Транспортный вертолет

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной. Транспортный вертолет содержит грузовую кабину, имеющую в задней части грузовой люк, закрывающийся аппарелью (5), шарнирно закрепленной на пороге пола грузовой кабины и снабженной люком, выполненным симметрично относительно продольной оси симметрии вертолета. Люк снабжен крышками (6). оси шарниров крышек люка аппарели расположены параллельно оси симметрии вертолета и обеспечивают возможность откидывания внутрь грузовой кабины вертолета. Снаружи аппарели в проеме люка установлен экран (9) коробчатой формы. Экран имеет возможность поворота относительно проема люка как внутрь грузовой кабины, так и наружу с возможностью фиксации его в промежуточных положениях. Экран выполнен с возможностью размещения на нем стрелковой точки и установки на него съемного выравнивающего настила. Изобретение повышает безопасность посадки вертолета, повышает эффективность применения стрелкового вооружения и улучшает аэродинамические характеристики вертолета. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к конструкции транспортного вертолета с грузовой кабиной, имеющей аппарель с люком, предназначенной для погрузки и транспортировки грузов, а также для оборудования стрелковой точки.

Известны транспортные вертолеты (патент РФ №2232695, МКИ В64С 27/00, 29.08.2002) и наиболее близкий аналог - прототип - патент РФ №2293685, МКИ В64С 1/22, 09.11.2005, в которых для погрузки и транспортировки грузов, техники и пассажиров, а также оборудования стрелковой точки грузовая кабина имеет в задней части грузовой люк, закрывающийся шарнирно закрепленной на пороге пола аппарелью с люком, снабженный верхней и нижней шарнирно закрепленными крышками, открывающимися раздельно. Верхняя крышка откидывается вовнутрь грузовой кабины и снабжена узлом фиксации ее в верхнем положении, а нижняя крышка откидывается наружу с возможностью фиксации ее в горизонтальном положении и служит для транспортировки длинномерных грузов. Кроме того, при опоре на землю она используется в качестве трапа для оборудования. Для военного применения вертолета между верхней и нижней крышками установлена съемная балка, на которой может быть закреплена также съемная шкворневая головка для пулемета, а на обрезе пола грузовой кабины устанавливается сиденье для стрелка.

Недостатками такой конструкции при использовании вертолета для перевозки длинномерных грузов, особенно нежестких свисающих, выступающих за проем люка, является вероятность касания грузов о землю при посадке. Для этого под груз устанавливают прокладки.

Недостатками конструкции при военном применении вертолета является то, что для организации стрелковой точки нужно открыть люк аппарели, установить балку, установить сиденье, а чтобы открыть саму аппарель - надо закрыть люк. Открытый люк в аппарели способствует увеличению донного сопротивления вертолета. При аварийной эвакуации требуется демонтаж балки и сиденья. Наличие сиденья стрелка ограничивает сектор обстрела и прицеливание. При открытой аппарели невозможна стрельба из установки, а при открытом люке невозможно открытие самой аппарели. Перед посадкой люк надо закрывать.

Недостатком конструкции также является отсутствие бронезащиты и защиты от потока воздуха.

Задачей предлагаемого технического решения является создание в аппарели вертолета грузового люка, удобного в эксплуатации как при гражданском, так и военном применении, путем расширения его эксплуатационных возможностей.

Результатом решения этой задачи является повышение безопасности посадки вертолета с длинномерным, в частности, нежестким грузом, а также повышение удобства загрузки и выгрузки различных грузов, техники и десанта. Кроме того, результатом решения является повышение эффективности применения стрелкового вооружения, а также улучшение аэродинамических характеристик самого вертолета.

Решение этой задачи достигается благодаря тому, что в транспортном вертолете, содержащем аппарель, с грузовым люком и крышками в нем, крышки установлены шарнирно по оси вертолета с возможностью откидывания их параллельно оси его вовнутрь, а снаружи люка, также по оси вертолета, установлен шарнирно навешенный в основании люка экран коробчатой формы с размерами в плане меньшими, чем размеры проема люка и выполненный с возможностью оборудования на нем стрелковой точки, установки изнутри на него съемного настила, а также плавного, бесступенчатого поворота экрана на шарнирах при помощи самотормозящего привода, причем угол подъема и опускания экрана при этом определяется его вертикальным положением и положением при контакте его с грунтом. При этом крышки люка аппарели выполнены съемными. Экран установлен с возможностью фиксации его на проеме люка, узел фиксации, управляемый как снаружи, так и изнутри. Привод подъема и опускания экрана осуществлен, например, при помощи тросов и лебедки, путем вращения последней вручную или от электродвигателя, причем узел подвески экрана на тросах обеспечивает опускание экрана под собственным весом.

Установка в грузовом люке аппарели крышек, откидывающихся вовнутрь вертолета, позволяет производить посадку вертолета при открытом люке. Положение крышек люка (открытое или закрытое) на опускание или подъем аппарели не влияет. При открытых крышках люка на земле можно, не опуская аппарель, расфиксировать подвеску экрана в проеме и произвести опускание его либо при помощи тросов и самотормозящим приводом, либо под собственным весом, путем отсоединения свободного конца экрана от узла подвески. При этом экран повернется в шарнирах навески до упора в грунт. Таким образом, откроется проем, через который можно покинуть вертолет или погрузить длинномерные грузы. В этом случае удобно применение съемного трапа, устанавливаемого на внутреннюю сторону экрана. Кроме того, длина экрана составляет примерно 3/4 длины проема люка, то есть намного больше, чем длина нижней крышки прототипа, что позволяет производить транспортировку длинномерных грузов большей длины. Применение бесступенчатого, самотормозящего привода поворота экрана на любой угол обеспечивает транспортировку также длинномерных грузов пониженной жесткости путем обеспечения требуемого по технике безопасности просвета между свободным концом груза и землей.

При военном применении для организации стрелковой точки наличие крышек люка аппарели необязательно, поэтому их можно выполнять съемными, что упрощает конструкцию. Так как экран выполнен с возможностью оборудования на нем стрелковой точки, а поворот его в проеме люка осуществлен посредством бесступенчатого самотормозящего привода от вертикального положения до горизонтального, то этим расширяется диапазон положений стрельбы - от положения стоя до положение лежа, чем расширяется сектор обстрела и имеется возможность перемещения стрелка и прицеливания. Отсутствие балки и стула упрощает аварийную эвакуацию. При аварийной эвакуации требуется лишь открыть крышки люка (если они не сняты), демонтировать оружие из шкворневой установки, (если оно установлено), открыть механизмы фиксации экрана на проеме люка и узла подвески и экран опустится под собственным весом. При открытии аппарели требуется лишь вынуть оружие из шкворневой установки, что выполняется довольно быстро, закрытие крышек люка необязательно.

Сам экран выполняет роль бронезащиты и защиты от потока воздуха.

Кроме того, наличие экрана при открытых крышках люка уменьшает донное сопротивление вертолета, что в сравнении с прототипом улучшает техническую характеристику.

Таким образом, изменение расположения крышек в люке аппарели, а также добавление к нему экрана с бесступенчатым самотормозящим приводом поворота его обеспечивают транспортный вертолет новыми положительными свойствами и существенными отличиями, поэтому можно сделать вывод, что решение этой задачи выполнено на изобретательском уровне.

Изобретение поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - общий вид транспортного вертолета;

на фиг.2 - задняя часть грузовой кабины с открытой в положении трапа аппарелью, с закрытыми крышками люка в ней и экраном, зафиксированным на проеме люка;

на фиг.3 - сечение А-А (см. фиг.2), где показаны крышки в закрытом и открытом положениях, а также расположение экрана относительно проема люка;

на фиг.4 - задняя часть грузовой кабины с закрытой аппарелью и экраном, выполняющим функции трапа;

на фиг.5 - задняя часть грузовой кабины с закрытой аппарелью и открытым люком ее для перевозки длинномерных грузов, а также грузов с пониженной жесткостью;

на фиг.6 - основное положение стрелка при закрытой аппарели, а также крайние (вертикальное и горизонтальное) положения экрана, предназначенные для стрельбы;

на фиг.7 - положение стрелка при открытой аппарели и положение экрана, предназначенное для стрельбы, например, для прикрытия высадки десанта.

Транспортный вертолет содержит фюзеляж 1 с кабиной экипажа 2 в носовой части, грузовой кабиной 3 (фиг.1) в центральной части и хвостовой балки 4.

Грузовая кабина 3 имеет сзади грузовой люк, закрывающийся аппарелью 5, образующей задний обвод фюзеляжа 1 в закрытом положении и выполняющей роль трапа в положении, когда она опирается на землю (фиг.1, 2).

В аппарели 5 по оси вертолета выполнен люк, снабженный двумя крышками 6, откидывающимися вовнутрь на шарнирах 7, установленных параллельно оси (фиг.2, 3). Кроме того, крышки 6 выполнены съемными. Снаружи аппарели 5, также по оси вертолета, на шарнирах 8, закрепленных в основании люка, навешен экран 9 коробчатой формы с размером b по ширине, меньшим, чем размер В проема люка. То есть b<В (фиг.3) Экран 9 выполнен с возможностью установки на нем коробки 10 для патронного ящика и шкворневой установки 11 (фиг.2). Кроме того, на экран 9 может быть дополнительно установлен съемный настил 12 (фиг.4, 5). Поворот экрана 9 на шарнирах 8 осуществлен плавным бесступенчатым и самотормозящим приводом при помощи, например, тросов 13, лебедки 14 и электродвигателя 15. Вращение лебедки 14 можно также осуществлять вручную (рукоятка условно не показана). Свободный конец экрана 9 соединен с тросом 13 при помощи узла подвески 16, выполненного с возможностью быстрой отстыковки троса 13 от экрана 9 (фиг.2) (например, при помощи штыря). Экран 9 может занимать при этом любые положения между крайними, например вертикальным и горизонтальным (фиг.6). Экран 9 в сложенном положении на проеме люка аппарели 5 фиксируется при помощи штыревого замка 17, открытие которого осуществляется как снаружи, так и изнутри посредством ручек соответственно 18 и 19 (фиг.2). Кроме того, фиксация экрана 9 в сложенном положении может быть осуществлена также посредством подвески на тросах 13 свободного конца экрана 9 либо к лебедке 14 (фиг.2), либо непосредственно к фюзеляжу (условно не показано). Сама аппарель 5 поворачивается на шарнире 20 при помощи гидроцилиндра 21 (фиг.2).

Работа вертолета с аппарелью предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

Для перевозки на вертолете длинномерных грузов при закрытой аппарели 5 откидывают крышки 6 люка. Рукоятками 18 или 19 осуществляют расфиксацию замка 17 и посредством лебедки 14 и тросов 13 устанавливают экран 9 горизонтально земле.

Затем производят загрузку и в зависимости от требуемой по безопасности величины просвета H1÷Нn поднимают экран 9, груз 22 или 23 закрепляют канатами к швартовочным узлам пола кабины 3. При необходимости на экран 9 устанавливается съемный настил 12 (фиг.5).

При открытых крышках 6 люка аппарели 5 на земле можно, не опуская аппарель 5, расфиксировав штыревой замок 17, произвести опускание экрана 9 либо при помощи лебедки 14 и тросов 13, либо под собственным весом, путем отсоединения свободного конца экрана 9 от узла подвески 16. При этом экран 9 повернется в шарнирах 8 до упора в грунт. Затем на экран 9 устанавливается быстросъемный настил 12 (фиг.4). Таким образом, откроется проем.

При военном применении для организации стрелковой точки наличие крышек 6 необязательно, поэтому их снимают. На экран 9 при этом устанавливают шкворневую установку 11 и коробку 10 для патронного ящика (фиг.2). При помощи лебедки 14 экран 9 устанавливают в любое удобное для стрельбы положение от вертикального до горизонтального (фиг.6), при этом положение аппарели 5 может быть любым, так как b<В (фиг.3). Для удобства ведения стрельбы из ручного стрелкового оружия, например автомата, на экран 9 устанавливается настил 12. Экран 9 совместно с настилом 12 служит также в качестве бронезащиты, а также защиты от потока воздуха.

Кроме того, наличие экрана 9 уменьшит донное сопротивление вертолета.

1. Транспортный вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа и грузовой кабиной, в задней части которой выполнен грузовой люк, закрывающийся аппарелью, шарнирно закрепленной на пороге пола грузовой кабины и снабженной люком с откидывающимися крышками, выполненным симметрично относительно оси симметрии вертолета, отличающийся тем, что оси шарниров крышек люка аппарели расположены параллельно оси симметрии вертолета с возможностью откидывания их внутрь грузовой кабины, а снаружи проема люка аппарели установлен экран коробчатой формы, шарнирно закрепленный в основании люка аппарели и выполненный с возможностью оборудования на нем стрелковой точки.

2. Транспортный вертолет по п.1, отличающийся тем, что крышки люка аппарели выполнены съемными.

3. Транспортный вертолет по п.1, отличающийся тем, что экран установлен с возможностью поворота, регулировки и фиксации положений его, включая сложенное, относительно проема люка аппарели как внутрь, как и наружу фюзеляжа.

4. Транспортный вертолет по п.3, отличающийся тем, что регулировка и фиксация положения экрана осуществлена посредством уборки - выпуска тросов с помощью лебедки.

5. Транспортный вертолет по п.3, отличающийся тем, что экран в сложенном положении установлен с возможностью фиксации его относительно проема люка аппарели посредством замка или при помощи тросов, причем замок установлен на аппарели и выполнен с возможностью управления им как снаружи, так и изнутри вертолета, а фиксация при помощи тросов осуществлена, например, посредством подвески свободного конца экрана либо к лебедке, либо непосредственно к фюзеляжу.

6. Транспортный вертолет по п.5, отличающийся тем, что узел подвески экрана выполнен с возможностью обеспечения опускания экрана под собственным весом.

7. Транспортный вертолет по п.1, отличающийся тем, что экран выполнен с возможностью установки на него съемного выравнивающего настила.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вертолетостроения. .

Вертолет // 2339542
Изобретение относится к области авиастроения, в частности к вертолетам, и предназначено для регистрации полетной информации. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с одним несущим винтом. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиации, более конкретно - к вертолетам. .

Изобретение относится к области авиации и конструкции фюзеляжей вертолетов. .

Вертолет // 2314973
Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам. .

Изобретение относится к конструкциям транспортных вертолетов с грузовой кабиной. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к напольной механизации, предназначенной для загрузки, выгрузки, прокатки вдоль кабины и фиксации в полете специальных грузовых контейнеров или поддонов.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к кабинам транспортных самолетов. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции элементов, предназначенных для облегчения загрузки вертолета, а именно к бортовому загрузочному устройству вертолета с боковой дверью в грузопассажирском отсеке фюзеляжа, позволяющему подъем людей или грузов в режиме висения вертолета.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к погрузочно-разгрузочным устройствам для летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для загрузки грузовых отсеков самолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию грузовых кабин летательных аппаратов. .

Изобретение относится к сильфонным уплотнениям, например, перехода между двумя соединенными друг с другом шарнирами транспортными средствами или трапа для пассажиров самолета.
Наверх