Способ психотерапии невротических расстройств

Способ может быть использован в психотерапии невротических расстройств, к которым относятся тревожно-депрессивные состояния, расстройства адаптации, неврозы и пр. Проводят гелототерапию, которую осуществляют в четыре этапа ежедневно курсом не менее 9-10 сеансов. На первом этапе лечения выполняют дыхательные упражнения либо в виде рефлекторного смеха либо в виде контрарного дыхания. На втором этапе проводят смехомедитацию с искусственным растягиванием губ в улыбку. На третьем этапе выполняют динамические физические упражнения и упражнения, направленные на развитие интеллекта и креативности. На четвертом этапе рассказывают и выслушивают смешные истории и анекдоты для создания и закрепления стойкого лечебного плато, причем время, затрачиваемое на каждый последующий этап, постепенно увеличивается. Способ позволяет добиться устойчивой замены отрицательных моделей поведения, вызывающих эмоциональное расстройство, на положительные и жизнеутверждающие за счет того, что пациенты осознают временность того невротического состояния, в котором они находились прежде, и полностью выходят из него. 9 з.п. ф-лы.

 

Заявляемое изобретение относится к медицине, а именно к способам безмедикаментозного восстановления психофизического состояния человека, и может быть использовано в психотерапии невротических расстройств, к которым относятся расстройства адаптации, в виде депрессивных кратковременных и пролонгированных реакций, разнообразных тревожно-депрессивных состояний, а также неврозов, посттравматических стрессовых расстройств и пр.

Известен способ психотерапии невротических расстройств, включающий анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния пациента с последующей его коррекцией, содержащей использование адекватной мимики, в том числе улыбок, и пантомимики, тождественных положительным эмоциям, и статических физических упражнений (см. патент РФ №2289435 на изобретение «Способ Н.П.Захарова психотерапии депрессивных состояний», МПК: А61М 21/00, заявл. 24.11.2004). Способ позволяет добиться устойчивой перестройки и замены негативных моделей поведения, вызывающих эмоциональное расстройство, позитивными, адаптивными, исключающими развитие этой патологии.

Недостатком способа является то, что для формирования мотивации к антидепрессивному когнитивно-поведенческому стилю проводят лечебно-корригирующее суггестивное воздействие и обучают пациента приемам психологического самовоздействия также с помощью суггестии и тренингов. Суггестия - директивный подход к созданию стойкого лечебного плато, но она приемлема не для всех пациентов с невротическими расстройствами и, вместо излечения, может привести к усугублению того или иного невротического расстройства.

Вышеуказанный способ по патенту №2289435 является наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу психотерапии невротических расстройств, поэтому выбран в качестве прототипа.

Задачей заявляемого способа является увеличение эффективности лечения с использованием щадящего, т.е. недирективного, подхода к пациентам.

Технический результат заключается в том, что по окончании лечения пациенты осознают временность того невротического состояния, в котором они находились прежде и полностью выходят из него.

Указанная задача решается за счет того, что в известном способе психотерапии невротических расстройств, включающем анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой психотерапии, содержащей использование мимики, в том числе улыбок, пантомимики и физических упражнений, согласно изобретению в качестве групповой психотерапии применяют гелототерапию, которую осуществляют в четыре этапа, ежедневно, курсом не менее 9-10 сеансов, при этом на первом этапе лечения выполняют дыхательные упражнения либо в виде рефлекторного смеха, либо в виде контрарного дыхания, на втором этапе проводят смехомедитацию, представляющую собой вхождение в состояние сосредоточенности с последующим искусственным растягиванием губ в улыбку, на третьем этапе выполняют динамические физические упражнения и упражнения, направленные на развитие интеллекта и креативности, сопровождаемые мимикой и пантомимикой, на четвертом этапе рассказывают и выслушивают смешные истории и анекдоты для создания и закрепления стойкого лечебного плато, причем время, затрачиваемое на каждый последующий этап, постепенно увеличивают.

Рефлекторный смех осуществляют таким образом, что после глубокого, интенсивного вдоха воздух выдыхают одним коротким толчком со звуковым сопровождением имитации смеха.

Контрарное дыхание осуществляют обратно нормальному дыханию таким образом, что начинают вдыхать при опущенных вниз руках и продолжают вдох при сгибе тела в поясе, а выдыхают при выпрямлении тела и последующем поднятии вверх рук.

Смехомедитацию проводят в сидячем положении с закрытыми глазами под вербальное сопровождение психотерапевта, направленное на расслабление и успокоение пациентов.

Динамические физические упражнения совмещают с упражнениями, направленными на развитие креативности, либо чередуют их.

Рассказы смешных историй и анекдотов не повторяются.

Время, затрачиваемое на первый этап, составляет 5-7 минут.

Время, затрачиваемое на второй этап, составляет 10-12 минут.

Время, затрачиваемое на третий этап, составляет 45-60 минут.

Время, затрачиваемое на четвертый этап, составляет 30-40 минут.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют, что предлагаемый способ психотерапии невротических расстройств не известен и не следует явным образом из изученного уровня техники, а, следовательно, соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

Заявляемый способ психотерапии невротических расстройств может быть использован в любом специализированном медицинском или спортивном учреждении, клубе здоровья и т.п., где имеется достаточно пространства для занятий с пациентами, входящими в группу, чтобы поставить стулья, расстелить коврики, поиграть с мячом и провести другие подвижные игры.

Таким образом, заявляемый способ психотерапии невротических расстройств соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому способу новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Заявляемый способ психотерапии невротических расстройств основан на исследовании смеха, которое интенсивно началось в середине 60-х годов двадцатого века и в результате которого было обнаружено влияние смеха на повышение сопротивляемости человеческого организма.

В настоящее время исследованием сложных биохимических и нейробиологических процессов, известных под названием «смех», занимается отдельная отрасль науки - гелототерапия (от лат. «гелотос» - «смех»).

Что представляет собой физиологически акт смеха? Движутся плечи, сотрясается грудная клетка, вибрирует диафрагма. Мышцы шеи и спины расслабляются, смех способствует глубокому расслаблению 80 групп мышц. Сам смех - как минимум дыхательное упражнение. Кроме того, во время смеха в кровь выбрасываются «гормоны счастья» - эндорфины, повышается уровень серотонина. Одновременно тормозится выработка гормонов стресса - кортизола и адреналина. Смеющийся человек успокаивается, у него автоматически улучшаются и самочувствие, и настроение. Смех стимулирует деятельность иммунной и нервной систем, успокаивает боль, снимает стресс и нормализует работу кишечника. Смех повышает творческие способности и умение решать различные проблемы и даже улучшает внешний вид, т.к. тонизирует лицевые мышцы (см. статью «Смех без причины или смехотерапия» на сайте http://www.club-krasotki.ru/txt/kra06.htm). Американцы Уильям Фрай и Ли Берк, проводившие исследование смеха в середине 60-х годов двадцатого века, доказали, что между определяемой мозгом эмоцией радости и гримасой под названием «улыбка» существует не только прямая, но и обратная связь: если человек искусственно заставил себя поднять уголки губ - в мозгу активизируется участок, отвечающий за положительные эмоции. Между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга существует связь: когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу усиливается, он получает больше кислорода. Это положительно сказывается и на эмоциональном состоянии (см. Психология смеха, http://www.12-ua.tv/lib/archiv.php?aid=b1fbbd3cfc7a9353ebf86be21ed49b42&pgs=5…).

Основываясь на этих и других сведениях о смехе, автор разработал собственный способ применения гелототерапии для лечения невротических расстройств.

Все четыре этапа способа рассчитаны на постепенное вызывание улыбок и смеха у пациентов, начав с имитации звуков смеха на первом этапе, продолжив раскрепощением при закрытых глазах и «натягиванием» на лицо искусственной улыбки на втором этапе с последующим переходом к подлинному смеху на третьем этапе благодаря созданию смешных игровых ситуаций, выполнению умственных упражнений, сопровождаемых мимикой и пантомимикой, а также динамичным передвижением пациентов относительно друг друга посредством прыжков и импровизированных танцевальных па. И, наконец, на четвертом этапе ознакомление со смешными историями, анекдотами, происшествиями у подготовленных предыдущими этапами пациентов вызывают взрывы смеха, что приводит их к успокоению, расслаблению, отрешению от гнетущих мыслей.

По сравнению с прототипом в предлагаемом способе психотерапии невротических расстройств не прибегают к директивным требованиям или указаниям, а, значит, не добавляют стрессовых ситуаций пациентам, добиваясь увеличения эффективности лечения щадящим подходом к ним.

Способ осуществляется следующим образом.

Проанализировав анамнез и выявив эмоциональное состояние пациентов, психотерапевт формирует группу из 8-12 человек с диагнозом невротических расстройств. Количество пациентов может быть как четным, так и нечетным. При нечетном количестве участников в выполнении парных упражнений принимает участие и сам психотерапевт.

Первый этап способа заключается в том, что пациенты выполняют дыхательное упражнение в виде рефлекторного смеха. Стоя, делают глубокий, интенсивный вдох, а затем воздух выдыхают одним коротким толчком со звуковым сопровождением имитации смеха: «Ха!». Можно также задействовать встречное движение двух цепочек людей, которые грозят друг другу указательными пальцами и с угрожающей интонацией выкрикивают: «Ха!». В качестве альтернативы, можно применить контрарное дыхание, т.е. обратное нормальному. Его осуществляют таким образом, что начинают вдыхать при опущенных вниз руках и продолжают вдох при сгибе тела в поясе, а выдыхают при выпрямлении тела и последующем поднятии вверх рук. И рефлекторный смех и контрарное дыхание повторяют 10-12 раз в течение 5-7 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы поднялось настроение и появилось ощущение бодрости.

Второй этап - это смехомедитация, которую проводят в сидячем положении с закрытыми глазами под вербальное сопровождение психотерапевта, например такое: «Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение. А теперь - все улыбаются! Даже те, кому пока не весело. Надеваем улыбку на лицо, уголки губ тянутся к ушам!». Смехомедитация направлена на расслабление и успокоение пациентов. Сосредоточившись на дыхании, пациенты отключаются от тяготившихся их тревог, а искусственное натягивание улыбки приводит к желанию улыбаться дальше. Время проведения упражнения 10-12 минут.

На третий этап затрачивают 45-60 минут. Психотерапевт либо совмещает динамические физические упражнения с упражнениями, направленными на развитие креативности пациентов, либо чередует их. Упражнения рассчитаны на то, чтобы люди, разные по возрасту и обладающие разным интеллектом, смогли их выполнить. Одно из совмещающих упражнений заключается в том, что пациенты сидят на стульях по кругу, психотерапевт, а затем ведущий из числа участников стоит в центре круга. Он предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком, например наличие сестры или сестер. По команде «Раз» имеющие сестер меняются местами, а тот, кто при этом стоит в центре круга, постарается занять одно из освободившихся во время пересадки мест. Тот, кому места не досталось, становится ведущим. Как правило, упражнение проходит динамично и весело. В качестве упражнения, направленного на развитие креативности, но не включающее физические упражнения, можно использовать следующее. Договариваются, что кто-то начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит. В процессе счета есть одно условие: если кому-то предстоит назвать число, в которое входит например цифра 6: 16, 26 и т.д. по продолжению счета, то не называют этих чисел, а хлопают в ладоши. Начинают просто считать: один, два, три и т.д., а затем убыстряют счет. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Упражнение нетрудное, но вызывает много смеха. Концентрация на правильном выполнении упражнения позволяет пациенту забыть свои заботы, а смех улучшает самочувствие. В ряде упражнений использована мимика и пантомимика. Так, каждой из двух подгрупп дается время на самостоятельную работу, в течение которого надо придумать, как всем вместе изобразить какую-нибудь пословицу или поговорку. Сделать это нужно без слов, невербально. В изображении должны принять участие все члены подгруппы. Поочередно одна из подгрупп является «артистами», другая - зрителями. В представление пословицы можно включать танцевальные движения. Отдельно используются шуточные танцы, когда, например, танцующей паре надо удержать, как можно дольше по времени, картофелину, которую они вначале держат своими лбами.

Четвертый этап, завершающий сеанс каждого дня занятий, практически не похож один на другой, т.к. не повторяются смешные истории, рассказы, анекдоты, которые пациенты выслушивают от психотерапевта и друг от друга. На него затрачивают 30-40 минут.

Светлана С. (28 лет) Диагноз - расстройство адаптации, кратковременная истеро-депрессивная реакция. Перенесла тяжелейшую стрессовую реакцию - от рук подростков наркоманов погиб муж. При поступлении: плачет, замкнута, постоянная бессонница. В ходе гелототерапии уже на 3 день улучшилось настроение, стала общительной. Восстановился сон. Появились реальные планы: «Дам сыну все тепло, на какое только способна».

Петр К. (34 года) Диагноз - посттравматическое стрессовое расстройство, агрипнофобический синдром с суицидальными тенденциями. Контрактник, дважды воевал в Чечне. Несколько раз был контужен. При поступлении: дрожат руки - последствие боевых ранений, эмоционально несдержан, сон с кошмарными сновидениями. Вздрагивал при любом громком звуке, тут же его охватывал страх, вплоть да паники. Иногда появлялись мысли о нежелании жить. Уже после второго сеанса гелототерапии появилась уверенность в себе, исчезли мысли о самоубийстве, страхи. Появились планы на будущее: «Буду работать у отца в автомастерской».

Виктория В. (21 год) студентка. Диагноз - фобический невроз, тревожно-фобический синдром. На приеме рассказала, что 4 года назад выбросилась с третьего этажа при попытке изнасилования, с тех пор «патологически не переваривает мужчин», хотела преодолеть в себе засевший страх и тревогу. В ходе тренинга появилась уверенность в себе, часто появлялась улыбка на лице, подружилась по ее собственному признанию с мужчинами, участвующими в тренинге.

Владлен Т. (40 лет) рабочий завода. Диагноз - расстройство адаптации, кратковременная тревожно-депрессивная реакция, тревожно-депрессивный синдром. На прием пришел с жалобами на постоянную апатию, тревожность, резко сниженное настроение, гнетущее чувство одиночества после недавней смерти супруги, «нераскрытости творческого потенциала». Была предложена гелототерапия. В ходе тренинга был активным участником. Проявил себя остроумным и веселым собеседником. Обменялся адресами с понравившимися ему людьми. «Я наполнен жизнью и любовью к людям», - таково краткое резюме Владлена после работы в группе.

Как видно из примеров, способ позволяет добиться устойчивой замены отрицательных моделей поведения, вызывающих эмоциональное расстройство, положительными и жизнеутверждающими.

Способ не имеет возрастных ограничений, может быть использован не только пациентами, страдающими невротическими расстройствами, для лечения, но и практически здоровыми людьми для профилактики невротических расстройств.

Способ не требует специального дорогостоящего оборудования и может использоваться в комплексной терапии.

Способ приводит к уменьшению срока пребывания в стационаре в среднем на 2-2,5 койко-дня.

1. Способ психотерапии невротических расстройств, включающий анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой психотерапии, содержащей использование мимики, в том числе улыбок, пантомимики и физических упражнений, отличающийся тем, что в качестве групповой психотерапии применяют гелототерапию, которую осуществляют в четыре этапа, ежедневно, курсом не менее 9-10 сеансов, при этом на первом этапе лечения выполняют дыхательные упражнения либо в виде рефлекторного смеха, либо в виде контрарного дыхания, на втором этапе проводят смехомедитацию, представляющую собой вхождение в состояние сосредоточенности с последующим искусственным растягиванием губ в улыбку, на третьем этапе выполняют динамические физические упражнения и упражнения, направленные на развитие интеллекта и креативности, сопровождаемые мимикой и пантомимикой, на четвертом этапе рассказывают и выслушивают смешные истории и анекдоты для создания и закрепления стойкого лечебного плато, причем время, затрачиваемое на каждый последующий этап, постепенно увеличивают.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что рефлекторный смех осуществляют таким образом, что после глубокого, интенсивного вдоха воздух выдыхают одним коротким толчком со звуковым сопровождением имитации смеха.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что контрарное дыхание осуществляют обратно нормальному дыханию таким образом, что начинают вдыхать при опущенных вниз руках и продолжают вдох при сгибе тела в поясе, а выдыхают при выпрямлении тела и последующем поднятии вверх рук.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что смехомедитацию проводят в сидячем положении с закрытыми глазами под вербальное сопровождение психотерапевта, направленное на расслабление и успокоение пациентов.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что совмещают динамические физические упражнения с упражнениями, направленными на развитие креативности, либо чередуют их.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что рассказы смешных историй и анекдотов не повторяются.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что время, затрачиваемое на первый этап составляет 5-7 мин.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что время, затрачиваемое на второй этап составляет 10-12 мин.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что время, затрачиваемое на третий этап составляет 45-60 мин.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что время, затрачиваемое на четвертый этап составляет 30-40 мин.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к оперативной офтальмологии, и может быть использовано при проведении анестезиологического пособия при выполнении операции склеропластика у детей в возрасте от 9 до 14 лет.

Изобретение относится к психологии и предназначено для определения степени подготовленности испытуемого. .
Изобретение относится к области медицины, психологии, психотерапии. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии и наркологии, и может быть использовано для проведения первичной профилактики аддиктивного поведения среди студентов, а также в психологии для обучения стресспреодолевающему поведению.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психиатрии, психотерапии, наркологии, а также в домашней и мобильной телемедицине. .
Изобретение относится к области медицины, психофизиологии и психотерапии, а именно к способам коррекции массы тела человека с помощью психологического воздействия.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, рефлексотерапии, и касается лечения больных, страдающих от компульсивного обжорства. .
Изобретение относится к медицине, а именно педиатрии, и может быть использовано при лечении детей с первичной артериальной гипертензией. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении больных с синдромом диабетической стопы. .
Изобретение относится к области медицины, в частности, гастроэнтерологии, и может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для лечения синдрома раздраженного кишечника с преобладанием запоров.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении патологического влечения к азартной игре

Изобретение относится к психосоматической и психотерапевтической областям медицины, в частности способу психологического воздействия для изменения пищевого поведения у заинтересованных в своей фигуре лиц, страдающих от избытка массы тела
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения больных, страдающих влечением к наркотикам, преимущественно опийсодержащих веществ

Изобретение относится к области личной гигиены человека, а именно к освобождению от табачного злоупотребления, и может быть использовано для ускоренного отвыкания от табакокурения

Изобретение относится к психосоматической и психотерапевтической областям медицины, в частности способу психологического воздействия для изменения пищевого поведения лиц, страдающих от ожирения
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для избавления людей, страдающих тягой к курению, от никотиновой зависимости
Изобретение относится к психологии, мануальной медицине и может быть использовано в психотерапевтической и неврологической практике, педиатрии, терапии, спортивной медицине, а также в социальной реабилитации

Изобретение относится к экспериментальной медицине

Изобретение относится к медицине, а именно к мануальной терапии, массажу и лечебной физкультуре
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении шизофрении
Наверх