Сопло

Изобретение относится к области реактивной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении авиационных и ракетных двигателей. Сопло представляет собой кольцевую камеру без заднего днища с передней силовой стенкой. Кольцевая камера имеет постоянное проходное сечение, соосно закреплена на наружной поверхности камеры сгорания и соединена с ней. Силовая стенка выполнена в виде полутора, а оси проходных сечений соединительного устройства направлены к силовой стенке через центр полуокружности, образующей полутор. Изобретение позволяет увеличить тягу реактивных двигателей. 2 ил.

 

Изобретение относится к области реактивной техники, конкретно к сопловому блоку как элементу конструкции двигателей, и может быть использовано при проектировании и изготовлении космических, ракетных и авиационных двигателей.

Известное сопло Лаваля (Р.Е.Соркин. Теория внутрикамерных процессов в ракетных системах на твердом топливе. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983 г., стр.106) представляет собой насадок в виде трубы переменного сечения, соединенный с камерой сгорания, и предназначено для преобразования дозвукового потока продуктов сгорания на входе в сопло в сверхзвуковой на выходе.

Применение сопла Лаваля в реактивных двигателях позволяет получить реактивную силу в совокупности с элементами конструкции камеры сгорания, при этом до 30% от величины реактивной силы возникает в сопле Лаваля в зависимости от степени расширения раструба. Таким образом, сопло Лаваля не только преобразует потенциальную энергию рабочего тела в кинетическую, но и создает реактивную силу.

Величина реактивной силы двигателя определяется секундно-массовым расходом рабочего тела, что требует больших запасов топлива, особенно для получения больших величин. Применения сопла Лаваля на авиационных турбореактивных двигателях приводит не только к большому запасу топлива на борту самолета, но, учитывая современное развитие самолетостроения, не обеспечивает необходимого увеличения тяги.

Наиболее близким аналогом изобретения является сопло, представляющее собой кольцевую камеру без заднего днища с передней силовой стенкой, причем кольцевая камера соосно закреплена на наружной поверхности камеры сгорания и соединена с ней (DE 1238724 A, МПК F02K 3/073, 1967). Такому соплу также присущи указанные выше недостатки.

Задачей изобретения является увеличение тяги вышеуказанных двигателей, в том числе и авиационных.

Указанная задача решается тем, что сопло представляет собой кольцевую камеру без заднего днища с передней силовой стенкой, причем кольцевая камера соосно закреплена на наружной поверхности камеры сгорания и соединена с ней, в сопле в соответствии с предложенным изобретением кольцевая камера имеет постоянное проходное сечение и соединена с камерой сгорания с помощью соединительного устройства, например патрубков, силовая стенка выполнена в виде полутора, а ось проходного сечения каждого из патрубков направлена к силовой стенке через центр полуокружности, образующей полутор.

Предлагаемое сопло иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1, 2. На фиг.1 показана схема общего вида; на фиг.2 - схема взаимосвязей узлов сопла и кольцевой камеры сгорания авиационного турбореактивного двигателя.

Сопло представляет собой кольцевую камеру (2) с передней силовой стенкой (1), выполненной в виде полутора, без заднего днища, соосно закрепленную на наружной поверхности камеры сгорания (5) двигателя и соединенную с ней. Сопло соединено с камерой сгорания с помощью соединительного устройства, например патрубков (3), расположенных по периметру камеры сгорания, причем ось каждого из которых направлена под определенным углом к силовой стенке.

Расположенные по периметру камеры сгорания патрубки должны организовывать равномерное заполнение сопла продуктами сгорания топлива, истекающими из камеры сгорания. Достигается это числом патрубков и их расположением в зависимости от величины секундного расхода рабочего тела и величиной их проходных сечений.

В качестве внутренней поверхности кольцевой камеры сопла может быть использована, например, силовая оболочка камеры сгорания двигателя. Поскольку продукты сгорания топлива имеют высокую температуру, то для обеспечения работоспособности сопла необходимо внутреннюю поверхность кольцевой камеры теплоизолировать, а в патрубках предусмотреть, например, вкладыши (4), изготовленные из эрозионно стойкого материала, например графитового.

Для создания тяги двигателя необязательно, чтобы рабочее тело в полном объеме поступало из камеры сгорания в сопло, часть рабочего тела можно использовать для других целей.

Эксперименты, проведенные на модельном двухкамерном РДТТ, подтвердили возможность получения увеличения тяги.

На примере авиационного турбореактивного двигателя рассмотрим возможность применения данного изобретения. Наиболее перспективными авиационными турбореактивными двигателями являются двигатели с кольцевой камерой сгорания: ПС-90А; АЛ-31Ф; PW-2000 (Двигатели 1944-2000 (Авиационные, ракетные, морские, промышленные». М.: АКС-Конверсалт-2000)).

При сохранении величины рабочего давления в кольцевой камере сгорания (6) часть рабочего тела направляется на лопатки турбин (в объеме, необходимом для обеспечения рабочего цикла турбина - компрессор), а остальная часть - в сопло через патрубки (5), расположенные по периметру кольцевой камеры сгорания.

Как видно из приведенной схемы доработки авиационного турбореактивного двигателя, изменения касаются лишь кольцевой камеры сгорания и в малых объемах, а увеличение тяги позволит еще и снизить требования к турбинам, что увеличит ресурс работы двигателя и приведет к уменьшению расхода топлива и уровня шума.

Сопло представляет собой кольцевую камеру без заднего днища с передней силовой стенкой, причем кольцевая камера соосно закреплена на наружной поверхности камеры сгорания и соединена с ней, отличающееся тем, что кольцевая камера имеет постоянное проходное сечение, силовая стенка выполнена в виде полутора, а оси проходных сечений соединительного устройства направлены к силовой стенке через центр полуокружности, образующей полутор.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам пневмопереброса для поворотных реактивных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к устройству для регулирования линии разделения потока сопел реактивных двигателей для уменьшения боковых нагрузок на указанные сопла. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных осесимметричных сопел турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к реактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сопел, а именно к системам охлаждения последних. .

Изобретение относится к реактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сверхзвуковых сопел. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам переброса рабочего тела для поворотных сопел, устанавливаемых на турбореактивных двигателях

Изобретение относится к системе охлаждения в газотурбинном двигателе, таком, например, как авиационный турбореактивный двигатель, и, в частности, к системе охлаждения створок реактивного сопла и, более конкретно, к заслонке с клапаном, являющейся частью этой системы охлаждения

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным корпусами, образуя совместно с экраном неподвижного корпуса S-образный канал, а с неподвижным корпусом - коллектор для перепуска воздуха. На концевом участке экрана неподвижного корпуса в окружном направлении установлены пружинные элементы V-образной формы, между которыми размещены переходники. Каждый переходник одним концом жестко прикреплен к пружинному элементу, а другим концом контактирует с внутренней поверхностью смежного пружинного элемента. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы поворотного осесимметричного сопла за счет уменьшения сил трения и перетечек воздуха по контактирующим поверхностям. 5 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к авиационному двигателестроению. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками. На внешних створках установлены пневмоцилиндры с подсоединенными к ним пневмоподводами. Каждый пневмоподвод выполнен в виде центральной трубки, размещенной вдоль продольной оси внешней створки, и снабжен пневмоперебросом, прикрепленным к корпусу сопла. Каждый пневмоподвод снабжен тройником, прикрепленным к внутренней поверхности внешней створки, полость которого сообщена с центральной и двумя дополнительными трубками, соединенными со штоковыми полостями смежных пневмоцилиндров. Трубки выполнены с криволинейными участками. Изобретение позволяет уменьшить термические напряжения, возникающие в элементах пневмоподвода и его соединениях со смежными узлами во время работы двигателя, а также уменьшить массу сопла. 4 ил.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы на сверхзвуковом самолете. Турбореактивный двигатель включает прямоугольное сопло, выполненное с удлиненной нижней стенкой сопла с выпукло-вогнутой трактовой поверхностью на выходе, а также канал наружного контура. С внешней стороны от канала наружного контура выполнен внешний канал, на выходе соединенный с внутренней полостью выходного сопла. Нижняя удлиненная стенка сопла выполнена из передней и задней створок с образованием между подвижными концами створок щелевой полости. На входе щелевая полость соединена с внутренней полостью сопла, а на выходе - со сверхзвуковой трактовой частью сопла, с возможностью изменения высоты щелевой полости по режимам работы двигателя. Отношение максимальной высоты щелевой полости к минимальной высоте щелевой полости составляет 5…15. Изобретение позволяет снизить уровень шума турбореактивного двигателя за счет экранирования газового потока низкоскоростным потоком холодного воздуха. 3 ил.
Наверх