Способ сварки рельсов железнодорожного пути


B23K101/26 - Пайка или распаивание; сварка; плакирование или нанесение покрытий пайкой или сваркой; резка путем местного нагрева, например газопламенная резка; обработка металла лазерным лучом (изготовление изделий с металлическими покрытиями экструдированием металла B21C 23/22; нанесение облицовки или покрытий литьем B22D 19/08; литье погружением B22D 23/04; изготовление составных слоистых материалов путем спекания металлического порошка B22F 7/00; устройства для копирования и регулирования на металлообрабатывающих станках B23Q; покрытие металлов или материалов металлами, не отнесенными к другим классам C23C; горелки F23D)

Владельцы патента RU 2356712:

Николин Аркадий Игоревич (RU)
Насонов Дмитрий Сергеевич (RU)
Бульканов Сергей Алексеевич (RU)
Гудков Александр Владимирович (RU)
Берзин Михаил Михайлович (RU)
Морозов Владимир Александрович (RU)
Пурехов Андрей Николаевич (RU)

Изобретение относится к электродуговым методам сварки и может быть использовано для электродуговой сварки рельсов железнодорожного пути. Предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла. Осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля. Подогревают головку рельса до температуры не менее чем 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных поверхностей участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения. После этого осуществляют необходимое естественное остывание и последующую механическую обработку. Наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении. Применение способа обеспечивает возможность сварки прямолинейных и криволинейных участков железнодорожного рельсового пути с высоким качеством сварки за счет повышения механических свойств сварного шва.

 

Изобретение относится к электродуговым методам сварки и может быть использовано для электродуговой сварки рельсов железнодорожного пути.

Известен способ автоматической сварки стыков железнодорожного рельсового пути, в котором сварку рельсов ведут с использованием сварочного автомата электродуговым методом (см. Япония №08-00328 А, кл. В23К 31/00, опубл. 09.01.1996).

Однако такой способ сварки не может применяться в условиях различного износа рабочих поверхностей головки рельсового пути и требует высокой квалификации сварщиков.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа способ сварки рельсов железнодорожного пути, включающий установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов (см., например, описание изобретения к патенту РФ №2304495, кл. В23К 33/00, В23К 9/02, опубл. 20.08.2007).

Однако данный способ имеет ограниченную сферу применения, поскольку применим лишь для сварки прямолинейных участков железнодорожного пути.

Технический результат от использования настоящего изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности сварки рельсов железнодорожного пути как прямолинейного направления, так и криволинейных участков пути при повышении механических свойств сварного шва и сокращении времени сварки рельсового пути.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе сварки рельсов железнодорожного пути, включающем установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов, предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла, осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля, подогревают головку рельса до температуры не менее чем 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных поверхностей участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения, после чего осуществляют необходимое естественное остывание и последующую механическую обработку, при этом наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники. Предложенный способ является промышленно применимым существующими техническими средствами и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения.

Как правило, в процессе эксплуатации железнодорожный рельсовый путь изнашивается неравномерно, при этом наличие максимального износа по рельсовым стыкам, во избежание схода колесных пар подвижного состава, ведет к ограничению скоростей движения поездов.

Для восстановления первоначальной поверхности катания рельсов и устранения отмеченного недостатка предлагается осуществлять предварительное восстановление изношенных участков рельсовых стыков железнодорожного пути механизированной электродуговой наплавкой с последующей электродуговой сваркой межрельсовых технологических зазоров.

Пример конкретного выполнения способа.

Предложенный способ сварки рельсов железнодорожного пути предусматривает установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и стандартную непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов.

Сварка осуществлялась на примере рельса типа Р65-Т1-М76Т-25-3/2, изготовленного согласно ГОСТ Р 51685-2000, имеющего на поверхности катания дефект в виде отслоения и выкрашивания металла на поверхности катания в закаленном слое по НТД/ЦП-2-93.

Обмер и разметку рельса под наплавку выполняют при помощи металлической линейки длиной 1 м по ГОСТ 427-75 и штангенциркуля с глубиномером ШЦ-1 (0-125) по ГОСТ 166-80 или мерного клина, используемого для измерения зазора в стыках. Конец наплавки определяют местом, где износ не превышает 0,3 мм. Затем обрабатывают места выкрашиваний по имеющимся дефектам шлифовальным кругом для удаления отслоений и трещин. Длина шлифуемого участка должна быть с превышением длины выкрашивания на 4 мм. При наличии трещин и отслоений глубиной более 15 мм рельс наплавке не подлежит и должен быть заменен, механическую обработку производят рельсошлифовальной машиной МРШ-3.

После этого применяют цветную дефектоскопию с использованием красной проникающей жидкости и белой проявляющей краски (комплект пенетранта) или другие капиллярные средства неразрушающего контроля по ГОСТ 18442-80, позволяющие выявлять поверхностные дефекты в наплавке.

Изношенные поверхности участков рельсовых стыков смежных рельсов наплавляют по концам с предварительным подогревом головки рельса до температуры не менее чем 400°С. Контроль температуры производят термоиндикаторными карандашами или цифровым малогабаритным прибором, максимальная измеряемая температура которого должна быть не ниже 600°С. Подогрев осуществляют газопламенным способом с применением пропано-кислородной горелки ГМС-2. После подогрева производят механизированную электродуговую наплавку порошковой самозащитной проволокой марки Tubrodur OK 15.43 диаметром 1,6 мм. Наплавку производят на постоянном токе обратной полярности («+» на горелке), напряжение на электрической дуге 24-26 В при силе сварочного тока 140-160 А.

При механизированной электродуговой наплавке выполняют следующие правила:

- валик налагают по периметру ремонтируемого повреждения, начиная наплавку со стороны нерабочей части рельса;

- наложение валиков производят в поперечном направлении на всю ширину головки рельса, начиная со стороны нерабочей грани;

- перекрывают ранее наплавленный валик на 1/3 во избежание образования подрезов и неровностей и, в случае необходимости, наплавку производят в несколько слоев;

- в случае прохода подвижного состава во время наплавки производят повторный контроль температуры рельса и, в случае необходимости, подогревают до температуры наплавки.

После электродуговой наплавки осуществляют естественное охлаждение наплавленных участков концов рельсов и их обработку абразивным инструментом, не допуская поджогов. Используют переносные шлифовальные станки марки СЧР или СЧРА. Далее производится обычная электродуговая сварка межрельсовых зазоров железнодорожного рельсового пути.

Применение предложенного способа обеспечивает возможность сварки прямолинейных и криволинейных участков железнодорожного рельсового пути.

Способ сварки рельсов железнодорожного пути, включающий установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов, отличающийся тем, что предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла, осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля, подогревают головку рельса до температуры не менее 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения, после необходимого естественного остывания осуществляют механическую обработку, при этом наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для исправления дефектов на деталях в виде тонкостенных отливок из жаропрочных сплавов. .
Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при ремонте деталей горячего тракта газовой турбины: сегментов соплового аппарата, сопловых и рабочих лопаток авиационных, корабельных и энергетических газотурбинных двигателей.
Изобретение относится к способу производства чехловых шестигранных труб-заготовок из низкопластичной стали с содержанием бора 1,3-1,8% для уплотненного хранения отработанного ядерного топлива и может быть использовано при производстве шестигранных труб-заготовок "под ключ" размером 257±2×6 +1,75/-1,0×4300+80-20 мм и восстановлении отбракованных шестигранных заготовок после расточки, обточки и ремонта наружной поверхности по наружным дефектам прокатного происхождения.
Изобретение относится к способу производства слитков-заготовок электрошлаковым переплавом из низкопластичной стали с содержанием бора 1,3-1,8% и прокатки из них на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами труб для последующего передела их в шестигранные трубы-заготовки для уплотненного хранения отработанного ядерного топлива.

Изобретение относится к способам восстановления металлических поверхностей методом наплавки, может использоваться при устранении дефектов поверхностей деталей машин при их ремонте.
Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для исправления дефектов на отливках из жаропрочных высоколегированных сплавов на никелевой основе.

Изобретение относится к способам восстановления металлических поверхностей методом наплавки, может использоваться при устранении дефектов поверхностей деталей машин при их ремонте.

Изобретение относится к области сварки и наплавки, в частности к способам сварки, предназначенным для формирования жидкой наплавленной части на основном материале, которым может быть один из следующих материалов: монокристаллический материал и кристаллический материал, полученный в результате направленной кристаллизации, к способам проведения ремонта, предназначенным для проведения ремонта дефектной части основного материала, к способам соединения, предназначенным для соединения дополнительного материала с основным материалом, и может быть использовано при изготовлении и ремонте лопаток турбин, воздушно-реактивного двигателя и других машин аналогичного назначения.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения в качестве технологии ремонта поверхностных и подповерхностных дефектов в металлах и сплавах в виде пор, микротрещин структурного и технологического происхождения.

Изобретение относится к изготовлению и ремонту деталей машин, а именно к способам автоматической аргонно-дуговой наплавки поверхности деталей, и может быть использовано для восстановления изношенных поверхностей цилиндрических деталей, а также для придания поверхности детали особых физико-механических свойств при их изготовлении.

Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способам наплавки металлического покрытия с ультрамелкодисперсной структурой и упрочняющими частицами в наноразмерном диапазоне.
Изобретение относится к композиционным составам порошкообразного материала для плазменного наплавления покрытий и может быть использовано в машиностроении для восстановления изношенных поверхностей деталей строительных и дорожных машин.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при ремонте прокатных валков. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и ремонта машин, а именно к способам изготовления, восстановления и упрочнения лемехов плугов сельскохозяйственных машин.

Изобретение относится к способу электродуговой наплавки коррозионно-защитного покрытия модулированным током и может быть использовано при изготовлении оборудования из аустенитных хромоникелевых сталей, предназначенного для переработки облученного ядерного топлива, а также оборудования химического производства.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к ремонту металлургического оборудования, и может быть использовано для восстановления плунжеров гидроцилиндров противоизгиба рабочих валков в подушках опорных валков станов горячей и холодной прокатки.

Изобретение относится к устройствам для наплавки при восстановлении дефектных или поврежденных деталей и может быть использовано преимущественно для восстановления пятника вагона.
Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано при получении износостойких покрытий на деталях из углеродистых и низколегированных сталях, работающих в условиях абразивного износа.
Наверх