Система охраны транспортных средств и объектов недвижимости

Изобретение относится к радиоэлектронным охранным системам. Посредством GSM-сети связаны объектовые охранные комплексы, персональные комплексы и комплексы реагирования. Объектовый охранный комплекс содержит GSM-приемник-сигнализатор и контроллер, а также блок спутниковой навигации (GPS-приемник) и приемопередатчик, выполненный с возможностью приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой несущей частоте. Сигнальные входы контроллера подключены к выходам охранных извещателей, навигационный вход - к выходу блока спутниковой навигации, информационные выход и вход - к входу и выходу приемопередатчика, а управляющие выходы - к входам исполнительных устройств. Персональный комплекс находится у пользователя охраняемых объектов и содержит первый GSM-модуль (сотовый телефон). Комплекс реагирования находится в распоряжении сил быстрого реагирования и содержит последовательно соединенные второй GSM-модуль (сотовый телефон), блок согласования формата данных и персональный навигатор, принимающий сигналы системы GPS. В персональный комплекс введены приемник и передатчик для приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой несущей частоте, а также антенный коммутатор, контроллер преобразования формата данных и блок формирования командного сообщения. Контроллер первыми входом и выходом связан соответственно с выходом и информационным входом первого GSM-модуля. Модулирующий вход передатчика подключен ко второму выходу контроллера. Выходы блока формирования командного сообщения подключены к управляющим входам передатчика и первого GSM-модуля. Выход передатчика подключен ко входу антенного коммутатора, выход которого через приемник подключен ко второму входу контроллера. Система характеризуется повышенной устойчивостью к преднамеренным помехам. 4 ил.

 

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности решения задач охраны и быстрого реагирования на несанкционированное воздействие на охраняемые транспортные средства (ТС) и объекты недвижимости.

Известен способ комплексной охраны неподвижных объектов и подвижных объектов, в частности ТС, по патенту RU №2159190, В60R 25/00, согласно которому с помощью стационарных сигнализаторов, установленных на сооружениях городской инфраструктуры, излучают кодовые посылки, несущие информацию о категории посылки, которая может являться тестом, информационным сообщением или сигналом тревоги, и информацию о местоположении указанных сооружений городской инфраструктуры, а с помощью абонентских сигнализаторов, установленных на подвижных охраняемых объектах, излучают кодовые посылки, несущие информацию о категории сообщения, коды идентификационных признаков подвижных охраняемых объектов и коды принадлежности их соответствующим пользователям, принимают эти кодовые посылки на территориально разнесенных базовых станциях, осуществляют предварительную обработку кодовых посылок и передают в цифровом виде на центральную станцию, где с помощью первичной цифровой обработки определяют категорию сообщения, принятого в составе кодовой посылки, идентификационные признаки объекта и географические координаты абонентского сигнализатора, излучающего данную кодовую посылку, а также расстояния от абонентского сигнализатора до ближайших к нему базовых станций. В случае несанкционированного воздействия на какой-либо из оборудованных абонентским сигнализатором подвижный объект и обнаружения в его кодовой посылке сигнала тревоги передают тревожное оповещение по пейджинговой сети связи на персональный приемник пользователя и на приемник абонентского сигнализатора, установленного на принадлежащем этому пользователю объекте, при этом часть стационарных сигнализаторов используют в качестве базовых станций. На центральной станции осуществляют дополнительную цифровую обработку первично обработанных кодовых посылок с использованием условно постоянной информации о местности, о расположении на ней различных городских сооружений и о транспортных потоках на улично-дорожной сети, получаемой от внешних информационных источников. Определяют местоположение подвижного объекта, активируют по пейджинговой сети связи установленный на этом объекте иммобилайзер и блокируют с его помощью движение подвижного объекта, а после получения от его пользователя подтверждения факта несанкционированного воздействия на принадлежащий ему подвижный объект формируют на центральной станции и передают по проводным или беспроводным каналам связи в ближайший к данному подвижному объекту центр оперативного реагирования голосовое сообщение и цифровые данные, несущие информацию о категории сигнала тревоги, об идентификационных признаках подвижного охраняемого объекта, о местоположении данного охраняемого подвижного объекта и сведения о его пользователе, а в процессе реагирования на факт несанкционированного воздействия определяют с помощью носимых или возимых пеленгационных устройств, размещенных на ТС быстрого реагирования, полярные координаты данного подвижного объекта относительно носимых или возимых пеленгационных устройств и с их помощью уточняют ранее переданные с центральной станции данные о местоположении охраняемого подвижного объекта.

Недостатком системы, реализующей указанный способ, является сложность требуемой для ее реализации наземной инфраструктуры, поскольку для получения приемлемой точности определения начального местоположения ТС ("первичного целеуказания") территория должна быть покрыта плотной сетью базовых станций. Кроме того, в состав радиопоискового комплекта входит достаточно сложное радиопеленгационное устройство с внешними антеннами, демаскирующими (то есть снижающими скрытность действий) сил быстрого реагирования. По виду этих антенн злоумышленник может распознать ТС быстрого реагирования, осуществляющие перехват, и принять соответствующие меры противодействия.

На устранение указанных недостатков направлено изобретение по патенту RU №2266217, В60R 25/10, G08В 25/10.

Предметом этого изобретения является информационно-навигационная система для перехвата угнанных транспортных средств (УТС), содержащая установленный на борту охраняемого ТС абонентский комплекс, который содержит абонентский приемопередающий модуль, выполненный с возможностью приема и передачи по радиоэфиру сигналов стандартной сотовой сети подвижной связи, микроконтроллер, связанный с абонентским приемопередающим модулем и выполненный с возможностью приема извещений из блока охранных извещателей и передачи команд блокирования движения охраняемого ТС на его исполнительные устройства, а также абонентский передатчик, который подключен к одному из выходов микроконтроллера и выполнен с возможностью излучения на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте кодовых посылок, содержащих информацию о категории сообщения и коды идентификационных признаков охраняемого ТС, и установленные на борту ТС быстрого реагирования комплексы реагирования, каждый из которых содержит поисковый приемопередающий модуль, подключенный к стандартной сотовой сети подвижной связи, и блок приема кодовых посылок, выполненный с возможностью приема по радиоэфиру на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте кодовых посылок от абонентского передатчика, - при этом в абонентском комплексе имеется абонентский блок спутниковой навигации, выход которого подключен к дополнительному входу микроконтроллера, выполненного с возможностью преобразования данных спутниковой навигации в формат кодовой посылки, излучаемой абонентским передатчиком, и в формат кодовой посылки, излучаемой абонентским приемопередающим модулем, а в каждый поисковый комплекс введены блок преобразования формата данных, первый вход которого подключен к выходу блока приема кодовых посылок, а второй вход - к выходу поискового приемопередающего модуля, и персональный навигатор, выполненный с возможностью приема и обработки сигналов глобальной спутниковой навигации, определения требуемого направления движения и оставшегося расстояния до точки местонахождения УТС и отображения указанных параметров на лицевой панели персонального навигатора, при этом вход последнего подключен к выходу блока преобразования формата данных.

Описанная выше информационно-навигационная система выбрана в качестве ближайшего аналога настоящего изобретения.

Основной недостаток указанной системы обусловлен тем, что стандартные сотовые сети подвижной связи весьма уязвимы по отношению к преднамеренным (умышленным) помехам, которые может применить злоумышленник. Так, согласно рекламной информации израильской фирмы NetLine, серийно выпускаемый этой фирмой джаммер C-Guard LP способен блокировать сотовую связь для практически всех используемых в настоящее время стандартов, в том числе GSM, во всех используемых ими частотных диапазонах.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанного недостатка.

Предметом изобретения является система охраны ТС и объектов недвижимости, содержащая связанные посредством стандартной сотовой сети подвижной связи, например, GSM-сети, объектовые охранные комплексы, персональные комплексы и комплексы реагирования, при этом каждый объектовый охранный комплекс установлен на обслуживаемых ТС или объектах недвижимости и содержит связанные друг с другом объектовый GSM-приемник-сигнализатор и объектовый контроллер, а также блок спутниковой навигации, например объектовый GPS-приемник, и объектовый приемопередатчик, выполненный с возможностью приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте, сигнальные входы объектового контроллера подключены к выходам охранных извещателей, навигационный вход - к выходу объектового GPS-приемника, информационные выход и вход соответственно - ко входу и выходу объектового приемопередатчика, а управляющие выходы - ко входам соответствующих исполнительных устройств, каждый персональный комплекс находится у пользователя обслуживаемых ТС или объектов недвижимости и содержит первый GSM-модуль, выполненный, например, в виде сотового телефона, а каждый комплекс реагирования находится в распоряжении сил быстрого реагирования и содержит последовательно соединенные второй GSM-модуль, например сотовой телефон, блок согласования формата данных и персональный навигатор, выполненный с возможностью приема сигналов системы GPS и сопоставления их с данными, полученными из блока согласования формата данных, - при этом в персональный комплекс введены персональные приемник и передатчик, выполненные с возможностью приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте, а также антенный коммутатор, контроллер преобразования формата данных и блок формирования командного сообщения, причем контроллер преобразования формата данных первыми входом и выходом связан соответственно с выходом и информационным входом первого GSM-модуля, модулирующий вход персонального передатчика подключен ко второму выходу контроллера преобразования формата данных, первый выход блока формирования командного сообщения подключен к управляющему входу персонального передатчика, а второй выход и сигнальный вход, соответственно, к управляющему входу и сигнальному выходу первого GSM-модуля, выход персонального передатчика подключен ко входу антенного коммутатора, выход которого через персональный приемник подключен ко второму входу контроллера преобразования формата данных.

Задачей настоящего изобретения является создание системы охраны ТС и объектов недвижимости, в большей степени, чем ближайший аналог, устойчивой к преднамеренным помехам.

Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании резервного помехозащищенного канала для передачи тревожных сообщений с охраняемых ТС или объектов недвижимости на персональный комплекс, находящийся у пользователя охраняемого ТС или объекта недвижимости, с последующей ретрансляцией этого тревожного сообщения по основному каналу связи (то есть по GSM-сети) на комплекс реагирования, находящийся в распоряжении сил быстрого реагирования (у пеших нарядов либо у экипажей ТС быстрого реагирования).

Суть изобретения поясняется на фиг.1-фиг.4.

На фиг.1 показана общая схема построения рассматриваемой системы. На фиг.2 представлена структурная схема объектового комплекса. На фиг.3 показана структурная схема персонального комплекса. На фиг.4 показана структурная схема комплекса реагирования. На фиг.1-фиг.4 использованы следующие обозначения: 1 - объектовый охранный комплекс; 2 - персональный комплекс; 3 - комплекс реагирования; 4 - охранные извещатели; 5 - объектовый контроллер; 6 - объектовый GSM-приемник-сигнализатор; 7 - объектовый приемопередатчик; 8 - антенный коммутатор; 9 - персональный приемник; 10 - контроллер преобразования формата данных; 11 - первый GSM-модуль; 12 - блок формирования командного сообщения; 13 - персональный передатчик; 14 - исполнительные устройства; 15 - объектовый GPS-приемник; 16 - второй GSM-модуль; 17 - блок согласования формата данных; 18 - персональный навигатор.

Рассматриваемая система охраны ТС и объектов недвижимости (фиг.1) содержит связанные посредством стандартной сотовой сети подвижной связи, например, GSM-сети, объектовые охранные комплексы 1, персональные комплексы 2 и комплексы 3 реагирования.

При этом каждый объектовый охранный комплекс 1 (фиг.2) установлен на обслуживаемом ТС и/или объекте недвижимости и содержит связанные друг с другом объектовый GSM-приемник-сигнализатор 6 и объектовый контроллер 5, сигнальные входы которого подключены к выходам охранных извещателей 4, навигационный вход - к выходу блока спутниковой навигации, например, объектового GPS-приемника 15, информационные вход и выход, соответственно, к выходу и входу объектового приемопередатчика 7, управляющие выходы - ко входам соответствующих исполнительных устройств 14.

Каждый персональный комплекс 2 (фиг.3) находится в распоряжении пользователя ТС или в распоряжении пользователя объекта недвижимости. Под пользователем ТС подразумевается его владелец либо уполномоченное им лицо (например, член семьи или личный шофер). Персональный комплекс 2 содержит персональный передатчик 13, а также последовательно соединенные антенный коммутатор 8, персональный приемник 9, контроллер 10 преобразования формата данных и первый GSM-модуль 11, выполненный, например, в виде сотового телефона. В состав персонального комплекса 1 входит также блок 12 формирования командного сообщения, первый выход которого подключен к управляющему входу персонального передатчика 13, а второй выход и сигнальный вход, соответственно, к управляющему входу и сигнальному выходу первого GSM-модуля 11. При этом модулирующий вход персонального передатчика 13 подключен ко второму выходу контроллера 10 преобразования формата данных, а выход - ко входу антенного коммутатора 8, обеспечивающего связь - через приемопередающую антенну помехозащищенного канала - с объектовым охранным комплексом 1.

Каждый комплекс 3 реагирования (фиг.4), находящийся у представителей сил быстрого реагирования, содержит последовательно соединенные второй GSM-модуль 16 (например, сотовой телефон), блок 17 согласования формата данных и персональный навигатор 18, выполненный с возможностью приема сигналов системы GPS и сопоставления их с данными, полученными из блока 17 согласования формата данных

Вышеупомянутые объектовый охранный комплекс 1 и персональный комплекс 2 реализованы на предприятии-заявителе в составе действующих макетов радиопоисковых систем "КАРНЕТ-2" и "КАРНЕТ-3" с использованием серийно выпускаемого оборудования охранных систем "РИФ СТРИНГ-200" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.01020) и "РИФ СТРИНГ-202" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME96.H00513), а также доступных на коммерческом рынке изделий вычислительной техники, выпускаемых американской компанией Analog Devices, Inc.: кодека AD 1836 и цифрового процессора быстрого преобразования Фурье ADSP 21161N серии SHARK, на базе которых выполнен персональный приемник 9.

В качестве объектового GPS-приемника 15 может быть использован любой имеющийся на рынке прибор указанного назначения, выпускаемый в носимом, возимом и стационарном вариантах (www.globalsat.ru).

Применяемый в составе комплекса 3 реагирования персональный навигатор 18 должен отличаться простотой и удобством в эксплуатации и иметь стрелочный индикатор для указания направления движения на цель. К этому классу устройств относится, например, широко известный и доступный на коммерческом рынке персональный навигатор "ГАРМИН GPS 38" (www.badger.ru), далее, для краткости, GPS-38.

В рассматриваемом далее варианте практического применения GPS-38 конечной целью движения ТС быстрого реагирования является УТС. Расстояние до УТС вычисляется по прямой линии, соединяющей текущее местоположение носителя GPS-38 (то есть ТС быстрого реагирования) с точкой нахождения УТС. Координатные данные, необходимые для вычисления указанного расстояния, измеряются объектовым GPS-приемником 15 и GPS-38, входящим в состав комплекса 3 реагирования.

Первый GSM-модуль 11 (применяемый в составе персонального комплекса 2) и второй GSM-модуль 16 (применяемый в составе комплекса 3 реагирования) представляют собой стандартные модули сотового телефона. Такой модуль используется, например, в серийно выпускаемом предприятием-заявителем терминальном оборудовании стандартной сотовой сети подвижной связи "REEF GSM-2000" (сертификат соответствия РОСС RU.ME30.B.01155). В качестве первого 11 или второго 16 GSM-модулей могут использоваться и сами сотовые телефоны.

В качестве используемых в составе персонального комплекса 2 персонального передатчика 13 и антенного коммутатора 8 могут быть использованы устройства, ранее использованные на предприятии-заявителе при реализации системы тревожной сигнализации и локального позиционирования по патенту RU №2309064, В60R 25/10.

Контроллер 10 преобразования формата данных представляет собой обычный конвертор данных, а блок 12 формирования командного сообщения - устройство, преобразующее в соответствующие электрические сигналы механическое воздействие руки оператора на кнопки или клавиши. Например, в качестве такого устройства может использоваться клавиатура сотового телефона.

Таким образом, все используемые в системе узлы известны и доступны на коммерческом рынке. Соответственно, возможность практической реализации предлагаемой системы не вызывает сомнений.

Рассматриваемая система охраны ТС и объектов недвижимости (фиг.1) работает следующим образом.

Техническими средствами, участвующими в операции по обнаружению несанкционированного воздействия на охраняемый объект (ТС или объект недвижимости) и по реагированию на это воздействие являются: объектовые охранные комплексы 1 (фиг.2), персональные комплексы 2 (фиг.3) и комплексы 3 реагирования (фиг.4).

Объектовые охранные комплексы 1 устанавливаются на охраняемых (обслуживаемых) ТС и объектах недвижимости. Персональные комплексы 2 находятся у пользователей охраняемых ТС или объектов недвижимости. Комплексы 3 реагирования находятся в распоряжении сил быстрого реагирования - пеших нарядов либо экипажей ТС быстрого реагирования. В указанной операции участвуют также внешние системы: стандартная сотовая сеть подвижной связи, например GSM-сеть, и глобальная спутниковая система навигации, например GPS.

При несанкционированном воздействии на охраняемый объект, например при проникновении в жилище или в гараж, а также при попытке угона ТС (далее, как наиболее общий, рассматривается именно последний случай) установленные на указанных объектах охранные извещатели 4, входящие в состав объектового охранного комплекса 1 (фиг.2), передают в объектовый контроллер 5 тревожные сообщения. Объектовый контроллер 5 посылает в объектовый GSM-приемник-сигнализатор 6 запрос о возможности передачи этих тревожных сообщений по GSM-сети в персональный комплекс 2. Если такая передача возможна (то есть помеха GSM-сигналу отсутствует), то объектовый контроллер 5 посылает указанные тревожные сообщения в объектовый GSM-приемник-сигнализатор 6, который передает их в виде тревожной кодовой посылки по GSM-сети. Одновременно, для повышения надежности связи, объектовый контроллер 5 передает тревожные сообщения на вход объектового приемопередатчика 7. Объектовый приемопередатчик 7 формирует из тревожных сообщений тревожную кодовую посылку на несущей частоте, скачкообразно перестраиваемой по псевдослучайному закону. Такой вид сигнала обеспечивает возможность передачи данных даже в условиях применения злоумышленниками преднамеренных помех. Частным случаем использования такой скачкообразно перестраиваемой несущей частоты является хоппинг-сигнал. Далее, для конкретности будем считать, что объектовый приемопередатчик 7 излучает в эфир именно хоппинг-сигнал, то есть в рассматриваемой системе реализуется способ передачи извещений, описанный в патентах RU №2228275, В60R 25/10, G08В 25/10, G08В 20/16 и RU №2265250, G08В 25/08, G08C 15/00, ранее полученных предприятием-заявителем.

Простейшим примером возможной структуры тревожной кодовой посылки, излучаемой на скачкообразно изменяемой несущей частоте, является следующая:

- МАРКЕР (общий для всех посылок данной системы набор символов);

- ПРИЗНАК (набор символов, указывающих на категорию сообщения; в данном случае категорией сообщения является "Признак тревожной кодовой посылки"). Остальные части любой кодовой посылки зависят от передаваемого ПРИЗНАКА (то есть от категории сообщения). В рассматриваемом частном случае формирования тревожной кодовой посылки следующими за ПРИЗНАКОМ составными частями являются:

- АДРЕС (набор символов, определяющий объектовый приемопередатчик 7, сформировавший тревожную кодовую посылку, то есть коды идентификационных признаков охраняемого ТС, к которым могут относиться марка и цвет охраняемого ТС, фамилия и контактный телефон владельца охраняемого ТС или одного из пользователей);

- ИНФОРМАЦИЯ (набор символов, конкретизирующий тот охранный извещатель 4, срабатывание которого вызвало формирование тревожного сообщения, а также тип срабатывания этого охранного извещателя 4);

- КОНТРОЛЬНАЯ СУММА (набор контрольных символов). Использование двух каналов связи объектового охранного комплекса 1 с персональным комплексом 2 существенно повышает надежность связи. В случае же глушения злоумышленниками GSM-канала применение помехозащищенного канала с хоппинг-сигналом является единственно возможным путем передачи тревожных сообщений по радиоэфиру.

Принятый персональным комплексом 2 (фиг.3) хоппинг-сигнал через антенный коммутатор 8 поступает в персональный приемник 9, который представляет собой приемник хоппинг-сигнала, выполненный с возможностью селекции в кодовых посылках информации о категории сообщения, идентификационных признаков и данных о местоположении охраняемого объекта. Прошедшие эту селекцию кодовые посылки поступают в контроллер 10 преобразования формата данных, представляющий собой конвертор данных. Указанный контроллер 10 преобразования формата данных преобразует полученную тревожную кодовую посылку в формат, используемый в GSM-сети. Сформированное таким образом сообщение, например SMS-сообщение, посылается первым GSM-модулем 11 по стандартной сотовой сети подвижной связи в комплекс 3 реагирования. Таким образом, в рассматриваемой системе персональный комплекс 2 выполняет функцию ретранслятора, обеспечивающего работу системы в неблагоприятной помеховой обстановке.

Наряду с этим, персональный приемник 9 выполняет и обычную для него функцию - приема тревожной кодовой посылки и оповещения об этом пользователя.

Приняв и оценив тревожное сообщение, содержащееся в тревожной кодовой посылке, пользователь может затем обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы, например в ближайшую дежурную часть милиции (с этого момента охраняемое ТС рассматривается как УТС). Поводом для подачи пользователем официального заявления в правоохранительные органы не обязательно должно быть получение тревожного сообщения. Официальное заявление в правоохранительные органы будет подано пользователем, например, после обнаружения взлома гаража и исчезновения охраняемого ТС. Одновременно с подачей официального заявления в правоохранительные органы пользователь может послать на борт УТС командное сообщение, предназначенное для блокирования движения УТС. Командное сообщение от пользователя может быть передано на борт УТС следующими путями:

- по GSM-каналу (если он не заглушен);

- по GSM-каналу и по помехозащищенному каналу

- только по помехозащищенному каналу (в случае подавления GSM-канала преднамеренной помехой).

Команду блокирования движения УТС формирует блок 12 формирования командного сообщения, управляемый пользователем, например, с помощью клавиатуры сотового телефона. В зависимости от помеховой ситуации, определяемой первым GSM-модулем 11, указанное командное сообщение подается либо на управляющий вход первого GSM-модуля 11, либо на управляющий вход персонального передатчика 13, либо на оба указанных входа одновременно.

Излучение по GSM-каналу осуществляется непосредственно через антенну первого GSM-модуля 11. Излучение по помехозащищенному каналу производится с персонального передатчика 13 через антенный коммутатор 8 с помощью антенны помехозащищенного канала.

При передаче командного сообщения в объектовый охранный комплекс 1 по GSM-каналу объектовый GSM-приемник-сигнализатор 6 передает это командное сообщение на вход объектового контроллера 5. Командное сообщение, принятое объектовым приемопередатчиком 7 по помехозащищенному каналу, подается на информационный вход объектового контроллера 5. То есть в любом случае командное сообщение передается в объектовый контроллер 5. При поступлении командного сообщения объектовый контроллер 5 формирует команду блокирования движения УТС, которая подается на соответствующие исполнительные устройства 14, например на иммобилайзер, блокирующий двигатель УТС. Это существенно усложняет злоумышленнику задачу угона и создает более благоприятные условия для сил быстрого реагирования, осуществляющих перехват УТС.

Наиболее сложной задачей при действиях сил быстрого реагирования является задача перехвата УТС, находящегося в движении, поскольку при этом необходимо знать текущее местоположение УТС. Причем важны не столько абсолютные географические координаты УТС, сколько его местоположение относительно ТС быстрого реагирования. Точность определения такого относительного местоположения должна быть достаточно высокой для того, чтобы на заключительной стадии перехвата можно было обеспечить визуальный контакт экипажа ТС быстрого реагирования с УТС. При этом для экипажей ТС быстрого реагирования важно:

- не демаскировать себя;

- не выдавать заранее своих намерений;

- не провоцировать злоумышленников на неадекватные действия.

Обычно задача определения относительного местоположения УТС и сил быстрого реагирования решается с помощью двухэтапной процедуры с участием информационного центра сбора и обработки информации (диспетчерского центра). Вначале в информационном центре сбора и обработки информации "грубо" определяется местоположение УТС в географической системе координат. Для этого используется информация, получаемая от расположенных на местности базовых станций стандартной сотовой сети подвижной связи. Затем с борта ТС быстрого реагирования осуществляется радиопеленгация УТС, с помощью которой уточняется текущее местоположение УТС относительно ТС быстрого реагирования.

В предлагаемой системе (как и в ближайшем аналоге) информация от базовых станций стандартной сотовой сети подвижной связи не используется, а задача местоопределения УТС решается непосредственно на борту ТС быстрого реагирования. При этом первичным источником координатной информации о текущем местоположении УТС является объектовый GPS-приемник 15, входящий в состав объектового охранного комплекса 1 (фиг.2).

Приняв и обработав в штатном режиме сигналы со спутников, объектовый GPS-приемник 15 передает выходную информацию о местоположении УТС в географической системе координат в объектовый контроллер 5, который преобразует эту выходную информацию в формат тревожной кодовой посылки с информацией о местонахождении УТС, излучаемой объектовым GSM-приемником-сигнализатором 6 и/или объектовым приемопередатчиком 7.

Простейший пример формата посылки хоппинг-сигнала тревожной кодовой посылки с информацией о местонахождении УТС может включать в себя следующие составные части:

- МАРКЕР (совпадает с МАРКЕРОМ при передаче двоичного кода тревожной кодовой посылки);

- ПРИЗНАК (как и при передаче двоичного кода тревожной кодовой посылки, это символы, указывающие на категорию сообщения; в данном случае категорией сообщения является "Признак местоположения УТС");

- АДРЕС (как и при передаче двоичного кода тревожной кодовой посылки, это символы, указывающие охранный извещатель 4, сформировавший тревожную кодовую посылку с информацией о местонахождении УТС, дополненную кодами идентификационных признаков УТС, к которым могут относиться марка и цвет УТС, фамилия и контактный телефон владельца УТС или одного из пользователей);

- СИГНАЛЫ GPS-ПРИЕМНИКА (это непосредственно координатный код текущего местоположения УТС);

- КОНТРОЛЬНАЯ СУММА (соответствующий набор контрольных символов).

Допустим, что помеха либо отсутствует, либо ее интенсивность не достаточно высока для того, чтобы нарушить работу стандартной сотовой сети подвижной связи. В этом случае передача тревожных кодовых посылок с информацией о местонахождении УТС осуществляется с борта УТС по основному каналу - в виде SMS-сообщений, содержащих координатный код текущего местоположения УТС. Помехозащищенный канал с хоппинг-сигналом используется лишь как дополнительный источник информации об относительном местоположении УТС и ТС быстрого реагирования.

Код текущего местоположения УТС, переданный по стандартной сотовой сети подвижной связи, принимается вторым GSM-модулем 16, входящим в состав комплекса 3 реагирования (фиг.4). С выхода второго GSM-модуля 16 код текущего местоположения УТС передается в блок 17 согласования формата данных и конвертируется в указанном блоке в один из форматов, используемых персональным навигатором 18.

Персональный навигатор 18, входящий в состав комплекса 3 реагирования, принимает и обрабатывает в штатном режиме (с помощью входящего в его состав GPS-приемника) сигналы с навигационных спутников. Эти сигналы необходимы для определения текущих координат ТС быстрого реагирования и затем относительных координат УТС (угол направления движения на УТС и оставшееся расстояние между ТС быстрого реагирования и УТС).

Особенностью персонального навигатора 18 является удобство в управлении при обеспечении движения кратчайшим путем к заданной точке. В операции перехвата УТС заданной точкой является точка текущего местоположения УТС. Текущее местоположение УТС может либо оставаться постоянным, если до начала перехвата пользователю удалось дистанционно заблокировать движение УТС, либо изменяться, если по каким-либо причинам этого сделать не удалось.

Для конкретности, рассмотрим принципы работы персонального навигатора 18 на базе вышеупомянутого GPS-38 (согласно "Руководству пользователя", www.badger.ru).

GPS-38 использует для указания и контроля направления движения угловые градусы, измеряемые (так же, как на магнитном компасе) по часовой стрелке от направления на Север (N). Каждый из двадцати четырех спутников GPS делает за сутки два оборота вокруг Земли по прецизионной орбите и передает на Землю информацию о себе и о своем состоянии (так называемый альманах). Для определения начального положения на местности объектовому GPS-приемнику 15, входящему в состав объектового охранного комплекса 1, и персональному навигатору 18, находящемуся у экипажа ТС быстрого реагирования, требуется в течение некоторого времени "наблюдать" одновременно, как минимум, три спутника GPS.

Для определения скоростей движения УТС и ТС быстрого реагирования объектовому GPS-приемнику 15 и персональному навигатору 18 требуется "наблюдать" одновременно как минимум четыре спутника GPS.

У вышеупомянутого персонального навигатора 18 GPS-38 имеется специальный разъем для обмена данными с другими приборами. В рассматриваемой системе к этому разъему подключается выход блока 17 согласования формата данных, с которого в персональный навигатор 18 поступают (в требуемом формате) внешние данные. В данном случае такими внешними данными являются конвертированные текущие координаты УТС, измеренные с помощью объектового GPS-приемника 15.

Для использования этих внешних данных в GPS-38 предусмотрен режим "Внешнего обмена". Поддерживается пять различных протоколов приема данных от внешних устройств. Каждый из протоколов описывается отдельной экранной страницей, на которой оператор комплекса 3 реагирования может выставлять требуемые параметры конвертирования данных.

Для ускорения перехвата УТС может быть использован один из штатных режимов работы GPS-38 - режим обеспечения движения к цели кратчайшим путем. В этом режиме в центре экрана GPS-38 условно отображается "шоссе", как бы "проложенное" к цели. Большая стрелка под изображением "шоссе" показывает истинный курс относительно прямого направления на цель. Для поддержания правильного курса необходимо постоянно совмещать указанную стрелку со специальным указателем на шкале графического индикатора. При приближении к конечной цели маршрута (то есть к УТС) на "шоссе" появляется условное изображение "финишной черты". Когда изображение "финишной черты" дойдет до нижнего обреза изображения "шоссе", то это означает, что цель достигнута (то есть УТС где-то рядом).

Применение GPS-38 не требует от оператора комплекса 3 реагирования профессиональных навыков, поэтому данный персональный навигатор 18 доступен для любого члена экипажа ТС быстрого реагирования.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет решить поставленную задачу изобретения - создать систему охраны ТС и объектов недвижимости, более устойчивую к преднамеренным помехам, чем ближайший аналог.

При этом предлагаемая система сохраняет все достоинства ближайшего аналога, связанные с отсутствием специализированной наземной инфраструктуры и с возможностью гибкого автономного управления движением сил быстрого реагирования в операции по перехвату УТС. Задача реагирования на проникновение в охраняемый неподвижный объект является частным случаем рассмотренной выше задачи перехвата УТС. Преимущества предлагаемой системы по сравнению с ближайшим аналогом для этого случая очевидны и не требует дополнительного доказательства.

Система охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости, содержащая связанные посредством стандартной сотовой сети подвижной связи, например GSM-сети, объектовые охранные комплексы, персональные комплексы и комплексы реагирования, при этом каждый объектовый охранный комплекс установлен на обслуживаемых ТС или объектах недвижимости и содержит связанные друг с другом объектовый GSM-приемник - сигнализатор и объектовый контроллер, а также блок спутниковой навигации, например объектовый GPS-приемник, и объектовый приемопередатчик, выполненный с возможностью приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте, сигнальные входы объектового контроллера подключены к выходам охранных извещателей, навигационный вход - к выходу объектового GPS-приемника, информационные выход и вход соответственно - к входу и выходу объектового приемопередатчика, а управляющие выходы - к входам соответствующих исполнительных устройств, каждый персональный комплекс находится у пользователя обслуживаемых ТС или объектов недвижимости и содержит первый GSM-модуль, выполненный, например, в виде сотового телефона, а каждый комплекс реагирования находится в распоряжении сил быстрого реагирования и содержит последовательное соединенные второй GSM-модуль, например сотовой телефон, блок согласования формата данных и персональный навигатор, выполненный с возможностью приема сигналов системы GPS и сопоставления их с данными, полученными из блока согласования формата данных, отличающаяся тем, что в персональный комплекс введены персональные приемник и передатчик, выполненные с возможностью приема и передачи кодовых посылок на скачкообразно перестраиваемой псевдослучайно изменяемой несущей частоте, а также антенный коммутатор, контроллер преобразования формата данных и блок формирования командного сообщения, причем контроллер преобразования формата данных первыми входом и выходом связан соответственно с выходом и информационным входом первого GSM-модуля, модулирующий вход персонального передатчика подключен ко второму выходу контроллера преобразования формата данных, первый выход блока формирования командного сообщения подключен к управляющему входу персонального передатчика, а второй выход и сигнальный вход соответственно - к управляющему входу и сигнальному выходу первого GSM-модуля, выход персонального передатчика подключен к входу антенного коммутатора, выход которого через персональный приемник подключен ко второму входу контроллера преобразования формата данных.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения систем программного измерения и контроля состояния параметров контейнеров на пути их следования и отстоя и может найти применение для повышения уровня безопасности транспортировки и хранения ценных и взрывоопасных грузов и посылок в контейнерах, в том числе в помещениях с узкими проходами и дверными проемами.

Изобретение относится к области охранной сигнализации и может быть использовано людьми, оснащенными аппаратурой индивидуального оповещения специализированных служб, находящихся на базовой станции, о возникающих угрозах безопасности абонентов системы, находящихся высоко в горах или в местах, где передача тревожного сообщения затруднена воздействием внешних помех или рельефа местности.

Изобретение относится к системам автоматического дистанционного контроля в режиме реального времени состояния объектов, а также к системам аварийного оповещения.
Изобретение относится к области средств беспроводной связи пассажирского поезда. .

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности поиска, обнаружения, определения текущего местоположения, а также слежения за перемещением и местонахождением людей, домашних животных, предметов движимого имущества, угнанных транспортных средств.

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов.

Изобретение относится к многофункциональной системе мониторинга стационарных и подвижных объектов. .

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов.

Изобретение относится к технике мониторинга транспортных средств и защиты от несанкционированного использования. .

Изобретение относится к способам обеспечения охраны и защиты транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования. .

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС).

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности комплексного решения задач охраны и определения текущего местоположения (позиционирования) транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. .

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств. .

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления наземными транспортными средствами (ТС)
Наверх