Водометный движитель

Изобретение относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям. Водометный движитель с консольно расположенным импеллером выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения. Модуль состоит из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками. При этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором. Сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками. Повышается технологичность в производстве и эксплуатации за счет выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу. 1 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям.

Известны водометные движители в виде приводимого во вращение импеллера (рабочего колеса осевого насоса), установленного в водоводном канале корпуса на валу, опирающемся на подшипники, размещенные возле торцов трубообразного кожуха, охватывающего вал, фиг.1 прототипа [1].

В данной конструкции импеллер установлен на приводном валу ротора консольно, а подшипники ротора размещены в кожухе перед ним по ходу движения водного потока, при этом осевой насос является частью водовода. Водоводный канал, расположенный в корпусе судна, выполняет одновременно роль статора импеллера. Трубообразный кожух, в котором расположен приводной вал с подшипниками, в двух разнесенных местах жестко закреплен на водоводе.

Недостатком такой конструкции является ее низкая технологичность в изготовлении, техническом обслуживании и ремонте.

Восстановление радиального зазора между импеллером и статором, являющимся частью судна, крайне затруднительно. Осмотр импеллера и очистка рабочей зоны осевого насоса осложнены в связи с их труднодоступностью.

Технической задачей создания предлагаемой конструкции водометного движителя является повышение технологичности в производстве и в эксплуатации путем выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу, представляющую собой тело вращения. Легкосъемное сопло обеспечивает простоту доступа к импеллеру при необходимости его осмотра или замены без демонтажа всего насоса.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом движителе узел осевого насоса сопрягается с водоводом корпуса судна по двум цилиндрическим посадочным местам с зазором, впереди пересекая стенку водовода, а в задней части сопрягаясь с задним срезом водовода.

Осевой насос состоит из приводного вала, вращающегося на подшипниках в герметичном цилиндрическом корпусе, прикрепленном через пилоны (являющиеся одновременно лопатками направляющего аппарата) к обечайке импеллера.

Импеллер закреплен на заднем конце вала консольно.

На прилагаемом чертеже представлен общий вид предложенного водометного движителя, прикрепленного к водоводному каналу 1 корпуса судна. Осевой насос состоит из импеллера 2, установленного на приводном валу 3, который посредством подшипниковых опор 4 установлен в цилиндрическом корпусе 5, опирающемся одним концом на водовод через цилиндрическую посадку с зазором и уплотнением, а другим концом соединен через пилоны 6 с обечайкой 7, прикрепленной через цилиндрическую посадку к заднему срезу водоводного канала 1. К обечайке 7, снабженной опорным установочным буртиком 8, крепится съемное сопло 9 с помощью быстроразъемных замков 10.

Работа устройства осуществляется путем прокачки водного потока через водоводный канал 1 корпуса судна в сопло 9 с помощью импеллера 2 насоса, вращаемого валом 3 от силовой судовой установки.

Таким образом, в данной конструкции водометного движителя достигнуто разделение его на осевой насос, являющийся взаимозаменяемой законченной конструктивной единицей, требующей повышенной точности обработки, подвергающейся в процессе эксплуатации износу и поломкам, и водоводный канал - габаритный, изготовленный заодно с корпусом судна элемент.

Так как осевой насос состоит из деталей - элементарных тел вращения, простых в обработке, легко достигается высокая точность и чистота обработки, минимальный вес и эстетичный внешний вид изделия.

Источники информации

1. А.с. СССР №451575, М., кл. В63Н 11/08, 1974 г.

Водометный движитель, с консольно расположенным импеллером, отличающийся тем, что он выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения и состоящего из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками, при этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором, а сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реверсивно-рулевым устройствам (РРУ) водометных движителей. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования гидромашин для подачи жидкости потребителям в качестве гидромотора, гидродвижителя, а также в качестве турбины и активного эмульгатора.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания водометных движителей судов. .

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов разработки водометных движителей с реверсивно-рулевым комплексом. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транца речного судна с реверсивно-рулевой коробкой и размещением в ней рулевого устройства водометного движителя.

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструированию водометных движителей для высокоскоростных судов с полнонапорным водозаборником, а также может быть использовано и для других судов.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям подводных судов (подводных транспортов, подводных аппаратов и т.п.). .

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям водометных движителей с полнонапорными водозаборниками, в первую очередь, судам на подводных крыльях

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах

Изобретение относится к движителям транспортных средств

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации речных и морских судов, преимущественно, типа «Катамаран»

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных глиссирующих судов, эксплуатируемых в мелководных районах

Изобретение относится к области судостроения, касается вопросов создания водометных движителей всех типов судов и кораблей

Изобретение относится к инерционным двигателям, выполненным с возможностью создания реактивной тяги

Изобретение относится к области водного транспорта

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Трансзвуковой водометный движитель судна содержит входной и выходной водовод, ускоритель потока текучей среды. Входной водовод, выход которого соединен с входом ускорителя потока текучей среды, выход которого соединен с входом выходного водовода. Ускоритель потока текучей среды содержит, по крайней мере, два сопла на одной оси, причем, по меньшей мере, одно сопло введено в следующее по ходу движения текучей среды, с образованием между ними полости и, по меньшей мере, во всех полостях установлены датчики давления, а во входном и выходном соплах - датчики скорости. При этом ускоритель выполнен с возможностью образования смеси воды и газов в зоне между двумя соседними соплами. Достигается повышение КПД, устранение импульсных электромагнитных помех. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх