Способ и устройство транспортирования жидкой co2

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сжиженных газов, в частности к транспортированию и подаче жидкой CO2 в емкость-накопитель. Способ транспортирования жидкой CO2, включающий его перекачку в жидкой фазе, отличающийся тем, что расход СО2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0…7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе. Устройство транспортирования жидкой СО2 содержит баллоны, исполнительный механизм регулирования расхода, расходомер, датчики температуры и давления, предохранительный клапан аварийного сброса жидкой СО2 и клапан для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя. Использование изобретения позволит снизить энергозатраты при подаче потребителю СО2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сжиженных газов, в частности к транспортированию и раздаче жидкой двуокиси углерода CO2 в баллоны.

Ближайшим аналогом заявленного способа является способ транспортирования жидкой СО2, включающий ее перекачку в жидкой фазе (см. а.с. СССР № 1100458, F17C 7/04, 1984 (1)).

Недостатком способа является ненадежность работы, невозможность подачи потребителю на протяженное расстояние CO2 в жидком виде.

Цель изобретения в части способа - снижение энергозатрат при подаче потребителю СО2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода.

Поставленная цель достигается за счет того, что в способе транспортирования жидкой СО2, включающем ее перекачку в жидкой фазе, согласно изобретению расход СО2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0…7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе.

Ближайшим аналогом заявленного устройства является устройство транспортирования жидкой CO2, содержащее баллоны (см. (1)).

Недостатком такой установки является сложность конструкции и, как следствие, ненадежность работы, невозможность подачи потребителю на протяженное расстояние CO2 в жидком виде.

Цель изобретения в части устройства - снижение энергозатрат при подаче потребителю СО2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода.

Это достигается тем, что устройство транспортирования жидкой СО2, содержащее баллоны, согласно изобретению снабжено исполнительным механизмом регулирования расхода, расходомером, датчиками температуры и давления, предохранительным клапаном аварийного сброса жидкой СО2 и клапаном для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя.

Подача потребителям жидкой CO2, в отличие от газообразной CO2, экономически более выгодна. При одинаковом расходе CO2 по массе G [кг/ч] средняя скорость ее транспортировки по трубопроводу с внутренним диаметром d составит v=4G/(πd2ρ). При G=220 кг/ч, d=50 мм для газообразной фазы (ρг=2 кг/м3) скорость vГ=15,6 м/с, для жидкой фазы (ρж=950 кг/м3) скорость vж=0,03 м/с. При этом отношение потерь давления на преодоление сил трения, примерно пропорциональное соответствующим мощностям компрессора, а следовательно, и технологическим расходам, при перекачке СО2 в газообразной и жидкой фазах составит Δрг/Δрж=(ρгvг2)/(ρжvж2)=570. Этот расчет показывает, что на перекачку СО2 в жидкой фазе потребуется в 570 раз меньше энергии, чем на соответствующую перекачку ее в газообразной фазе.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. Процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое протекает с изменением температуры и давления. Например, процесс перехода жидкой СО2, транспортируемой по трубопроводу, в газообразную фазу сопровождается изменением температуры и давления. Возникающие при этом напряжения приводят к деформациям в трубопроводах и их разрывам.

В предлагаемом способе и устройстве агрегатные переходы предотвращаются тем, что параметры состояния - давление и температура поддерживаются в диапазоне, соответствующем жидкой фазе на диаграмме состояния СО2 с помощью автоматизированной системы регулирования расхода.

На чертеже приведена схема устройства, осуществляющего способ.

Пример. Предложенное устройство включает исполнительный механизм (1), расходомер (2), датчики температуры (3) и давления (4), предохранительный клапан аварийного сброса жидкой СО2 (5), запорный клапан (6), емкость-накопитель (7), трубопровод (8), устройство связи с объектом (УСО) (9), автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора (10).

Описанное устройство работает следующим образом.

Жидкая CO2 транспортируется по теплоизолированному трубопроводу (8) в емкость-накопитель (7). Расход регулируется исполнительным механизмом (1) и контролируется расходомером (2). На трубопроводе установлены датчики давления (4) и температуры (3). Сигналы от расходомера (2), датчиков давления (4), температуры (3) поступают в устройство связи с объектом (УСО) (9), а через него - в автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора (10). УСО преобразует измеряемые параметры в унифицированные электрические сигналы, которые непрерывно обрабатываются компьютером в АРМ. Компьютер контролирует принадлежность физических параметров состояния - давления и температуры их значениям на диаграмме состояния СО2, соответствующим жидкой фазе. На основании значений давления и температуры и скорости их изменения предлагаются варианты действия оператора, который либо позволяет системе работать автоматически, либо берет управление на себя. Давление в диапазоне 6,0…7,5 МПа поддерживается регулятором расхода (1), при этом температура жидкой СО2 на входе в трубопровод поддерживается в диапазоне -30…+30°С.

Запорный клапан (6) предназначен для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя. Во избежание резкого понижения давления ниже заданного предела (6,0 МПа) происходит перекрывание трубопровода и тем самым обеспечивается поддержание давления в заданных пределах. Предохранительный клапан (5) служит для аварийного сброса жидкой СО2 при недопустимо резком росте давления.

1. Способ транспортирования жидкой CO2, включающий его перекачку в жидкой фазе, отличающийся тем, что расход CO2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0…7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе.

2. Устройство транспортирования жидкой СО2, содержащее баллоны, отличающееся тем, что оно снабжено исполнительным механизмом регулирования расхода, расходомером, датчиками температуры и давления, предохранительным клапаном аварийного сброса жидкой СО2 и клапаном для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для регулирования давления в резервуаре, содержащем жидкость, поверх которого находится газ, создающий повышенное давление.

Изобретение относится к эксплуатации сосудов, применяемых в производстве, переработке, накоплении, транспортировании и использовании сжатых и сжиженных газов различного назначения, во всех отраслях промышленности, техники и хозяйства.

Изобретение относится к газовому машиностроению и более конкретно к способам и устройствам распределения расхода газа из емкости высокого давления по нескольким потребителям в условиях высокого стабилизированного общего расхода и с опорожнением емкости высокого давления в течение ограниченного времени.

Изобретение относится к криогенной технике, конкретно, к способу газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств. .

Изобретение относится к области хранения и заправки автотранспорта и бытовых баллонов сжиженными углеводородными газами (СУГ). .

Изобретение относится к криогенной технике и может быть использовано для хранения, газификации и подачи кислорода потребителю в передвижных условиях с возможностью применения в авиации, на флоте, в высотном альпинизме и в медицине.

Изобретение относится к системам получения и транспортировки на акватории сжиженного природного газа. .

Изобретение относится к исполнительному устройству для быстродействующей соединительной муфты, служащей для переноса газообразных и/или жидких сред в соответствии с признаками, приведенными в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для внесения в почву аммиака в качестве удобрения, а также при обработке сельскохозяйственных материалов

Изобретение относится к газовой промышленности, в частности к области испытаний газоперекачивающих агрегатов на основе авиационных двигателей. Генератор для газификации сжиженного природного газа и подачи газообразного продукта потребителю содержит по меньшей мере два соединенных между собой газификатора высокого давления, полости которых соединены с устройствами отвода газообразного продукта и подвода к магистралям подачи газообразного продукта потребителю. Каждый газификатор снабжен нагревательным элементом и подключенным к нему задатчиком давления, работающим в соответствии с зависимостью давления природного газа в замкнутом объеме от температуры и степени заполнения газификатора сжиженным природным газом β. Техническим результатом является обеспечение постоянства давления при подаче газовой составляющей потребителю в течение определенного промежутка времени при упрощении конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической области и предназначено для захолаживания или поддержания заданной температуры объектов с криогенными компонентами топлива при проведении испытаний ракетных установок на стенде в условиях атмосферы Земли. Способ захолаживания бака с криогенным топливом при испытании ракетной установки заключается в удалении парогазовой смеси из бака через систему дренажа, имеющую установленную площадь проходного сечения на выходе, с одновременным измерением давления и температуры смеси в баке. Для реализации способа дополнительно измеряют давление смеси на выходе из системы дренажа, определяют состав парогазовой фазы в баке, по которому рассчитывают газовую постоянную и показатель адиабаты парогазовой смеси, сравнивают их с показателями, заранее определенными для реальных летных условий, и по сигналу рассогласования регулируют площадь выходного сечения системы дренажа. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение точности процесса захолаживания и существенный материальный выигрыш из-за введения операции регулирования по времени испытания площади проходного сечения магистрали дренажа.

Группа изобретений относится к регазификации сжиженного природного газа (СПГ), а именно к способам и системам, в которых используются циклы Брайтона для регазификации СПГ. Энергоустановка, включающая устройство для регазификации сжиженного природного газа, содержит: компрессор, предназначенный для сжатия рабочей текучей среды; систему рекуперации тепла, предназначенную для обеспечения тепла для рабочей текучей среды; турбину, предназначенную для производства работы с использованием рабочей текучей среды. Также один или более теплообменников, предназначенных для передачи тепла от рабочей текучей среды к сжиженному природному газу первой стадии, находящемуся при первом давлении, и к одному сжиженному природному газу второй стадии, находящемуся при втором давлении, а также к сжатой рабочей текучей среде. Также описаны способ для осуществления регазификации сжиженного природного газа и способ модификации устройства для регазификации сжиженного природного газа. Группа изобретений позволяет повысить эффективность процесса сжижения, а также общую эффективность цикла выработки электроэнергии с использованием сбрасываемого тепла. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области подготовки к транспортированию смеси газа и газового конденсата. Способ включает очистку природного газа, многоступенчатое охлаждение его до температуры от -30 до -50°С с добавлением охлажденного до температуры от -20 до -50°С конденсата в количестве от 3 до 10 вес. %. Полученную углеводородную смесь охлаждают до температуры от -40 до -50°С при давлении от 10 до 12 МПа до однофазного жидкого состояния. Обеспечивается возможность транспортирования смеси сжиженных углеводородных газов с газоконденсатных месторождений Севера по магистральным трубопроводам. 4 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и служит для обеспечения и автоматического поддержания избыточного давления газа в тонкостенных емкостях, например в топливных емкостях ракет-носителей при транспортировании к пусковым установкам наземных стартовых комплексов. Система поддержания давления в емкости включает пневмолинию наддува, сопряженную с манометром, пневмолинию дренажа и измерений. Пневмолиния наддува включает последовательно соединенные трубопроводами ресивер, электропневмоклапан, фильтры, установленные до и после ресивера, расходную шайбу. Пневмолиния дренажа, сопряженная с манометром, включает электропневмоклапан с последовательно соединенным вентилем, параллельно установленные предохранительный клапан и вентили. Линия измерений включает параллельно соединенные датчики давления. При этом в пневмолинии наддува перед электропневмоклапаном установлен вентиль, а также пневмолиния наддува включает параллельную байпасную линию с установленным в ней вентилем, причем пневмолинии наддува и дренажа связаны между собой посредством вентиля. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и расширение эксплуатационных возможностей системы. 1 ил.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Предложено устройство и способ подачи газообразного топлива из тендера 20 в двигатель внутреннего сгорания 30 тепловоза, включая хранение топлива при сверхнизкой температуре в криогенном баке 50 на тендере 20; нагнетание топлива из криогенного бака 50 до первого давления с помощью насосов 60 и 70; перевод топлива в газообразное состояние под первым давлением с помощью теплообменника 90 на указанном тендере 20; и подачу топлива, переведенного в газообразное состояние, из тендера 20 в двигатель внутреннего сгорания 30; при этом давление паров газообразного топлива лежит в диапазоне 310-575 бар. 2 н. и 40 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх