Лазерная измерительная система

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов. Лазерная измерительная система содержит блок питания, лазерный блок, устройство формирования двух параллельных световых пучков, смонтированное на лазерном блоке. Система выполнена в виде трех конструктивных узлов. В состав первого узла включены предметный стол, выполненный с возможностью перемещения и вращения площадки, и лазерный блок, установленный на посадочной поверхности предметного стола. В состав второго узла включены рейтер, вертикальная цилиндрическая колонка, первый дефлектор, второй дефлектор, установленный на рельсе штангенрейсмас. В состав третьего узла включены штатив с колонкой, координатный столик, а также уголковый отражатель, оптически связанный с дефлектором второго конструктивного узла. Технический результат - расширение диапазона измерений. 4 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Известна лазерная измерительная система, содержащая блок питания со стрелочным прибором определения режима работы лазера, лазерный блок, подключенный к блоку питания и установленный на неподвижной части измеряемого объекта, устройство формирования двух параллельных световых пучков, жестко закрепленное на лазерном блоке, бескабельный оптический датчик, установленный на подвижной части измеряемого объекта, фотоприемник, оптически связанный с датчиком, и обрабатывающий блок (Лазерная измерительная система LMS 100. Инструкция по эксплуатации. Предприятие "Карл Цейсс Йена", ГДР, 1986 г.).

Известная система характеризуется высокой разрешающей способностью. Однако диапазон измерений, составляющий ±0,5 мм, не позволяет использовать ее для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов. Например, для стендов регулировки головного света фар автотранспортных средств отклонение от прямолинейности рабочих площадок может достигать 3 мм на 1 м (ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы поверки", п.5.3.3.1.).

Кроме того известная система используется лишь в случаях наличия у калибруемого объекта некоторой направляющей, например при монтаже, юстировке и метрологической приемке станков или координатных измерительных машин.

Задачей изобретения является расширение диапазона измерений.

Решение поставленной задачи заключается в том, что лазерная измерительная система, содержащая блок питания со стрелочным прибором определения режима работы лазера, лазерный блок, подключенный к блоку питания, и устройство формирования двух параллельных световых пучков, смонтированное на лазерном блоке, выполнена в виде трех конструктивных узлов. В состав первого конструктивного узла включены предметный стол, выполненный с возможностью перемещения его посадочной площадки по высоте и с возможностью вращения указанной площадки относительно основания вокруг двух взаимно перпендикулярных направлениях, и лазерный блок, установленный на посадочной поверхности предметного стола с обеспечением распространения световых пучков в горизонтальной плоскости. В состав второго конструктивного узла включены рейтер, размещенный на рельсе с призматическими направляющими, вертикальная цилиндрическая колонка, закрепленная на основании рейтера, первый дефлектор, оптически связанный с лазерным блоком и закрепленный в держателе цилиндрической колонки с обеспечением перпендикулярности плоскостей распространения отраженных и падающих на первый дефлектор световых пучков, второй дефлектор, оптически связанный с первым дефлектором и установленный на посадочной площадке рейтера с обеспечением параллельности плоскостей распространения отраженных и падающих на второй дефлектор световых пучков, и установленный на рельсе штангенрейсмас, измерительная ножка которого соприкасается с поверхностью посадочной площадки рейтера. В состав третьего конструктивного узла включены штатив с цилиндрической колонкой, выполненной по форме скобы, базовый элемент сферического подвижного соединения, выполненный по форме кольца, закрепленного на верхнем торце цилиндрической колонки с обеспечением соосности с основанием штатива, три опорных шарика равного диаметра, закрепленных на верхней поверхности базового элемента, рабочий элемент сферического подвижного соединения, выполненный по форме усеченной полусферы и размещенный сферической поверхностью на опорных шариках, вертикально ориентированный стержень, верхним торцом соединенный с рабочим элементом со стороны его малого основания, координатный столик, закрепленный на нижнем торце стержня, и уголковый отражатель, оптически связанный со вторым дефлектором второго конструктивного узла и закрепленный на координатном столике с обеспечением совмещения плоскостей распространения отраженных и падающих на уголковый отражатель световых пучков.

На фиг.1 изображена схема размещения конструктивных узлов измерительной системы относительно рабочей площадки регулировочного стенда, на фиг.2 показаны первый и второй конструктивные узлы, на фиг.3 - второй и третий конструктивные узлы системы, на фиг.4 поясняется ход световых лучей в измерительной системе.

Калибруемая рабочая площадка представляет собой комплект стандартных металлических плит 1-4, снабженных регулировочными домкратами 5. Лазерная измерительная система выполнена в виде трех конструктивных узлов 6, 7 и 8 (фиг.1).

В первый конструктивный узел включены предметный стол 9 в составе посадочной площадки 10, опорной площадки 11, регулировочных винтов 12-14, подъемного механизма 15 и основания 16, лазерный блок 17, снабженный опорными планками 18 и подключенный посредством кабеля 19 к блоку питания 20 со стрелочным прибором 21 определения режима работы лазера, и устройство 22 формирования двух параллельных световых пучков J01 и J02 (фиг.2).

В состав второго конструктивного узла включены рельс 23 с призматическими направляющими 24, рейтер 25, вертикальная цилиндрическая колонка 26 с держателем 27 первого дефлектора 28, второй дефлектор 29 и штангенрейсмас 30 (фиг.2, 3).

В состав третьего конструктивного узла включены штатив 31 с цилиндрической колонкой 32, выполненной по форме скобы, базовый элемент сферического подвижного соединения, выполненный по форме кольца 33, три опорных шарика 34 равного диаметра, рабочий элемент 35 сферического подвижного соединения, выполненный по форме усеченной полусферы, вертикально ориентированный стержень 36, координатный столик 37 и уголковый отражатель 38 (фиг.3).

Работа измерительной системы заключается в следующем.

Соответствие метрологических характеристик (прямолинейность, горизонтальность, плоскостность) рабочей площадки регулировочного стенда требованиям нормативных документов определяют по перепадам высот проверяемых точек поверхности комплекта стандартных металлических плит 1-4 размером (L1×L2), укомплектованных регулировочными домкратами 5. Расстояния между указанными точками вдоль продольного и вдоль поперечного направлений задаются в методиках калибровки в зависимости от габаритов рабочей площадки и назначения регулировочного стенда. Для измерения перепадов высот заданных проверяемых точек поверхности плит 1-4 лазерную измерительную систему компонуют в виде трех конструктивных узлов 6, 7 и 8, схема размещения которых относительно рабочей площадки приведена на фиг.1.

Предметный стол 9 первого конструктивного узла 6 выполнен с возможностью перемещения его посадочной площадки 10 по высоте и с возможностью вращения площадки 10 относительно основания 16 вокруг двух взаимно перпендикулярных направлений: вокруг осей "X" и "Z". Вокруг оси "X" положение посадочной площадки 10 регулируют непосредственно винтами 12, вокруг оси "Z" - винтами 13 и 14, определяющими ориентацию опорной площадки 11. По высоте предметный стол 9 регулируют подъемным механизмом 15 (фиг.2).

Предметный стол 9 и рельс 23 второго конструктивного узла 7 измерительной системы размещают перед плитой 1 и ориентируют его вдоль оси "Z" рабочей площадки. Используя микрометрический уровень в качестве эталона горизонтальности, поверхность посадочной площадки 10 и прилегающую к направляющим 24 рельса 23 плоскость выставляют параллельной плоскости "XZ". Лазерный блок 17, подключенный кабелем 19 к блоку 20 питания, устанавливают на предметный стол 9 и жестко закрепляют опорные планки 18 лазера к посадочной площадке 10. При этом опорные планки 18 должны быть прикреплены к лазерному блоку 17 с обеспечением распространения двух параллельных световых пучков J01 и J02, формируемых устройством 22, в горизонтальной плоскости (плоскость Q1 на фиг.4).

На рельсе 23 размещают рейтер 25, на основании которого дополнительно закрепляют вертикальную цилиндрическую колонку 26 с держателем 27 первого дефлектора 28. Изменением высоты предметного стола 9 и вращением держателя 27 вокруг оси вертикальной колонки 26 дефлектор 28 оптически связывают с лазерным блоком 17. При этом дефлектор 28 должен быть закреплен в держателе 27 с обеспечением перпендикулярности плоскостей Q2 и Q1 распространения отраженных и падающих на первый дефлектор 28 световых пучков J11 (J12) и J01 (J02).

На посадочную площадку рейтера 25 устанавливают второй дефлектор 29. При установке дефлектор 29 ориентируют таким образом, чтобы он был оптически связан с первым дефлектором 28 и чтобы обеспечивалась параллельность плоскостей Q3 и Q2 распространения отраженных и падающих на второй дефлектор световых пучков J21 (J22) и J11(J12).

При компоновке третьего конструктивного узла 8 базовый элемент 33 сферического подвижного соединения жестко закрепляют к верхнему торцу цилиндрической колонки 32 с обеспечением соосности с основанием штатива 31. Рабочий элемент 35 сферического подвижного соединения, выполненный по форме усеченной полусферы, сферической поверхностью размещают на опорных шариках 24. Стержень 36 соединяют с рабочим элементом 35 со стороны его малого основания. К нижнему торцу стержня 36 крепят координатный столик 37 с уголковым отражателем 38. При этом уголковый отражатель 38 ориентируют таким образом, чтобы посредством регулировочных винтов координатного столика 37 обеспечить возможность совмещения плоскостей распространения отраженных и падающих на уголковый отражатель световых пучков J31 (J32) и J21 (J22) (фиг.3).

Третий конструктивный узел 8 устанавливают на первую проверяемую точку поверхности рабочей площадки и приступают к проведению юстировки измерительной системы: смещением второго конструктивного узла 7 вдоль оси "Z" оптически связывают уголковый отражатель 38 со вторым дефлектором 29, поворотом штатива 31 вокруг оси "Y", а затем посредством регулировочных винтов координатного столика 37 добиваются совмещения сформированных уголковым отражателем 38 световых пучков J31 и J32 с плоскостью O3, а изменением наклона посадочной площадки координатного столика 37 относительно плоскости "XZ" световые пучки J31 и J32 выставляют параллельными оси "X". Последнюю операцию производят один раз за время проведения калибровки, т.к. за счет наличия сферического подвижного соединения конструкция узла 8 позволяет поддерживать постоянной пространственную ориентацию уголкового отражателя 38 при отклонениях поверхности рабочей площадки от горизонтальной плоскости "XZ".

Изменяя высоту Нx рейтера 25 (и соответственно расстояние hx между дефлекторами 28 и 29) на величину ±δhХ, световые пучки J01 (J11, J21) и J02 (J12, J22) попарно совмещают со световыми пучками J52 (J42, J32) и J51 (J41, J31) (фиг.4). При точном попадании световых пучков J51 и J52 в выходные отверстия устройства 22 возникает оптическая обратная связь, возмущающе воздействующая на стабилизацию лазерного блока 17. О совмещении указанных световых пучков судят по колебаниям стрелки прибора 21 блока питания 20. На рельс 23 устанавливают штангенрейсмас 30 и приводят его измерительную ножку в соприкосновение с поверхностью посадочной площадки рейтера 25. Значение H1, пропорциональное значению h1 на фиг.4 и измеренное штангенрейсмасом 30, принимают за результат измерения в первой проверяемой точке поверхности рабочей площадки.

Третий конструктивный узел 8 последовательно устанавливают на проверяемые точки данного продольного сечения рабочей площадки. Для каждой проверяемой точки проводят необходимые операции при юстировке измерительной системы и по показаниям штангенрейсмаса 30 определяют значение Нх. Затем смещением рейтера 25 второго конструктивного узла 7 вдоль оси "Z" совмещают плоскость Q3 распространения световых пучков J21 и J22 с очередным продольным сечением рабочей площадки и производят аналогичные измерения.

По результатам измерений определяют соответствие метрологических характеристик (прямолинейность, плоскостность, горизонтальность) калибруемой рабочей площадки требованиям нормативных документов и, в случае необходимости, посредством регулировочных домкратов 5 сглаживают неровности рабочей площадки и производят повторную калибровку ее поверхности.

Предлагаемая измерительная система по сравнению с прототипом отличается более широким диапазоном измерений и может использоваться в тех случаях, когда с достаточной точностью должны быть определены позиции измеряемого объекта, не содержащего подвижных частей, используемых в прототипе в качестве направляющих.

Лазерная измерительная система, содержащая блок питания со стрелочным прибором определения режима работы лазера, лазерный блок, подключенный к блоку питания, и устройство формирования двух параллельных световых пучков, смонтированное на лазерном блоке, отличающаяся тем, что она выполнена в виде трех конструктивных узлов, в состав первого конструктивного узла включены предметный стол, выполненный с возможностью перемещения его посадочной площадки по высоте и с возможностью вращения указанной площадки относительно основания вокруг двух взаимно перпендикулярных направлений, и лазерный блок, установленный на посадочной поверхности предметного стола с обеспечением распространения световых пучков в горизонтальной плоскости, в состав второго конструктивного узла включены рейтер, размещенный на рельсе с призматическими направляющими, вертикальная цилиндрическая колонка, закрепленная на основании рейтера, первый дефлектор, оптически связанный с лазерным блоком и закрепленный в держателе цилиндрической колонки с обеспечением перпендикулярности плоскостей распространения отраженных и падающих на первый дефлектор световых пучков, второй дефлектор, оптически связанный с первым дефлектором и установленный на посадочной площадке рейтера с обеспечением параллельности плоскостей распространения отраженных и падающих на второй дефлектор световых пучков, и установленный на рельсе штангенрейсмас, измерительная ножка которого соприкасается с поверхностью посадочной площадки рейтера, в состав третьего конструктивного узла включены штатив с цилиндрической колонкой, выполненной по форме скобы, базовый элемент сферического подвижного соединения, выполненный по форме кольца, закрепленного на верхнем торце цилиндрической колонки с обеспечением соосности с основанием штатива, три опорных шарика равного диаметра, закрепленных на верхней поверхности базового элемента, рабочий элемент сферического подвижного соединения, выполненный по форме усеченной полусферы и размещенный сферической поверхностью на опорных шариках, вертикально ориентированный стержень, верхним торцом соединенный с рабочим элементом со стороны его малого основания, координатный столик, закрепленный на нижнем торце стержня, и уголковый отражатель, оптически связанный со вторым дефлектором второго конструктивного узла и закрепленный на координатном столике с обеспечением совмещения плоскостей распространения отраженных и падающих на уголковый отражатель световых пучков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а более конкретно - к средствам для бесконтактного контроля объектов сложной формы, и может быть использовано, в частности, при разработке быстродействующих оптоэлектронных измерителей геометрических размеров, формы и положения объектов для выполнения контрольных операций в труднодоступных местах, а также зрительных сенсоров инспекционных и космических роботов.

Изобретение относится к области автоматизированных систем мониторинга технического состояния зданий и сооружений и может быть использовано для определения опасного для эксплуатации состояния и предупреждения об опасности находящихся в них людей.
Изобретение относится к измерительной технике, конкретнее к способам измерения деформации твердых тел, основанных на оптических методах измерения, и может быть использовано для определения пластических деформаций образца в машиностроении, автомобилестроении, авиастроении и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к текстильной промышленности и может быть использовано независимыми испытательными лабораториями и сырьевыми лабораториями текстильных предприятий при оценке точности применяемых методов измерения длины текстильных волокон.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способам регистрации перемещений поверхностей объектов испытаний (или объектов контроля) оптическими датчиками, основанными на применении интерференционных методов.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано, для бесконтактного контроля изделий с наружной резьбой. .

Изобретение относится к дистанционному контролю и измерению с подвижного состава стрелы провеса волоконно-оптических кабелей. .

Изобретение относится к оптическим методам комплексного контроля и измерения параметров щелевых структур типа анизотропный слой на изотропной подложке с нанометровыми и субмикронными размерами элементов и может быть использовано для разработки и прогнозирования функциональных элементов в оптоэлектронике (лазеров, фильтров, поляризаторов), для контроля параметров газовых сенсоров, для исследования свойств структур, заполненных жидкими кристаллами, для контроля структур ИМС, созданных по нанометровой технологии.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки площадок регулировочных стендов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для бесконтактного автоматического измерения или контроля размеров объектов, техническим результатом использования изобретения является повышение точности измерений в условиях фоновой засветки

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности для контроля неровностей и неоднородностей движущейся поверхности, и может быть использовано для контроля биения вращающегося вала или ротора

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке рабочих площадок регулировочных стендов, в частности для регулировки внешних световых приборов автотранспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств, в частности для регулировки их внешних световых приборов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к области монтажных и диагностических работ с использованием лазерных средств наведения и может быть использовано для монтажа, диагностики и центровки осей сопрягаемых вращающихся валов - приводного вала тормозной установки моторного стенда и коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) при монтаже ДВС на моторном стенде
Наверх