Способ изготовления блока зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении блока зубчатых колес узлов приводов авиационных газотурбинных двигателей. Шлифуют венец зубчатого колеса 1-го потока. Выполняют на ступице зубчатого колеса 1-го потока фаски и буртик с толщиной, равной 0,25-0,3 длины его посадочной поверхности. Выполняют на ступице зубчатого колеса 2-го потока фаски той же конфигурации, что и на ступице зубчатого колеса 1-го потока. Осуществляют соединение зубчатых колес 1-го и 2-го потоков путем напрессовки зубчатого колеса 2-го потока на посадочную поверхность зубчатого колеса 1-го потока до упора в буртик ступицы последнего с получением кольцевой канавки, образованной фасками зубчатых колес. Осуществляют размагничивание соединенных зубчатых колес и защищают кожухом венец зубчатого колеса 1-го потока. Осуществляют электронно-лучевую сварку в три этапа: выполняют сварку по меньшей мере в четырех равноудаленных точках кольцевой канавки, сваривают зубчатые колеса по всей окружности канавки на глубину канавки и осуществляют сварку на всю длину сопряженных посадочных поверхностей зубчатых колес и толщину буртика. Охлаждают соединенные зубчатые колеса и осуществляют обработку последних путем токарной обработки диафрагмы и ступицы зубчатого колеса 2-го потока, ступицы зубчатого колеса 1-го потока с удалением буртика, кратера сварного шва и корня сварного шва. Проводят чистовую механическую обработку зубчатого венца зубчатого колеса 2-го потока. В результате повышается надежность соединения зубчатых колес и повышается точность их изготовления. 4 ил.

 

Изобретение относится к общему машиностроению и используется для изготовления блока зубчатых колес узлов приводов авиационных газотурбинных двигателей.

Авиационные зубчатые колеса, как правило, имеют двух, а в некоторых случаях трехпоточную конструкцию, при этом предъявляются высокие требования к их изготовлению в части биения венцов относительно друг друга и шлифование зубьев зубчатых венцов. Шлифование зубьев близко расположенных зубчатых венцов известными приемлемыми технологическими способами невозможно.

Известен способ изготовления сварного зубчатого колеса больших размеров (SU 1037002, F16H 55/11, 1983 г.) Однако известный способ не позволяет получать зубчатые колеса высокой надежности из-за большого количества сварных швов, близости расположения швов к зубчатому венцу и ступице колеса. Известный способ не обеспечивает возможность изготовления многопоточного варианта зубчатого колеса.

Наиболее близким к заявляемому является способ изготовления блока зубчатых колес (Авторское свидетельство СССР №981745, F16H 55/17, 1982 г.), включающий соединение зубчатого колеса 1-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью и венец, и зубчатого колеса 2-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью, венец и диафрагму, по их посадочным поверхностям и осуществление электронно-лучевой сварки соединенных зубчатых колес на заданную глубину.

В процессе сварки электронно-лучевым методом в ступицах зубчатых колес образуются прикорневые зоны с частицами шлака и пористостью материала, которые в совокупности с неоднородностью кратера шва являются концентраторами напряжений, что приводит к развитию усталостных трещин и к поломке зубчатых колес. Поэтому основным недостатком известного способа является низкая надежность соединения зубчатых колес, полученных известным способом.

В авиационном двигателестроении такой способ изготовления многократно приводил к разрушению зубчатых колес в эксплуатации. При этом усталостные трещины всегда развивались по одному из двух направлений - или от кратера шва, или от корневой зоны.

Известный способ не обеспечивает высокую точность изготовления блока зубчатых колес из-за возможного коробления и смещения венцов при сварке, вызывающих повышенное биение зубчатых венцов относительно друг друга.

Техническая задача заключается в повышении надежности соединения зубчатых колес за счет удаления концентраторов напряжений в зоне кратера и корня сварного шва блока зубчатых колес, а также в повышении точности изготовления за счет исключения коробления и смещения венцов зубчатых колес при сварке, проведения чистовой обработки венца зубчатого колеса 2-го потока после сварки и токарной обработки.

Сущность изобретения заключается в следующем. При осуществлении способа изготовления блока зубчатых колес, включающего соединение зубчатого колеса 1-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью и венец, и зубчатого колеса 2-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью, венец и диафрагму, по их посадочным поверхностям и осуществление электронно-лучевой сварки соединенных зубчатых колес на заданную глубину согласно изобретению предварительно осуществляют обработку зубчатых колес 1-го и 2-го потоков путем шлифования венца зубчатого колеса 1-го потока, выполнения на ступице зубчатого колеса 1-го потока фаски и буртика с толщиной, равной 0,25-0,3 длины его посадочной поверхности, и выполнения на ступице зубчатого колеса 2-го потока фаски той же конфигурации, что и на ступице зубчатого колеса 1-го потока, соединение зубчатых колес 1-го и 2-го потоков осуществляют с заданной посадкой путем напрессовки зубчатого колеса 2-го потока на посадочную поверхность зубчатого колеса 1-го потока до упора в буртик ступицы последнего с получением кольцевой канавки, образованной фасками зубчатых колес, затем осуществляют размагничивание соединенных зубчатых колес и защищают кожухом венец зубчатого колеса 1-го потока, электронно-лучевую сварку проводят в три этапа, выполняют сварку по меньшей мере в четырех равноудаленных точках кольцевой канавки, сваривают зубчатые колеса по всей окружности канавки на глубину канавки, изменяют режим сварки и осуществляют сварку на всю длину сопряженных посадочных поверхностей зубчатых колес и толщину буртика до появления точечных раковин на внешней поверхности буртика, затем охлаждают соединенные зубчатые колеса и осуществляют обработку последних путем токарной обработки диафрагмы и ступицы зубчатого колеса 2-го потока, ступицы зубчатого колеса 1-го потока с удалением буртика, кратера сварного шва и корня сварного шва, затем проводят чистовую механическую обработку зубчатого венца зубчатого колеса 2-го потока.

Соединение зубчатых колес по ступицам необходимо осуществлять с минимальным расчетным натягом. Зубчатый венец колеса 1-го потока шлифуют для обеспечения высокой точности параметров зубчатого венца. При этом на ступице выполняют фаску и буртик, толщина которого составляет 0,25-0,3 длины посадочной поверхности, что обеспечивает качественную сварку. Указанное соотношение толщины буртика h и длины посадочной поверхности L получено экспериментальным путем. В случае, если h/L<0,25, возможны сквозные прожоги с утечкой расплавленного металла. При h/L>0,3 контроль результатов сварки обеспечен не будет, т.к. не появятся точечные раковины на внешней поверхности буртика, по которым судят об отклонении электронного луча при электронно-лучевой сварке из-за остаточной намагниченности деталей.

На ступице зубчатого колеса 2-го потока также выполненяют фаску той же конфигурации, что и на ступице зубчатого колеса 1-го потока. Соединение зубчатых колес 1-го и 2-го потоков осуществляют с заданной посадкой путем напрессовки зубчатого колеса 2-го потока на посадочную поверхность зубчатого колеса 1-го потока до упора в буртик ступицы последнего с получением кольцевой канавки, образованной фасками ступиц. Заданная посадка обеспечивает минимальное биение и соосность зубчатых венцов относительно друг друга.

Затем осуществляют размагничивание собранного блока зубчатых колес с целью исключения отклонения электронного луча от прямолинейного направления.

Защищают венец зубчатого колеса 1-го потока кожухом, чтобы исключить попадание капель расплавленного металла на шлифованный венец при сварке.

Электронно-лучевую сварку проводят в три этапа. Предварительно по меньшей мере в четырех равноудаленных точках на канавке выполняют сварку («прихватывают») с целью исключения коробления и смещения венца зубчатого колеса 2-го потока относительно 1-го. На втором этапе сваривают зубчатые колеса по всей окружности канавки на глубину этой канавки, образованной фасками. Изменив режим сварки, осуществляют сварку на всю длину сопряженных посадочных поверхностей и толщину буртика до появления точечных раковин на внешней поверхности буртика, что необходимо для контроля глубины выполненной сварки.

После охлаждения обработку блока зубчатых колес проводят с обеих сторон по заданным контурам на расчетную глубину. Осуществляют обработку соединенных (длока) зубчатых колес путем токарной обработки диафрагмы и ступицы зубчатого колеса 2-го потока, ступицы зубчатого колеса 1-го потока с удалением буртика. При этом, снимая часть металла, гарантированно удаляют такие концентраторы напряжения, как неровности кратера, непроваренные участки, возникающие вследствие отклонения электронного луча из-за явления остаточной намагниченности деталей, а также шлак, пористость материала в зоне корня шва.

Далее выполняют чистовую механическую обработку зубчатого венца 2-го потока (шлифование).

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг.1 изображено зубчатое колесо 1-го потока до сборки, на фиг.2 - зубчатое колесо 2-го потока до сборки.

На фиг.3 - блок зубчатых колес в собранном виде перед электронно-лучевой сваркой. Стрелкой показано направление электронного луча.

На фиг.4 представлен блок зубчатых колес после электронно-лучевой сварки и токарной обработки.

Зубчатое колесо 1-го потока 1 включает ступицу 2, венец 3 первого потока, профили зубьев которого прошли окончательную обработку шлифованием. На ступице 2 имеется участок с посадочной поверхностью 4, фаской 5 и упорным буртиком 6. Зубчатое колесо 2-го потока 7 включает зубчатый венец 8 второго потока, не обработанный шлифованием, обод 9, плоскую диафрагму 10, ступицу 11, имеющую посадочную поверхность 12 с фаской 13 для обеспечения сборки и фаской 14 для последующей сварки.

Свободное пространство 15 предназначено для введения в него защитного кожуха (не показан), предназначенного для защиты зубчатого венца 3 первого потока. Фаски 5 и 14 образуют кольцевую канавку 16. На буртике 6 показана внешняя поверхность 17. Токарная обработка блока зубчатых колес после сварки выполняется по контурам 18 и 19, обозначенным утолщенными линиями, и по сварному шву 20.

Блок зубчатых колес изготавливают следующим образом.

На посадочную поверхность 4 зубчатого колеса 1-го потока 1 с посадкой, например, Н6/n5 напрессовывают зубчатое колесо 2-го потока 7 до упора в буртик 6. В связи с тем что номинальные размеры посадочных поверхностей 4 и 12 одинаковые, фаски 5 и 14 совмещаются таким образом, чтобы образовалась кольцевая канавка 16. При этом канавка 16 может иметь коническую или прямоугольную форму в зависимости от формы фасок на зубчатых колесах 1-го и 2-го потоков. Блок зубчатых колес размагничивают. В пространство 15 устанавливают защитный кожух и закрепляют блок зубчатых колес в специальной установке на подставке (не показана) с возможностью вращения. Электронно-лучевая сварка выполняется в вакууме. Электронный луч наводят на центр канавки 16.

Сварку выполняют в три этапа. Первоначально зубчатые колеса приваривают («прихватывают») по четырем точкам в канавке 16. На втором этапе расчетным режимом сваривают колеса по всей кольцевой канавке 16 на всю глубину. На третьем этапе выполняют сварку колес расчетным режимом до проплавления насквозь упорного буртика 6 и появления на внешней поверхности 17 буртика 6 точечных раковин.

Контроль проплавления выполняют визуально. После сварки выполняют токарную обработку блока зубчатых колес с обеих сторон по контурам 18 и 19, а также срезают кратер и корень сварного шва 20.

При этом, снимая часть металла, гарантированно удаляют такие концентраторы напряжения, как неровности кратера, непроваренные участки, возникающие вследствие отклонения электронного луча из-за явления остаточной намагниченности деталей, шлак и пористость материала в зоне корня шва.

После охлаждения и токарной обработки зубчатого колеса выполняют шлифование зубьев зубчатого венца 2-го потока. В случае несоответствия шва установленным требованиям необходимо выполнять повторную сварку с последующим повторным снятием металла на меньшую величину.

Способ изготовления блока зубчатых колес, включающий соединение зубчатого колеса 1-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью и венец, и зубчатого колеса 2-го потока, имеющего ступицу с посадочной поверхностью, венец и диафрагму, по их посадочным поверхностям и осуществление электронно-лучевой сварки соединенных зубчатых колес на заданную глубину, отличающийся тем, что предварительно осуществляют обработку зубчатых колес 1-го и 2-го потоков путем шлифования венца зубчатого колеса 1-го потока, выполнения на ступице зубчатого колеса 1-го потока фаски и буртика с толщиной, равной 0,25-0,3 длины его посадочной поверхности, и выполнения на ступице зубчатого колеса 2-го потока фаски той же конфигурации, что и на ступице зубчатого колеса 1-го потока, соединение зубчатых колес 1-го и 2-го потоков осуществляют с заданной посадкой путем напрессовки зубчатого колеса 2-го потока на посадочную поверхность зубчатого колеса 1-го потока до упора в буртик ступицы последнего с получением кольцевой канавки, образованной фасками зубчатых колес, затем осуществляют размагничивание соединенных зубчатых колес и защищают кожухом венец зубчатого колеса 1-го потока, электронно-лучевую сварку проводят в три этапа, выполняют сварку по меньшей мере в четырех равноудаленных точках кольцевой канавки, сваривают зубчатые колеса по всей окружности канавки на глубину канавки, изменяют режим сварки и осуществляют сварку на всю длину сопряженных посадочных поверхностей зубчатых колес и толщину буртика до появления точечных раковин на внешней поверхности буртика, затем охлаждают соединенные зубчатые колеса и осуществляют обработку последних путем токарной обработки диафрагмы и ступицы зубчатого колеса 2-го потока, ступицы зубчатого колеса 1-го потока с удалением буртика, кратера сварного шва и корня сварного шва, затем проводят чистовую механическую обработку зубчатого венца зубчатого колеса 2-го потока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых венцов, преимущественно из пластических масс и композиционных материалов.

Изобретение относится к технике строительства скважин, а именно к роторам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, и может найти применение для добычи нефти и газа.

Изобретение относится к области изготовления зубчатых колес различных типов с зубьями различной формы. .

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для.изготовления венцов ведущих колес гусеничных машин с наплавляемым износостойким слоем.

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству сборных ходовых винтов. .

Изобретение относится к технологии изготовления зубчатых колес, имеющих центральное отверстие со шлицевыми пазами прямобочного профиля и центрируемых в шлицевом соединении по внутреннему диаметру

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления композитной заготовки зубчатого колеса, состоящей из ступицы, предпочтительно изготовленной из металла или содержащей его, и наружной части из синтетической, предпочтительно термопластичной, смолы, которая охватывает снаружи ступицу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении шлицевых соединений путем сочетания операций строгания и фрезерования. Режущий инструмент может продвигаться по всей используемой части шлицевого элемента и вытачивать углубление для инструмента в лицевой поверхности прилегающей детали, такой как уступ, перед отводом в обратном направлении с повторением цикла. Приведены конструктивные особенности выполнения охватываемого и охватывающего шлицевых устройств шлицевого соединительного устройства и варианты способов изготовления шлицов. Увеличивается прочность шлицевого соединения. 6 н. и 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Способ формирования зубчатой рейки (45) (например, типа, который используется в зубчатой системе реечной передачи), подходящей для использования в направляющей лестничного подъемника, включает обеспечение множества (30) удлиненных полос (10) и скрепление множества полос между собой в виде стопки полос для образования зубчатой рейки. При этом профили стопки выравнивают, профилируют для придания зубчатой рейке профиля. Скрепление включает по меньшей мере одно из: пайку, индукционную пайку, пайку медью, контактную пайку, роликовую сварку и лазерную сварку. Осуществляют гибку зубчатой рейки с сохранением взаимного расположения соседних полос. Предпочтительно профиль обеспечивает зубчатую рейку, по которой может перемещаться зубчатое колесо лестничного подъемника. Зубчатая рейка может быть сформирована в ходе непрерывного процесса. Изобретение обеспечивает упрощение изготовления рейки. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к области механики, а именно к сварному полому зубчатому кольцу. Кольцо выполнено с открытой наружной и открытой внутренней периферией. По меньшей мере на одной из указанных периферий выполнена зубчатая структура. Кольцо имеет по меньшей мере одно сварное соединение, образованное стыковой сваркой оплавлением. Зубчатая структура образована посредством прокатки, обработки резанием или посредством комбинации обработки резанием и прокатки. Зубчатая структура может содержать гребни или косые зубья. Обеспечивается высокое качество и точность изготовления колец. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к способам изготовления звездочки для зубчатых ременных приводов. Способ включает этапы, на которых изготавливают элементы, имеющие сечение со звездообразным профилем, на основаниях которых выполняют канавки в поперечном направлении. Звездообразные элементы устанавливают на оправку основаниями в радиальном направлении наружу с образованием конструкции звездочки, при этом между соседними звездообразными элементами устанавливают эластомерные элементы, а вокруг звездообразных элементов и эластомерных элементов наматывают растягиваемый элемент в поперечном направлении. После этого осуществляют вулканизацию эластомерных элементов и снимают конструкцию звездочки с оправки. Полученная конструкция может быть присоединена к жесткому сердечнику. Использование изобретения позволяет повысить точность изготовления звездочки и получить ее стабильные геометрические параметры. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трубчатым муфтам. Элемент трансмиссии турбомашины содержит средство, передающее крутящий момент. Средство выполнено в виде трубчатой муфты из однородного материала с областями различной плотности. На каждом конце муфты с внешней стороны выполнен пояс зубчатых шлиц. Область структуры с пониженной плотностью выполнена в виде кольцевых цилиндрических каналов, заполненных материалом с пониженной плотностью, расположенных по окружности в теле муфты. Структура материала муфты сформирована методом аддитивного нанесения. Трубчатая муфта может быть выполнена из хромоникелевого сплава. Достигается снижение массы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх