Сталь колесная

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении колес экскаваторов и тележек. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, молибден, никель, ванадий, кальций, алюминий, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,38-0,45, кремний 0,17-0,40, марганец 0,60-1,10, никель 0,20-0,40, хром 1,00-1,30, молибден 0,25-0,35, ванадий 0,05-0,10, кальций 0,030, алюминий 0,015-0,050, железо и примеси - остальное. Повышаются характеристики сопротивления хрупким разрушениям, прочность и хладостойкость. 1 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии и может быть применено для изготовления колес экскаваторов, тележек.

Известна конструкционная среднелегированная сталь марки 35ХМЛ (ГОСТ 977-75) следующего состава, мас.%:

Углерод0,30-0,40
Кремний0,20-0,40
Марганец0,40-0,80
Хром0,8-1,10
Молибден0,20-0,30
Фосфорне более 0,040
Серане более 0,040
Железо и примесиостальное

Данная сталь после закалки и отпуска обеспечивает заданный уровень прочности в сечении до 50 мм.

Самой близкой по составу, принятой в качестве прототипа, является сталь марки 35ХМФЛ (ГОСТ 977-75), применяемая в общем машиностроении следующего состава, мас.%:

Углерод0,30-0,40
Кремний0,20-0,40
Марганец0,40-0,90
Фосфор0,040
Сера0,040
Хром0,80-1,2
Медь≤0,30
Молибден0,08-0,12
Железо и примесиостальное

Данная сталь не обеспечивает заданного уровня работоспособности из-за хрупкого разрушения в процессе эксплуатации.

Задачей изобретения является обеспечение высоких характеристик сопротивления хрупким разрушениям, увеличение прочности стали и за счет измельчения зерна улучшение ее хладостойкости.

Решение данной задачи достигается тем, что в сталь, содержащую С, Si, Mn, Cr, Мо, вводят дополнительно Ni, V, Са, Al, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод0,38-0,45
Кремний0,17-0,40
Марганец0,60-1,10
Никель0,20-0,40
Хром1,00-1,30
Молибден0,25-0,35
Ванадий0,05-0,10
Кальций0,030
Алюминий0,015-0,050
Железо и примесиостальное

Выбор элементов для легирования выбранной марки стали определялся требуемыми свойствами и стоимостью.

Углерод в стали в количестве С=0,38-0,45% выбран с целью обеспечения высокой пластичности, снижения хрупкости околошовной зоны и исключения вероятности образования холодных трещин.

Марганец в стали в количестве Mn=0,60-1,10% выбран из условия обеспечения полной раскисленности стали, повышения прокаливаемости и снижения температуры порога хладноломкости.

Никель в стали в количестве Ni=0,20-0,40% обеспечивает повышение пластичности, вязкости и хладостойкости стали.

Кремний в стали в количестве Si=0,17-0,40% является активным раскислителем стали и понижает чувствительность к перегреву.

Молибден в стали в количестве 0,25-0,35% обеспечивает повышение ударной вязкости и уменьшает чувствительность к отпускной хрупкости.

Алюминий в стали в количестве Al=0,015-0,050% обеспечивает полную раскисленность стали и способствует получению мелкозернистой структуры.

Пример.

Известные и предлагаемые составы сталей выплавлялись в индукционных печах ИСТ-16 и разливались в изложницы по 50 кг.

В табл.1 приведены химические составы предлагаемой стали и известных, а также данные по работе удара (KV) при t=-50°С для основного металла.

Представленные данные показывают, что введение в состав стали новых компонентов совместно с компонентами известного состава позволяет повысить низкотемпературную работу удара стали.

Таблица 1
Содержание химических элементов, %δ0,2
СSiMnPSNiCrMoVСаAlCu
Известная0,300,200,400,0350,030,10,900,15---0,129495
Предлагаемая 10,370,160,59--0,190,950,240,040,010,01-30495
Предлагаемая 20,380,170,60--0,201,000,250,050,020,015-48640
Предлагаемая 30,410,290,85--0,301,150,300,080,0250,030-54630
Предлагаемая 40,450,401,10--0,401,300,350,100,0300,050-62650
Предлагаемая 50,460,411,11--0,411,310,360,110,0310,051-35520

Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит никель, ванадий, кальций, алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод0,38-0,45
кремний0,17-0,40
марганец0,60-1,10
никель0,20-0,40
хром1,00-1,30
молибден0,25-0,35
ванадий0,05-0,10
кальций0,030
алюминий0,015-0,050
железо и примесиостальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области прокатного производства, в частности к получению штрипсов, используемых при изготовлении сварных труб для магистральных нефтегазопроводов.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах полос для электросварных прямошовных обсадных труб, предназначенных для обустройства нефтяных и газовых скважин.
Изобретение относится к литейному производству, а именно к разработке составов легированных сталей для изготовления валков холодной и горячей прокатки. .
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для производства монорельсов шахтных монорельсовых дорог. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам стали, которая может быть использована в машиностроении. .

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах полос для электросварных обсадных труб, предназначенных для обустройства нефтяных и газовых скважин в условиях Крайнего Севера.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах полос для электросварных прямошовных обсадных труб, предназначенных для обустройства нефтяных и газовых скважин.

Изобретение относится к изготовлению пресс-форм или деталей, подвергаемых металлообработке. .
Изобретение относится к литым сталям и может быть использовано для изготовления зубьев ковшей и колес экскаваторов, работающих в разных климатических зонах. .
Изобретение относится к литым сталям и может быть использовано для изготовления зубьев ковшей и колес экскаваторов, работающих в разных климатических зонах. .

Изобретение относится к области металлургии. .
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для производства монорельсов шахтных монорельсовых дорог. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству трубной заготовки диаметром от 100 до 180 мм, предназначенной для производства бесшовных труб различного назначения.

Изобретение относится к производству стали, предназначенной для изготовления формовочных инструментов для формования пластмасс. .

Изобретение относится к стали для холодной обработки, т.е. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различного типа инструмента: резцов, фрез, сверл, метчиков и т.д.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различных материалов, преимущественно металлов и их сплавов.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для различного типа резцов, фрез, сверл, метчиков и т.д. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для различного типа резцов, фрез, сверл, метчиков и т.д. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для различного типа резцов, фрез, сверл, метчиков и т.д. .
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения в условиях Сибири и Крайнего Севера
Наверх