Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона. На задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной. При этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок. Концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством. Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах. 3 ил.

 

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. B64D 45/00, G08B 15/02, 2002 [1]/.

Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащие установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08B 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты воздушного судна от террористов, включающее пассажирские кресла с установленными в них баллонами с нейтрализующим газом, видеокамеры обзора салона и вспомогательных помещений и пульт управления вентиляцией салона и баллонами с газом, расположенный в кабине пилотов /см. патент РФ на изобретение №2002309, кл. G08B 15/00, B64D 13/00, 1991 [3]/, и принятое за прототип.

Недостатком известного устройства-прототипа является опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, а также на пилотов при нарушении герметичности кабины нейтрализующего газа наркотического действия, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для предотвращения захвата гражданского самолета, полностью исключающего как опасность для пассажиров и пилотов, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, механическое ударное воздействие на них с последующей жесткой фиксацией непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем сжатия в кресле с нарастающей величиной усилия.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах за счет своевременного пресечения действий по их захвату.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенном на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, особенность заключается в том, что на задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной, при этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия, и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок, причем концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством.

На фиг.1 схематично на виде сбоку приведено одно из кресел с пассажиром и предлагаемым устройством, расположенном спереди кресла после срабатывания устройства; на фиг.2 - устройство до срабатывания /в исходном состоянии/ в увеличенном масштабе; на фиг.3 - вид А на фиг.2.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах 1, включающих сиденье 2 со спинкой 3 для размещения пассажира 4 и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона /видеокамера и остальная часть салона не показаны/. На задней стороне спинки 3 каждого кресла 1 примерно на высоте груди сидящего в кресле 1 пассажира 4 выполнено глухое цилиндрическое отверстие 5, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии /см. фиг.2/ витая коническая пружина 6, прикрепленная своим основанием ко дну отверстия 5 /на фиг.1 и фиг.2 крепление не показано/ и снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие 5 снаружи эластичной токонепроводящей пластиной 7 из мягкой термостойкой резины. При этом на задней поверхности спинки 3 под пластиной 7 консольно винтами 8 закреплены изогнутые планки 9, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины 6 с ее боков /фиг.2/, выход последней из отверстия 5 /в принципе, для этой цели достаточно одной планки 9, однако для исключения перекосов пружины 6 целесообразно использовать 2-3 планки, как показано на фиг.3/. Планки 9 выполнены из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок 9. Концы планок 9 подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла 10, установленного позади данного кресла 1, и соединенным с источником электрического сигнала и, в частности, с источником постоянного тока /пульт управления и источник электрического сигнала не показаны/. Планки 9 электрически изолированы от спинки 3 прокладками 11, выполненными из термостойкого фторопласта, выдерживающего разогрев до 250° и более, с другой стороны планки 9 закрыты резиновой пластиной 7. В качестве материала для изготовления планок 9 с термомеханической памятью формы использован нитинол /TiNi/, относящийся к классу интерметаллических соединений, имеющий стехиометрический состав, содержащий 50 ат. % Ti. Планки 9 запоминают свое изгибное состояние, приданное им на стадии фазовых превращений, причем при нарастании температур и достижении определенных температурных порогов планки 9 скачками срабатывают, изгибаясь относительно точек их консольного крепления на заранее заданные фиксированные углы. Такими температурными порогами для вышеуказанного сплава является последовательность температур 120°С, 160°С, 190°С и т.д., причем, подбирая соответственно для более высокой температуры большую амплитуду пропускаемого через планки 9 постоянного тока, можно обеспечить время нагрева до срабатывания не более 3-5 секунд.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии пассажир 4 сидит в кресле 10 /см. фиг.2 и фиг.3/, коническая пружина 6 с усилием сжата и введена в глухое отверстие 5 в спинке 3 кресла 1, при этом верхний торец пружины 6 с закрепленной на ней пластиной 7 несколько выступает наружу из выхода отверстия 5, что дает возможность ввести с боков в этот выступ пружины 6 между ее витками концы планок 9, удерживающие пружину 6 в исходно сжатом состоянии, препятствуя ее выходу наружу из отверстия 5. Планки 9 вводят между витками пружины 6 при незажатых винтах 8, после чего последние жестко зажимаются и контрятся. При этом витки пружины 6 в сжатом состоянии частично концентрично входят друг в друга, что позволяет уместить пружину 6 в глухом отверстии 5, занимающем по глубине часть толщины спинки 3. В случае нехватки для этого толщины спинки 3 на задней поверхности последней может быть выполнен специальный выступ для размещения пружины 6. С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте управления в кабине пилотов нажимается кнопка с номером, соответствующим номеру кресла 10, установленного позади кресла 1 с данным устройством, то есть при нажатии кнопки с номером кресла 10 с подозрительным пассажиром 4 срабатывает устройство на впереди расположенном кресле 1. При этом планки 9 запитываются от источника постоянного тока определенной амплитуды. При протекании по планкам такого тока в течение, например, 3-5 с планки 9 разогреваются до пороговой температуры 120°С. При этом концы планок 9 скачком изгибаются на фиксированные углы /правая планка на фиг.3 - вправо, левая - влево/ относительно мест их консольного крепления винтами 8. В результате такого изгиба концов планок 9 указанные концы выходят из тела пружины 6, витки в верхней части конической пружины 6, имеющие меньший диаметр, высвобождаются, при этом данная часть пружины 6 вместе с пластиной 7 "выстреливает" из отверстия 5, и пластина 5 ударяет пассажира 4 в грудь, прижимая его к спинке сиденья 10 /фиг.1/, естественно, что длина этой верхней части пружины 6, ее диаметры, угол изгиба планок 9 и т.д. подбираются таким образом, чтобы пластина 7 прижала пассажира 4 к спинке, причем с запасом длины. В результате пассажир 4 оказывается зажатым между пластиной 7 и спинкой кресла 10 и его подлокотниками /боковинами/ 12. Естественно, что неожиданный динамический удар, сопровождающийся прижатием, позволит временно нейтрализовать пассажира, и, скорее всего, данный эффект будет достаточным. Однако в случае предпринятия пассажиром 4 дальнейших активных действий по своему освобождению, попытках вытащить посторонние предметы и т.п. вышеуказанная кнопка на пульте управления нажимается повторно, в результате на планки 9 подается ток с более высокой амплитудой, происходит дальнейший разогрев планок до 160°С и их новый изгибный скачок в ту же сторону. В результате освобождаются почти все витки пружины 6 большего диаметра, усилие прижатия пассажира к спинке скачком увеличивается. Очевидно, что производя несколько раз данное действие можно добиться полной физической нейтрализации представляющего опасность пассажира, полностью лишая его возможности оказывать физическое сопротивление.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, отличающееся тем, что на задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной, при этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия, и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок, причем концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокационного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и оборудования взлетно-посадочных полос (ВПП). .

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к приборным доскам летчика самолетов. .

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам навигации, самолетовождения, управления воздушным движением и наблюдения за подвижными объектами в воздушном пространстве, на земной и водной поверхности.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам компенсации электрического заряда, образующегося на поверхности летательного аппарата при его обтекании потоком воздуха.

Изобретение относится к защитному оборудованию гражданских самолетов и предназначено для пресечения действий по захвату самолетов. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности кресла.

Изобретение относится к органам управления для авиационной техники. .

Изобретение относится к области транспорта, используется преимущественно для крепления пассажирских кресел и может быть использовано при креплении различных грузов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. .

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Изобретение относится к амортизационным креслам пилотов с механизмом регулировки по росту и может быть использовано, например, на вертолетах военного и гражданского назначения.

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств, в частности пассажирских самолетов, обеспечивающему максимальную безопасность и комфортность при движении.
Наверх