Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна

Изобретение относится к техническому оснащению аэродромов эксплуатирующих авиационных подразделений, в частности к комплексам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. Технический результат достигается тем, что все лаборатории размещены в быстровозводимых зданиях контейнерного типа, представляющих из себя объемный сборно-разборный модуль каркасной конструкции, состоящий из основания, стен и кровли, изготовленных из утепленных панелей типа «сэндвич», стыки которых загерметизированы. Технико-эксплуатационный комплекс дополнительно имеет лабораторию регламентных работ и ремонта автономных источников питания и лабораторию преобразования и распределения электрической энергии, к которой подключены все лаборатории комплекса. При двухярусном исполнении технико-эксплуатационного комплекса объемный модуль одной лаборатории закреплен на объемном модуле другой лаборатории. Для обеспечения безопасности выполнения работ в лабораториях быстровозводимые здания заземлены и снабжены системой молниезащиты, внутренняя отделка лабораторий выполнена из пожаробезопасных материалов, не выделяющих токсичные вещества и стойких к моющим средствам. Изобретение направлено на возможность создания в предельно короткие по времени сроки технико-эксплуатационного комплекса для обслуживания воздушного судна. 8 з.п. ф-лы, 8 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к техническому оснащению аэродромов эксплуатирующих авиационных подразделений, в частности, к комплексам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Известны стационарные комплексы по техническому обслуживанию, выполнению регламентных работ и ремонту воздушных судов, представляющие собой в гражданской авиации (ГА) авиационно-технические базы (АТБ) (см. Основы летно-технической эксплуатации и безопасности полетов. Под ред. проф. А.И.Пугачева. М.: Транспорт, 1984, с.25-30), в других видах государственной авиации - технико-эксплуатационные части (ТЭЧ) авиационных подразделений (см. Боевая авиационная техника: Летательные аппараты, силовые установки и их эксплуатация / В.Ф.Павленко, А.А.Дьяченко, В.И.Жулев и др.; Под ред. В.Ф.Павленко. - М.: Воениздат, 1984, с.278). Структура АТБ и ТЭЧ, как правило, аналогична и рассчитана на обслуживание собственного парка воздушных судов эксплуатирующей организации, а количество цехов (в АТБ), лабораторий групп регламентных работ (в ТЭЧ) зависит от типа воздушных судов и выполняемых ими задач.

Наиболее близким аналогом заявляемому изобретению является ТЭЧ авиационного подразделения (см. Дубинский В.И., Кунбутаев Л.М., Секунов В.В. Техническая эксплуатация авиационной техники. Учебное пособие по курсу «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей / Под ред. В.И.Дубинского. - М.: Изд-во МЭИ, 1999, с.95; Техническая эксплуатация авиационной техники. М., Военное издательство, 1967, с.149). Как правило, ТЭЧ авиационного подразделения располагается на оборудованной территории, связанной со стоянками воздушных судов рулежными дорожками, в стационарном здании, построенном в соответствии с проектно-технической документацией, соответствующей требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. В центральной части здания ТЭЧ находится лаборатория регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангар) для размещения воздушного судна, на котором выполняются регламентные и ремонтные работы, а внутри по периметру здания находятся лаборатории командно-диспетчерского пункта и групп регламентных работ по специальности. Лаборатории оснащены системами энергоснабжения и освещения, средствами пожарной безопасности, медицинскими аптечками, средствами связи между лабораториями, вспомогательным оборудованием и технологическими рабочими местами по профилю выполняемых работ при техническом обслуживании и ремонте составных частей воздушного судна, средствами контроля и диагностики составных частей, технологическим оборудованием, стеллажами для размещения съемного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры, шкафами для хранения комплектов принадлежностей, документации по профилю составных частей и спецодежды. Лаборатория регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангар) имеет ворота для постановки внутрь лаборатории воздушного судна, подвижную кран-балку, подвижные стеллажи и ложементы для укладки снимаемых с воздушного судна агрегатов и оборудования, подъемники и стремянки. Недостатком такого комплекса является невозможность его перебазирования на необорудованные аэродромы при длительном пребывании на них авиационной техники и их низкая техническая оснащенность из-за отсутствия специализированных лабораторий. В частности, существующая в настоящее время система выполнения регламентных работ и ремонта воздушного судна не обеспечивает полного объема выполняемых работ на воздушном судне, передавая часть выполняемых регламентных работ и ремонта обслуживающим структурам (примечание: в ВВС такой обслуживающей структурой является батальон аэродромно-технического обеспечения) - это, например, работы, связанные с обслуживанием бортовых автономных источников питания. Это вносит дополнительные сложности по решению вопросов взаимоотношения между структурами эксплуатирующей воздушное судно организации и, в конечном итоге, затягивает сроки выполнения регламентных работ и ремонта воздушного судна.

Недостатком данных комплексов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов также является необходимость проведения строительных и геодезических работ и значительные сроки при возведении стационарных сооружений и зданий, что неприемлемо при быстром развертывании авиационных подразделений и нецелесообразно при выполнении технического обслуживания воздушных судов при проведении работ в чрезвычайных условиях, в районах с техногенными катастрофами и при ведении боевых действий. Кроме того, существующая в настоящее время проектно-конструкторская документация на здания ТЭЧ не отвечает современным требованиям по выполнению регламентных работ и ремонту воздушного судна и не позволяет в рамках существующих зданий оснастить ТЭЧ полным объемом требуемого вспомогательного, контрольного и диагностического оборудования без дополнительных пристроек, которые требуют разработки соответствующей проектно-конструкторской документации и выполнения строительно-монтажных работ.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание в ограниченные по времени сроки технико-эксплуатационного комплекса для обслуживания воздушного судна, способного обеспечить выполнение регламентных работ и ремонт авиационной техники на необорудованных аэродромах за счет использования возможности поставки в разобранном виде быстровозводимых элементов комплекса, и повышение эффективности использования комплекса за счет увеличения его технической оснащенности. Немаловажным преимуществом предлагаемого быстровозводимого технико-эксплуатационного комплекса является возможность наращивания технической оснащенности комплекса за счет ввода в строй дополнительных лабораторий.

Технический результат достигается тем, что лаборатории по обслуживанию авиационной техники размещены в быстровозводимых зданиях контейнерного типа, представляющих из себя объемный сборно-разборный модуль каркасной конструкции, состоящий из основания, стен и кровли, изготовленных из утепленных панелей типа «сэндвич», стыки которых загерметизированы. Технико-эксплуатационный комплекс дополнительно имеет лабораторию регламентных работ и ремонта бортовых автономных источников питания и лабораторию преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений. При этом лаборатория преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений соединена с внешним источником электроэнергии промышленной электросети и обеспечивает подачу электроэнергии в другие лаборатории как с напряжением 380 В/220 В частотой 50 Гц, так и со специальными авиационными напряжениями 36 В частотой 400 Гц, 115 В частотой 400 Гц и 27 В постоянного тока и дополнительно подключена к резервному источнику электроэнергии. Для обеспечения жизнедеятельности обслуживающего персонала лаборатории имеют системы кондиционирования и обогрева. Кроме того, лаборатории оборудованы нестандартизированным технологическим оборудованием для ремонта воздушного судна. Лаборатория командно-диспетчерского пункта и лаборатории групп регламентных работ и ремонта по специальности оборудованы рабочими местами оператора ПЭВМ, объединенными в компьютерную сеть, причем на каждом рабочем месте ПЭВМ содержит базу данных с интерактивной эксплуатационно-технической документацией по соответствующей специальности для каждого обслуживаемого воздушного судна. При двухъярусном исполнении технико-эксплуатационного комплекса объемный модуль одной лаборатории закреплен на объемном модуле другой лаборатории, причем вход в помещение второго яруса оборудован лестничной эстакадой. Для обеспечения безопасности выполнения работ в лабораториях комплекса быстровозводимые здания заземлены и снабжены системой молниезащиты, внутренняя отделка лабораторий выполнена из пожаробезопасных материалов, не выделяющих токсичных веществ и стойких к моющим средствам и другим агрессивным реагентам.

На фиг.1 представлены примеры размещения лабораторий технико-эксплуатационного комплекса.

На фиг.2 показан общий вид быстровозводимого здания для размещения лаборатории группы регламентных работ и ремонта по специальности.

На фиг.3 показано расположение быстровозводимых зданий при двухъярусном их размещении.

На фиг.4 показан общий вид здания лаборатории регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангара).

На фиг.5 показан фрагмент сборки здания типовой лаборатории регламентных работ и ремонта по специальности.

На фиг.6 показан внутренний интерьер лаборатории регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангара) и расположение кран-балки для выполнения монтажно-демонтажных работ.

На фиг.7 представлен типовой пакет транспортной упаковки элементов технико-эксплуатационного комплекса.

На фиг.8 показан фрагмент погрузки типовых пакетов на автомобильный транспорт.

Примеры реализации технико-эксплуатационного комплекса показаны на фиг.1. Технико-эксплуатационный комплекс состоит из быстровозводимых конструкций здания лаборатории регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангара) 1 и зданий других лабораторий регламентных работ и ремонта по специальности 2. При этом здания 2 могут располагаться в один или два яруса (см. фиг.2 и 3). При двухъярусном расположении быстровозводимых зданий вход в помещение второго яруса оборудован лестничной эстакадой 3.

Быстровозводимые здание лабораторий 1 и 2 представляют собой объемные сборно-разборные модули каркасной конструкции (см. соответственно фиг.4 и 3). При этом утепленные панели типа «сэндвич» могут быть вмонтированы на предварительно собранный каркас. На фиг.5 показан фрагмент сборки здания для размещения групп обслуживания, когда к предварительно собранному каркасу 4 крепится утепленная панель 5 с окном и входной дверью, и уже установлены панели основания 6 и потолка(кровли) 7.

Размещение на местности каждой отдельной лабораторий в быстровозводимых зданиях контейнерного типа, возможность выбора этажности возводимых зданий и расположения лабораторий относительно друг друга позволяют оптимально распределить инфраструктуру технико-эксплуатационного комплекса относительно стоянки воздушных судов с целью удобства обслуживания воздушных судов и повышения эффективности и качества выполняемых работ и в зависимости от требований заказчика - эксплуатирующей организации.

Лаборатории оснащены системами электроснабжения и освещения, системами кондиционирования и обогрева, средствами пожарной безопасности и электробезопасности, медицинскими аптечками. В соответствии с требованиями санитарных норм проектирования зданий быстровозводимые здания заземлены и снабжены системой молниезащиты.

Быстровозводимые здания комплекса не типовые. Каждое быстровозводимое здание имеет индивидуальные особенности, включая расположение и размеры входных дверей и окон, а также значения потребляемых мощностей и напряжений электроэнергии, что обусловлено специфическими требованиями по электробезопасности и пожаровзрывобезопасности работ в лаборатории при выполнении регламентных работ и ремонта.

В лаборатории командно-диспетчерского пункта располагается руководство комплекса и отсюда диспетчером осуществляется непрерывное оперативное руководство и контроль за ходом технологических процессов регламентных и ремонтных работ с помощью средств связи и аппаратуры громкоговорящей связи, которой оснащены все лаборатории технико-эксплуатационного комплекса.

Технико-эксплуатационный комплекс дополнительно содержит лабораторию преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений, которая подключена к внешнему источнику электроэнергии промышленной электросети и осуществляет подачу электроэнергии во все другие лаборатории как с напряжением 380 В/220 В частотой 50 Гц, так и со специальными авиационными напряжениями 36 В частотой 400 Гц, 115 В частотой 400 Гц и 27 В постоянного тока. Для обеспечения бесперебойного функционирования технико-эксплуатационного комплекса лаборатория преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений дополнительно оснащена резервным источником электроэнергии, например, работающим на жидком углеводородном или газовом топливе.

В технико-эксплуатационный комплекс дополнительно включена лаборатория регламентных работ и ремонта автономных источников питания, что позволяет самостоятельно производить ввод в строй новых аккумуляторов, обслуживание старых аккумуляторов, выполнять на них регламентные работы и ремонт, а также осуществлять приготовление и хранение электролита.

В лабораториях групп регламентных работ и ремонта по специальности размещены также вспомогательное и технологическое оборудование и технологические рабочие места по профилю выполняемых работ при выполнении регламентных работ и ремонте составных частей воздушного судна, средства контроля и диагностики составных частей, стеллажи для съемного оборудования воздушного судна и контрольно-измерительной аппаратуры, шкафы для хранения комплектов принадлежностей, документации по профилю составных частей и спецодежды. Расположение вспомогательного и технологического оборудования и технологических рабочих мест по профилю выполняемых работ при техническом обслуживании и ремонте составных частей воздушного судна, средств контроля и диагностики составных частей в каждом случае соответствует эргономическим требованиям по организации труда в лаборатории.

Лаборатория регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангар) 1 имеет ворота 8 (см. фиг.1 и 4) для постановки внутрь лаборатории воздушного судна и оборудована подвижной кран-балкой 9 (см. фиг.6) для выполнения монтажно-демонтажных работ на авиационной технике. В лаборатории регламентных работ и ремонта воздушного судна расположены подвижные стеллажи и ложементы для укладки снимаемых с воздушного судна агрегатов и оборудования, подъемники и стремянки.

Лаборатория командно-диспетчерского пункта и лаборатории групп регламентных работ и ремонта по специальности оборудованы рабочими местами оператора ПЭВМ, объединенными в компьютерную сеть, причем на каждом рабочем месте ПЭВМ содержит базу данных с интерактивной эксплуатационно-технической документацией по соответствующей специальности для каждого обслуживаемого воздушного судна. Это позволяет каждому специалисту в своей лаборатории иметь доступ к интерактивной эксплуатационно-технической документации, а с командно-диспетчерского пункта по базам данных выполняемых работ осуществлять контроль за работами на воздушном судне. Кроме того, наличие компьютерной сети в лаборатории командно-диспетчерского пункта позволяет использовать ее как лабораторию теоретической подготовки инженерно-технического состава и изучения авиационной техники при проведении дистанционного обучения авиационной техники.

Наличие базы данных по выполняемым регламентным и ремонтным работам позволяет определить количество регламентных работ по их видам, установить последовательность поступления воздушных судов на регламентные работы по месяцам, определить загрузку технико-эксплуатационного комплекса по месяцам года, сравнивания потребные и располагаемые трудозатраты, выявить узкие места и разработать организационно-технические мероприятия по их ликвидации, а также определить количество элементов оборудования, узлов и агрегатов, установленных на воздушном судне и подлежащих замене по выработке ресурса, и установить сроки их замены по месяцам.

Внутренняя отделка лабораторий выполнена из пожаровзрывобезопасных материалов, невыделяющих токсичных веществ и стойких к моющим средствам и другим агрессивным реагентам.

Функционирование комплекса направлено на проведение обслуживания воздушного судна по принятой системе технической эксплуатации (по наработке, по техническому состоянию, либо иной системе технической эксплуатации), выполнение регламентных работ, ремонта, модернизации и доработок воздушного судна.

При поступлении воздушного судна в технико-эксплуатационный комплекс производится учет воздушного судна в базе данных, в которую вносятся параметры состояния элементов и узлов воздушного судна, планируется перечень работ на воздушном судне. Для повышения качества технического обслуживания и анализа технического состояния воздушного судна при выполнении регламентных работ на нем проводится контрольный осмотр и дефектация состояния воздушного судна в целях выявления неисправностей, определения трудоемкости и характера ремонтных работ, которые должны быть проведены одновременно с выполнением регламентных работ и ремонтом.

Воздушное судно через ворота 8 поступает в лабораторию регламентных работ и ремонта воздушного судна (ангар) 1. Съемное оборудование демонтируется с воздушного судна для выполнения регламентных, диагностических и ремонтных работ в зданиях групп регламентных работ и ремонта по специальности. Несъемное оборудование и снаряжение проверяется и диагностируется непосредственно на воздушном судне в ангаре. При этом группы регламентных работ выполняют полный перечень работ согласно регламенту технической эксплуатации воздушного судна. Выполнение всего перечня работ заносится в базу данных. Окончание всех работ на воздушном судне документируется оформлением соответствующих документов.

При функционировании технико-эксплуатационного комплекса лаборатория преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений подключена к внешнему источнику электроэнергии промышленной электросети и обеспечивает подачу в другие лаборатории электроэнергии как с напряжением 380 В/220 В частотой 50 Гц, так и со специальными авиационными напряжениями 36 В частотой 400 Гц, 115 В частотой 400 Гц и 27 В постоянного тока. В случае сбоя при подаче электроэнергии к технико-эксплуатационному комплексу от промышленной сети производится перевод на снабжение лабораторий комплекса электроэнергией от резервного источника электроэнергии.

В качестве примера рассмотрим состав технико-эксплуатационного комплекса для обслуживания вертолетов типа Ми-8. Весь комплекс состоит из 30 быстровозводимых зданий, оборудованных рабочими местами для выполнения полного объема регламентных работ и ремонта вертолета согласно действующей эксплуатационной документации. В таблице представлен перечень лабораторий, расположенных в быстровозводимых зданиях комплекса.

Лаборатория командно-диспетчерского пункта (теоретической подготовки инженерно-технического состава и изучения авиационной техники) является пунктом управления деятельностью инженерно-технического состава при выполнении регламентных работ и ремонта, а также предназначена для теоретической подготовки инженерно-технического состава и изучения авиационной техники. В состав лаборатории входят два здания контейнерного типа, расположенных в два этажа. На первом этаже расположены рабочее место начальника группы по вертолету и силовой установке, старшего техника группы и рабочие места, оборудованные компьютерами, предназначенными для теоретической подготовки инженерно-технического состава и изучения авиационной техники, а также оперативной разработки служебной и рабочей технологической документации. На втором этаже расположены рабочие места начальника технико-эксплуатационного комплекса, его заместителя и диспетчера. Вход на второй этаж осуществляется по лестнице эстакады.

Лаборатория ультразвуковой очистки фильтроэлементов и фильтропакетов предназначена для проверки технического состояния и очистки фильтроэлементов гидравлической, топливной и масляной систем вертолета и силовой установки с помощью ультразвуковой установки. В здании лаборатории оборудованы рабочие места для контроля технического состояния фильтроэлементов и для очистки фильтроэлементов с помощью ультразвуковой установки. Для обеспечения пожаровзрывобезопасности выполнения работ и экологической безопасности работающего персонала лаборатория дополнительно оборудована системой принудительной вентиляции.

Инструментальная лаборатория предназначена для хранения, учета и выдачи инструмента для выполнения регламентных работ и ремонта на вертолете и силовой установке.

Лаборатория регламентных работ и ремонта вертолета и его систем, силовой установки и трансмиссии (ангар) предназначена для проведения регламентных работ и ремонта непосредственно на вертолете и силовой установке. Здание ангара прямоугольной формы, крыша имеет уклоны для стока воды и водостоки. Одна из торцевых стен ангара (фасадная) имеет ворота для ввода вертолета в лабораторию. Лаборатория оборудована вспомогательным и специальным оборудованием для регламентных работ и ремонта: стремянки для выполнения работ на хвостовом и несущем винтах, гидроподъемники, стеллажи для хранения снятого оборудования, приспособления для снятия, хранения и транспортировки лопастей несущего и рулевого винтов, главного и хвостового редукторов, авиационных двигателей и другое технологическое оборудование. Отдельно оборудована площадка для средств наземного обслуживания. Для проведения монтажно-демонтажных работ на вертолете ангар имеет подвижную кран-балку.

Комплекс содержит две лаборатории ремонта агрегатов силовой установки и трансмиссии вертолета, которые предназначены для выполнения ремонта агрегатов силовой установки и трансмиссии вертолета. Они оснащены всем комплектом средств для наземного обслуживания, включая слесарное оборудование.

Лаборатория неразрушающих методов контроля деталей вертолета предназначена для выполнения визуального объективного контроля и фотоконтроля, для проверки тарированного инструмента, неразрушающего контроля агрегатов двигателей и несущей системы магнитопорошковым методом, весового контроля зарядки огнетушителей. В ней оборудованы соответствующие рабочие места и установлено специальное оборудование.

Лаборатория неразрушающих методов контроля деталей вертолета предназначена для ультразвукового, вихретокового, оптико-визуального контроля, магнитная дефектоскопия и контроля методом красок деталей вертолета. В ней оборудованы соответствующие рабочие места и установлено специальное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта планера и средств наземного обслуживания вертолета предназначена для ремонта средств наземного обслуживания, обшивки, подкрепляющих и силовых элементов планера, двигателей, тяг, трубопроводов, топливных баков, корпусных агрегатов с эксплуатационными и боевыми повреждениями в объеме текущего ремонта, включая выполнение слесарных, клепальных, токарных сверлильных работ и заточку инструмента. В ней оборудованы соответствующие рабочие места и установлено специальное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта лопастей несущего и рулевого винтов вертолета предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта лопастей несущего и рулевого винтов вертолета и обеспечивает проведение слесарно-прессовочных, малярных, клеевых работ.

Лаборатория сварочно-паяльных работ предназначена для текущего ремонта и ремонта боевых и эксплуатационных повреждений. Лаборатория оснащена рабочими местами для электродуговой, аргонно-дуговой и газовой сварки и имеет дополнительное оборудование для обеспечения выполнения сварочных работ.

Лаборатория регламентных работ и ремонта электрооборудования предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта электрооборудования вертолета, в частности системы сигнализации о пожаре, электронного регулятора двигателя, регулятора предельных режимов, автомата запуска двигателей, преобразователей тока, посадочно-рулежных фар и другого оборудования. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта пилотажно-навигационного оборудования предназначена для регламентных работ и ремонта пилотажно-навигационного оборудования и приборов контроля параметров силовой установки (авиационных двигателей, главного и хвостового редукторов). В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта приборного оборудования предназначена для регламентных работ и ремонта приборного оборудования, в частности аппаратуры объективного контроля параметров полета вертолета, топливомеров, мембранно-анероидных приборов, акселерометров, авиационных часов. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта кислородного оборудования предназначена для регламентных работ и ремонта кислородного оборудования вертолета. В лаборатории размещено оборудование для проверки и обслуживания кислородного оборудования.

В состав комплекса входят две лаборатория регламентных работ и ремонта радионавигационного оборудования, которые предназначены для регламентных работ и ремонта радионавигационного оборудования, в частности автоматических радиокомпасов, аппаратуры ДИСС, радиовысотомеров, спецаппаратуры. В лабораториях размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория технического обслуживания средств измерения и контрольно-проверочной аппаратуры радионавигационного оборудования вертолета предназначена для технического обслуживания средств измерения и контрольно-проверочной аппаратуры радионавигационного оборудования вертолета. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта радиосвязного оборудования предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта радиосвязного оборудования, в частности радиостанций, радиоприемного устройства, вертолетных переговорных устройств, речевого информатора, записывающей аппаратуры. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта средств опознавания предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта средств опознавания. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта специального оборудования предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта специального оборудования вертолета. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта бортовых средств связи и ЗАС (БСС и ЗАС) предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта бортовых средств связи и засекречивающей аппаратуры связи вертолета. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта стрелково-пушечного вооружения и десантно-транспортного оборудования предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта стрелково-пушечного вооружения и десантно-транспортного оборудования. Оборудование лаборатории позволяет выполнять разборку, чистку, смазку и сборку устройств вертолета.

Лаборатория регламентных работ и войскового ремонта комплексов управляемого вооружения предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта управляемого вооружения. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта управляемых средств поражения предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта управляемых средств поражения. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория регламентных работ и ремонта контрольно-проверочной аппаратуры предназначена для выполнения регламентных работ и ремонта контрольно-проверочной аппаратуры. В лаборатории размещено специализированное и вспомогательное оборудование.

Лаборатория преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений (агрегатная) предназначена для преобразования трехфазного напряжения 380 В частотой 50 Гц, поступающего от промышленной электросети, в специальные авиационные напряжения, которыми обеспечиваются все лаборатории. Для исключения остановки работы технико-эксплуатационного комплекса из-за сбоя при подаче электроэнергии от промышленной сети в лаборатории предусмотрено подключение к резервному источнику электроэнергии.

Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания авиационных аккумуляторных батарей производится в трех лабораториях. В одной лаборатория регламентных работ и ремонта автономных источников питания производится приемка, ремонт, техническое обслуживание щелочных авиационных аккумуляторных батарей, а также хранение батарей, прошедших техническое обслуживание, и приготовление щелочного электролита. Другая лаборатория предназначена для управления процессом заряда-разряда щелочных и кислотных авиационных аккумуляторных батарей. Третья лаборатория предназначена для приема, ремонта и технического обслуживания кислотных авиационных аккумуляторных батарей, а также хранения батарей, прошедших техническое обслуживание, и приготовления кислотного электролита. Все эти лаборатории оснащены автоматизированными зарядно-разрядными установками с цифровым управлением процесса заряда-разряда, а также с целью обеспечения безопасности обслуживающего персонала имеют принудительную вентиляцию для удаления из помещения вредных испарений.

Быстровозводимые лаборатории оснащены аппаратурой громкоговорящей связи, отопителями, кондиционерами (сплит-системы), потолочным освещением.

Техническая реализация технико-эксплуатационного комплекса не вызывает сомнения. Для возведения зданий лабораторий на местности необходимо выбрать ровную площадку или подготовить ее с помощью технических средств и выполнить монтаж быстровозводимых зданий. Для возведения технико-эксплуатационного комплекса не требуется разработка проектно-строительной документации, проведение проектно-изыскательских работ, выполнение строительно-монтажных работ, характерных для капитального строительства. Основанием для приема лабораторий комплекса в эксплуатацию является сборка зданий в соответствии с конструкторской документацией и проведение контрольно-сдаточных испытаний. Технические возможности производства по изготовлению комплектующих изделий быстровозводимых зданий и качество их изготовления обеспечивают сборку зданий без подгонки и доработки.

Время сборки одной лаборатории группы регламентных работ и ремонта 2 (см. фиг.1), фрагмент сборки которой показан на фиг.2, составляет не более 8 часов при работе бригады из 3 человек.

Технико-эксплуатационный комплекс поставляется к месту дислокации организации, эксплуатирующей воздушные суда в разобранном состоянии. При такой поставке комплекса комплектующие зданий собираются в пакет, удобный для доставки к месту сборки автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом. На фиг.7 и 8 соответственно показаны типовые пакеты для транспортировки элементов технико-эксплуатационного комплекса и фрагмент погрузки на автомобильный транспорт.

В случае передислокации эксплуатирующей воздушные суда организации в другой район быстровозводимые здания разбираются, комплектующие зданий собираются в типовые пакеты для транспортировки на новое место сборки.

Для других типов воздушных судов количественный состав технико-эксплуатационного комплекса и перечень лабораторий, входящих в него, может иметь существенные различия в зависимости от требований эксплуатирующей воздушные суда организации.

Предлагаемый технико-эксплуатационный комплекс может использоваться для выполнения регламентных и ремонтных работ на других транспортных средствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы летно-технической эксплуатации и безопасности полетов. Под ред. проф. А.И.Пугачева. М.: Транспорт, 1984.

2. Боевая авиационная техника: Летательные аппараты, силовые установки и их эксплуатация / В.Ф.Павленко, А.А.Дьяченко, В.И.Жулев и др.; Под ред. В.Ф.Павленко. - М.: Воениздат, 1984.

3. Дубинский В.И., Кунбутаев Л.М., Секунов В.В. Техническая эксплуатация авиационной техники. Учебное пособие по курсу «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей / Под ред. В.И.Дубинского. - М.: Изд-во МЭИ, 1999.

4. Техническая эксплуатация авиационной техники. М.: Военное издательство, 1967.

Таблица

Пример перечня быстровозводимых зданий для технико-эксплуатационного комплекса, обеспечивающего выполнение полного перечня регламентных и ремонтных работ на вертолете Ми-8
№ п/пНаименование лаборатории
Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания вертолета и силовой установки
1.Лаборатория командно-диспетчерского пункта (теоретической подготовки инженерно-технического состава и изучения авиационной техники)
2.Лаборатория ультразвуковой очистки фильтроэлементов и фильтропакетов
3.Инструментальная лаборатория
4.Лаборатория регламентных работ и ремонта вертолета и его систем, силовой установки и трансмиссии (ангар)
5.Лаборатория ремонта агрегатов силовой установки и трансмиссии вертолета №1
6.Лаборатория ремонта агрегатов силовой установки и трансмиссии вертолета №2
7.Лаборатория неразрушающих методов контроля деталей вертолета (средства объективного контроля и фотоконтроля, средства контроля магнитопорошковым методом, весовой и тарировочный контроль)
8.Лаборатория неразрушающих методов контроля деталей вертолета (ультразвуковой, вихретоковый, оптико-визуальный контроль, магнитная дефектоскопия, контроль методом красок)
9.Лаборатория регламентных работ и ремонта планера и средств наземного обслуживания вертолета
10.Лаборатория регламентных работ и ремонта лопастей несущего и рулевого винтов вертолета
11.Лаборатория сварочно-паяльных работ
Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания авиационного оборудования вертолета
12.Лаборатория регламентных работ и ремонта электрооборудования
13.Лаборатория регламентных работ и ремонта пилотажно-навигационного оборудования
14.Лаборатория регламентных работ и ремонта приборного оборудования
15.Лаборатория регламентных работ и ремонта кислородного оборудования
Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания радиоэлектронного оборудования
16.Лаборатория регламентных работ и ремонта радионавигационного оборудования

№ п/пНаименование лаборатории
(автоматические радиокомпасы, аппаратура ДИСС, высотомеры)
17.Лаборатория ремонта радионавигационного оборудования (автоматические радиокомпасы, аппаратура ДИСС, высотомеры)
18.Лаборатория технического обслуживания средств измерения и контрольно-проверочной аппаратуры радионавигационного оборудования вертолета
19.Лаборатория регламентных работ и ремонта радиосвязного оборудования
20.Лаборатория регламентных работ и ремонта средств опознавания
21.Лаборатория регламентных работ и ремонта специального оборудования
22.Лаборатория регламентных работ и ремонта бортовых средств связи и ЗАС (БСС и ЗАС)
Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания авиационного вооружению и десантно-транспортного оборудования
23.Лаборатория регламентных работ и ремонта стрелково-пушечного вооружения и десантно-транспортного оборудования
24.Лаборатория регламентных работ и войскового ремонта комплексов управляемого вооружения
25.Лаборатория регламентных работ и ремонта управляемых средств поражения
26.Лаборатория регламентных работ и ремонта контрольно-проверочной аппаратуры
Агрегатная
27.Лаборатория преобразования и распределения электрической энергии специальных авиационных напряжений
Выполнение работ в соответствии с регламентом технического обслуживания авиационных аккумуляторных батарей
28.Лаборатория регламентных работ и ремонта автономных источников питания (проведение подзарядки, выполнение контрольно-тренировочных циклов, ввод в строй щелочных аккумуляторных батарей)
29.Лаборатория регламентных работ и ремонта автономных источников питания (проведение подзарядки, выполнение контрольно-тренировочных циклов, ввод в строй кислотных аккумуляторных батарей)
30.Лаборатория регламентных работ и ремонта автономных источников питания (прием, осмотр, хранение аккумуляторов, приготовление и хранение электролита)

1. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна, включающий лаборатории групп регламентных работ и ремонта по специальности, оснащенные вспомогательным оборудованием и технологическими рабочими местами по профилю выполняемых работ при техническом обслуживании и ремонте составных частей воздушного судна, средствами контроля и диагностики составных частей, технологическим оборудованием, стеллажами для размещения съемного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры, шкафами для хранения комплектов принадлежностей, документации по профилю составных частей и спецодежды, а также лабораторию регламентных работ и ремонта воздушного судна, оснащенную въездными воротами, подвижной кран-балкой, подвижными стеллажами и ложементами для укладки снимаемых с воздушного судна агрегатов и оборудования, подъемниками и стремянками, и лабораторию командно-диспетчерского пункта, причем лаборатории имеют системы энергоснабжения и освещения, средства связи между лабораториями, средства пожарной безопасности и электробезопасности, отличающийся тем, что лаборатории по обслуживанию авиационной техники оборудованы в быстровозводимых зданиях контейнерного типа, представляющих из себя объемный сборно-разборный модуль каркасной конструкции, состоящий из основания, стен и кровли, изготовленных из утепленных панелей типа «сэндвич», стыки которых загерметизированы.

2. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что дополнительно имеет лабораторию преобразования и распределения электрической энергии авиационных напряжений, к которой подключены ангар и лаборатории комплекса, причем лаборатория преобразования и распределения электрической энергии авиационных напряжений соединена с внешним источником электроэнергии и подключена к резервному источнику электроэнергии.

3. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что дополнительно имеет лабораторию регламентных работ и ремонта бортовых автономных источников питания.

4. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что лаборатории оборудованы системами кондиционирования и обогрева.

5. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что лаборатории оборудованы нестандартизированным технологическим оборудованием для ремонта воздушного судна.

6. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что лаборатория командно-диспетчерского пункта и лаборатории групп регламентных работ и ремонта по специальности оборудованы рабочими местами оператора ПЭВМ, объединенными в компьютерную сеть, причем на каждом рабочем месте ПЭВМ содержит базу данных с интерактивной эксплуатационно-технической документацией по соответствующей специальности для каждого обслуживаемого воздушного судна.

7. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что при двухъярусном исполнении технико-эксплуатационного комплекса объемный модуль одной лаборатории закреплен на объемном модуле другой лаборатории, причем вход в лабораторию второго яруса оборудован лестничной эстакадой.

8. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что быстровозводимые здания заземлены и снабжены системой молниезащиты.

9. Технико-эксплуатационный комплекс для воздушного судна по п.1, отличающийся тем, что внутренняя отделка лабораторий выполнена из пожаробезопасных материалов, невыделяющих токсичные вещества и стойких к моющим средствам и другим агрессивным реагентам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления летательных аппаратов, в частности к сборке отсеков летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике. .
Изобретение относится к авиации, в частности к устройству взлетно-посадочных полос аэродрома. .

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам сборки консоли крыла легких самолетов. .

Изобретение относится к области агрегатно-сборочного производства в самолетостроении. .

Изобретение относится к устройствам для установки изделий в заданное пространственное положение в принятой системе координат. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к способу и устройству для выполнения летного испытания на летательном аппарате, способу выполнения протокола из множества испытаний, методике для идентификации аэродинамических явлений

Изобретение относится к способу изготовления интегральных конструкций из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при изготовлении конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к области технического обслуживания летательных аппаратов, более конкретно, к устройству для удаления растворенного в рабочей жидкости воздуха из гидравлических систем летательных аппаратов закрытого типа

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолетов

Изобретение относится к способу изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата и, более предпочтительно, к способу, который включает использование прокладок
Наверх