Комбинированная гибридная опора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов. Комбинированная гибридная опора содержит корпус и втулку гидростатодинамического подшипника скольжения. Втулка размещена в корпусе с возможностью осевого перемещения и образует с корпусом замкнутую полость, в которую подведена рабочая жидкость под давлением. Внутренняя поверхность втулки состоит из двух ступеней, одна из которых имеет ответную коническую многоклиновую поверхность, охватывающую коническую цапфу вала, а вторая имеет ответную цилиндрическую поверхность на валу. При этом втулка со стороны цилиндрической поверхности отверстия поджата относительно вала пружиной осевого поджатия, усилие которой меньше по величине и противоположно по направлению усилию, развиваемому в упомянутой замкнутой полости и действующему на втулку. В корпусе и втулке образована система подачи рабочей жидкости в рабочие зазоры гидростатодинамического подшипника скольжения, состоящая из подводящих каналов, уплотнительных колец и жиклера. Технический результат: повышение надежности и долговечности роторно-опорного узла, упрощение его изготовления и эксплуатации благодаря простоте конструкции, повышение ресурса работы, устойчивости движения и подавление биений валов и роторов. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, к которым предъявляются повышенные требования по уровню вибраций и которые в процессе эксплуатации могут подвергаться неоднократным импульсным нагрузкам высокой интенсивности, состоящих из комбинации подшипников скольжения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Известна коническая гидростатодинамическая опора, содержащая охватывающую цапфу вала втулку с расположенными на ее внутренней поверхности камерами поперек образующих конуса втулки со смещением относительно средней поперечной ее оси в сторону меньшего основания конуса на величину от 0,15 до 0,2 длины его образующей, а ширина камер выполнена 0,1-0,3 длины образующей конуса [1].

Недостатком известной конической гидростатодинамической опоры является то, что сохраняется возможность срыва смазочной пленки в расширяющейся части опоры, что уменьшает несущую способность поверхности и требует значительных центробежных сил для восстановления смазочного слоя, а также использование смазки большой вязкости, при этом снижаются долговечность, надежность и ресурс работы всего подшипникового узла,

Известен подшипниковый узел с комбинированными подшипниками, содержащий корпус, втулку гидростатического подшипника скольжения, подшипник качения, наружная обойма которого служит валом в гидростатическом подшипнике [2].

Недостатком известного комбинированного подшипникового узла является то, что сохраняется возможность проворота наружной обоймы подшипника качения относительно вала с неопределенной угловой скоростью, которая зависит от частоты вращения вала и нагрузок на подшипниковый узел, и тем самым возникновение вибраций на частотах подшипников качения, при этом снижается его несущая способность, подшипник качения занимает неопределенное положение и, следовательно, появляются эксцентриситет и биение в зазоре наружной обоймы подшипника качения и втулки гидростатического подшипника, что приводит к снижению долговечности всего подшипникового узла, кроме того, приложенные к корпусу однократные импульсивные нагрузки высокой интенсивности воспринимаются подшипником качения и ведут к его разрушению, что выводит из строя весь подшипниковый узел. При этом усложненная конструкция известного подшипникового узла снижает надежность и ресурс его работы.

Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности подшипникового узла, упрощение его конструкции, повышение ресурса работы, устойчивости движения и подавление биений валов и роторов.

Поставленная задача решается с помощью предлагаемой комбинированной гибридной опоры, содержащей корпус и втулку гидростатодинамического подшипника скольжения, причем втулка подшипника размещена в корпусе с возможностью осевого перемещения и образует с корпусом замкнутую полость, в которую подведена рабочая жидкость под давлением, а внутренняя поверхность упомянутой втулки состоит из двух ступеней, одна из которых имеет ответную коническую многоклиновую поверхность, охватывающую коническую цапфу вала, а вторая имеет ответную цилиндрическую поверхность на валу, при этом втулка со стороны цилиндрической поверхности отверстия поджата относительно вала пружиной осевого поджатая, усилие которой меньше по величине и противоположно по направлению усилию, развиваемому в упомянутой замкнутой полости и действующему на втулку гидростатодинамического подшипника, кроме того, в корпусе и втулке образована система подачи рабочей жидкости в рабочие зазоры подшипника скольжения, состоящая из подводящих каналов, уплотнительных колец и жиклера.

Особенности конструкции предлагаемой комбинированной опоры поясняются чертежами.

На фиг.1 схематически представлена комбинированная гибридная опора, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Предлагаемая комбинированная опора представляет собой гидростатодинамическую опору и содержит корпус 1 и втулку 2 подшипника скольжения, при этом втулка 2 подшипника размещена в корпусе 1 с возможностью осевого перемещения и образует с корпусом 1 замкнутую полость 3. С этой целью в корпусе 1 выполнено двухступенчатое отверстие, а наружная цилиндрическая поверхность втулки 2 имеет две ступени.

В замкнутую полость 3 через канал 4, просверленный в корпусе 1, подведена рабочая жидкость под давлением РМ.

Для предотвращения вытекания рабочей жидкости через зазоры между корпусом 1 и втулкой 2 в последней выполнены кольцевые канавки, в которых установлены уплотнительные кольца 5.

Внутренняя поверхность втулки 2 выполнена двухступенчатой, одна из которых имеет коническую многоклиновую поверхность 6, охватывающую коническую цапфу 7 вала 8. Вторая ступень 9 является цилиндрической внутренней поверхностью, сопрягаемой соответственно с ответной цилиндрической поверхностью вала 8.

Втулка 2 со стороны цилиндрической поверхности отверстия поджата относительно вала 1 пружиной 10 осевого поджатия. Усилие РПР, оказываемое пружиной 10 на втулку 2, меньше по величине и противоположно по направлению усилию РЖ, развиваемого рабочей жидкостью в замкнутой полости 3 и действующей на втулку 2 гидростатодинамического подшипника.

В корпусе 1 и втулке 2 выполнена система подачи рабочей жидкости в рабочие зазоры подшипника скольжения, состоящая из подводящих каналов и жиклера 11.

Комбинированная опора работает следующим образом.

При переходных режимах работы (пуск, останов), когда частота вращения вала невелика, радиальная нагрузка воспринимается цилиндрической ступенью 9 отверстия втулки, т.е. гладким цилиндрическим участком опоры, при этом давление рабочей жидкости в полости 3 невелико и пружина 10 с усилием РПР отжимает втулку 2 в крайнее левое положение (согласно фиг.1). Конический многоклиновой участок 6 не работает и не контактирует с цапфой 7 вала 8.

При увеличении частоты вращения вала 8 в замкнутую полость 3 под большим давлением РМ подается рабочая жидкость и втулка 2 под действием развиваемого усилия РЖ преодолевает сопротивление пружины РПР, перемещается слева направо (согласно фиг.1). При этом вступает в работу конический многоклиновый участок 6 втулки 2, который контактирует с цапфой 7 вала 8, а цилиндрический участок опоры выводится из контакта с валом. Вызванные высокой частотой вращения вала импульсные нагрузки высокой интенсивности, приложенные к корпусу 1, передаются через многоклиновый участок 6 втулки 2 на вал 8, предохраняя гладкий цилиндрический участок 9 опоры от разрушения. При этом втулка гидростатодинамического подшипника и рабочая жидкость под давлением в полости 3 выполняют роль жесткого элемента, так как длительность действия импульсной нагрузки не превышает 20 мкс и давление рабочей жидкости из полости 3 не успевает понизится благодаря жиклеру 11.

Это позволяет на основных режимах работы разгрузить гладкую быстро изнашиваемую поверхность опоры и резко увеличить устойчивость движения вала благодаря возникновению дополнительных гидродинамических клиньев в нагруженной зоне цапфы вала. При правильно подобранном давлении подачи рабочей жидкости и геометрических характеристиках многоклиновые гибридные опоры способны полностью подавлять вихрь и биение вала.

Надежность всей комбинированной опоры повышается за счет изоляции цилиндрического участка подшипника скольжения от действия импульсных нагрузок высокой интенсивности, устраняя возможность сухого трения в коническом многоклиновом участке гидростатодинамического подшипника в случае падения давления в гидросистеме подачи рабочей жидкости.

Предлагаемая комбинированная гибридная опора, включающая многоклиновой и гладкий цилиндрический участки, обеспечивает высокий уровень несущей способности и вибрационной устойчивости.

Данную конструкцию в определенной мере можно рассматривать как комбинацию подшипника и уплотнения. В этом случае подача рабочей жидкости осуществляется с клинового торца, а цилиндрическая часть выполняет функции щелевого уплотнения.

Предлагаемую комбинированную гибридную опору целесообразно использовать в насосных агрегатах, в которых смазка и охлаждение подшипниковых узлов проводится рабочими телами и возможно перетекание среды между полостями высокого и низкого давлений.

Предлагаемая комбинированная опора повышает надежность и долговечность роторно-опорного узла, упрощает его изготовление и эксплуатацию благодаря простоте конструкции и повышает ресурс работы.

Источники информации

1. А.с. SU №1191638, МПК F16C 21/00. Коническая гидростатодинамическая опора. И.Я.Токарь и др. Заявка 3786390/25-27. 04.09.84, 15.1185 - прототип.

2. Патент Франции 2071838, МКИ F16C 21/00.

Комбинированная гибридная опора, содержащая корпус и втулку гидростатодинамического подшипника скольжения, отличающаяся тем, что втулка гидростатодинамического подшипника скольжения размещена в корпусе с возможностью осевого перемещения и образует с корпусом замкнутую полость, в которую подведена рабочая жидкость под давлением, а внутренняя поверхность упомянутой втулки состоит из двух ступеней, одна из которых имеет ответную коническую многоклиновую поверхность, охватывающую коническую цапфу вала, а вторая имеет ответную цилиндрическую поверхность на валу, при этом втулка гидростатодинамического подшипника скольжения со стороны цилиндрической поверхности отверстия поджата относительно вала пружиной осевого поджатия, усилие которой меньше по величине и противоположно по направлению усилию, развиваемому в упомянутой замкнутой полости и действующему на втулку гидростатодинамического подшипника скольжения, кроме того, в корпусе и втулке гидростатодинамического подшипника скольжения образована система подачи рабочей жидкости в рабочие зазоры гидростатодинамического подшипника скольжения, состоящая из подводящих каналов, уплотнительных колец и жиклера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве опор валов машин и механизмов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками и повышающих надежность и долговечность машин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к опорам для валов и осей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным подшипниковым узлам, предназначенным для использования, например, в авиационных агрегатах

Ось машины // 2428593
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин. Технический результат направлен на уменьшение габаритов и увеличение ресурса работы комбайна проходческого. Комбайн проходческий содержит исполнительный орган, крепеподъемник, платформу с ограждением, электрооборудование, место управления комбайном, питатель, конвейер, ходовую часть. В расположенном в ходовой части и приводимом в движение гидроцилиндрами поворота поворотном устройстве сферический роликоподшипник установлен на опорной оси внутри двустороннего упорного подшипника скольжения. Упорный подшипник скольжения состоит из четырех рядов (по два ряда с каждой стороны) расположенных по окружности сегментов из износостойкой стали и закрепленных потайными винтами. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов). Комбинированная опора состоит из корпуса, в котором установлены подшипник качения и втулка подшипника скольжения. Во внутреннее кольцо подшипника качения запрессована фрикционная втулка. На шейке вала с помощью штифтов установлено упругое эллиптическое равножесткое кольцо с центробежными грузами, которое имеет возможность деформироваться под действием центробежных сил. Технический результат: повышение надежности, долговечности и технологичности опорного узла за счет использования фрикционной втулки и равножесткого эллиптического кольца, а также увеличение функциональности агрегата в целом путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная осевая опора состоит из корпуса (1), закрепленного в нем упорного подшипника качения (2) с валом (3), а также упорного подшипника скольжения, выполненного в виде подпятника (4) с многоклиновой рабочей поверхностью. Подпятник (4) установлен в корпусе (1) с возможностью осевого перемещения на упругой, заполненной газом, с выпуклыми тонкостенными торцевыми поверхностями камере (5), на внутренней поверхности которой находится устройство для изменения величины давления. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы "ротор-опоры" путем снижения общего уровня вибраций и динамических нагрузок в опорах роторных машин. За счет подбора вязкости газа и давления улучшаются демпфирующие свойства. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора состоит из корпуса (1), в котором установлены подшипник качения (2) и вал (3), на внутренней поверхности которого имеются пазы, в которых установлены колодки (5) и упругие элементы (4), которые служат элементами установки и крепления вала (3) на наружном кольце подшипника качения (2) в моменты пусков и остановов. На наружное кольцо подшипника качения (2) одето кольцо (8) из фрикционного материала, также в корпусе (1) установлены круговой гофрированный элемент (6) и упругий лепесток (7), образующие с антифрикционной втулкой (10), расположенной на наружной поверхности вала (3), радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, работающий на основном режиме функционирования агрегата. Технический результат: увеличение частоты вращения ротора и улучшение его устойчивости, повышение долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширение области применения данного типа опор и повышение надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит внешнее кольцо (1), внутреннее кольцо (2) и тела качения (3), образующие подшипник качения, вал (4). В подшипнике качения концентрично размещен лепестковый газодинамический подшипник. Опора снабжена установленными в пазах на внутренней поверхности внутреннего кольца (2) креплениями (5) лепестков (6) с упругими элементами переключения (7) с возможностью перемещения под действием центробежных сил. Технический результат: увеличение частоты вращения ротора и улучшение его устойчивости, повышение долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширение области применения данного типа опор, повышение надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и лепесткового газодинамического подшипника на различных режимах работы. 4 ил.
Наверх