Клапан для регулирования расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан для регулирования расхода горячего газа содержит корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием и сквозным цилиндрическим отверстием. С этим отверстием контактирует цилиндрический регулирующий элемент. Последний установлен с осевым люфтом и выполнен с расходным окном и кольцевым буртом. Расходное окно расположено перпендикулярно оси цилиндрической поверхности регулирующего элемента. Торец кольцевого бурта введен в контакт с поверхностью седла. Между регулирующим элементом и валом с торцевым зазором установлена карданная муфта. В полость между регулирующим элементом и карданной муфтой установлен упругий элемент из быстросгораемого материала. В регулирующем элементе выполнено сквозное отверстие, соосное валу и соединяющее полость его расходного отверстия с полостью между смежными торцами регулирующего элемента и карданной муфты. Упругий элемент выполнен в форме тонкостенного полого цилиндра. На боковой поверхности этого цилиндра выполнены равномерно расположенные сквозные отверстия. На торце карданной муфты со стороны регулирующего элемента выполнена кольцевая проточка, осесимметричная с валом. Внутренний диаметр кольцевой проточки равен внутреннему диаметру цилиндрической поверхности упругого элемента. Длина упругого элемента превышает расстояние между смежными торцами регулирующего элемента и кольцевой проточки карданной муфты. Наружный диаметр упругого элемента выполнен меньше внутреннего диаметра кольцевой полости между смежными торцами регулирующего элемента и кольцевой проточки карданной муфты. Упругий элемент заходит в кольцевую проточку карданной муфты. Изобретение направлено на повышение надежности работы клапана за счет быстрого сгорания упругого элемента. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа и используемых для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Известна конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа, содержащая корпус с входным и выходным патрубками, седло, установленное в выходной патрубок и выполненное с расходным отверстием и опорным узлом, образованным двумя выступами, выполненными на седле и имеющими соосные с валом сквозные отверстия, образующие цилиндрических поверхностей которых совмещены с цилиндрической поверхности седла, установленный в седло по цилиндрической поверхности с возможностью поворота регулирующий элемент с расходным окном и кинематически связанный через карданную муфту с валом, при этом карданная муфта установлена с осевым люфтом (РФ п. №2079023, кл. 6 F16K 5/04, 5/12, 1997 г.).

Недостаток этой конструкции заключается в том, что наличие осевого люфта между регулирующим элементом и карданной муфтой при транспортировке изделия и до вступления его в работу приводит к соударению седла, регулирующего элемента и карданной муфты, которые выполнены из жаропрочных хрупких сплавов. Соударение этих узлов может привести к наличию трещин в деталях и последующему их разрушению в процессе работы.

Известна конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа, в которой для исключения этого явления в регулирующем элементе выполнено сквозное отверстие, выходящее на его торец и соединяющее его расходное отверстие с торцевым зазором между регулирующим элементом и карданной муфтой, при этом в торцевой зазор установлен упругий элемент из быстросгораемого материала, преимущественно резины, толщина которого больше величины торцевого зазора (РФ п. №2121098, кл. 6 F16K 5/12, 1998 г.).

Недостаток этой конструкции заключается в том, что упругий элемент такой формы прогревается только с одной стороны через сквозное отверстие, выполненное в регулирующем элементе, что сильно затягивает процесс его сгорания и приводит к увеличению основной характеристики клапана - максимальной величине шарнирного момента, что в свою очередь требует утолщения таких деталей как регулирующий элемент, кардан и вал, а это вес конструкции, что не желательно для летательных аппаратов.

Целью предлагаемого изобретения является увеличение надежности работы клапана за счет быстрого сгорания упругого элемента.

Указанная цель достигается тем, что в клапане для регулирования расхода горячего газа, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием и сквозным цилиндрическим отверстием, с которым контактирует цилиндрический регулирующий элемент, установленный с осевым люфтом и выполненный с расходным окном, расположенным перпендикулярно оси его цилиндрической поверхности, и кольцевым буртом, торец которого введен в контакт с поверхностью седла, между регулирующим элементом и валом с торцевым зазором установлена карданная муфта, а в полость между регулирующим элементом и карданной муфтой установлен упругий элемент из быстросгораемого материала, в регулирующем элементе выполнено сквозное отверстие, соосное валу и соединяющее полость его расходного отверстия с полостью между регулирующим элементом и карданной муфтой, упругий элемент выполнен в форме тонкостенного полого цилиндра, на боковой поверхности которого выполнены равномерно расположенные сквозные отверстия, а на торце карданной муфты со стороны регулирующего элемента выполнена кольцевая проточка, осесимметричная с валом, внутренний диаметр которой равен внутреннему диаметру цилиндрической поверхности упругого элемента, а длина упругого элемента превышает расстояние между смежными торцами регулирующего элемента и кольцевой проточки карданной муфты, при этом наружный диаметр упругого элемента выполнен меньше внутреннего диаметра кольцевой полости между смежными торцами регулирующего элемента и карданной муфты, а упругий элемент заходит в кольцевую проточку карданной муфты.

На фиг.1 приведена конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа; на фиг.2 - выноска А фиг.1.

Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, седла 4 с расходным отверстием 5, перпендикулярно оси 6 которого в седле выполнено сквозное цилиндрическое отверстие 7. В отверстие 7 установлен цилиндрический регулирующий элемент 8 с расходным окном 9, выполненным перпендикулярно оси 10 его цилиндрической поверхности 11. На регулирующем элементе 8 выполнен кольцевой бурт 12, торец 13 которого контактирует с торцом 14 седла 4. Регулирующий элемент 8 установлен с возможностью поворота и кинематически через карданную муфту 15 соединен с валом 16. Между торцом 17 регулирующего элемента 8 и торцом 18 карданной муфты выполнен зазор "δ", компенсирующий тепловые расширения седла 4, регулирующего элемента 8, карданной муфты 15 и вала 16. Карданная муфта 15 выполнена, например, в форме сферы, заходящей с кольцевым зазором в ответные части регулирующего элемента 8 и вала 16. На регулирующем элементе 8 и валу 16 выполнены радиальные прорези 19 и 20, в которые заходят штифты 21, установленные в карданную муфту 15. В полость 22 между регулирующим элементом 8 и карданной муфтой 15 установлен упругий элемент 23 из быстросгораемого материала, а в регулирующем элементе 8 выполнено сквозное отверстие 24, соосное валу 16 и соединяющее полость 25 расходного отверстия 9 с полостью 22 между регулирующим элементом 8 и карданной муфтой 15.

Упругий элемент 23 выполнен в форме тонкостенного полого цилиндра, на боковой поверхности 26 которого выполнены равномерно расположенные сквозные отверстия 27, а на торце 28 карданной муфты 15 со стороны регулирующего элемента 8 выполнена глухая кольцевая проточка 29, осесимметричная с валом 16, внутренний диаметр которой dпр равен внутреннему диаметру dвн цилиндрической поверхности 30 упругого элемента 23. Толщина "δупр" упругого элемента 23 превышает расстояние l между торцом 31 регулирующего элемента 8 и торцом 32 кольцевой проточки 29 карданной муфты 15. Наружный диаметр dнар упругого элемента 23 выполнен меньше внутреннего диаметра Dвн полости 22 регулирующего элемента 8.

До включения в работу клапана упругий элемент 23 благодаря тому, что его толщина превышает расстояние между торцом 31 регулирующего элемента 8 и торцом 32 кольцевой проточки 29 карданной муфты 15, поджимает регулирующий элемент 8 к седлу 4, а карданную муфту 15 - к валу 16, что исключает их соударения друг о друга.

При работе горячие газы поступают через входной патрубок 2 внутрь корпуса 1 и истекают через расходное отверстие 5 седла 4, установленного в выходной патрубок 3, создавая тягу. Регулирующий элемент 8 поворачивается при помощи вала 16 и карданной муфты 15, открывая или закрывая расходное отверстие 5 седла 4, что приводит к изменению величины тяги.

В начальной период времени горячие газы через расходное окно 9 регулирующего элемента 8 и сквозное отверстие 24 поступают внутрь упругого элемента 23 и через его сквозные отверстия 27 наружу упругого элемента 23, что обеспечивает его почти мгновенное равномерное сгорание. Наличие кольцевой проточки 29, осесимметричной валу 16 и в которую установлен упругий элемент 23, равномерно расположенных отверстий 27 и соотношение dнар и Dвн обеспечивают равномерный прогрев и сгорание регулирующего элемента со всех сторон.

Таким образом, предложенная конструкция клапана с упругим элементом вполне определенной конструкции способствует увеличению надежности работы всего клапана за счет быстрого и равномерного сгорания упругого элемента.

Клапан для регулирования расхода горячего газа, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием и сквозным цилиндрическим отверстием, с которым контактирует цилиндрический регулирующий элемент, установленный с осевым люфтом и выполненный с расходным окном, расположенным перпендикулярно оси его цилиндрической поверхности, и кольцевым буртом, торец которого введен в контакт с поверхностью седла, между регулирующим элементом и валом с торцевым зазором установлена карданная муфта, а в полость между регулирующим элементом и карданной муфтой установлен упругий элемент из быстросгораемого материала, в регулирующем элементе выполнено сквозное отверстие, соосное валу и соединяющее полость его расходного отверстия с полостью между смежными торцами регулирующего элемента и карданной муфты, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в форме тонкостенного полого цилиндра, на боковой поверхности которого выполнены равномерно расположенные сквозные отверстия, а на торце карданной муфты со стороны регулирующего элемента выполнена кольцевая проточка, осесимметричная с валом, внутренний диаметр которой равен внутреннему диаметру цилиндрической поверхности упругого элемента, а длина упругого элемента превышает расстояние между смежными торцами регулирующего элемента и кольцевой проточки карданной муфты, при этом наружный диаметр упругого элемента выполнен меньше внутреннего диаметра кольцевой полости между смежными торцами регулирующего элемента и кольцевой проточки карданной муфты, а упругий элемент заходит в кольцевую проточку карданной муфты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов по каналам тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов в плоскостях тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к клапанам для регулирования расхода рабочей среды, работающим в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа, и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначено для использования в системах гидравлики, пневматики, энергетики, медицины на трубопроводах пара, воды, других газов и жидкостей.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов для регулирования расхода горячего газа, находящегося под давлением до 10 МПа и имеющего температуру до 1600 К.

Изобретение относится к области энергетики, к средствам для регулирования расхода среды и может быть использовано в схемах регенерации паровых турбин мощных энергоблоков ТЭС и АЭС, а также узлах питания паровых котлов промэнергетики.

Изобретение относится к области машиностроения, направлено на улучшение конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа, и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Изобретение относится к области машиностроения, направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 Мпа в газовой среде, и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов по каналам тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов в плоскостях тангажа, рыскания и крена. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к клапанам для регулирования расхода рабочей среды, работающим в условиях высоких температур до 2300 К и давлений до 10 МПа, и предназначено для управления вектором тяги летательных аппаратов.

Вентиль // 2329101
Изобретение относится к устройствам для регулирования подачи жидкости или газа по трубопроводу и может быть использовано в лабораторном оборудовании, например в бюретках.
Наверх