой и топливной шашкой по патенту RU 2247655 (заявка RU 2003123210 от 22.07.2003 г.), принятый авторами за прототип.

По способу-прототипу бронирование заряда (Фиг.1) твердого ракетного топлива (ТРТ) по боковой поверхности и торцу осуществляют на ТПА в пресс-форме, оснащенной литниковой крышкой с центрирующим выступом, при этом на торце бронируемой топливной шашки (1) выполняют технологическое глухое центрирующее отверстие (5), контактирующее с центрирующим выступом литниковой крышки в процессе бронирования. После завершения бронирования на ТПА технологическое отверстие в шашке заполняется бронепастой (3), химически совместимой с топливом и термопластичным бронематериалом (2) бронепокрытия. Однако, как показал практический опыт отработки зарядов, в случае изготовления зарядов по способу-прототипу, применительно к РД УРС, не обеспечивается требуемое для УРС качество зарядов. В конце работы горения таких зарядов (как правило, торцевого горения) в маршевых двигателях УРС наблюдается "дымовой хлопок" (фиг.6), обусловленный, как показал анализ, недостатками способа-прототипа, а именно отсутствием миграционностойкого подслоя по контуру центрирующего отверстия, а также пониженной плотностью бронепасты, заполняющей отверстие.

Технической задачей изобретения является разработка способа бронирования зарядов, преимущественно из ТРТ баллиститного типа, в т.ч. повышенного удлинения и габаритов, на ТПА при наличии центрирующего отверстия на бронируемом торце топливной шашки заряда с обеспечением удовлетворительного качества бронирования зарядов и уменьшением "дымового хлопка" в конце работы заряда (РД).

Технический результат изобретения заключается в разработке способа (Фиг.7) бронирования твердотопливного заряда по боковой поверхности и торцу термопластичным бронематериалом на литьевой машине, включающего нанесение на топливную шашку адгезионного миграционностойкого подслоя, установку и центрирование шашки, с технологическим глухим центрирующим отверстием на бронируемом торце, в камере пресс-формы, содержащей литниковую крышку, оснащенную центрирующим выступом контактирующим с технологическим отверстием топливной шашки, и впрыск под давлением расплавленного бронематериала в зазор между пресс-формой и топливной шашкой. При этом после завершения бронирования топливной шашки и извлечения ее из пресс-формы, в центрирующее отверстие вклеивают монолитную пробку, выполненную из термопластичного бронематериала, используемого для бронирования заряда в целом. Для повышения качества бронирования партии зарядов для изготовления пробок используют тот же бронематериал, что и для бронирования зарядов, а также лак адгезионного миграционностойкого подслоя, что и для бронирования зарядов. При этом изготовление пробок осуществляют способом литья под давлением на ТПА по технологическим режимам, аналогичным способу бронирования заряда в целом. Для повышения технологичности и безопасности бронирования центрирующее отверстие заполняют легкодеформируемым материалом, извлеченным из углубления перед нанесением миграционностойкого подслоя.

Сущность изобретения заключается в выполнении бронепокрытия, включающего миграционностойкий адгезионный подслой и бронематериал, заряда единообразным по всему контуру поверхности бронирования твердотопливной шашки, включая поверхность технологического глухого центрирующего отверстия. Использование для заполнения технологического центрирующего глухого отверстия шашки монолитной пробки из бронематериала бронепокрытия, вклеенной в отверстие, с использованием миграционностойкого адгезионного подслоя, обеспечивает уменьшение миграции нитроэфиров топливной шашки в бронематериал. Подслой снижает уровень флегматизации слоев топлива, прилегающих к бронепокрытию, в т.ч. слоев, прилегающих к пробке, что обеспечивает устойчивое догорание топлива в конце работы заряда и снижает дымообразование, по сравнению с прототипом (Фиг.6). При отсутствии миграционностойкого подслоя на поверхности глухого технологического отверстия (для зарядов из топлив баллиститного типа) происходит обеднение прилегающих к бронематериалу слоев топлива нитроглицерином (НГЦ), диффундирующим в бронематериал. В итоге существенно ухудшаются энергетические характеристики топлива в слоях, прилегающих к бронепокрытию, горение которых в этом случае происходит с повышенным дымообразованием, а с другой стороны, повышается горючесть термопластичного бронематериала, насыщенного НГЦ, горение которого (Фиг.6) сопровождается существенным дымовыделением - "дымовым хлопком". Выполнение заполнителя технологического отверстия в виде монолитной пробки из бронематериала бронепокрытия и ее изготовление по технологическим режимам бронирования заряда (температура расплава бронемассы, давление впрыска, время выдержки под давлением) способствует улучшению однородности физико-механических характеристик по контуру: "пробка - топливная шашка - бронепокрытие заряда" и уменьшению миграционных процессов за счет уменьшения пористости заполнителя.

Патентуемый способ поясняется чертежами.

Фиг. 1 - Вариант конструкции твердотопливного заряда для способа-прототипа (1 - топливная шашка, 2 - бронепокрытие, 3 - бронепаста, 4 - миграционностойкий адгезионный подслой, 5 - центрирующее технологическое отверстие).

Фиг. 2 - Твердотопливная шашка с технологическим центрирующим отверстием (1 - топливная шашка, 5 - центрирующее технологическое отверстие).

Фиг. 3 - Бронированная топливная шашка.

Фиг. 4 - Пробка.

d - диаметр пробки

L - длина пробки

Фиг. 5 - Заряд ТРТ, изготовленный по патентуемому способу (6 - пробка).

Фиг. 6 - Зависимость мощности дымообразования (N) для заряда ТРТ (7 - расчетная зависимость, 8 - для патентуемого способа, 9 - для способа-прототипа).

Фиг. 7 - Технологическая схема бронирования твердотопливного заряда по патентуемому способу.

Пример реализации способа.

Бронированию подвергался заряд из баллиститного ТРТ с размерами топливной шашки: диаметр - 140 мм, длина - 450 мм. На топливной шашке заряда со стороны заднего бронируемого торца выполняли технологическое глухое центрирующее отверстие с размерами, указанными на фиг. 2 (l=25 мм, (d=20 мм).

На топливную шашку (1) заряда (фиг. 3) наносился адгезионный миграционностойкий подслой (4), технологическое отверстие (5) заполнялось легкодеформируемым материалом и шашка подвергалась бронированию на ТПА (способ-патент RU 2247655) бронематериалом (2), после чего шашку извлекали из пресс-формы ТПА, удаляли из технологического отверстия легкодеформируемый материал и вклеивали в отверстие (5) заранее отлитую на ТПА из бронематериала бронепокрытия (фиг.4) пробку (6). Перед вклеиванием пробки на поверхность технологического отверстия (фиг.5) наносили адгезионный миграционностойкий подслой (4), используемый при бронировании заряда в целом. В качестве материала подслоя использовали композицию по патенту RU 2259986). Забронированный заряд подвергали в составе РД форсированному старению при температуре 60°С в течение 18 суток, после чего заряды в составе РД подвергали огневым стендовым испытаниям с замером параметров дымообразования (патент RU 2233991). Результаты оценки дымообразования (в конце работы РДТТ) приведены на фиг.6.

Как следует из результатов испытаний, в случае бронирования зарядов по патентуемому способу, в 1,5 раза уменьшается уровень мощности дымообразования заряда в конце работы РДТТ и еще существеннее уменьшается интегральная характеристика мощности дымообразования ("дымовой хлопок") по сравнению с зарядами, изготовленными по способу-прототипу.

Положительный результат патентуемого изобретения - повышение качества изготовления заряда ТРТ и эффективности УРС.

1. Способ бронирования твердотопливного заряда по боковой поверхности и торцу термопластичными бронематериалами на литьевых машинах, включающий выполнение на бронируемом торце топливной шашки технологического центрирующего глухого отверстия, нанесение на топливную шашку адгезионного миграционностойкого подслоя, установку и центрирование топливной шашки в пресс-форме, содержащей камеру и литниковую крышку, оснащенную центрирующим выступом, контактирующим с центрирующим отверстием, впрыск под давлением расплава бронематериала в зазор между пресс-формой и топливной шашкой, отличающийся тем, что после завершения бронирования заряда на литьевой машине в центрирующее отверстие шашки вклеивают пробку, выполненную из термопластичного бронематериала, используемого для бронирования заряда, а перед вклейкой пробки на поверхность центрирующего отверстия топливной шашки наносят адгезионный миграционностойкий подслой, используемый при бронировании заряда в целом.

2. Способ по п.1 отличающийся тем, что изготовление пробки из термопластичного бронематериала бронепокрытия осуществляют литьем под давлением на литьевой машине с соблюдением технологических режимов, используемых для бронирования заряда в целом.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что технологическое центрирующее отверстие до установки топливной шашки в пресс-форме заполняют легкодеформируемым материалом, извлекаемым из отверстия после завершения бронирования заряда на литьевой машине до нанесения на поверхность центрирующего отверстия подслоя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе на стенде, оборудованном камерой локализации, охлаждения и нейтрализации продуктов сгорания (КЛОН).

Изобретение относится к конструкции ракетно-прямоточных двигателей длительного времени работы, в частности, для сверхзвуковых крылатых ракет. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива. .

Изобретение относится к космической технике, а точнее к проектированию и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к конструкциям ракетных двигателей на твердом топливе и может быть использовано при проектировании скрепленного с корпусом двигателя заряда из смесевого твердого топлива.

Изобретение относится к индустрии игрушек, а именно к модельным ракетным двигателям (МРД) для ракетно-космического моделирования в технических видах творчества. .

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области проектирования и эксплуатации систем хранения и подачи компонентов топлива двигательных установок (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области космической техники, а точнее - к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок, обеспечивающих дозаправку космических объектов в условиях космического пространства.

Изобретение относится к конструкциям литьевых агрегатов, использующихся в легкой промышленности и предназначенных для литья низа обуви из полиуретановых композиций.

Изобретение относится к технологическим процессам обработки различных материалов под давлением методом литья в охлаждаемой пресс-форме и может быть применено, например, для изготовления тонкостенных деталей из резиновых смесей.

Изобретение относится к оборудованию для производства полимерных изделий различных размеров и конфигураций. .

Изобретение относится к ядерно-оболочечным частицам, к способу получения ядерно-оболочечных частиц, к содержащим ядерно-оболочечные частицы формовочным массам, а также к их применению.
Изобретение относится к технологии получения формованных изделий, в частности к получению композиционных полимерных материалов, содержащих древесину. .
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при изготовлении искусственных клапанов сердца с одной или несколькими створками из полимерного композита.

Изобретение относится к прокладкам, которые применяются для разделения силикатных стекол или других пластин при сборке формы для полимеризации метакриловых и других мономеров методом блочной полимеризации в плоскопараллельной форме.

Изобретение относится к способу получения формованных изделий на основе полиметилметакрилата и к изделию, полученному этим способом, и может использоваться в областях, где требуются изделия из сравнительно прочного диэлектрического материала.

Изобретение относится к смесевым ракетным твердым топливам. .

Изобретение относится к области изготовления изделия из термореактивного полимерного материала, преимущественно из смесевого ракетного твердого топлива, методом литья под давлением.

Изобретение относится к производству эластомерных изделий методом литья под давлением, в частности резиновых обкладок статоров винтовых героторных гидромашин
Наверх