Способ герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов с применением колпачков герметизации

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов. Способ герметизации включает очистку и обезжиривание поверхностей деталей и крепежа, нанесение на поверхности деталей и крепежа герметика. Далее заполняют пастообразным герметиком внутренний объем колпачков герметизации, а затем закрывают ими болтовые и клепаные соединения, удаляют излишки герметика и выдерживают до полной вулканизации герметика в колпачках, проводят пооперационный контроль качества выполнения операций. Изобретение направлено на достижение потенциальных эксплуатационно-технических характеристик при герметизации соединений топливных и воздушных отсеков летательных аппаратов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Способ герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов с применением колпачков герметизации относится к способам подготовки к использованию и хранению летательных аппаратов, в частности к способу защиты их от влияния окружающей среды.

Известен способ герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов с применением герметика, включающий: очистку и обезжиривание поверхностей деталей и крепежа, нанесение подслоя, нанесение или восполнение жгутов из пастообразного герметика на кромки деталей, удаление излишков герметика, выдержку пастообразного герметика, нанесение жидких герметиков, удаление излишков герметиков, выдержку каждого слоя герметика, вулканизацию герметиков, пооперационный контроль качества выполнения операций (см. СССР. Отраслевой стандарт. Герметизация неразъемных соединений воздушных и топливных отсеков с применением герметика. Типовой технологический процесс. ОСТ 1.42315 - 86, с.3).

Данный способ наиболее близок по технической характеристике к заявленному способу и принят за прототип.

Известный способ распространяется на технологический процесс нанесения герметиков при поверхностной и внутришовной герметизации неразъемных соединений топливных и воздушных отсеков летательных аппаратов полисульфидными и кремнийорганическими герметиками (пастообразной и жидкой консистенции) в деталях, узлах и подсборках.

Он обеспечивает выполнение операций герметизации клепаных, болтовых и сварных соединений и выполняется щетинистыми кистями, шприцами или неметаллическими шпателями из оргстекла или текстолита, хлопчатобумажными безворсовыми салфетками и др. В процессе герметизации используются бензин, ацетон, антистатические присадки, липкие ленты и т.п.

В то же время известный способ имеет ряд недостатков. Он трудоемок, имеет низкое качество герметизации болтовых и клепаных соединений особенно при длительном воздействии топлива, воды, влажной атмосферы и вибрации отсеков в процессе полета летательного аппарата.

Возможно также нарушение экологии в процессе эксплуатации летательных аппаратов за счет протекания топлива из топливных баков в болтовых и клепаных соединениях.

Задачей предлагаемого способа является достижение потенциальных эксплуатационно-технических характеристик объектов при существенном снижении трудовых, материальных и финансовых затрат при герметизации неразъемных и разъемных соединений топливных и воздушных отсеков летательных аппаратов в деталях, узлах и подсборках по сравнению с существующими способами обеспечения их герметизации.

Техническое решение задачи достигается за счет того, что болтовые и клепаные соединения герметизируют установкой колпачков герметизации.

Способ герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов с применением колпачков герметизации включает очистку и обезжиривание поверхностей деталей и крепежа, нанесение на поверхности деталей и крепежа герметика. Отличается тем, что заполняют пастообразным герметиком внутренний объем колпачков герметизации, а затем закрывают ими болтовые и клепаные соединения, удаляют излишки герметика и выдерживают до полной вулканизации герметика в колпачках, проводят пооперационный контроль качества выполнения операций.

Колпачки герметизации изготавливают из тиокола так, что внутренний диаметр основания колпачка герметизации Dk больше диаметра герметизирующей поверхности на 1,5…2 мм, а высота колпачка герметизации Нк выше высоты выступающей части болта или головки заклепки на 2 мм при угле наклона боковой поверхности колпачка герметизации ά, равного 6°.

Изобретение поясняется фиг.1 и 2. На фиг.1 представлена схема воздушных (топливных отсеков) летательных аппаратов. На фиг.2 - схема герметизации неразъемных соединений воздушных и топливных отсеков с применением колпачков герметизации. На чертежах обозначено: 1 - корпус отсека; 2 - уголок; 3 - болт; 4 - шайба; 5 - гайка; 6 - колпачок герметизации; 7 - кольцо отсечки; 8 - место маркировки; 9 - паста тиоколовая.

Уголок 2 предназначен для соединения металлических листов неразъемных и разъемных соединений топливных и воздушных отсеков летательных аппаратов. Вместо уголка могут использоваться листовые соединения.

Колпачок герметизации 6 изготавливают из тиокола в пресс - формах с таким расчетом, что внутренний диаметр основания колпачка герметизации Dk больше диаметра герметизирующей поверхности на 1,5…2 мм, а высота колпачка герметизации Нк (измеряется по внутренней поверхности колпачка герметизации) выше высоты выступающей части болта или выступающей головки заклепки на 2 мм при угле наклона ά, равном 6°. В нижней части колпачка герметизации предусматривают кольцо отсечки 7, а в верхней части - место маркировки.

Работа изобретения.

Изготавливают колпачки герметизации из тиокола так, что внутренний диаметр основания колпачка герметизации Dk больше диаметра герметизирующей поверхности на 1,5…2 мм, а высота колпачка герметизации Нк - выше высоты выступающей части болта или головки заклепки на 2 мм при угле наклона боковой поверхности колпачка герметизации ά, равном 6°. В нижней части колпачка герметизации предусматривают кольцо отсечки 7, а в верхней части - место маркировки.

Очищают и обезжиривают поверхности деталей и крепежа, наносят на поверхности деталей и крепежа герметик, заполняют пастообразным герметиком внутренний объем колпачков герметизации 6, а затем закрывают ими болтовые и клепаные соединения.

Удаляют излишки герметика и выдерживают до полной вулканизации герметика в колпачках, например, 72 часа.

Проводят пооперационный контроль качества выполнения операций.

Применение предложенного способа полностью обеспечивает достижение потенциальных эксплуатационно-технических характеристик объектов при существенном снижении трудовых, материальных и финансовых затрат при их подготовке к использованию и хранению в сравнении с существующими способами.

Повышается ресурс работы неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов и обеспечивается их работоспособность при длительном воздействии соответственно воды, влажной среды и топлива.

Возможность реализации предложенного способа не вызывает сомнений, так как введенные операции могут выполняться серийно как в народном хозяйстве, так и на объектах военной техники.

Источники информации

1. СССР. Отраслевой стандарт. Герметизация неразъемных соединений воздушных и топливных отсеков с применением герметика. Типовой технологический процесс. ОСТ 1.42315 - 86, с.3. Прототип. Открытое издание.

1. Способ герметизации неразъемных и разъемных соединений воздушных и топливных отсеков летательных аппаратов с применением колпачков герметизации, включающий очистку и обезжиривание поверхностей деталей и крепежа, нанесение на поверхности деталей и крепежа герметика, отличающийся тем, что заполняют пастообразным герметиком внутренний объем колпачков герметизации, а затем закрывают ими болтовые и клепаные соединения, удаляют излишки герметика и выдерживают до полной вулканизации герметика в колпачках, проводят пооперационный контроль качества выполнения операций.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что колпачки герметизации изготавливают из тиокола, причем диаметр основания колпачка герметизации делают больше диаметра герметизирующей поверхности на 1,5…2 мм, а высоту колпачка герметизации выше высоты выступающей части болта или выступающей головки заклепки на 2 мм при угле наклона боковой поверхности колпачка герметизации, равном 6°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. .

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты, рабочих органов сельхозмашин и др.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для соединения друг с другом двух деталей при помощи болта и гайки. .

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении и работающим в условиях сложного нагружения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов гидротурбин с валами гидрогенераторов, валов с рабочими колесами гидротурбин и рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в силовых машинах, в частности, для соединения рабочих органов с валами, жестких полумуфт и др. .

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты.

Изобретение относится к области космической техники. .

Изобретение относится к устройству удержания кольцевой шайбы против радиальной поверхности диска ротора. .

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных элементов. .

Изобретение относится к устройству для соединения с опорной или несущей деталью закрепляемой на ней детали

Изобретение относится к устройству фиксации

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов с рабочими колесами гидротурбин и рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области строительства и машиностроения и может быть использовано в соединениях деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия постоянных нагрузок

Изобретение относится к шаровым опорам

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам соединения деталей фланцевого типа

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении

Изобретение относится к крепежным элементам

Изобретение относится к области строительства и направленно на повышение несущей способности и упрощение изготовления тонкостенных стержневых конструкций с болтовыми соединениями на высокопрочных болтах
Наверх