Способ и устройство для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата

Настоящее изобретение относится к измерениям ориентации носового шасси летательного аппарата.

Целью изобретения является устранение недостатков, связанных с плохой видимостью, большой массой и объемом летательного аппарата и с использованием устройства только внутри помещения. Устройство содержит инерциальную станцию отсчета для измерения курса летательного аппарата, инерциальный блок отсчета, который устанавливается на колесе носового шасси посредством системы фиксации и который используется для измерения курса упомянутого шасси в положении отсутствия руления; блок обработки данных, содержащий средство для выполнения сравнения между измеренным курсом носового шасси и измеренным курсом летательного аппарата таким образом, что ориентацию упомянутого носового шасси вычисляют по отношению к корпусу летательного аппарата. 4 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к способу и устройству для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата, в частности транспортного летательного аппарата.

Известно, что при пробеге по земле, например по рулежным дорожкам или взлетно-посадочной полосе аэродрома, руление летательным аппаратом выполняют посредством отклонения носового шасси. Для того чтобы пилот имел возможность выполнить такое руление на земле в наилучших из возможных условиях, является, конечно, необходимым то, чтобы в неотклоненном положении носовое шасси было параллельно фюзеляжу летательного аппарата, так чтобы команда на отклонение вправо (или влево) вызывала пропорциональное отклонение колес вправо (или влево), и чтобы при отсутствии отклонения летательный аппарат перемещался прямо вперед.

Ориентация носового шасси обычно регулируется на стадии изготовления упомянутого шасси. Однако, несмотря на такую первоначальную регулировку, может случиться, что впоследствии колеса носового шасси больше не будут ориентированы полностью параллельно фюзеляжу, так что пилот будет должен затем скомпенсировать боковой увод летательного аппарата в одну сторону, когда он желает двигаться прямо вперед, например, по центру взлетно-посадочной полосы. Такая разрегулировка должна быть, конечно, скорректирована, в частности по причинам необходимости обеспечения комфорта при пробеге по земле а также из соображений безопасности.

Однако, чтобы иметь способность скорректировать такую разрегулировку, необходимо знать точную ориентацию упомянутого носового шасси относительно продольной оси летательного аппарата.

В настоящее время доступен инструмент для лазерного измерения, содержащий, в частности, адаптер, который должен быть зафиксирован на колесах шасси, связанную с ним лазерную указку, центральный блок и мишени. Этот инструмент для измерения, хотя, в общем, и является точным и удовлетворительным при эксплуатации, имеет несколько недостатков:

он требует ясной окружающей среды вокруг летательного аппарата,

его общая масса является очень большой,

его объем является значительным,

он должен использоваться внутри помещения (в павильоне), а на выполняемые измерения могут вредно воздействовать дождь и/или ветер.

Целью настоящего изобретения является устранение упомянутых недостатков. Эту цель достигают эффективным и недорогим способом, который легко реализовать для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата, которое оборудовано инерциальной станцией отсчета, содержащей, по меньшей мере, первый инерциальный блок отсчета.

Для этого в соответствии с изобретением упомянутый способ характеризуется тем, что:

a) второй инерциальный блок отсчета устанавливают на одном из колес упомянутого носового шасси,

b) измеряют курс упомянутого носового шасси с помощью упомянутого второго инерциального блока отсчета при отсутствии отклонения последнего,

c) измеряют курс летательного аппарата с помощью, по меньшей мере, упомянутого первого инерциального блока отсчета упомянутой станции инерциального эталона и

d) сравнивают упомянутый измеренный курс носового шасси с упомянутым измеренным курсом летательного аппарата таким образом, чтобы вывести из этого ориентацию упомянутого носового шасси относительно фюзеляжа летательного аппарата.

Таким образом, благодаря учету двух курсов получают очень точные измерения ориентации.

Кроме того, осуществление упомянутого способа является простым и быстрым, в частности в отношении вышеупомянутого инструмента для лазерного измерения, так как только второй инерциальный блок отсчета требует манипуляции с ним и установки на колесе. Кроме того, снижаются масса и объем.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения упомянутый второй инерциальный блок отсчета образует часть упомянутой инерциальной станции отсчета (которая уже присутствует на летательном аппарате), и на этапе а) упомянутый второй инерциальный блок отсчета демонтируют с летательного аппарата перед установкой на упомянутом колесе. Таким образом, снаружи летательного аппарата не требуется устройства для выполнения измерения ориентации носового шасси.

Предпочтительно на этапе а) упомянутый второй инерциальный блок отсчета устанавливают на плате, которую фиксируют на ободе упомянутого колеса, и, более конкретно, на тех частях винтов упомянутого обода, которые выступают над взаимодействующими с ними гайками. Таким образом, установку упомянутого второго инерциального блока отсчета можно провести просто, а также быстрым и точным образом.

Упомянутая инерциальная станция отсчета, кроме того, предпочтительно содержит третий инерциальный блок отсчета, а курс летательного аппарата определяют с помощью измерений, выполняемых упомянутыми первым и вторым инерциальными блоками отсчета, тем самым обеспечивая возможность уточнения измерений курса.

Когда требуется (в дополнение к измерению) также отрегулировать ориентацию упомянутого носового шасси, предпочтительно, как только разница между упомянутым измеренным курсом носового шасси и упомянутым измеренным курсом летательного аппарата будет больше первой заранее заданной величины, ориентацию изменяют таким образом, чтобы получить разницу, которая становится меньше второй заданной величины (которая, конечно, меньше упомянутой первой заранее заданной величины).

Настоящее изобретение также относится к устройству для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата, которое снабжено инерциальной станцией отсчета, содержащей, по меньшей мере, первый инерциальный блок отсчета.

В соответствии с изобретением упомянутое устройство характеризуется тем, что оно содержит:

упомянутую инерциальную станцию отсчета, выполненную с возможностью измерения курса летательного аппарата,

второй инерциальный блок отсчета, выполненный с возможностью установки посредством системы фиксации на колесе носового шасси и выполненный с возможностью последующего измерения курса упомянутого носового шасси в положении, соответствующем отсутствию отклонения,

блок обработки информации, содержащий средство, дающее возможность выполнить сравнение между упомянутым измеренным курсом носового шасси и упомянутым измеренным курсом летательного аппарата таким образом, чтобы иметь возможность вывести из этого ориентацию упомянутого носового шасси относительно фюзеляжа летательного аппарата.

Упомянутая система фиксации предпочтительно содержит плату, которая снабжена фиксированной опорой, способной принять упомянутый второй инерциальный блок отсчета, и которая выполнена с возможностью установки на ободе упомянутого колеса.

В конкретном варианте осуществления изобретения упомянутая система фиксации снабжена, кроме того, защитным чехлом, который дает возможность защитить второй инерциальный блок отсчета, в частности от дождя, и/или вентилятором. Таким образом, устройство в соответствии с изобретением может быть использовано без каких-либо затруднений в условиях очень жаркой погоды.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения упомянутый второй инерциальный блок отсчета образует часть упомянутой инерциальной станции отсчета летательного аппарата и выполнен с возможностью демонтирования с летательного аппарата, тем самым обеспечивая возможность снизить стоимость устройства в соответствии с изобретением, которое содержит лишь измерительные элементы, которые уже присутствуют на летательном аппарате.

Более того, упомянутый второй инерциальный блок отсчета предпочтительно выполнен с возможностью снабжения электроэнергией (стандартным образом) посредством электропитания летательного аппарата. Таким образом, устройство в соответствии с изобретением обладает значительной автономностью.

Более того, инерциальная станция отсчета, например типа ADIRS ("воздушной инерциальной системы отсчета данных (ВИСОД)"), содержит, кроме того, третий инерциальный блок отсчета, и упомянутая инерциальная станция отсчета определяет курс летательного аппарата с помощью измерений, выполняемых упомянутыми соответственно первым и третьим инерциальными блоками отсчета. По меньшей мере, один из упомянутых первого, второго и третьего инерциальных блоков отсчета предпочтительно является блоком типа ADIRU ("воздушного инерциального блока отсчета данных (ВИБОД)") и содержит гиролазер, который использует земное ускорение для определения курса.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления изобретения упомянутый второй инерциальный блок выполнен с возможностью связи с упомянутым блоком обработки информации таким образом, чтобы иметь возможность передавать информацию к последнему, который содержит, по меньшей мере, экран для отображения измерений и/или устройство в соответствии с изобретением содержит, кроме того, съемное считывающее устройство, которое выполнено с возможностью связи с упомянутым вторым инерциальным блоком отсчета таким образом, чтобы иметь возможность считывать курс, измеренный последним, и отображать его на интегрированном экране отображения.

На фигурах приложенных чертежей представлен способ, в соответствии с которым может быть реализовано изобретение. На этих фигурах идентичными ссылочными номерами обозначены аналогичные элементы.

Фиг.1 - структурная схема устройства для измерения в соответствии с изобретением.

Фиг.2 - вид носовой части летательного аппарата с выпущенным носовым шасси.

Фиг.3 - вид сверху летательного аппарата, на котором представлены различные курсы, измеряемые устройством для измерения в соответствии с изобретением.

Фиг.4 - опорная плата, которая установлена на колесе носового шасси.

Фиг.5 - инерциальный блок отсчета, который несет опорная плата, представленная на фиг.4.

Фиг.6 - фигура, аналогичная фиг.5, представляющая дополнительные особенности настоящего изобретения.

Устройство 1 в соответствии с изобретением, представленное схемой по фиг.1, предназначено для измерения (и, возможно, для корректировки или регулировки) ориентации колес 2 носового шасси 3 летательного аппарата, в частности транспортного летательного аппарата, чью ориентацию определяют по отношению к фюзеляжу 5 упомянутого летательного аппарата А и, более конкретно, по отношению к продольной оси 6 упомянутого летательного аппарата А, которая представлена на фиг.2 и 3.

Известно, что при пробеге летательного аппарата по земле, например, по рулежной дорожке или взлетно-посадочной полосе аэродрома (при выполнении взлета или посадки) руление летательным аппаратом А выполняет пилот, который для этого манипулирует стандартными соответствующими средствами привода (не представлены), например штурвалом, предназначенным для управления отклонением шасси 3 носовой части. Угол отклонения является углом, образуемым управляемыми колесами 2 и продольной плоскостью летательного аппарата А при отклонении, которым управляет пилот. По соображениям безопасности, а также по соображениям обеспечения комфорта при пробеге по земле будет необходимо, чтобы при неотклоненном положении (вышеупомянутые средства воздействия при этом будут находиться в центральном нейтральном положении) носовое шасси 3 было параллельно фюзеляжу 5 летательного аппарата А, так чтобы:

- когда пилот выполняет команду отклонения вправо (или влево), это вызывало пропорциональное отклонение колес вправо (или соответственно влево),

- когда отсутствует отклонение (вышеупомянутое нейтральное положение), летательный аппарат А перемещался прямо вперед вдоль своей продольной оси 6.

Конечно, чтобы иметь возможность скорректировать возможную разрегулировку (отсутствие параллельности в нейтральном положении управляемых колес 2 относительно продольной оси 6), необходимо знать величину этой разрегулировки, то есть точную величину ориентации упомянутого шасси 3 относительно продольной оси 6 летательного аппарата А.

Устройство 1 в соответствии с изобретением предназначено для измерения такой ориентации. Это устройство 1 устанавливается на летательном аппарате А, который снабжен инерциальной станцией 7 отсчета, например типа ADIRS (воздушной инерциальной системой отсчета данных (ВИСОД)), то есть инерциальной станцией отсчета, интегрирующей функции анемобарометрической станции и содержащей, по меньшей мере, один первый инерциальный блок 8 отсчета, предпочтительно типа ADIRU (воздушного инерциального блока отсчета данных (ВИБОД)).

В соответствии с изобретением упомянутое устройство 1 содержит, как представлено на фиг.1:

- упомянутую инерциальную станцию 7 отсчета, выполненную с возможностью измерения курса С1 летательного аппарата А, то есть курса С1 вдоль продольной оси 6 упомянутого летательного аппарата А, как представлено стрелкой Е1 на фиг.2 и 3,

- второй инерциальный блок 9 отсчета, выполненный с возможностью установки посредством системы 10 фиксации на колесе 2 носового шасси 3, как определено ниже, и который затем способен измерить курс С2 упомянутого носового шасси 3 в положении (нейтральном), соответствующем отсутствию отклонения колес 2, как представлено стрелкой Е2 на фиг.2 и 3,

- блок 11 обработки информации, содержащий средства 12, 13, дающие возможность выполнить сравнение между упомянутым измеренным курсом С2 шасси 3 носовой части и упомянутым измеренным курсом С1 летательного аппарата А таким образом, чтобы иметь возможность вывести из этого точную угловую ориентацию упомянутого носового шасси 3 относительно фюзеляжа 5 летательного аппарата А.

Такой упомянутый блок 11 обработки информации, который переносится на борту летательного аппарата А, подсоединен постоянной линией 14 связи к упомянутой инерциальной станции 7 отсчета и может быть подсоединен посредством съемной линии 15 связи (обозначенной пунктирной линией) к упомянутому инерциальному блоку 9 отсчета.

Кроме того, упомянутый блок 11 обработки информации содержит средство 12 отображения, выполненное с возможностью отображения на визуализирующем экране 16:

- в первом варианте изобретения величины курса С1 и С2, измеряют соответственно упомянутой инерциальной станцией 7 отсчета и упомянутым инерциальным блоком 9 инерциального эталона. Оператор, который знает, таким образом, об упомянутых величинах С1 и С2, может затем лично выполнить вышеупомянутое сравнение этих двух величин,

- во втором варианте изобретения - разность (или отклонение) между этими величинами курса С1 и С2, которая, иначе говоря, является результатом вышеупомянутого сравнения,

- в третьем варианте изобретения - в одно и то же время упомянутые величины С1 и С2 курсов и упомянутую разность.

Для осуществления этих двух последних вариантов упомянутый блок 11 обработки информации может содержать средство 13 сравнения, которое автоматически вычисляет упомянутую разность между величинами С1 и С2.

В конкретном варианте осуществления устройство 1 в соответствии с изобретением содержит, кроме того, съемное считывающее устройство 17, которое выполнено с возможностью связи посредством линии 18 связи (обозначена пунктирной линией) с упомянутым инерциальным блоком 9 отсчета таким образом, чтобы иметь возможность считывать курс, измеренный последним, и отображать его на интегрированном экране 19 отображения. Это дает возможность оператору считывать эту величину в непосредственной близости к колесу 2 летательного аппарата А, на котором установлен упомянутый инерциальный блок 9 отсчета, без получения доступа к приборной панели, где обычно находится визуализирующий экран 16.

В конкретном варианте осуществления инерциальная станция 7 отсчета содержит, кроме того, другой инерциальный блок 20 отсчета, а упомянутая инерциальная станция 7 отсчета определяет курс С1 летательного аппарата А с помощью измерений, выполняемых упомянутыми двумя инерциальными блоками 8 и 20 отсчета.

Предпочтительно, по меньшей мере, один из упомянутых инерциальных блоков 8, 9 и 20 отсчета предпочтительно содержит стандартный гиролазер, который является устройством для измерения угловой скорости, принцип которого основан на распространении когерентного света. Известно, что такой гиролазер использует ускорение земли для определения курса.

Более того, в предпочтительном варианте осуществления упомянутый инерциальный блок 9 отсчета образует часть упомянутой инерциальной станции 7 отсчета летательного аппарата А и выполнен с возможностью демонтирования с упомянутого летательного аппарата А (где он первоначально устанавливается) и установки на колесе 2 для измерения курса С2 (перед установкой обратно на летательный аппарат А при завершении измерений), тем самым обеспечивая возможность снизить стоимость упомянутого устройства 1 в соответствии с изобретением, которое, таким образом, содержит лишь измерительные элементы, которые уже присутствуют на летательном аппарате А. То же самое относится и к блоку 11 обработки информации. Следовательно, само считывающее устройство 17 (которое, кроме того, не является необходимым для осуществления настоящего изобретения) не образует части летательного аппарата А.

Кроме того, при его установке на колесе 2 упомянутый инерциальный блок 9 отсчета выполнен с возможностью снабжения электроэнергией (стандартным образом) посредством электропитания (не показано) летательного аппарата А. Таким образом, устройство 1 в соответствии с изобретением обладает значительной автономностью, так как оно не требует питания снаружи летательного аппарата А или какой-либо батареи для зарядки.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления, представленном на фиг.4, 5 и 6, упомянутая система 10 фиксации содержит плату 21, выполненную, например, из дерева или металла:

- которая снабжена фиксированной опорой 22, способной принять упомянутый инерциальный блок 9 отсчета, как представлено на фиг.5 и 6, и

- которая выполнена с возможностью установки на ободе 23 упомянутого колеса 2, предпочтительно на правом колесе носового шасси 3 параллельно ободу 23.

Для этого упомянутая плата 21 зафиксирована на ободе 23 упомянутого колеса 2 с помощью гаек 24, которые взаимодействуют с теми частями винтов 25 упомянутого обода 23, которые выступают над взаимодействующими гайками 26, как показано для болтов, не использованных на фиг.4-6. Таким образом, установка упомянутой платы 21 и, следовательно, упомянутого инерциального блока 9 отсчета может быть выполнена просто, быстрым и точным образом.

Упомянутая система 10 фиксации, кроме того, содержит стандартный соединитель 27, который предназначен для взаимодействия с взаимодействующим соединителем (не показан) на инерциальном блоке 9 отсчета, когда последний установлен на опоре 22 (фиг.5 и 6). Соединитель 27 зафиксирован на опоре 22 и подсоединен к кабелю или жгуту 28, содержащему, по меньшей мере, одну из упомянутых линий 15 и 18 передачи данных.

В конкретном варианте осуществления, представленном схематически на фиг.6, упомянутая система 10 фиксации, кроме того, снабжена:

- защитным чехлом 29, обеспечивая тем самым возможность защитить упомянутый инерциальный блок 9 отсчета, в частности от дождя, и/или

- стандартным вентилятором 30. Таким образом, устройство 1 в соответствии с изобретением может быть использовано без каких-либо проблем в условиях очень жаркой погоды.

Упомянутое устройство 1 поэтому обладает очень многочисленными преимуществами. В частности:

- его измерения являются очень точными,

- установка его является упрощенной, надежной и точной, в частности по сравнению со стандартным прибором для лазерного измерения вышеупомянутого типа. Также оказывается возможным проводить систематический постоянный контроль за ориентацией носового шасси 3 (даже на сборочном заводе), так что каждый летательный аппарат А, поступающий со сборочных заводов, удовлетворяет пределам допусков авиалиний в отношении ориентации носового шасси 3,

- стоимость его снижена,

- оно обладает значительной автономностью,

- на его измерения не влияют плохие погодные условия (дождь, жара, ветер и т.д.),

- оно может быть использовано на летательном аппарате А любого типа, содержащем инерциальную станцию 7 отсчета, способную измерять курс С1 летательного аппарата А.

В рамках настоящего изобретения, когда потребуется (в дополнение к проведению измерений) также скорректировать ориентацию носового шасси 3, как только разница (в угловой величине) между упомянутым измеренным курсом С2 носового шасси 3 и упомянутым измеренным курсом С1 летательного аппарата А станет больше заранее заданной угловой величины, например 3°, ориентацию упомянутого носового шасси 3 корректируют таким образом, чтобы получить разницу (или отклонение) курса, которая будет меньше второй заранее заданной угловой величины, например 0,1°.

В предпочтительном варианте осуществления, для которого инерциальный блок 9 отсчета образует часть инерциальной станции 7 отсчета летательного аппарата А, реализуют следующие последовательные операции во время измерения и регулировки (или корректировки) ориентации упомянутого носового шасси 3

во время подготовки:

- демонтируют с летательного аппарата А инерциальный блок 9 отсчета,

- устанавливают систему 10 фиксации на колесо 2 и подсоединяют кабель 28 к блоку 11 обработки информации,

- устанавливают инерциальный блок 9 отсчета на упомянутой системе 10 фиксации,

во время последующего измерения и последующей регулировки:

- летательный аппарат А снабжают электрической и гидравлической энергией,

- снабжают энергией инерциальную станцию 7 отсчета и инерциальный блок 9 отсчета,

- измеряют курс С1 летательного аппарата А с помощью инерциальной станции 7 отсчета,

- измеряют курс С2 носового шасси 3 с помощью инерциальной станции 9 отсчета,

- сравнивают упомянутые курсы С1 и С2,

- как функцию этого сравнения, регулируют стандартным образом ориентацию колес 2, если необходимо,

- по выбору выполняют повторно измерения курса и сравнение для того, чтобы проверить, что регулировка выполнена надлежащим образом,

при завершающей обратной установке:

- демонтируют инерциальный блок 9 отсчета и устанавливают его обратно на летательный аппарат А в обычное место,

- демонтируют систему 10 фиксации.

1. Способ измерения ориентации носового шасси (3) летательного аппарата (А), снабженного инерциальной станцией (7) отсчета, содержащей, по меньшей мере, первый инерциальный блок (8) отсчета, отличающийся тем, что

a) второй инерциальный блок (9) отсчета устанавливают на одном (2) из колес упомянутого носового шасси (3),

b) измеряют курс упомянутого носового шасси (3) с помощью упомянутого второго инерциального блока (9) отсчета при отсутствии отклонения управляемых колес (2) от продольной плоскости летательного аппарата (А),

c) измеряют курс летательного аппарата (А) с помощью упомянутого первого инерциального блока (8) отсчета и

d) сравнивают упомянутый измеренный курс упомянутого носового шасси (3) с упомянутым измеренным курсом летательного аппарата (А) таким образом, чтобы вывести из этого ориентацию упомянутого носового шасси (3) по отношению к фюзеляжу (5) летательного аппарата (А).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета образует часть упомянутой инерциальной станции (7) отсчета, причем на этапе а) упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета демонтируют с летательного аппарата (А) перед установкой на упомянутом колесе (2).

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на этапе а) упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета устанавливают на плате (21), которую фиксируют на ободе (23) упомянутого колеса (2).

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что упомянутую плату (21) фиксируют на тех частях винтов (25) упомянутого обода, которые выступают над взаимодействующими с ними гайками (26).

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутая инерциальная станция (7) отсчета, кроме того, содержит третий инерциальный блок (20) отсчета, причем курс летательного аппарата (А) определяют с помощью измерений, выполняемых упомянутыми первым и третьим инерциальными блоками (8, 20) отсчета.

6. Способ по п.1 для регулировки, кроме того, ориентации носового шасси (3), отличающийся тем, что, когда разность между упомянутым измеренным курсом носового шасси (3) и измеренным курсом летательного аппарата (А) больше первой заранее заданной величины, ориентацию упомянутого носового шасси (3) изменяют таким образом, чтобы получить разницу, которая становится меньше второй заданной величины.

7. Устройство для измерения ориентации носового шасси (3) летательного аппарата (А), снабженного инерциальной станцией (7) отсчета, содержащей, по меньшей мере, первый инерциальный блок (8) отсчета, отличающееся тем, что оно содержит

упомянутую инерциальную станцию (7) отсчета, выполненную с возможностью измерения курса летательного аппарата (А),

второй инерциальный блок (9) отсчета, выполненный с возможностью установки посредством системы (10) фиксации на колесе (2) носового шасси (3) и выполненный с возможностью последующего измерения курса упомянутого носового шасси (3) в положении, соответствующем отсутствию отклонения управляемых колес (2) от продольной плоскости летательного аппарата (А), и

блок (11) обработки информации, содержащий средство (12, 13), дающее возможность выполнить сравнение между упомянутым измеренным курсом носового шасси (3) и упомянутым измеренным курсом летательного аппарата (А) таким образом, чтобы иметь возможность вывести из этого ориентацию упомянутого носового шасси (3) относительно фюзеляжа (6) летательного аппарата (А).

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутая система (10) фиксации содержит плату (21),

которая снабжена фиксированной опорой (22), способной принять упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета, и

которая выполнена с возможностью установки на ободе (23) упомянутого колеса (2).

9. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутая система (10) фиксации снабжена защитным чехлом (29).

10. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутая система (10) фиксации снабжена вентилятором (30).

11. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета образует часть упомянутой инерциальной станции (7) отсчета летательного аппарата (А) и выполнен с возможностью демонтирования с упомянутого летательного аппарата (А).

12. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета выполнен с возможностью снабжения электроэнергией посредством электропитания летательного аппарата (А).

13. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутая инерциальная станция (7) отсчета содержит третий инерциальный блок (20) отсчета, причем упомянутая инерциальная станция (7) отсчета определяет курс летательного аппарата (А) с помощью измерений, выполняемых упомянутыми соответственно первым и третьим инерциальными блоками (8, 20) отсчета.

14. Устройство по п.7, отличающееся тем, что упомянутый второй инерциальный блок (9) отсчета выполнен с возможностью связи с упомянутым блоком (11) обработки информации таким образом, чтобы иметь возможность передавать информацию к последнему, который содержит, по меньшей мере, экран (16) для отображения измерений.

15. Устройство по п.7, отличающееся тем, что содержит, кроме того, съемное считывающее устройство (17), которое выполнено с возможностью связи с упомянутым вторым инерциальным блоком (9) отсчета таким образом, чтобы иметь возможность считывать курс, измеренный последним, и отображать его на интегрированном экране (19) отображения.

16. Устройство по п.7, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один из упомянутых инерциальных блоков (8, 9, 20) отсчета содержит гиролазер, который использует ускорение земли для измерения курса.

17. Летательный аппарат, отличающийся тем, что содержит устройство (1), способное осуществлять способ, определенный по любому из пп.1-6.

18. Летательный аппарат, отличающийся тем, что содержит устройство (1), которое определено по любому из пп.7-16.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем управления. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к навигации подвижных объектов: самолетов, ракет, кораблей, космических аппаратов. .

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов, имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС).

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. .

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке. .

Изобретение относится к способам наблюдения за состоянием трубопровода большой протяженности. .

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации подвижных объектов управления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах управления подвижными объектами

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения текущих координат объекта и его угловой ориентации

Заявленное изобретение относится к области носителей, одновременно использующих информацию, получаемую от инерциального блока, и информацию, получаемую от системы спутниковой навигации, например системы GPS. Технический результат состоит в уменьшении, в случае возникновения неисправности у спутника, защитного радиуса вокруг вычисленного положения, ограничивающего ошибку определения истинного положения в соответствии с заданным уровнем риска для целостности, что определяет степень целостности системы. Для этого способ определения навигационных параметров носителя при помощи устройства гибридизации, содержащего фильтр (3) Калмана, формирующий гибридное навигационное решение на основе инерниальных измерений, рассчитанных виртуальной платформой (2), и необработанных измерений сигналов, переданных группой спутников и полученных от системы спутникового позиционирования (GNSS), отличающийся тем, что включает этапы, на которых определяют для каждого из спутников, по меньшей мере, одно отношение (Ir, Ir') правдоподобия между гипотезой наличия у данного спутника неисправности определенного типа и гипотезой отсутствия у спутника неисправности, констатируют наличие у спутника такой неисправности на основе отношения (Ir, Ir') правдоподобия, соответствующего неисправности определенного типа, и порогового значения, оценивают влияние констатированной неисправности на гибридное навигационное решение и корректируют гибридное навигационное решение в соответствии с оценкой влияния констатированной неисправности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями. Изобретение позволяет использовать более простое инерциальное устройство и повысить точность измерений. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на УА и самолете-носителе (СН), на маневре СН типа «змейка», основанную на применении метода фильтрации Калмана. При поступлении в вычислитель УА соответствующей команды СН выполняет маневр типа «змейки», при этом начинается выполнение согласования векторов измерений ДУС УА и ДУС СН, по которому минимизируется взвешенная среднеквадратическая ошибка рассогласования измерений ДУС УА относительно измерений ДУС СН. Процесс согласования является рекуррентным. На каждом шаге используются текущие измерения сигналов датчиков, и вычисляется очередное приближение матрицы поворота, определяющей рассогласование осей блока ДУС УА относительно осей блока ДУС СН. В случае отсутствия ошибок измерений процесс завершается полным согласованием осей блоков, при котором измерения ДУС УА точно пересчитываются в измерения ДУС СН. По окончательной матрице поворота вычисляются результирующие оценки углов рассогласования между осями ДУС УА и ДУС СН, которые и определяют ориентацию изделия относительно носителя. Изобретение позволяет привести в готовность УА за короткое время, в частности не превышающее 5 секунд, с требуемой точностью.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в навигационных системах морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей, трехкомпонентный блок датчиков линейных ускорений, корректор курса, вычислительный блок, блок формирования матрицы направляющих косинусов, интегрирующий блок, фильтр Калмана и блок формирования функций измерений, соединенных между собой соответствующим образом. Схема устройства обеспечивает адаптивную (маятниковую) коррекцию БИНС, реализуемую посредством фильтра Калмана, в котором коэффициент усиления изменяется с учетом текущих значений модулей перегрузки и угловой скорости в блоке формирования функций измерений. При этом могут быть использованы датчики ДУС и ДЛУ средней и низкой точности, в том числе микромеханического типа. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения траектории движения транспортных средств и знакопеременных перемещений объектов. Устройство для измерения перемещений объекта содержит акселерометр 1, реверсивный счетчик 2, регистр 3, вычислитель 4. Введены также первое 5 и второе 6 входные буферные устройства, выходное буферное устройство 7, сумматор 8, триггер знака 9, логический элемент ИЛИ 10, резисторы привязки 11, первую 12 и вторую 13 группы диодов. Катоды диодов одной группы 12 попарно объединены с катодами соответствующих диодов другой группы 13 и соединены через соответствующие резисторы привязки 11 с минусовой шиной питания и с соответствующими входами второго входного буферного устройства 6. Достигаемым техническим результатом является повышение точности измерения траектории перемещения объекта за счет компенсации технологического разброса характеристики акселерометра и использования цифрового метода обработки показаний акселерометра. 1 ил.

Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным вертикалям и может найти применение в микро-, мини- и легких беспилотных летательных аппаратах для определения угловой ориентации относительно местной вертикали при выполнении сложных маневров, в том числе и фигур высшего пилотажа. Технический результат - построение всережимной микроминиатюрной бесплатформенной инерциальной вертикали на «грубых» чувствительных элементах. Для этого используется трехканальный блок микромеханических датчиков линейных ускорений (погрешности до 0,05 м/с2) и трехканальный блок микромеханических датчиков угловых скоростей (погрешности до 0,2°/c) с высокими техническими характеристиками без использования внешней коррекции. При этом обеспечивается автоматическая выставка вертикали, списание погрешности датчиков угловых скоростей непосредственно перед полетом и периодической коррекции датчиков угловых скоростей в полете, а также использование кватернионных вычислений. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - повышение точности и обеспечение непрерывности коррекции углов курса, тангажа и крена подвижного объекта, в частности летательного аппарата (ЛА) в условиях маневрирования в полете. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей, трехкомпонентный блок датчиков линейных ускорений, трехкомпонентный магнитометрический датчик, вычислительный блок, блок формирования матрицы направляющих косинусов, фильтр Калмана и блок формирования функций измерений, соединенных между собой соответствующим образом. В устройство дополнительно введены блок определения параметров напряженности магнитного поля Земли, подключенный к вычислительному блоку, блок формирования кватернионов, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с первым выходом вычислительного блока, с выходом трехкомпонентного блока датчиков угловых скоростей и со вторым выходом фильтра Калмана, и блок формирования матрицы погрешностей системы, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами трехкомпонентного блока датчиков угловых скоростей и трехкомпонентного блока датчиков линейных ускорений, а выход подключен ко второму входу фильтра Калмана. Выходы вычислительного блока по сигналам курса, тангажа и крена являются выходами устройства. Изобретение позволяет использовать магнитометрические датчики, датчики угловой скорости (ДУС) и линейного ускорения (ДЛУ) средней и низкой точности, в том числе микромеханического типа. Кроме того, в процессе определения магнитного курса списывается остаточная девиация трехкомпонентного магнитометрического датчика магнитного курса и сглаживаются ошибки измерения магнитного курса из-за аномальных магнитных полей. 2 ил.
Наверх