Способ защиты от влияния ветровых возмущений на воздухозаборники с подфюзеляжным расположением на самолете

Изобретение относится к авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов. Средство наземного обслуживания устанавливается как препятствие от влияния ветровых воздействий на вихреобразование под воздухозаборниками для снижения интенсивности вихреобразования при встречно-боковом и заднебоковом ветре. Применение предлагаемой установки позволит снизить влияние ветра, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и как следствие уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей самолета из-за попадания посторонних предметов. Достигается снижение влияния ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под двумя воздухозаборниками самолета с подфюзеляжным расположением за счет рационального размещения средств технического обслуживания. 5 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов (камни, лед, грязь и т.д.).

Известен способ для защиты двигателей от попадания посторонних предметов, изолирующий небольшой участок поверхности аэродрома под срезом воздухозаборника (11.9966.0.000.000 Единый регламент технического обслуживания №10). Он осуществляется на небольшой площадке специальной формы на колесах, с заградительной решеткой по периметру, расположенной под воздухозаборником.

Недостатком этого способа защиты является ограниченное использование приспособления только на газовочной площадке для одного самолета.

Предлагаемый способ размещения средств наземного обслуживания (СНО) при производстве полетов самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников позволит значительно снизить интенсивность вихреобразования при встречно-боковом либо заднебоковом направлении ветра.

Решаемая техническая задача представляет собой снижение влияния ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под двумя воздухозаборниками с подфюзеляжным расположением за счет рационального размещения средств технического обслуживания.

Параметром, отражающим интенсивность вихревых шнуров, может служить величина максимальной горизонтальной скорости, у поверхности аэродрома, которая зависит от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов.

,

где Н - высота расположения воздухозаборника;

Gв - расход воздуха через воздухозаборник;

Vв - скорость набегающего потока;

β - угол набегающего потока;

- эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал (S - площадь входного сечения воздухозаборника).

Исследования зависимости интенсивности вихреобразования под воздухозаборниками от ветровых условий и размещения средств технического обслуживания проводились на специальной установке. Ветер моделировался с помощью ветродувки, которая представляет собой короб с вентилятором на входе и спрямительной решеткой на выходе. Скорость ветра регулировалась радиальной щелевой заслонкой на входе. Переход от реального самолета к его модели потребовал соблюдения газодинамического подобия: Re>Reкр, за характерный линейный размер принят эквивалентный диаметр воздухозаборника Dэкв. Модель самолета Су-27 и средства наземного обслуживания изготовлены в масштабе 1:24. Скорость потока в обоих воздухозаборниках одинакова с=100 м/с.

Исследования влияния направления и скорости ветра на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками с подфюзеляжным расположением проводились при помощи микропроцессорного термоанемометра ТТМ-2 с соблюдением кинематического, динамического и геометрического подобий. За нулевое направление ветра принято встречное направление. Замеры VГ. выполнялись вдоль средней линии каждого воздухозаборника на поверхности аэродрома на расстоянии 3 Dэкв от среза воздухозаборника с интервалом 0,3 Dэкв. Результаты показали, что:

1. Вихрь начинает сдуваться набегающим потоком, Vв>6 м/с.

2. При β=30°÷60° образуется один вихрь под левым воздухозаборником с подветренной стороны.

3. Значительное увеличение интенсивности вихреобразования наблюдается при направлении β=30°÷60°, β=120°÷150° (см. Фиг.1, 2).

4. Максимальная интенсивность вихреобразования наблюдается при скорости ветра Vв=3-6 м/с, направление β=30°÷60° и скорости ветра Vв=5-8 м/с, направление β=120°÷150°.

На фиг.1, 2 представлены зависимости от скорости и направления ветра, соответственно под левым и правым воздухозаборниками, где:

0 - изменение при безветрии;

1 - изменение при Vв=1-2 м/с;

2 - изменение при Vв=2-3 м/с;

3 - изменение при Vв=3-4 м/с;

4 - изменение при Vв=4-5 м/с;

5 - изменение при Vв=3-6 м/с.

На фиг.3 изменение под левым и правым воздухозаборниками за счет рационального размещения средства наземного обслуживания при производстве полетов, где А - изменение под правым воздухозаборником и А' - изменение под левым воздухозаборником.

На фиг.4 изображена схема размещения средства наземного обслуживания (СНО) при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников где:

1 - расположение СНО β=45°;

2 - расположение СНО β=135°;

3 - расположение СНО β=-135°;

4 - расположение СНО β=-45°.

На фиг.5 изображена схема выруливания ЛА при производстве полетов.

Способ размещения средств наземного обслуживания при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников заключается в определенном расположении средства наземного обслуживания (аэродромного подвижного агрегата, выполненного на базе автомобиля Урал), использующегося при подготовке самолета и запуске двигателей на всех типах авиационной техники.

Средство наземного обслуживания устанавливается как препятствие на пути ветровых воздействий для снижения интенсивности вихреобразования под воздухозаборниками при следующих условиях:

1. скорость Vв=3-6 м/с, направление β=±30°÷60°.

2. скорость Vв=3-8 м/с, направление β=±120°÷150°,

где Vв - скорость набегающего потока, β - угол набегающего потока.

Используемое средство наземного обслуживания располагается согласно предложенной схеме размещения средства наземного обслуживания при производстве полетов (см. Фиг.4).

Способ размещения средств наземного обслуживания при производстве полетов для самолетов с подфюзеляжным расположением воздухозаборников осуществляется следующим образом. При возникновении ветровых воздействий на газовочной площадке горизонтальная составляющая скорости ветра складывается с горизонтальной скоростью стягиваемых в воздухозаборник воздушных масс. В результате сложения скоростей интенсивность вихревых течений увеличивается. Средство наземного обслуживания располагается на пути потока ветра (встречно-бокового либо заднебокового). При рекомендуемом размещении средства наземного обслуживания набегающий поток ветра, сталкиваясь со средством, изменяет свое направление и затормаживается. Следовательно, интенсивность вихреобразования существенно снижается.

На Фиг.3 представлено изменение под левым и правым воздухозаборниками с применением предлагаемого способа и без него (направление ветра β=30°÷60°, скорость ветра Vв=3-5 м/с, размещение средства наземного обслуживания β=45°). Применение предлагаемого способа при встречном направлении ветра запрещено согласно схеме размещения зон повышенной опасности от работающих двигателей.

Применение предлагаемого способа позволит снизить влияние ветра, увеличивающего интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками, и как следствие уменьшить вероятность досрочного снятия двигателей из-за попадания посторонних предметов. Кроме того, предлагаемый способ позволит снизить влияние реактивной струи и заброса посторонних предметов реактивной струей выруливающим самолетом при производстве полетов (см. Фиг.5).

Способ защиты от влияния ветровых возмущений на воздухозаборники с подфюзеляжным расположением на самолете при производстве полетов, заключающийся в определенном расположении средств наземного обслуживания или аэродромных подвижных агрегатов, отличающийся тем, что средства наземного обслуживания устанавливаются как препятствие на пути потока ветра встречно-бокового либо заднебокового, при котором набегающий поток ветра, сталкиваясь со средством, изменяет свое направление и затормаживается, снижая интенсивность вихреобразования для следующих условий:

1. скорость Vв=3-6 м/с, направление β=±30°÷60°;

2. скорость Vв=3-8 м/с, направление β=±120°÷150°,
где Vв - скорость набегающего потока, β - угол набегающего потока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническому оснащению аэродромов эксплуатирующих авиационных подразделений, в частности к комплексам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Изобретение относится к области изготовления летательных аппаратов, в частности к сборке отсеков летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике. .
Изобретение относится к авиации, в частности к устройству взлетно-посадочных полос аэродрома. .

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам сборки консоли крыла легких самолетов. .

Изобретение относится к области агрегатно-сборочного производства в самолетостроении. .

Изобретение относится к устройствам для установки изделий в заданное пространственное положение в принятой системе координат. .

Изобретение относится к способу и устройству для выполнения летного испытания на летательном аппарате, способу выполнения протокола из множества испытаний, методике для идентификации аэродинамических явлений

Изобретение относится к способу изготовления интегральных конструкций из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при изготовлении конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к области технического обслуживания летательных аппаратов, более конкретно, к устройству для удаления растворенного в рабочей жидкости воздуха из гидравлических систем летательных аппаратов закрытого типа

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолетов

Изобретение относится к способу изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата и, более предпочтительно, к способу, который включает использование прокладок

Изобретение относится к области обслуживания летательных аппаратов, более конкретно к системе для промывки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике и может быть использовано для измерения несоконусности лопастей несущего винта вертолета
Наверх