Паровой котел с механической топкой для сжигания твердого топлива

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к котлам для сжигания низкокалорийного твердого топлива, такого как древесное топливо, фрезерный торф, бурый и каменный угли, и может быть использовано на водогрейных и паровых котлах. Техническим результатом, на достижение которого направлено настоящее изобретение, является увеличение кпд котла вследствие более эффективного сжигания твердого топлива и повышение эксплуатационной надежности парового котла с механической топкой. Указанный технический результат достигается тем, что согласно изобретению на входе в конвективный пучок труб выполнено окно для прохода и горизонтального разворота дымовых газов, а на выходе - окно на задней стенке конвективного пучка, расположенное симметрично окну для ввода дымовых газов в конвективный пучок, в котором установлена чугунная перегородка; а сам котел содержит систему возврата уноса и острого дутья, топка выполнена механической с подачей воздушного дутья через колосники наклонно-переталкивающей решетки, причем задний топочный экран отогнут в сторону переднего топочного экрана с образованием аэродинамического выступа, размещенного в нижней половине топки с перекрытием до 30% площади горизонтального сечения топки, и ниже аэродинамического выступа наклонен под углом 0÷30° к плоскости механической топки. 6 з.п.ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к котлам для сжигания низкокалорийного твердого топлива, такого как древесное топливо, фрезерный торф, бурый и каменный угли, и может быть использовано на водогрейных и паровых котлах.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к заявленному изобретению является котел КЕ-10-14 ОАО «Бийский котельный завод», предназначенный для сжигания твердого топлива на колосниковой решетке (см. Техническое описание, инструкция по монтажу и эксплуатации №00.0303.003 ТО «Паровые котлы типа Е (КЕ) со слоевыми топками», ОАО «Бийский котельный завод», 2005 г., стр.3-6).

Известный паровой котел с механической топкой для сжигания твердого топлива содержит экранированную топку с боковыми, передним, задним топочными экранами, нижний и верхний барабаны, соединенные между собой конвективным пучком труб, и расположенные вдоль продольной оси котла нижние коллекторы топочных экранов, причем трубы топочных экранов снизу соединены с нижними коллекторами, а сверху соединены с верхним барабаном котла.

Недостатком известного котла являются низкий кпд вследствие больших потерь тепла с химическим и механическим недожогом, с температурой дымовых газов из-за неорганизованных присосов воздуха в котел, а также не соответствующая современным требованиям эксплуатационная надежность котла вследствие повреждения механической топки из-за термического коробления металлоконструкций механической топки.

Техническим результатом, на достижение которого направлено настоящее изобретение, является увеличение кпд котла вследствие более эффективного сжигания твердого топлива и повышение эксплуатационной надежности парового котла с механической топкой.

Для достижения указанного технического результата в известном паровом котле для сжигания твердого топлива, содержащем экранированную топку с боковыми, передним, задним топочными экранами, нижний и верхний барабаны, соединенные между собой конвективным пучком труб и расположенные вдоль продольной оси котла, нижние коллекторы топочных экранов, причем трубы топочных экранов снизу соединены с нижними коллекторами, а сверху соединены с верхним барабаном; согласно изобретению на входе в конвективный пучок труб выполнено окно для прохода и горизонтального разворота дымовых газов, а на выходе - окно на задней стенке конвективного пучка, расположенное симметрично окну для ввода дымовых газов в конвективный пучок, в котором установлена чугунная перегородка и система возврата уноса и острого дутья, топка выполнена механической с подачей воздушного дутья через колосники наклонно-переталкивающей решетки, причем задний топочный экран отогнут в сторону переднего топочного экрана с образованием аэродинамического выступа, размещенного в нижней половине топки с перекрытием до 30% площади горизонтального сечения топки; и ниже аэродинамического выступа наклонен под углом 0÷30° к плоскости механической топки.

Кроме того, задний топочный экран в верхней половине топки отогнут в сторону переднего топочного экрана с углом наклона не менее 15° к горизонтальному сечению топки с организацией фестонной разводки труб на отогнутом участке.

Кроме того, котел оборудован тремя устройствами подачи воздуха, причем устройство первичного воздушного дутья размещено в механической топке с наклонно-переталкивающей решеткой непосредственно за зоной сушки топлива, организованной по ходу топлива на начальном участке механической топки, составляющем 10÷20% площади наклонно-переталкивающей решетки и организующем зону первичного воздушного дутья с избытками воздуха α=0,3÷0,6 на среднем участке механической топки, составляющем 60÷70% площади наклонно-переталкивающей решетки; устройство вторичного воздушного дутья выполнено в виде, по меньшей мере, двух сопел, размещенных в горизонтальной плоскости на боковых топочных экранах в месте пережима сечения топки аэродинамическим выступом и регулирующих избыток воздуха в дымовых газах на выходе из топки котла; устройство третичного воздушного дутья размещено в механической топке непосредственно за устройством первичного воздушного дутья с образованием зоны третичного воздушного дутья на конечном участке механической топки, составляющем 10÷30% площади наклонно-переталкивающей решетки.

Кроме того, топочные экраны и наружный ряд труб конвективного пучка имеют газоплотное исполнение из труб ⌀57×3,0 мм или ⌀60×3 мм и приваренных к ним полос шириной 18÷40 мм.

Кроме того, конвективный пучок труб состоит из двух участков, первый из которых по ходу дымовых газов выполнен из труб с диаметром меньшим диаметра труб второго участка по ходу дымовых газов.

Кроме того, трубы первого участка конвективного пучка выполнены с ⌀38×3,0 мм с шагом 85 мм вдоль барабана котла и в поперечном сечении конвективного пучка - с шагом 70 мм, а трубы второго участка конвективного пучка выполнены с ⌀51×2,5 мм с шагом 90 мм вдоль барабана котла и в поперечном сечении конвективного пучка - с шагом 110 мм.

Кроме того, система возврата уноса из конвективного подключена к зоне третичного воздушного дутья на конечном участке наклонно-переталкивающей решетки.

На фиг.1 изображен котел с механической топкой для сжигания твердого топлива; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - узел Б на фиг.2.

Котел для сжигания твердого топлива содержит механическую экранированную топку 1 с боковыми 2, передним 3, задним 4 топочными экранами, нижний и верхний барабаны 5 и 6, соединенные между собой конвективным пучком труб 7, и расположенные вдоль продольной оси котла нижние коллекторы 8 топочных экранов. Трубы топочных экранов 2, 3 и 4 снизу соединены с нижними коллекторами 8, а сверху соединены с верхним барабаном 6. Задний топочный экран 4 отогнут в сторону переднего топочного экрана 3 с организацией в нижней половине топки 1 аэродинамического выступа 9, а в верхней половине топки 1 задний топочный экран 4 отогнут в сторону переднего топочного экрана 3 с углом наклона к горизонтальному сечению топки 1 не менее 15° с организацией фестонной разводки труб на отогнутом участке. Топочные экраны 2, 3 и 4 и наружный ряд труб 7 конвективного пучка имеют газоплотное исполнение.

Топка 1 выполнена с организацией воздушного дутья через колосники наклонно-переталкивающей решетки 10. При этом котел оборудован тремя устройствами подачи воздуха: устройство 11 первичного воздушного дутья размещено в механической топке 1 с наклонно-переталкивающей решеткой 10 непосредственно за зоной 12 сушки топлива, составляющей 10÷20% площади наклонно-переталкивающей решетки 10 и организующей зону 13 первичного воздушного дутья на среднем участке механической топки 1, составляющем 60÷70% площади наклонно-переталкивающей решетки 10; устройство вторичного воздушного дутья выполнено в виде сопел 14, размещенных на боковых топочных экранах 2 в месте максимального пережима сечения топки 1 аэродинамическим выступом 9; устройство 15 третичного воздушного дутья размещено в механической топке 1 с наклонно-переталкивающей решеткой 10 непосредственно за соплами 14 вторичного воздушного дутья и организует зону 16 третичного воздушного дутья на конечном участке механической топки 1, составляющем 10-30% площади наклонно-переталкивающей решетки 10.

Конвективный пучок труб 7 состоит из двух участков, первый 17 из которых выполнен из труб меньшего диаметра (например, ⌀38×3,0 мм с шагом 85 мм вдоль барабана, в поперечном сечении - с шагом 70 мм), а второй участок 18 выполнен из труб большего диаметра (например, ⌀51×2,5 мм с шагом 90 мм вдоль барабана, в поперечном сечении - с шагом 110 мм). В конвективном пучке организован горизонтальный разворот дымовых газов за счет окна 19 на входе в конвективный пучок, установки чугунной перегородки 20 в конвективном пучке и организации вывода дымовых газов через окно 21 на задней стене конвективного пучка, симметричное окну 19 для ввода дымовых газов в конвективный пучок. Конвективный пучок оборудован системой 22 возврата уноса и острого дутья 23. Причем система 22 возврата уноса из конвективного пучка подает унос в зону 16 третичного воздушного дутья на конечном участке механической топки 1.

Паровой котел для сжигания твердого топлива работает следующим образом.

Твердое топливо через устройство 24 подачи подают на механическую топку 1 с наклонно-переталкивающей решеткой 10. На начальном участке решетки 10 в зоне 12 сушки за счет лучистого тепла проходит частичное испарение влаги топлива. В зоне 13 первичного воздушного дутья реализуется процесс неполного горения твердого топлива в условиях недостатка воздушного дутья (избыток воздуха α=0,3÷0,6), причем регулирование расхода воздуха осуществляется из условия поддержания температуры колосников решетки 10 на уровне 900÷950°С (условие исключения термического коробления и разрушения колосников решетки). Коксовый остаток топлива догорает в зоне 16 третичного воздушного дутья на конечном участке решетки 10 в условиях интенсивного дутья (избыток воздуха α=1,4÷2,0), причем регулирование расхода воздуха осуществляется из условия поддержания температуры колосников решетки 10 на уровне 900÷950°С.

Аэродинамический выступ 9 обеспечивает подвод всех газов, образующихся в процессе сушки, неполного горения и дожигания, в зону пережима топки, где установлены сопла 14 вторичного воздушного дутья, которые регулируют избыток воздуха в дымовых газах на выходе из топки 1 (избыток воздуха α=1,4).

Под соплами 14 вторичного воздушного дутья на боковом экране 2 устанавливается горелочное устройство 25, которое обеспечивает растопку котла и «подсветку» при сжигании высоковлажного (влажность на рабочую массу более 60%), низкокалорийного (теплота сгорания низшая Qpн менее 1 200 ккал/кг) твердого топлива.

Выше аэродинамического выступа 9 топка 1 расширяется, соответственно снижаются скорости газов и увеличивается время пребывания уноса мелкофракционных частиц кокса в зоне активного горения. Фестонная разводка труб на отогнутом в верхней половине топки 1 заднем экране 4 создает условия для выравнивания скоростей дымовых газов по сечению и высоте топки 1.

Схема воздушного дутья в топке 1, а также конфигурация заднего экрана 2 топки 1 создают более оптимальные условия для организации топочного процесса сжигания твердого топлива в сравнении с прототипом, что снижает потери тепла с механическим и химическим недожогом и соответственно повышает кпд котла.

Организация в конвективном пучке труб двух участков, первый 17 из которых выполнен из труб меньшего диаметра, а второй участок 18 выполнен из труб большего диаметра, увеличивает поверхность теплосъема на первом участке 17 без ухудшения циркуляции (опускное движение воды на втором участке) в водяном контуре котла. Увеличение поверхности теплосъема в конвективном пучке снижает температуру дымовых газов на выходе из котла и соответственно повышает кпд котла в сравнении с котлом-прототипом.

Топочные экраны 2, 3 и 4 и наружный ряд труб 7 конвективного пучка имеют газоплотное исполнение, что снижает присосы воздуха в котел и соответственно повышает кпд котла в сравнении с котлом-прототипом.

Система 22 возврата уноса из конвективного пучка подает унос в зону 16 третичного воздушного дутья на конечном участке механической топки 1, т.е. в зону высоких температур и большего избытка воздуха (α=1,4÷2,0), что способствует интенсивному дожиганию горючих в возвращаемом уносе и соответственно снижает потери тепла с механическим недожогом в золе и повышает кпд устройства в сравнении с прототипом.

1. Паровой котел с механической топкой для сжигания твердого топлива, содержащий экранированную топку с боковыми, передним, задним топочными экранами, нижний и верхний барабаны, соединенные между собой конвективным пучком труб и расположенные вдоль продольной оси котла, нижние коллекторы топочных экранов, причем трубы топочных экранов снизу соединены с нижними коллекторами, а сверху соединены с верхним барабаном котла, отличающийся тем, что на входе в конвективный пучок труб выполнено окно для прохода и горизонтального разворота дымовых газов, а на выходе - окно на задней стенке конвективного пучка, расположенное симметрично окну для ввода дымовых газов в конвективный пучок, в котором установлена чугунная перегородка; и систему возврата уноса и острого дутья, топка выполнена механической с подачей воздушного дутья через колосники наклонно-переталкивающей решетки, причем задний топочный экран отогнут в сторону переднего топочного экрана с образованием аэродинамического выступа, размещенного в нижней половине топки с перекрытием до 30% площади горизонтального сечения топки, и ниже аэродинамического выступа наклонен под углом 0÷30° к плоскости механической топки.

2. Паровой котел с топкой по п.1, отличающийся тем, что задний топочный экран в верхней половине топки отогнут в сторону переднего топочного экрана с углом наклона не менее 15° к горизонтальному сечению топки с организацией фестонной разводки труб на отогнутом участке.

3. Паровой котел с топкой по п.1, отличающийся тем, что котел оборудован тремя устройствами подачи воздуха, причем устройство первичного воздушного дутья размещено в механической топке с наклонно-переталкивающей решеткой непосредственно за зоной сушки топлива, организованной по ходу топлива на начальном участке механической топки, составляющем 10÷20% площади наклонно-переталкивающей решетки и организующем зону первичного воздушного дутья с избытками воздуха α=0,3÷0,6 на среднем участке механической топки, составляющем 60÷70% площади наклонно-переталкивающей решетки; устройство вторичного воздушного дутья выполнено в виде, по меньшей мере, двух сопел, размещенных в горизонтальной плоскости на боковых топочных экранах в месте пережима сечения топки аэродинамическим выступом и регулирующих избыток воздуха в дымовых газах на выходе из топки котла; устройство третичного воздушного дутья размещено в механической топке непосредственно за устройством первичного воздушного дутья с образованием зоны третичного воздушного дутья на конечном участке механической топки, составляющем 10÷30% площади наклонно-переталкивающей решетки.

4. Паровой котел с топкой по п.1, отличающийся тем, что топочные экраны и наружный ряд труб конвективного пучка имеют газоплотное исполнение из труб ⌀57×3,0 мм или ⌀60×3 мм и приваренных к ним полос шириной 18÷40 мм.

5. Паровой котел с топкой по любому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что конвективный пучок труб состоит из двух участков, первый из которых по ходу дымовых газов выполнен из труб с диаметром, меньшим диаметра труб второго участка по ходу дымовых газов.

6. Паровой котел с топкой по п.5, отличающийся тем, что трубы первого участка конвективного пучка выполнены с ⌀38×3,0 мм с шагом 85 мм вдоль барабана котла и в поперечном сечении конвективного пучка - с шагом 70 мм, а трубы второго участка конвективного пучка выполнены с ⌀51×2,5 мм с шагом 90 мм вдоль барабана котла и в поперечном сечении конвективного пучка - с шагом 110 мм.

7. Паровой котел с механической топкой по п.1, отличающийся тем, что система возврата уноса из конвективного подключена к зоне третичного воздушного дутья на конечном участке наклонно-переталкивающей решетки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топочной технике и может быть использовано для сжигания твердого мелкофракционного и пылевидного топлива, преимущественно низкой зольности, в топках паровых и водогрейных котлов, в том числе мобильных в модульном исполнении.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для сжигания твердого топлива. .

Изобретение относится к устройствам для утилизации древесных отходов с помощью газогенератора и может быть использовано для выработки тепловой и электрической энергии.

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к области твердотопливных газогенерирующих систем, которые могут быть использованы в других отраслях народного хозяйства, где требуется производство газов под давлением.

Изобретение относится к энергетике и металлургии и позволяет осуществлять газификацию твердого топлива с использованием восстановительной способности образующегося водорода.

Изобретение относится к устройствам для газификации древесных отходов, может быть использовано для переработки влажного опила в генераторный газ, пригодный для питания двигателей внутреннего сгорания мобильных электростанций, и позволяет газифицировать опил с относительной влажностью до 120 вес.% в генераторный газ, пригодный для питания двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к низкотемпературному сжиганию угля в топках промышленных и энергетических котлов. .
Изобретение относится к технологиям сжигания твердого топлива на ТЭС и касается объектов, сжигающих твердое топливо с кислым составом золы. .

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к установкам для сжигания низкокалорийного топлива, такого как древесина, фрезерный торф, гидролизный лигнин, и может быть использовано на водогрейных и паровых котлах для повышения эффективности сжигания топлива за счет улучшения смешения воздуха вторичного дутья с продуктами газификации топлива.

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к установкам для сжигания низкокалорийного топлива, такого как древесина, фрезерный торф, гидролизный лигнин, и может быть использовано на водогрейных и паровых котлах для повышения эффективности сжигания топлива за счет улучшения смешения воздуха вторичного дутья с продуктами газификации топлива.

Изобретение относится к прямоточному парогенератору горизонтального типа конструкции, в котором в канале протекаемого приблизительно в горизонтальном направлении топочного газа расположены испарительная прямоточная поверхность нагрева, которая содержит множество включенных параллельно для протекания текучей среды парогенераторных труб, и включенная после испарительной прямоточной поверхности нагрева перегревательная поверхность нагрева, которая содержит множество включенных параллельно для протекания испаренной текучей среды перегревательных труб.

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к котлоагрегатам для сжигания твердого топлива в кипящем слое, и может быть использовано при строительстве и реконструкции промышленно-отопительных котельных.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к паровым котлам, и может быть использовано при реконструкции старых и создании новых паровых котлов.

Изобретение относится к области теплоэнергетики, а конкретно к котлостроению, и может быть использовано в паровых котлах для стационарной и транспортной энергетики.

Изобретение относится к теплоэнергетике и отопительной технике и может быть использовано в котлах, работающих одновременно в паровом и водогрейном режимах, используемых для водо- и пароснабжения жилых, общественных и промышленных зданий.

Изобретение относится к теплоэнергетике и отопительной технике и может быть использовано в водогрейных котлах, используемых для водоснабжения жилых, общественных и промышленных зданий.

Изобретение относится к парогенераторам, работающим на ископаемом топливе. .

Изобретение относится к области котлостроения и может быть использовано в котельных агрегатах. .

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в парогенераторах, работающих на ископаемом топливе и снабженных устройством очистки топочного газа от азота.

Изобретение относится к котельным агрегатам и может быть использовано на тепловых электрических станциях
Наверх