Способ повышения тягово-сцепных свойств движителя и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно для сельскохозяйственных работ. Способ включает использование дополнительных опор путем внедрения их в закрытом состоянии в более плотный подпахотный слой почвы и последующего их раскрытия, увеличивая площадь контакта и снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы. Устройство содержит ось, закрепленную в диске обода колеса и фиксирующую положение направляющего кронштейна, внутри которого расположена с возможностью перемещения стойка. Оно также снабжено кулачком с рабочей поверхностью в форме эллипса, установленным на неподвижной оси с возможностью вращения. Причем ось вращения смещена от оси симметрии эллипса на величину выдвижения стойки устройства. На нижней части стойки закреплена опора с рабочей поверхностью, выполненной в форме треугольника, установленная шарнирно на своей оси, а в верхней - ролик с возможностью перекатывания по поверхности упомянутого кулачка. Технический результат - повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на грунт и повышение тягово-сцепных свойств колеса транспортного средства. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам, снижающим вредное воздействие на почву и повышающим тяговые свойства колесного движителя.

Известен способ повышения тягово-сцепных свойств движителя транспортного средства, например а.с. СССР № 745762, В60В 15/26, 1980 г.

Для реализации этого способа используется роторно-винтовой движитель, как дополнение к колесному. При изменении положения рычага с помощью гидропривода происходит выдвижение одного из движителей при одновременной уборке второго движителя. В зависимости от несущей способности опорной поверхности машина с данным типом движителя передвигается только на колесном ходу, совместно на колесном и роторно-винтовом и только на роторно-винтовом. Способ малоэффективен на почвах с низкой несущей способностью, приводит к разрушению структуры верхнего слоя почвы и усилению эрозионных процессов.

Недостатком известных устройств является высокая стоимость, масса движителя, сложность конструкции, малопригодность использования роторно-винтового движителя на сельскохозяйственных угодьях.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту является способ повышения тягово-сцепных свойств движителя путем использования устройства противоскольжения, состоящего из кронштейна, который крепится к колесу, через щеку, болтовым соединением. На кронштейне выполнены направляющие, в которых установлены направляющие, в которых установлена подвижная подпружиненная стойка с зацепом и элементами, обеспечивающими регулировку длины выхода стойки в зависимости от диаметра колеса и величины поджатия пружины для изменения ее жесткости (патент США № 2496924, кл. 301-51, 1950).

Недостатком известных способа и устройства является то, что движитель не снижает вредного воздействия колеса на почву.

Целью изобретения является повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на почву и снижения буксования колес на почвах с низкой несущей способностью.

Поставленная цель в заявляемом способе повышения функциональных качеств колесного движителя осуществляется за счет проникновения в закрытом состоянии опоры устройства в более плотный подпахотный слой почвы. После внедрения опоры до плотного состояния почвы ее раскрывают, тем самым увеличивая площадь контакта, несущую способность опоры и резко снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы. Благодаря данному процессу колесо (частично или полностью) не контактирует с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения.

На фиг.1 показано устройство, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сзади; на фиг.3 и 4 - опора в двух проекциях.

Способ повышения тягово-сцепных свойств движителя транспортного средства осуществляется следующим образом. Колеса снабжаются несколькими стойками, расположенными равномерно по ободу, с закрепленными на них опорами с изменяемой площадью контакта с почвой. На мягких почах опоры стойки колес транспортного средства попеременно внедряют в подпахотный слой почвы в закрытом состоянии. Далее раскрывают опору устройства, увеличивая площадь контакта с почвой. При этом колеса транспортного средства могут и не контактировать с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения. Снижается буксование колеса, разрушение верхнего слоя почвы и образование пыли.

Повышение тягово-сцепных свойств движителя по предлагаемому способу осуществляют следующим способом. Устройство состоит из оси 1, закрепленной в диске обода колеса гайками 2 и фиксирующей положение щекой 3 направляющего кронштейна 4. Внутри кронштейна перемещается стойка 5 фиксатором 6, пружиной 7. В верхней части стойка имеет ролик 8, качающийся по поверхности кулачка 9, который закреплен на неподвижной оси 10. В нижней части стойки закреплена опора устройства 11, рабочая поверхность которого выполнена в форме треугольника, закрепленная шарнирно на оси 12.

Принцип работы заключается в следующем. При качении колеса на мягких переувлажненных почвах стойка 5 благодаря форме кулачка внедряет опору 12 в закрытом состоянии в подпахотный слой почвы. При внедрении опоры 12 почва, давя на ее края, раскрывает опору устройства 11, увеличивая и площадь контакта с почвой. Благодаря данному процессу колесо (частично или полностью) не контактирует с верхним слоем почвы. Функцию несущего основания и обеспечения тягово-сцепных свойств выполняет устройство противоскольжения. При дальнейшем качении колеса опора 11, выходя из подпахотного слоя, разрыхляет почву и закрывается. Во взаимодействие с поверхностью качения вступает следующее устройство и цикл повторяется.

Предлагаемый способ повышения тягово-сцепных свойств движителя обеспечивает повышение функциональных качеств движителя за счет снижения вредного воздействия на почву и снижения буксования колес на мягких почвах. Таким образом, совокупность признаков, характеризующих способ, обеспечивает сверхсуммарный эффект.

1. Способ повышения тягово-сцепных свойств колесного движителя, включающий использование дополнительных опор, отличающийся тем, что реализацию функциональных качеств движителя осуществляют путем внедрения в закрытом состоянии опоры в более плотный подпахотный слой почвы и последующего ее раскрытия, увеличивая площадь ее контакта и снижая давление шин колесного движителя на верхние слои почвы.

2. Устройство для повышения тягово-сцепных свойств колесного движителя, содержащее ось, закрепленную в диске обода колеса и фиксирующую положение направляющего кронштейна, внутри которого расположена с возможностью перемещения стойка, отличающееся тем, что оно снабжено кулачком с рабочей поверхностью в форме эллипса, установленным на неподвижной оси с возможностью вращения, причем ось вращения смещена от оси симметрии эллипса на величину выдвижения стойки устройства, на нижней части стойки закреплена опора с рабочей поверхностью, выполненной в форме треугольника, установленная шарнирно на своей оси, а в верхней - ролик с возможностью перекатывания по поверхности упомянутого кулачка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств повышенной проходимости, предназначенным для движения по различным грунтам в условиях бездорожья.

Изобретение относится к области транспорта, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях.

Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств. .

Изобретение относится к автотракторостроению и касается переоборудования легкового автомобиля для буксировки сельскохозяйственных орудий или машин. .

Изобретение относится к устройствам повышения сцепления колес при торможении и может быть использовано при возникновении аварийной ситуации или плохом состоянии транспортной магистрали, например, при гололеде или мокрой транспортной магистрали.

Изобретение относится к транспортному машиностроения, в частности к средствам повышения проходимости в условиях бездорожья, на крайнем Севере, в тайге, пустынях транспортных средств.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, в частности, для автотранспорта. .

Изобретение относится к автотранспорту . .

Изобретение относится к конструкциям колесных движителей, преимущественно навесных и прицепных агрегатов, использующих вал отбора мощности трактора для привода движителя.

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и, в частности, к конструкции движителя транспортного средства с устройствами, обеспечивающими повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Устройство включает шину колеса, выполненную сплошной или заполненную губчатой массой с радиальными отверстиями по окружности колеса с гнездами типа втулок, в которых подвижно установлены шипы. Каждый шип снабжен пружиной возврата, буфером и опорой, каждая из которых взаимодействует с одним из эксцентриков или последовательно со всеми эксцентриками, закрепленными на трубчатом валу, соединенном с механизмом привода шипов. Технический результат - улучшение сцепления с дорожной поверхностью в сложных дорожных условиях без повреждения дорожного покрытия. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к механизмам транспортного машиностроения и, в частности, к конструкции движителей транспортных средств, обеспечивающих повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Движитель включает колесо, шина которого выполнена сплошной или заполненной губчатой массой с радиальными отверстиями по окружности колеса с гнездами типа втулок, в которых подвижно установлены шипы. Каждый шип снабжен пружиной возврата, буфером и опорой, каждый из которых взаимодействует с одним из эксцентриков или последовательно со всеми эксцентриками, закрепленными на трубчатом валу, соединенным с механизмом привода и механизмом управления. Механизм привода выполнен в виде двухрядного планетарного механизма, а механизм управления шипами выполнен в виде червячной передачи с электроприводом. Технический результат – повышение надежности движителя при упрощенной конструкции с щадящим воздействием на дорожное покрытие. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств повышенной проходимости, предназначенным для движения по различным слабонесущим грунтам в условиях бездорожья

Изобретение относится к транспортным средствам с пневматическими шинами и может быть применима при движении по скользкой поверхности, например по льду

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в дождевальных машинах

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для установки дополнительных колес на ступицы переднего моста полноприводного трактора типа «МТЗ» для увеличения контактной поверхности и снижения удельного давления на грунт в целях повышения проходимости транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, малой несущей способности почв

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для оснащения автомобилей с целью кратковременного применения в процессе эксплуатации для преодоления участков дороги, на которых происходит пробуксовывание ведущих колес и прекращение по этой причине движения автомобиля
Наверх