Рабочее колесо промежуточной ступени

Изобретение относится к рабочим колесам центробежных насосов. Рабочее колесо содержит ведущий диск 1, покрывной диск 2 и расположенные между ними лопатки 3. Покрывной диск 2 снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа 4. Выступ 4 концентричен внутреннему выступу основного уплотнения 5. Дополнительный выступ 4 с основным уплотнением 5 образуют разгрузочную камеру 6. Отношение наружного диаметра D1 дополнительного уплотнения - выступа 4 - к наружному диаметру D0 внутреннего выступа основного уплотнения 5 равно 1,1÷1,3. Расстояние L от торца выступа 4 до входного торца колеса составляет (0,06÷0,07)D0. Глубина l камеры 6 составляет (0,045÷0,065)D0. Изобретение позволяет увеличить эффективность уплотнения и улучшить гидродинамические свойства рабочего колеса. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения, а именно к рабочим колесам центробежных насосов.

Известно рабочее колесо промежуточной ступени центробежного насоса, содержащее ведущий диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки, причем покрывной диск снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа, концентричного внутреннему выступу основного уплотнения и образующего вместе с основным уплотнением разгрузочную камеру (см. а.с. SU 1003607, Кл. F04D 1/00, опубл. 23.10.1983). Недостатком известного устройства является недостаточная эффективность и сложность конструкции уплотнительного узла.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в увеличении эффективности уплотнения и улучшении гидродинамических свойств рабочего колеса центробежного насоса. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что рабочее колесо промежуточной ступени центробежного насоса содержит ведущий диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки, причем покрывной диск снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа, концентричного внутреннему выступу основного уплотнения и образующего вместе с основным уплотнением разгрузочную камеру, при этом отношение наружного диаметра дополнительного уплотнения к наружному диаметру внутреннего выступа основного уплотнения D0 равно 1,1÷1,3, расстояние от торца выступа до входного торца колеса составляет (0,06÷0,07)D0, а глубина камеры - (0,045÷0,065)D0. Предпочтительно, чтобы наружный диаметр лопатки рабочего колеса составлял (1,5÷1,9)D0, а отношение ширины входного кольца направляющего аппарата к ширине выходной щели рабочего колеса было равно 1,3÷1,8.

На чертеже изображен поперечный разрез предлагаемого рабочего колеса.

Рабочее колесо содержит установленные на валу (не показан) ведущий 1 и покрывной 2 диски. Между дисками 1 и 2 расположены лопатки 3. Покрывной диск 2 снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа 4. Выступ 4 расположен на диске 2 концентрично внутреннему выступу основного уплотнения. Между выступом 4 и основным уплотнением 5, таким образом, образуется разгрузочная камера 6. Камера 6 служит для гашения скоростного напора после дополнительного щелевого уплотнения, таким образом увеличивается сопротивление перетечкам. Ключевым фактором, определяющим эффективность лабиринтного уплотнения с разгрузочной камерой, является геометрия этой камеры. Экспериментальное исследование зависимости качества уплотнения от параметров выступа показало, что существует оптимальное соотношение размеров выступа с размерами колеса, обеспечивающее максимальную эффективность уплотнения. Согласно этим соотношениям наружный диаметр дополнительного уплотнения (выступа 4) должен составлять 1,1÷1,3 наружного диаметра внутреннего выступа основного уплотнения D0. В этом случае, с одной стороны, выступ расположен достаточно далеко от внутреннего выступа основного уплотнения, чтобы обеспечить эффективное гашение скоростного напора в уплотнении, а с другой стороны - достаточно близко к нему, чтобы сохранить герметичность и простоту конструкции насоса, в котором расположено колесо. Расстояние L от торца выступа до входного торца колеса должно составлять L=(0,06÷0,07)D0. Выполнение выступа с большим или меньшим расстоянием до входного торца ведет к увеличению протечки. Глубина камеры l=(0,5-0,6)D0 оптимальна для разгрузки уплотнений в центробежных жидкостных насосах.

Проведенные эксперименты также показали, что гидродинамически оптимальным, с точки зрения минимизации кавитационного воздействия, является такое выполнение рабочего колеса, при котором отношение диаметра (D0) входа в рабочее колесо к наружному диаметру (D2) основной лопатки рабочего колеса D0/D2=1,5÷1,9, а отношение ширины (а) входного кольца направляющего аппарата к ширине (b) выходной щели рабочего колеса а/b=1,3÷1,8.

Рабочее колесо работает следующим образом.

Насос предварительно заполняется перекачиваемой жидкостью. Вращательное усилие, передаваемое от мотора насоса на вал, приводит во вращение ведущий диск 1. Диск 1 увлекает за собой лопатки 3 и покрывной диск 2. Поток перекачиваемого рабочего тела (жидкости) через входной направляющий аппарат нагнетается в полость рабочего колеса. Указанная полость образована каналами между лопатками 3 и дисками 1 и 2. Через эти каналы под действием центробежной силы жидкость устремляется в выходной канал.

Основное лабиринтное уплотнение обеспечивает герметизацию полости рабочего колеса, предотвращая радиальное протекание жидкости за пределы рабочего участка насоса. Камера 6 увеличивает сопротивление перетечкам, а дополнительное уплотнение в виде выступа 4 значительно уменьшает эти протечки. Таким образом, заявленная конструкция рабочего колеса повышает эффективность уплотнения.

1. Рабочее колесо промежуточной ступени центробежного насоса, содержащее ведущий диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки, причем покрывной диск снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа, концентричного внутреннему выступу основного уплотнения и образующего вместе с основным уплотнением разгрузочную камеру, отличающееся тем, что отношение наружного диаметра дополнительного уплотнения к наружному диаметру внутреннего выступа основного уплотнения Dо равно 1,1÷1,3, расстояние от торца выступа до входного торца колеса составляет (0,06-0,07)Dо, а глубина камеры - (0,045-0,065)Dо.

2. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что наружный диаметр лопатки рабочего колеса составляет (1,5÷1,9)Dо.

3. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что отношение ширины входного кольца направляющего аппарата к ширине выходной щели рабочего колеса равно 1,3÷1,8.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в погружных насосных установках для подъема жидкости из скважин с повышенным содержанием попутного газа.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании износостойких погружных центробежных насосов для добычи нефти. .

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в устройствах необъемного вытеснения, а именно в центробежных насосах для перекачивания жидкости и в турбинных установках.

Изобретение относится к центробежным насосам, используемым преимущественно в малогабаритных нефтяных скважинах. .

Изобретение относится к насосостроению, в частности к многоступенчатым погружным центробежным насосам для добычи нефти из скважин. .

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, к производству установок электроцентробежных насосов для нефтяных скважин. .

Изобретение относится к гидромашиностроению. .

Изобретение относится к центробежным насосам и компрессорам. .

Изобретение относится к вертикальным центробежным насосам, создающим подпор перед магистральными насосами, для транспортировки нефти. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов. .

Изобретение относится к двигателестроению и касается водяного насоса, работающего в составе систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно автомобильных.

Изобретение относится к конструкции щелевых уплотнений шнекоцентробежных насосов ТНА ЖРД. .

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в центробежных насосах, компрессорах, турбинах и т.д. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов и других роторных машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов. .

Изобретение относится к области вентиляторостроения и касается конструкции уплотняющих устройств между рабочим колесом и входным коллектором радиальных вентиляторов, преимущественно газоотсасывающих.

Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к центробежным насосам. .

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосным и дождевальным установкам

Изобретение относится к рабочим колесам центробежных насосов

Наверх