Способ посадки летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы. При посадке летательного аппарата на движущуюся посадочную полосу, выполненную в виде автоматически управляемого ленточного конвейера с приводом и тормозным аппаратом, конвейер устраивают в конце взлетно-посадочной полосы заподлицо с последней. Ширина ленты равна ширине посадочной полосы, а длина превышает жесткую базу шасси приземляющегося летательного аппарата. Движение ленты конвейера осуществляют навстречу направлению движения приближающегося летательного аппарата со скоростью, близкой к скорости его движения по взлетно-посадочной полосе перед заходом на ленту конвейера. В дальнейшем скорость ленты автоматически согласуют с заданным режимом торможения приземляющегося летательного аппарата. Достигается повышение безопасности и комфортности пассажиров и экипажа при посадке летательных аппаратов на укороченную посадочную полосу, сокращение длины пробега летательного аппарата по полосе, возможность посадки летательных аппаратов в штатном режиме, возможность удлинения посадочной полосы без демонтажа конвейерного устройства. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочной полосе с ограниченными размерами.

Известен способ торможения летательного аппарата с помощью троса, натянутого перпендикулярно направлению посадки летательного аппарата, например, А.с. SU 1519130, МПК 6 B64F 1/02, опубл. Бюл. №3 27.01.96, по которому летательный аппарат при посадке зацепляется шасси за тормозной трос.

Однако данный способ имеет ограниченное применение из-за больших перегрузок, действующих на организм человека.

Известен способ посадки летательного аппарата с использованием газодинамического торможения воздушным потоком, формируемым источниками струй, размещенными на посадочной площадке, направленными на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа летательного аппарата, патент RU 2005669 С1, МПК 6 B64F 1/02, опубл. в Бюл. №1 15.01.94.

Недостатком данного способа является ограниченная возможность применения - в основном для малых летательных аппаратов, так как для летательных аппаратов нормальных размеров получение и удержание требуемой расчетной скорости и плотности встречного воздушного потока с постоянно меняющимися направлением и расстоянием от источника до объекта представляет сложную проблему. Кроме того, расположение в центре посадочной полосы плоского сопла ограничивает движение летательного аппарата в случае незануления его скорости.

В качестве прототипа изобретения выбран способ с использованием устройства для посадки летательного аппарата, А.с. SU 1818279, МПК 6 B64F 1/02, опубл. Бюл. №20 30.05.90, по которому посадка летательного аппарата без шасси производится на движущуюся по направлению посадки летательного аппарата ленту конвейера, выполненную из упругих продольных элементов, при этом конвейер снабжен приводом и тормозным аппаратом.

Недостатком данного способа являются значительные продольные размеры ленты конвейера, обусловленные величиной пути торможения, кроме того, конструкция конвейера не позволяет приземляться самолетам в штатном режиме, т.е. для осуществления посадки на шасси требуется отдельная посадочная полоса.

Изобретение направлено на обеспечение безопасности и комфортности при посадке летательного аппарата, сокращение длины его пробега по полосе, широкого спектра торможения без удлинения посадочной полосы, возможности посадки летательных аппаратов в штатном режиме для данных размеров полосы, ее удлинения, т.е., продления без демонтажа конвейерного устройства.

Результат достигается тем, что в способе, включающем посадку летательного аппарата на движущуюся посадочную полосу, выполненную в виде ленточного конвейера с приводом и тормозным аппаратом, движущуюся посадочную полосу в виде автоматически управляемого конвейера устраивают в конце взлетно-посадочной полосы заподлицо с последней, при этом ширина ленты равна ширине посадочной полосы, а длина превышает жесткую базу шасси приземляющегося летательного аппарата, движение ленты конвейера осуществляют навстречу направлению движения приближающегося летательного аппарата со скоростью, близкой к скорости его движения по взлетно-посадочной полосе перед заходом на ленту конвейера, в дальнейшем скорость ленты автоматически согласуют с заданным режимом торможения приземляющегося летательного аппарата.

Результат достигается также тем, что скорость движения летательного аппарата по взлетно-посадочной полосе перед заходом на ленту конвейера фиксируют датчиками, установленными вдоль посадочной полосы, которые автоматически передают данные на командо-контроллер скорости движения ленты конвейера.

Результат достигается также тем, что фиксацию летательного аппарата на ленте конвейера осуществляют с помощью лучей, например, лазерной установки или светового реле, устанавливаемых в начале и в конце ленты конвейера.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показано: приземлившийся летательный аппарат, например самолет 1, на посадочную полосу 2; движущаяся в обратном направлении посадки лента 3 конвейера 4 с приводом и тормозным аппаратом, датчики 5 определения и передачи скорости движения самолета 1 по посадочной полосе 2 перед заходом на ленту 3 конвейера 4, лучевые датчики 6 и 7, фиксирующие («удерживающие») летательный аппарат на ленте 3 конвейера 4. Датчики 6 и 7, 4, «просвечивающие» лучами переднюю и заднюю область конвейера 4, устанавливают рядом с конвейером. Ширина ленты 3 равна ширине посадочной полосы, а длина ленточного конвейера превышает жесткую базу (расстояние между осями передних и задних шасси 8). Посадочную полосу 2, при необходимости, можно наращивать (удлинять) участками 9.

Предложенный способ осуществляется следующим образом. При посадке самолета 1 на посадочную полосу 2 с ограниченными размерами, недостающими для его торможения, в конце полосы 2 устраивают конвейер 4 с движущейся в обратном направлении лентой 3. По ходу движения по полосе 2 самолет заходит на движущуюся в обратном направлении ленту 3. Скорость движения ленты 3 задают близкой к скорости движения летательного аппарата 1 на посадочной полосе 2 перед заходом его на ленту 3. Самолет 1 заходит на ленту 3 и продолжает двигаться относительно ленты 3, которая «бежит» ему навстречу с первоначальной скоростью, равной скорости движения самолета по полосе перед заходом на ленту 3, поэтому самолет 1, находящийся на движущейся ему навстречу ленте 3 практически стоит на месте относительно конструкций конвейера 4 и посадочной полосы 2.

Скорость движения летательного аппарата 1 перед заходом на ленту определяют с помощью датчиков 5, установленных с обеих сторон (для дублирования) посадочной полосы 2, которые передают данные на командо-контроллер конвейера 4. Последний задает скорость движения ленты 3. После захода летательного аппарата 1 на ленту 3 конвейера 4, скорость движения ленты 3 с помощью электронного устройства согласуют с выбранным режимом торможения приземлившегося летательного аппарата 1: чем сильнее торможение летательного аппарата, тем медленнее движется лента 3. Изменяя степень торможения летательного аппарата 1 на ленте 3, можно в широких пределах варьировать временем и комфортностью посадки приземлившегося летательного аппарата.

Для фиксирования («удержания») летательного аппарата 1 на ленте 3 конвейера 4 рядом с ним устанавливают лучевые датчики 6 и 7, например, с лазерным излучением, или световое реле, или т.п. устройства, которые фиксируют поступательное движение летательного аппарата 1 относительно конвейера 4. При пересечении элементами (например, шасси) летательного аппарата 1 датчиков 6 скорость ленты 3 увеличивают, 7 - уменьшают, возвращая летательный аппарат 1 в центральную часть ленточного конвейера 4.

Заявленное предложение исключает аварийную ситуацию, при которой летательный аппарат выкатывается за пределы посадочной полосы со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, позволяет широко варьировать временем торможения летательного аппарата, находящегося на движущейся в обратном направлении ленте конвейера.

Технический результат изобретения состоит в повышении безопасности и комфортности пассажиров при посадке летательного аппарата как на укороченную посадочную полосу, так и обычную при запоздалом касании взлетно-посадочной полосы. Установленный заподлицо с посадочной полосой конвейер позволяет, при необходимости, наращивать посадочную полосу, а также приземляться соответствующим данной полосе летательным аппаратам в штатном режиме при отключенном и заторможенном конвейере.

1. Способ посадки летательного аппарата, включающий посадку его на движущуюся посадочную полосу, выполненную в виде ленточного конвейера с приводом и тормозным аппаратом, отличающийся тем, что движущуюся посадочную полосу в виде автоматически управляемого конвейера устраивают в конце взлетно-посадочной полосы заподлицо с последней, при этом ширина ленты равна ширине посадочной полосы, а длина превышает жесткую базу шасси приземляющегося летательного аппарата, движение ленты конвейера осуществляют навстречу направлению движения приближающегося летательного аппарата со скоростью, близкой к скорости его движения по взлетно-посадочной полосе перед заходом на ленту конвейера, в дальнейшем скорость ленты автоматически согласуют с заданным режимом торможения приземляющегося летательного аппарата.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что скорость движения летательного аппарата по взлетно-посадочной полосе перед заходом на ленту конвейера фиксируют датчиками, установленными вдоль посадочной полосы, которые автоматически передают данные на командо-контроллер скорости движения ленты конвейера.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что фиксацию летательного аппарата на ленте конвейера осуществляют с помощью лучей, например, лазерной установки, или светового реле, устанавливаемых в начале и в конце ленты конвейера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к аэродромным тормозным посадочным устройствам. .

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) с безаэродромной посадкой. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов. .

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. .

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. .

Изобретение относится к авиации и касается конструирования уловительных тележек для спасения самолетов в аварийных ситуациях. .
Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке.

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам запуска летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу посадки беспилотного самолета на аэрофинишер
Изобретение относится к оборудованию на аэродромах и подвижных носителях летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для осуществления безаэродромных посадок и взлетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиационной технике и касается устройств и механизмов для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов, может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос авианосцев. Взлетно-посадочный комплекс авианесущего корабля содержит катапульту и/или авиафинишер, работа которых основана на усилии, по крайней мере, одного подводного парашюта. Распределение усилия парашютов по потребителям обеспечивается либо не обеспечивается барабанно-распределительным механизмом. Обеспечивается возможность использования силового устройства для аэрофинишера и катапульты, улучшаются условия их эксплуатации. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос наземных аэродромов и авианосцев. Взлетно-посадочный комплекс с универсальным силовым устройством для обеспечения работы катапульты и/или аэрофинишера содержит, по крайней мере, один рабочий цилиндр, внутри которого установлен поршень, челнок с крюком, устройства управления, систему питания рабочей средой, включающую генератор и/или аккумулятор рабочей среды, палубное приемное устройство аэрофинишера, взлетный трамплин, сигнальные огни оптической системы посадки. Комплекс содержит, по крайней мере, один рабочий цилиндр, по крайней мере, с одной торцевой крышкой, внутри рабочего цилиндра установлен поршень одностороннего или двухстороннего действия, оборудованный, по крайней мере, с одной стороны силовым тросом; барабанно-распределительный механизм с тросо-шкивной системой; аккумулятор рабочей среды системы питания рабочей средой оборудован подвижным подпорным поршнем двухстороннего действия или аккумулятор не оборудован подпорным поршнем. Взлетный трамплин оборудован катапультой или не оборудован. Кормовой и/или боковой борт корабля оборудован, по крайней мере, одной стрелой приемного устройства с механизмом регулирования угла наклона к посадочной полосе. Стрела оборудована направляющими для движения каретки, на которой установлен створ с U- или V-образным расположением балок. Верхняя часть балок оборудована приемным тросом. Штанга крюка летательного аппарата выполнена с возможностью удлинения. Крюк оборудован роликом или не оборудован. Обеспечивается возможность использования одного универсального силового устройства с уменьшенными весогабаритными характеристиками для катапульты и/или аэрофинишера. 24 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок посадочной полосы, имеющий подъем. Участок посадочной полосы уложен на эстакаде с бортами. Эстакада оборудована электрической лебедкой и датчиками для контроля скорости движения самолета. За остановившимся на эстакаде самолетом датчики включают выдвижные тормозные упоры и выдвижные шлагбаумы. Эстакада перекрыта шестью выдвинутыми тормозными упорами и двумя выдвинутыми шлагбаумами. Остановившийся на эстакаде самолет блокируется и с помощью электрической лебедки отбуксируется на ВПП. Достигается повышение плавности и безопасности торможения разных типов самолетов. 9 з.п. ф-лы, 29 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию взлетно-посадочных полос. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок взлетно-посадочной полосы с подъемом. Участок с подъемом уложен на эстакаду с бортами, оборудованную электрической лебедкой. По обе стороны продольной оси эстакады закреплены пара параллельных внешних бордюров, расходящихся в разные стороны и замыкающихся на боковых краях конца ВПП. Верхний участок бордюров выполнен с помощью наклонных откидывающихся бортов. Между параллельными внутренними бордюрами размещены датчики скорости движения самолета. При остановке самолета датчики включают за задними колесами самолета два выдвижных тормозных шлагбаума. Шлагбаумы выдвигаются на полозьях по колеям через отверстия в борту эстакады и фиксируются между внутренними и внешними бордюрами с опорой на них, а также на колеи и тормозные упоры, закрепленные на эстакаде. Достигается безопасное аварийное торможение летательных аппаратов. 20 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромным тормозным посадочным устройствам. Беспилотная аварийно-посадочная машина содержит платформу и шасси с силовой установкой. Шасси установлено на две пары мостов с электрическим приводом, пневматической подвеской и тормозной системой. Мосты соединены с шасси подшипниковыми опорами. В передней и задней части шасси размещены аккумуляторные батареи силовой установки и система пожаротушения. Центральная часть шасси содержит систему дистанционного управления. Система дистанционного управления содержит бортовой компьютер, контроллер и приемо-передающее оборудование беспроводной связи. Платформа соединена с шасси пневматическими амортизационными стойками, в нижней части платформы расположена пневмоподушка, в верхней части платформы установлены датчики сближения и температуры. По периметру шасси смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники. Датчики и приемники подключены к бортовому компьютеру. Достигается повышение безопасности посадки самолета с полным или частичным отказом шасси. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области авиации и касается способов аварийного торможения самолета. При аварийном торможении на взлетно-посадочной полосе (ВПП) используется вязкая жидкость (мазут), подогретая с учетом состояния ВПП на момент аварийной посадки самолета и наносимая поперек ВПП с уменьшающимся шагом с момента принятия экипажем самолета решения на аварийную посадку. Достигается повышение эффективности аварийного торможения самолета на аэродромной взлетно-посадочной полосе.
Наверх