Способ получения композиционного покрытия на основе алюминиевых сплавов

Изобретение относится к способам получения композиционных покрытий на основе алюминиевых сплавов и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности. Способ включает плазменное напыление покрытия и последующую его пластическую деформацию. Осуществляют напыление порошковой смеси, содержащей в качестве матричного компонента сплав (Al + 3% Mg) и в качестве армирующего компонента - карбид кремния (SiC). Причем для получения покрытия с антифрикционными свойствами напыление осуществляют из порошковой смеси, содержащей 3-5 мас.% карбида кремния (SiC). В случае получения покрытия с фрикционными свойствами напыление осуществляют из порошковой смеси, содержащей 15-19 мас.% карбида кремния (SiC). Технический результат - получение высокой износостойкости и заданных трибологических свойств покрытия. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Способ относится к газотермическому напылению покрытий, в частности к плазменному напылению, и может быть использован при нанесении покрытий в машиностроении и других отраслях промышленности.

Известен способ получения покрытий (Заявка №97109400/02, опубл. 27.04.1998), который заключается в нанесении ускоренной газовым потоком смеси порошков, состоящей, по крайней мере, из двух компонентов: металла и более твердых сферических частиц с размером в среднем не менее 30 мкм.

Известен также способ получения покрытий (RU 2055936 C1, C23C 4/04, от 10.03.1996), позволяющий создать защитную зону обработки с формированием покрытия заданной толщины и сплошности. Данный способ предлагается принять в качестве ближайшего аналога заявляемого изобретения.

Общими недостатками вышеперечисленных способов являются отсутствие возможности получения напыляемого покрытия с заданными свойствами, необходимость специального оборудования для повышения адгезионных свойств покрытия.

Задачей заявляемого способа является получение износостойкого, коррозионно-стойкого покрытия с заданными триботехническими свойствами и повышенной адгезией напыляемого покрытия.

Способ осуществляется следующим образом: приготовленный механическим перемешиванием порошковый композиционный материал, содержащий в качестве матричного компонента алюминиевый сплав (Al + 3% Mg, зернистость - до 200 мкр), а в качестве армирующего - карбид кремния (SiC, зернистость - 40 мкр), вводится в плазменную струю посредством транспортирующего газа, производится газотермическое (в частности, электроплазменное) напыление состава.

Полученное композиционное покрытие может быть подвергнуто пластическому деформированию, путем прессования, для увеличения адгезионных свойств.

Свойства получаемого покрытия задаются путем изменения концентраций компонентов в напыляемом порошковом материале: для получения покрытия с антифрикционными свойствами, мас.%: 3-5% карбид кремния (SiC), остальное алюминиевый сплав (Al + 3% Mg); для получения фрикционного покрытия, мас.%: 15-19% карбид кремния (SiC), остальное алюминиевый сплав (Al + 3% Mg).

Установленные пределы содержания карбида кремния (3-5% и 15-19%) в порошке позволяют варьировать свойства покрытия, подбирая оптимальные для конкретных условий.

Композиционное покрытие, получаемое заявляемым способом, характеризуется повышенными адгезионными свойствами, износостойкостью и коррозионной стойкостью.

При испытаниях в паре со сталью были получены значения коэффициентов трения, результаты приведены в таблице 1.

Значения коэффициентов трения композиционного покрытия на основе алюминиевых сплавов в паре со сталью.

Табл.1.
Д16 + мас.% SiC f (без смазки) f (со смазкой) Износ (сухое трение 0,8 МПа в паре со сталью, 23580 м), г
2,5 0,13 0,04 0,0920
5 0,145 0,05 0,0748
15 2 1,1 0,0400

1. Способ получения композиционного покрытия на основе алюминиевого сплава, включающий плазменное напыление порошковой смеси, содержащей в качестве матричного компонента алюминиевый сплав и в качестве армирующего компонента - карбид, отличающийся тем, что в качестве матричного алюминиевого сплава используют сплав (Al + 3% Mg), а в качестве армирующего компонента - карбид кремния (SiC), при следующем соотношении компонентов: карбид кремния (SiC) 3-5 или 15-19 мас.%, алюминиевый сплав (Al + 3% Mg) остальное, а после напыления осуществляют пластическую деформацию.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для получения покрытия с антифрикционными свойствами напыление осуществляют из порошковой смеси, содержащей 3-5 мас.% карбида кремния (SiC).

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что для получения покрытия с фрикционными свойствами напыление осуществляют из порошковой смеси, содержащей 15-19 мас.% карбида кремния (SiC).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области упрочняюще-чистовой обработки деталей и может быть использовано в различных областях машиностроения для упрочнения поверхностей деталей.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к установке для нанесения газотермических покрытий, и может найти применение в различных отраслях машиностроения при подготовке поверхностей к напылению.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установке для напыления плазменных газотермических покрытий, и может быть использовано для нанесения металлических, металлокерамических и керамических покрытий напылением на поверхность при изготовлении и восстановлении деталей различной конфигурации.

Изобретение относится к получению покрытия и может быть использовано при нанесении пористых, морфологически значимых покрытий на изделия из медицинской техники. .

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при нагреве непрерывнолитых слябов из низколегированной стали под прокатку и последующей их прокатке.
Изобретение относится к машиностроению, точнее к технологиям защиты металлов от коррозии, и может быть использовано для повышения коррозионной стойкости в условиях эксплуатации при больших контактных и сдвигающих нагрузках.

Изобретение относится к способам изготовления деталей с упрочненной рабочей поверхностью, в частности к способу получения многослойного покрытия на стальной или чугунной поверхности.

Изобретение относится к области металлургии, преимущественно к способам радиационной модификации изделий с износостойкими покрытиями на основе карбида и нитрида титана.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий газотермическими методами. .

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к формированию защитных покрытий, и может найти применение при ремонте и восстановлении различных деталей.
Изобретение относится к способам обработки роликов листоправильных машин. .
Изобретение относится к композиционным составам порошкообразного материала для плазменного наплавления покрытий и может быть использовано в машиностроении для восстановления изношенных поверхностей деталей строительных и дорожных машин.

Изобретение относится к способам нанесения покрытия путем напыления материала в расплавленном состоянии и может быть использовано в различных отраслях химии, машиностроения, энергетики и металлургии.

Изобретение относится к способу термического напыления на детали, предпочтительно на детали двигателя. .

Изобретение относится к получению покрытия и может быть использовано при нанесении пористых, морфологически значимых покрытий на изделия из медицинской техники. .
Изобретение относится к области газотермического напыления покрытий, в частности к способам напыления жаростойких и теплозащитных покрытий, и может быть использовано для защиты деталей, работающих в условиях повышенных температур, эрозии и агрессивных сред, преимущественно для защиты авиационных элементов турбомашин и газотурбинных двигателей (ГТД).

Изобретение относится к износостойким элементам скольжения и может найти применение при изготовлении поршневых колец и гильз цилиндров для двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к способам изготовления деталей с упрочненной рабочей поверхностью, в частности к способу получения многослойного покрытия на стальной или чугунной поверхности.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для упрочнения поверхностей с нарезкой, работающих в условиях фрикционного износа. .

Изобретение относится к технологии газотермического напыления, а именно к способам нанесения теплозащитного покрытия плазменным методом, и может быть использовано при производстве и ремонте двигателей летательных аппаратов, конструкций энергетики, а также в газовой, нефтяной, электронной промышленности
Наверх