Способ производства стальных горячекатаных полос

Изобретение относится к прокатному производству, конкретнее к горячей прокатке на непрерывных широкополосных станах полос, предназначенных для изготовления сварных труб и металлоконструкций. Способ включает нагрев слябов, горячую прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой до температуры смотки и смотку в рулоны, при этом сталь имеет следующий химический состав, мас.%: 0,02-0,10 С, 0,15-0,50 Mn, 0,02-0,05 Al, не более 0,05 Si, не более 0,20 Cr, не более 0,15 Ni, не более 0,20 Cu, не более 0,020 S, не более 0,020 Р, не более 0,012 N, остальное Fe. Температуру смотки Тсм полос поддерживают в пределах 600-650°С, а температуру конца прокатки Ткп устанавливают в зависимости от толщины Н прокатанной полосы: Ткп≥780°С при Н=0,80-2,99 и Ткп≥870°С при Н≥3,00 мм. Изобретение обеспечивает снижение затрат на производство. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к прокатному производству, конкретнее к горячей прокатке на непрерывных широкополосных станах полос, предназначенных для изготовления сварных труб и металлоконструкций.

Стальные горячекатаные полосы толщиной 0,80-6,00 мм для изготовления сварных труб и металлоконструкций, в соответствии со стандартами ASTM А569 и JIS G3132, должны отвечать следующему комплексу механических свойств (табл.1):

Таблица 1
Механические свойства стальных горячекатаных полос
σв, МПа МПа σ5, % ψ,% HRB, ед.
205-300 180-195 не менее 36 не менее 75 не более 65

Известен способ производства горячекатаных полос из стали, содержащей по массе 0,03-0,25% углерода и 0,2-1,0% марганца. Непрерывнолитые слябы нагревают до температуры аустенитизации, прокатывают на непрерывном широкополосном стане с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждают водой до температуры смотки Тсм=550-750°С, после чего сматывают в рулоны [1].

Недостатки известного способа состоят в том, что полосы имеют низкую пластичность и нестабильные механические свойства. Это приводит к снижению выхода годного и увеличению затрат на производство. Кроме того, сталь содержит большое количество марганца. Это также увеличивает стоимость производства горячекатаных полос.

Известен способ производства горячекатаных полос из стали марки 10 кп, имеющей следующий химический состав (по ГОСТ 1050), мас.%:

Углерод 0,07-0,14
Кремний 0,07
Марганец 0,25-0,50
Хром не более 0,15
Никель не более 0,25
Медь не более 0,25
Сера не более 0,040
Фосфор не более 0,035
Железо Остальное

Способ включает горячую прокатку полос до конечной толщины с температурой конца прокатки Ткп=850-900°С, охлаждение полос водой до температуры смотки Тсм=550-650°С и смотку полос в рулоны [2].

Недостатки известного способа состоят в том, что стальные горячекатаные полосы различной толщины имеют различные и нестабильные механические свойства, что увеличивает отбраковку готовой продукции и, следовательно, затраты на производство.

Наиболее близким аналогом по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ производства горячекатаных полос из стали марки 08Ю, содержащей, мас.%:

Углерод не более 0,07
Марганец 0,20-0,35
Кремний 0,01
Алюминий 0,03-0,07
Хром не более 0,03
Никель не более 0,06
Медь не более 0,06
Сера не более 0,025
Фосфор не более 0,020
Железо Остальное

Способ включает нагрев слябов, горячую прокатку полос на непрерывном широкополосном стане с температурой конца прокатки Ткп=820-860°С, охлаждение водой на отводящем рольганге до температуры смотки Тсм=500-570°С и смотку полос в рулоны [3] - прототип.

Недостатки данного способа состоят в том, что стальные полосы с различной толщиной и скоростью перемещения по отводящему рольгангу охлаждаются водой с различной интенсивностью. В результате чего они приобретают различные и нестабильные механические свойства. Это снижает выход годного и увеличивает затраты на производство готовой продукции. Кроме того, высокие требования к чистоте стали по содержанию примесей (хрома, никеля и меди) ограничивает использование металлического лома при выплавке, что также увеличивает затраты на производство.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении затрат на производство.

Для решения поставленной технической задачи в известном способе производства стальных горячекатаных полос, включающем нагрев слябов, горячую прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой до температуры смотки и смотку в рулоны, согласно предложению, сталь имеет следующий химический состав, мас.%:

Углерод 0,02-0,10
Марганец 0,15-0,50
Алюминий 0,02-0,05
Кремний не более 0,05
Хром не более 0,20
Никель не более 0,15
Медь не более 0,20
Сера не более 0,020
Фосфор не более 0,020
Азот не более 0,012
Железо Остальное

Температуру смотки полос поддерживают в пределах Тсм=600-650 С, а температуру конца прокатки устанавливают в зависимости от толщины прокатанной полосы:

не ниже 780°С - для полос толщиной 0,80-2,99 мм;

не ниже 870°С - для полос толщиной 3,00 мм и более.

Сущность предложенного способа состоит в следующем. Конечные механические свойства горячекатаных полос зависят как от химического состава стали, так и от режимов их деформационно-термической обработки. Полосы разной толщины, прокатанные при одних и тех же значениях температур Ткп, охлаждаются водой на отводящем рольганге непрерывного широкополосного стана с различной интенсивностью. В результате тонкие полосы приобретают прочностные характеристики выше допустимых значений, а пластические - ниже. Более толстые полосы, наоборот, вследствие замедленного охлаждения имеют недостаточно высокие прочностные характеристики. Это увеличивает отбраковку продукции и расходы на производство. Вместе с тем, для повышения стабильности механических свойств приходится ограничивать допустимое содержание в стали примесных элементов, что дополнительно увеличивает затраты на производство.

Сталь предложенного состава характеризуется более низкой зависимостью механических характеристик от скорости охлаждения полос. Кроме того, регламентированное увеличение температуры Ткп по мере увеличения толщины полос обеспечивает повышение интенсивности их охлаждения на отводящем рольганге за счет более высокой теплоотдачи, особенно в начальный период охлаждения водой, когда влияние интенсивности охлаждения на механические свойства стали максимально. Это позволяет подавить зависимость параметров микроструктуры стали предложенного химического состава и ее механических свойств от толщины полосы и скорости перемещения в процессе охлаждения (продолжительности периода охлаждения). В результате горячекатаные полосы всего диапазона толщин от 0,8 до 6,0 мм из стали с предложенным химическим составом приобретают стабильные механические свойства требуемого уровня, отбраковка прокатанных полос и затраты на производство снижаются. Помимо этого, механические свойства горячекатаных полос становятся в меньшей степени зависимыми от содержания в стали примесных элементов (хрома, никеля, меди), что допускает более широкое применение при выплавке металлического лома. Это также снижает затраты на производство.

Углерод в стали является упрочняющим элементом. При снижении концентрации углерода менее 0,02% прочностные свойства горячекатаных полос недостаточны. Увеличение концентрации углерода сверх 0,10% снижает ее пластические свойства.

Марганец раскисляет сталь, обеспечивает требуемое сочетание прочности и пластичности. При содержании марганца менее 0,15% сталь недостаточно раскислена и прочна. Увеличение его содержания сверх 0,50% чрезмерно упрочняет сталь, снижает ее пластичность, увеличивает затраты на производство горячекатаных полос.

Алюминий повышает пластические свойства горячекатаных полос и их стабильность, снижает отбраковку готовой продукции. Снижение содержания алюминия менее 0,02% приводит к повышению нестабильности механических свойств полос, а увеличение его содержания более 0,05% не улучшает свойств горячекатаных полос, а лишь увеличивает затраты на их производство.

Кремний введен в сталь для ее раскисления и упрочнения горячекатаных полос. Однако увеличение его концентрации более 0,05% ухудшает пластические свойства, снижает выход годного.

Хром, никель, медь являются примесными элементами, попадающими в сталь из металлолома. Ограничение их минимальных концентраций сужает возможность применения металлолома при выплавке стали и увеличивает затраты на производство горячекатаных полос.В то же время, увеличение концентрации в стали хрома более 0,20%, никеля более 0,15% или меди более 0,20% снижает пластичность и свариваемость горячекатаных полос, приводит к снижению выхода годного и увеличения затрат на производство.

Сера и фосфор в данной стали также являются примесными элементами, концентрацию которых следует ограничивать, чтобы не ухудшить комплекс механических свойств. При содержании серы более 0,020% или фосфора более 0,020% механические свойства горячекатаных полос ухудшаются, возрастает отбраковка готовой продукции и затраты на производство. В то же время, более глубокая степень десульфурации и дефосфорации стали ведет к росту затрат на производство.

Азот оказывает негативное влияние на механические свойства стальных горячекатаных полос, однако при его концентрации не более 0,012% его негативное влияние проявляется слабо. Более глубокое удаление азота из стали удорожает производство горячекатаных полос.

Экспериментально установлено, что при охлаждении прокатанных полос из стали предложенного химического состава водой от температуры конца прокатки Ткп до температуры смотки Тсм=600-650°С формируется равномерная мелкозернистая микроструктура. Повышение Тсм более 650°С ведет к формированию низких и неравномерных механических свойств, увеличивает отбраковку горячекатаных полос. Снижение Тсм менее 600°С увеличивает расход охлаждающей воды и энергозатраты на работу электродвигателей привода насосов, подающих охлаждающую воду. Это ведет к увеличению затрат на производство.

Также экспериментально установлено, что заданный комплекс механических свойств горячекатаных полос толщиной 0,80-2,99 мм достигается при Ткп≥780°С. Снижение Ткп менее 780°С увеличивает прочность полос толщиной 0,80-2,99 мм и снижает их пластичность, что приводит к снижению выхода годного и повышению затрат на производство.

Снижение Ткп менее 870°С при прокатке полос толщиной 3,00 мм и выше ведет к увеличению прочностных и снижению пластических свойств полос. Помимо этого возрастает неравномерность механических свойств полос различной толщины. В результате уменьшается выход годного и, как следствие, возрастают затраты на производство.

Примеры реализации способа

В кислородном конвертере из передельного чугуна и металлического лома производят выплавку сталей с химическим составом, приведенным в табл.2. Выплавленную сталь подвергают непрерывной разливке в слябы сечением 200×1350 мм.

Таблица 2
Химический состав сталей
№ состава Содержание химических элементов, мас.%
С Mn Al Si Cr Ni Cu S Р N Fe
1 0,01 0,14 0,01 0,01 0,09 0,10 0,17 0,011 0,015 0,008 Ост.
2 0,02 0,15 0,02 0,02 0,10 0,11 0,18 0,012 0,016 0,009 -:-
3 0,06 0,30 0,03 0,03 0,15 0,13 0,19 0,015 0,017 0,010 -:-
4 0,10 0,50 0,05 0,05 0,20 0,15 0,20 0,020 0,020 0,012 -:-
5 0,11 0,60 0,06 0,06 0,22 0,16 0,21 0,021 0,021 0,013 -:-
6 0,06 0,35 0,04 0,01 0,03 0,02 0,03 0,025 0,019 0,003 -:-

Слябы загружают в методические печи полунепрерывного листопрокатного стана 2800/1700 и нагревают до температуры аустенитизации Та=1230°С.

Очередной разогретый сляб из стали с химическим составом 3 выталкивают на печной рольганг и прокатывают в черновых реверсивных клетях 2800 в раскат с промежуточной толщиной 45 мм. Затем раскат при температуре 980°С задают в 6-клетевую непрерывную группу стана 1700 и прокатывают в полосу толщиной Н=1,80 мм, шириной 1530 мм. Температуру конца прокатки поддерживают равной Ткп=830°С за счет применения межклетевого охлаждения раската водой и регулирования скорости прокатки.

Прокатанную полосу транспортируют по отводящему рольгангу с одновременным охлаждением ламинарными струями воды до температуры смотки Тсм=625°С. Охлажденную полосу сматывают в рулон.

Благодаря тому что температуру конца прокатки установили с учетом толщины полосы, тем самым предопределили оптимальную интенсивность ее охлаждения на начальном этапе, в наибольшей степени влияющем на механические свойства. В результате горячекатаная полоса приобрела заданный комплекс механических свойств, стабильных по длине. Это обеспечило повышение выхода годного и снижение относительных затрат на производство до величины Q=80% по сравнению со способом-прототипом.

В таблице 3 приведены режимы производства стальных полос различной толщины, а также показатели их эффективности.

Из таблицы 3 следует, что при реализации предложенного способа (варианты №№2-4, 7-9, 12-14, 17-19, 22-24) механические свойства горячекатаных полос всех толщин полностью соответствуют заданным, а затраты на производство снижены и составляют 82-85% от затрат на производство по способу-прототипу (вариант №26). При запредельных значениях заявленных параметров (варианты №№1, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 20) имеет место ухудшение комплекса механических свойств горячекатаных полос и увеличение затрат на производство.

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентирование температур конца прокатки в зависимости от толщины горячекатаной полосы из стали предложенного состава позволяет скомпенсировать влияния неодинаковой скорости охлаждения полос водой на отводящем рольганге листопрокатного стана, стабилизировать микроструктуру и механические свойства. Это обеспечивает получение заданного комплекса механических свойств независимо от толщины полосы и повышение выхода годного. Кроме того, предложенная технология позволяет увеличить допустимое количество примесных элементов в стали. За счет этого достигается снижение затрат на производство.

Таблица 3
Варнанты реализации способа производства горячекатаных полос
№ п/п № состава H, мм Ткп, °C Тсм, °C Механические свойства Q, %
σB, МПа σт, МПа σ5, % Ψ, % HRB, ед.
1 1 1,00 770 590 194 170 32 61 54 110
2 2 1,00 780 600 205 180 36 76 56 82
3 3 1,00 785 625 250 188 38 78 60 80
4 4 1,00 790 650 300 195 37 75 64 85
5 5 1,00 795 660 320 210 28 70 72 112
6 1 1,40 790 590 192 169 33 62 52 110
7 2 1,40 800 600 205 180 38 77 54 83
8 3 1,40 806 625 250 188 39 77 60 80
9 4 1,40 812 650 300 194 37 78 64 85
10 5 1,40 815 660 325 212 29 70 73 114
11 1 1,80 816 590 194 175 32 63 53 110
12 2 1,80 820 600 207 180 36 78 56 82
13 3 1,80 830 625 245 190 38 79 62 80
14 4 1,80 835 650 295 195 36 76 64 85
15 5 1,80 840 660 315 210 30 70 72 112
16 1 2,50 845 590 196 178 32 64 51 114
17 2 2,50 850 600 205 180 36 79 56 82
18 3 2,50 855 625 250 185 38 79 61 80
19 4 2,50 857 650 300 194 37 76 64 85
20 5 2,50 860 660 310 210 32 70 72 118
21 1 4,00 865 590 190 175 32 66 55 117
22 2 4,00 870 600 205 180 38 77 56 82
23 3 4,00 872 625 250 188 39 77 64 80
24 4 4,00 875 650 300 195 38 79 65 85
25 5 4,00 880 660 305 210 34 72 70 115
26 6 4,00 850 550 320 240 32 55 75 100

В качестве базового объекта при определении технико-экономических преимуществ предложенного способа принят способ-прототип. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства горячекатаных полос по стандартам ASTM А569 и JIS G3132 на 12-15%.

Источники информации

1. Заявка Японии 59-229420, МПК C21D 9/46, C21D 8/02, 1984 г.

2. Грудев А.П. и др. Технология прокатного производства. М., Металлургия, 1994 г., с.362-364.

3. Гусева С.С. и др. Непрерывная термическая обработка автолистовой стали. М., Металлургия, 1979 г., с.9-12 - прототип.

1. Способ производства стальных горячекатаных полос, включающий нагрев слябов, горячую прокатку полос с регламентированной температурой конца прокатки, охлаждение водой до температуры смотки и смотку в рулоны, отличающийся тем, что полосу производят из стали, имеющей следующий химический состав, мас.%:

углерод 0,02-0,10
марганец 0,15-0,50
алюминий 0,02-0,05
кремний не более 0,05
хром не более 0,20
никель не более 0,15
медь не более 0,20
сера не более 0,020
фосфор не более 0,020
азот не более 0,012
железо остальное,

а температуру ее смотки поддерживают в пределах 600-650°С.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что температуру конца прокатки устанавливают в зависимости от толщины прокатанной полосы:
не ниже 780°С - для полос толщиной 0,80-2,29 мм;
не ниже 870°С - для полос толщиной 3,00 мм и более.



 

Похожие патенты:
Сталь // 2352679
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сталей, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству трубной заготовки диаметром от 80 до 160 мм, предназначенной для производства бесшовных труб различного назначения.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах штрипсов для электросварных прямошовных насосно-компрессорных и обсадных труб.
Сталь // 2322530
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сталей, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности. .
Изобретение относится к металлургии, в частности к стали, предназначенной для изготовления изделий на автоматической линии методом ротационного обжатия. .

Изобретение относится к области металлургического производства, а именно к изготовлению антифрикционных отливок для деталей машин, работающих в парах трения скольжения.

Изобретение относится к дуплексной нержавеющей стали, стойкой к питтинговой коррозии, с повышенной механической обрабатываемостью. .
Изобретение относится к металлургии стали, в частности к полосовой стали, служащей заготовкой для производства гнутых профилей проката. .

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам, предназначенным для изготовления деталей, используемых в узлах трения при ограниченной подаче смазки.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам на основе железа. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению методом поточного производства при низкой себестоимости стального листа и фольги с высоким содержанием алюминия.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано для получения штрипсов категории прочности Х65-Х70, используемых при строительстве электросварных магистральных нефтепроводов.
Изобретение относится к металлургии, конкретнее к производству толстых листов из низколегированной хромосодержащей стали, используемых при изготовлении сварных кузовов большегрузных самосвалов.

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к производству листов толщиной 20-50 мм из углеродистых и низколегированных сталей конструкционного назначения. .

Изобретение относится к способу изготовления горячекатаной полосы с двухфазной структурой из феррита и мартенсита. .
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах полос для электросварных прямошовных обсадных труб, предназначенных для обустройства нефтяных и газовых скважин.

Изобретение относится к области металлургии. .

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству полосовой заготовки для профилирования. .

Изобретение относится к железо-хром-алюминиевому сплаву с хорошей стойкостью к окислению. .

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах штрипсов для спиральношовных электросварных труб для магистральных нефтепроводов
Наверх