Способ транспортировки канатов

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к устройствам и способам транспортировки канатов при их смене и навеске. Способ включает в себя крепление конца каната под подъемным сосудом, медленный подъем последнего со сматыванием каната с устройства для размещения каната и растягивание каната по стволу. При реализации способа вначале распределяют массу и габариты каната на два устройства для размещения канатов, которые размещают в подъемных сосудах смежных подъемных установок ствола. После этого подъемные сосуды синхронно опускают до нижней приемной площадки. Затем устройства для размещения каната выкатывают из подъемных сосудов, канат перематывают на одно из них, после чего производят крепление конца каната под подъемный сосуд. Изобретение позволяет повысить грузоподъемность и расширить возможности шахтных стволов при доставке по ним канатов. 1 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к устройствам и способам перемещения канатов при смене и навеске канатов.

Известен способ навески и смены канатов грузоподъемных машин [1], согласно которому спуск навешиваемых канатов осуществляется с одновременным демонтажом сменяемых канатов, что достигается путем размещения на нижнем горизонте лебедок для приема канатов, направляемых специальными шкивами, а наверху - использованием катушек с канатами, фрикционной лебедки, устройства для регулирования тяговой способности шкива.

Недостатками данного способа являются:

- использование большого количества дополнительного оборудования;

- сложность в синхронизации работы катушек в копре, лебедок на горизонте, фрикционной лебедки и шкива канатоведущего органа трения грузоподъемной машины;

- невозможность спуска плоских уравновешивающих канатов из-за конструктивных особенностей такого типа канатов, определяющих порядок их сматывания под нагрузкой с лебедок;

- воздействие на канат при перемещении по стволу дополнительных нагрузок от действия на него массы заменяемого каната и переменных по величине крутящих моментов из-за наличия таковых в сменяемом и навешиваемом круглопрядных канатах;

- новый канат испытывает дополнительные нагрузки при навеске и смене, что приводит к его предварительной вытяжке, тогда как современные производители канатов поставляют при необходимости предварительно вытянутые канаты, в которых процесс предварительной вытяжки строго выдержан как по величине, так и по частоте воздействия усилия вытяжки на канат.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и достигаемому положительному эффекту к заявляемому способу является способ навески и смены хвостовых канатов шахтных подъемных установок [2]. Перед спуском каната в шахту устройство для доставки в шахту, навески и смены хвостовых канатов шахтных подъемных установок доставляется к стволу и в нем размещается канат. После этого устройство с канатом прикрепляется к нижней части подъемного сосуда. Конец каната, навитого на барабан устройства, надежно присоединяется к подъемному сосуду. Подъемный сосуд поднимается вверх, устройство с канатом заводится в ствол и занимает вертикальное положение. Далее подъемный сосуд с расположенным под ним устройством с канатом опускаются в нижнюю часть ствола, где устройство отсоединяется от подъемного сосуда и надежно фиксируется. Затем при медленном подъеме подъемного сосуда происходит сматывание каната с барабана устройства и растягивание его по стволу.

Основными недостатками этого способа являются:

- сложность его применения на шахтных подъемных установках, оборудованных уравновешивающими канатами;

- ограничение массы спускаемого каната грузоподъемностью применяемой шахтной подъемной установки;

- необходимость создания специального оборудования для транспортировки каната по стволу;

- значительное возрастание габаритов устройства по сравнению с размерами горных выработок при доставке канатов большой длины (так, заводская катушка с плоским уравновешивающим канатом 164×27 длиной 1600 метров имеет диаметр 3000 мм, ширину 1500 мм и массу 23 тонны, а канат SAG длиной 1600 метров с модернизированной лебедкой СНК для навески на скиповом стволе №3 рудника «Таймырский» ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» в качестве уравновешивающего имеет массу 34 тонны и габаритные размеры 5800×2100×2800);

- необходимость изыскания конструктивных возможностей подъемных сосудов для размещения под ними устройства, а также места или зоны в копре для заводки устройства с канатом под подъемный сосуд.

В связи с общей тенденцией в горной промышленности к увеличению глубин отработки полезных ископаемых все чаще возникает потребность транспортировки по шахтным стволам канатов, превышающих по массе и габаритам технические характеристики подъемных установок.

Задача изобретения заключается в расширении технических возможностей подъемных установок стволов и повышении их грузоподъемности при транспортировке по ним канатов.

Технический результат предлагаемого способа достигается путем уменьшения нагрузки на отдельно взятую подъемную установку за счет распределения нагрузки на две подъемные установки.

Способ транспортировки канатов включает крепление конца каната под подъемным сосудом, медленный подъем последнего со сматыванием каната с устройства для размещения каната и растягивание каната по стволу.

Согласно изобретению вначале распределяют массу и габариты каната на два устройства для размещения канатов, которые устанавливают в подъемные сосуды смежных подъемных установок ствола, после чего подъемные сосуды синхронно опускают до нижней приемной площадки, затем устройства для размещения каната выкатывают из подъемных сосудов, канат перематывают на одно из них, после чего производят крепление конца каната под подъемный сосуд.

Способ осуществляется следующим образом.

Заводскую катушку 1 с канатом 2 устанавливают напротив устройства для размещения каната (лебедки смены навески канатов СНК-6) с увеличенной канатоемкостью 3 за счет монтажа временных реборд 4 (фиг.1а). Производят перемотку (фиг.1б) всего каната с заводской катушки на СНК-6 с увеличенной канатоемкостью. Напротив СНК-6 с увеличенной канатоемкостью выставляют лебедку СНК-6 в стандартной комплектации 5 (фиг.1в). Половину длины каната с СНК-6 с увеличенной канатоемкостью перематывают на СНК-6 в стандартной комплектации (фиг.1г). По окончании перемотки длина и масса каната будут разделены на две равные части, распределенные между СНК-6, задействованными в перемотке (фиг.1д). Демонтируют временные реборды 4 (фиг.1е), т.к. обычной канатоемкости лебедки СНК-6 хватает для размещения только половины длины каната. Две лебедки СНК-6 с канатом располагают в подъемных сосудах 6 (фиг.1ж). Петлю каната 7 (фиг.1ж) размещают между подъемными сосудами 6. Длину петли выбирают в зависимости от степени синхронизации работы подъемов по скорости при спуске (фиг.1ж) каната (обычно длина петли не более 15 метров). Синхронизация работы задействованных в транспортировке каната подъемных установок по скорости ведется оператором при помощи средств связи из подъемных сосудов. По прибытии подъемных сосудов с лебедками на горизонт лебедки СНК-6 выкатывают в околоствольный двор и производят спуск временных реборд 4 (фиг.1з). На одну из лебедок СНК-6 устанавливают временные реборды 4 (фиг.1и), увеличивая тем самым ее канатоемкость. На СНК-6 с увеличенной канатоемкостью производят перемотку (фиг.1и) половины длины каната лебедки СНК-6 стандартной комплектации. По окончании перемотки весь канат будет размещен на одной лебедке СНК-6 с увеличенной канатоемкостью 3 (фиг.1к) и готов к следующей фазе навески. Затем конец каната, навитого на лебедку СНК-6 с увеличенной канатоемкостью, присоединяют к подъемному сосуду подъемной установки, на которой ведется смена и навеска каната. При медленном подъеме подъемного сосуда происходит сматывание каната с барабана и растягивание его по стволу.

Примером такой транспортировки может служить проведенная в качестве испытания способа навеска и смена уравновешивающего каната породозакладочного ствола рудника «Таймырский» ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», оборудованного двумя многоканатными подъемными машинами ЦШ3,25×4 «Юг» и «Север» грузоподъемностью Qюг = 11000 кН и Qсевер=10500 кН соответственно, клетями 1КП-4,5 с внутренними габаритными размерами 45000x1800x1550, противовесами ПМ 14,5 и высотой подъема 1395,4 метра.

Масса каната 117×20 длиной 1550 метров производства «Венгрия» с лебедкой превышает грузоподъемность каждой подъемной машины на 25%, а высота лебедки СНК-6 с этим канатом на 20% выше высоты клети.

Массу и габариты транспортируемого уравновешивающего каната 117×20 длиной 1550 метров производства «Венгрия» распределяют на две равные части на лебедки СНК-6 и синхронно двумя подъемными установками со скоростью 1 м/с опускают на гор. 1300 метра. Синхронизация подъемов по скорости при спуске каната обеспечивается наличием оператора в клети, который при помощи средств связи дает указания на изменение скорости движения подъемных машин. По прибытии лебедок СНК-6 с канатом на нижнюю приемную площадку канат перематывают на одну из лебедок. Конец каната закрепляется под клеть, при медленном подъеме которой происходит сматывание каната с барабана лебедки и размотка его по стволу.

При испытании спуск уравновешивающего каната был успешно произведен вышеописанным способом по породозакладочному стволу рудника «Таймырский» ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель».

В связи с возрастанием глубин, на которых ведется отработка полезных ископаемых, и, как следствие, увеличением масс и габаритов канатов подъемных установок целесообразность применения предлагаемого способа в горной промышленности особенно актуальна для предприятий, имеющих значительные глубины. Способ не требует оборудования специального изготовления, технологичен и легок в исполнении, может быть рекомендован для применения на стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками при транспортировке канатов и кабелей, а также использован в других горных выработках, где особую значимость имеет компактность и возможность трансформации массы и габарита транспортируемого груза.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №707881, МПК 2 В66В 19/02, 1980 г.

2. Авторское свидетельство СССР №825450, МПК 3 В66В 19/02, 1981 г.

Способ транспортировки канатов, включающий крепление конца каната под подъемным сосудом, медленный подъем последнего со сматыванием каната с устройства для размещения каната и растягивание каната по стволу, отличающийся тем, что вначале распределяют массу и габариты каната на два устройства для размещения канатов, которые размещают в подъемных сосудах смежных подъемных установок ствола, после чего подъемные сосуды синхронно опускают до нижней приемной площадки, затем устройства для размещения каната выкатывают из подъемных сосудов, канат перематывают на одно из них, после чего производят крепление конца каната под подъемный сосуд.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к подъемному машиностроению и может быть использовано при замене изношенного каната в подъемных устройствах новым. .

Изобретение относится к монтажным работам при установке механизмов лифта в лифтовой шахте. .

Изобретение относится к области монтажа лифтового оборудования внутри лифтовой шахты. .

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности, конкретно к области бурения нефтяных и газовых скважин, и может быть использовано для замены изношенного каната в талевой системе буровой установки (БУ).

Изобретение относится к горной , промыштенности. .

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для навески и замены канатов многоканатной подъемной установки. .

Изобретение относится к шахтному подъему и может быть использовано для замены уравновешивающих канатов в шахтных подъемных установках. .

Изобретение относится к горной промышленности, к шахтному строительству, к проходке вертикальных стволов, к гибкой армировке шахтных стволов

Изобретение относится к области подъемных устройств

Изобретение относится к области подъемных устройств

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способам навески и смены канатов подъемных установок

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способу замены канатов шахтных подъемных установок и устройству для его осуществления

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способам замены головных канатов многоканатных подъемных установок и устройствам смены и навески канатов

Изобретение относится к способу модернизации подъемника (10), имеющего первую кабину (30) лифта, передвигающуюся в шахте (20) при помощи первого приводного механизма (32)

Изобретение относится к системам автоматического контроля и управления и может быть применено на рудниках и шахтах для контроля и управления технологическими процессами, для контроля и анализа состояния окружающей среды, для мониторинга местоположения рабочих, для передачи им аварийных и других сообщений
Наверх