Электропривод запорной арматуры

Изобретение относится к приводам управления трубопроводной арматурой и предназначено для использования в трубопроводном транспорте для управления потоком рабочей среды. Электропривод запорной арматуры содержит корпус. В корпусе перпендикулярно друг другу установлены валы электродвигателя и ручного дублера. На валах жестко посажены зубчатые колеса. Зубчатые колеса перемещаются в положение зацепления механизмом переключения с электрического управления на ручное. Вал электродвигателя связан со входным валом редуктора. Механизм переключения выполнен в виде эксцентриковой втулки. Вал ручного дублера установлен в корпусе с помощью эксцентриковой втулки. Втулка снабжена рычагом для ее поворота. Вал ручного дублера выполнен из двух полувалов. Один полувал несет на себе штурвал. Второй полувал имеет зубчатое колесо. Полувалы соединены друг с другом через вилку и звездочку двойной двухсторонней муфты свободного хода. Обоймой муфты является внутренняя поверхность эксцентриковой втулки. Изобретение направлено на повышение надежности конструкции и упрощение конструкции привода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к приводам управления трубопроводной арматурой и может быть использовано в трубопроводном транспорте для управления потоком рабочей среды, например нефти, газа и других продуктов.

Привод запорной арматуры в самом общем случае содержит электродвигатель с редуктором и ручной дублер для управления арматурой в условиях аварийного отключения электричества. Компоновка двигателя и редуктора должна допускать большие линейные перемещения штока трубопроводной арматуры. Основной проблемой приводов запорной арматуры является безопасное переключение исполнительного механизма с электрического на ручное управление и обратно. Самая простая схема подключения ручного управления реализована в электроприводе арматуры по патенту RU 2132990. Маховик ручного дублера выполнен съемным. Переключение осуществляется осевым смещением маховика, при котором замыкается кинематическая связь ручного дублера и ведомого вала привода и одновременно срабатывает электрический выключатель, отключающий питание двигателя. Основным недостатком такого привода является большая зависимость от человеческого фактора, так как после случайного отключения включение электрического управления невозможно без выезда оператора на место. Кроме того, надежность работы электрического выключателя, особенно в полевых условиях, значительно ниже надежности механических систем.

Известны приводы RU 22113890, US 7055795, в которых используют двухстороннюю кулачковую муфту, которая, перемещаясь по шлицам ведомого вала привода, поочередно связывает с ним либо вал ручного маховика, либо вал двигателя, разрывая другую связь. Перемещение муфты в обе стороны может осуществляться рычагом, либо в одну сторону муфта перемещается рычагом и фиксируется защелкой, а возвращается в другое положение с помощью пружины после разблокирования защелки. Таким приводам присущ основной недостаток, описанный выше, а именно переключение с ручного управления на электрическое возможно только оператором на месте.

Для автоматического размыкания связи между ручным маховиком и кулачковой муфтой при включении питания электродвигателя используют элементы с криволинейными торцевыми кулачками SU 1421944, RU 2239116. Недостатками этих технических решений является большое количество кинематических связей, что усложняет работу и снижает надежность приводов.

В качестве прототипа выбран электропривод с ручным дублером (RU 56542). Привод содержит корпус, в котором перпендикулярно друг к другу установлены валы двигателя и ручного дублера. На валах установлены зубчатые колеса, которые зацепляются друг с другом при продольном перемещении вала ручного дублера по шлицам в корпусе. На валу ручного дублера расположена пружина, которая возвращает ручной дублер в исходное положение после прекращения давления на маховик. При ручном управлении приводом оператору приходится одновременно давить на маховик, преодолевая сопротивление пружины, и вращать его, что крайне неудобно и требует больших физических усилий. При неожиданном включении электропитания возникает удар на маховик, так как дублер отключается только после того, как оператор отпускает маховик. Такой ручной дублер прост, но очень неудобен в эксплуатации и опасен для оператора.

Таким образом, остается актуальной задача создания простого, надежного и безопасного привода, имеющего малое количество деталей и невысокую стоимость.

Техническим результатом изобретения является разделение усилий вращения маховика и приведения ручного дублера в рабочее положение и автоматический разрыв связи ручного дублера с двигателем при неожиданном включении электродвигателя.

Для решения поставленной задачи привод запорной арматуры, как и прототип, содержит электродвигатель, связанный с входным валом редуктора, ручной дублер и механизм переключения привода с электрического на ручное управление. Валы электродвигателя и ручного дублера установлены в корпусе перпендикулярно друг к другу и на них закреплены зубчатые колеса, которые приводятся в зацепление механизмом переключения привода в ручное управление.

В отличие от прототипа механизм переключения выполнен в виде эксцентриковой втулки, посредством которой вал ручного дублера установлен в корпусе, втулка снабжена рычагом для ее поворота в корпусе. При повороте эксцентриковой втулки вал ручного дублера вместе с зубчатым колесом перемещается в направлении, перпендикулярном оси ручного дублера, и колесо на валу ручного дублера входит в зацепление с колесом на валу двигателя. Чтобы ручной дублер гарантированно отключался после включения двигателя при любом состоянии трущихся поверхностей вала ручного дублера, эксцентриковой втулки и корпуса, проходящий внутри эксцентриковой втулки вал дублера выполнен в виде двух полувалов, несущих на себе штурвал ручного управления и зубчатое колесо. Полувалы соединены друг с другом посредством двойной двусторонней муфты свободного хода, причем полувал со штурвалом ручного управления соединен с вилкой муфты, полувал с зубчатым колесом соединен со звездочкой муфты, а ее обоймой является внутренняя цилиндрическая поверхность эксцентриковой втулки.

Для фиксации ручного дублера в рабочем положении целесообразно на наружной боковой поверхности втулки выполнить защелку в виде подпружиненного шарика.

На фиг.1 представлено осевое сечение привода, на фиг.2 - его общий вид со снятым двигателем, а на фиг.3 - сечение по В-В, показывающее муфту свободного хода.

Привод содержит корпус, состоящий из двух цилиндрических плеч 1 и 2, перпендикулярных друг к другу. Плечи 1 и 2 корпуса жестко связаны друг с другом. В приводе, представленном на фигурах, части 1 и 2 корпуса связаны с помощью прямоугольного фланца 3 и резьбовых соединений. В цилиндрическом корпусе 1 выполнено посадочное отверстие для электродвигателя 5, а в корпусном элементе 2 выполнено отверстие 6 для установки ручного дублера.

Вал 7 электродвигателя 5 жестко связан с входным валом 8 редуктора привода (сам редуктор на фигуре не показан) и на нем жестко закреплено коническое зубчатое колесо 9. Вал ручного дублера выполнен из двух полувалов 10 и 11. На полувалу 10 посажен штурвал 12 с рукояткой вращения 13. На полувалу 11 жестко закреплено коническое зубчатое колесо 14, зацепляющееся с колесом 9 при включенном ручном дублере. Следует отметить, что колеса в паре 14-9 не обязательно должны быть коническими. Одно из колес может быть плоским, тогда ответное колесо будет цилиндрическим.

Полувалы ручного дублера 10 и 11 посажены в корпусе 2 через эксцентриковую втулку 15, которая имеет возможность поворота в корпусе с помощью рычага 16. Полувалы 10 и 11 посажены в эксцентриковой втулке 15 на подшипниках 18, 19, 20, 21 и связаны друг с другом посредством двойной муфты свободного хода двухстороннего действия (см. фиг.3). При этом полувал 10, несущий штурвал 12, связан с вилкой 22 муфты свободного хода, а полувал 11 связан со звездочкой 23. При этом обоймой муфты свободного хода является внутренняя поверхность 24 эксцентриковой втулки 15. Ролики 25 муфты свободного хода раздвигаются в клиновые пазы между звездочкой 23 и обоймой 24 пружинами 26.

Ручной дублер включается поворотом и удержанием рычага 16. Для того чтобы зафиксировать ручной дублер в рабочем положение без усилия со стороны оператора, на наружной боковой поверхности эксцентриковой втулки 15 выполнена шариковая защелка - фиксатор углового положения эксцентриковой втулки. Защелка представляет собой выполненное в корпусе 2 отверстие 27 с шариком 28 и пружиной 29. На боковой поверхности эксцентриковой обоймы 15 выполнены ответные пазы 31, фиксирующие обойму 15 в положении включения ручного дублера и в положениях его выключения. Для регулировки силы сжатия пружины 29 предусмотрен регулировочный винт 30.

Рассмотрим работу предлагаемого привода в простейшем варианте конструкции, т.е. без шариковой защелки. В режиме электрического управления эксцентриковая втулка 15 повернута в корпусе 2 так, что ось 001 ручного дублера занимает крайнее нижнее положение, показанное на фиг.1 пунктиром. Зубчатое колесо 14 при этом выведено из зацепления с колесом 9. Вращение вала 7 двигателя 5 передается на входной вал 8 редуктора и далее к рабочему органу запорной арматуры. При обесточивании двигателя 5 поворотом рычага 16 вверх до упора втулка 15 поднимает ось 001 в крайнее верхнее положение и колесо 14 входит в зацепление с колесом 9. Вращением штурвала 12 приводится во вращение полувал 10 и вилка 22 муфты свободного хода. Вращением вилки 22 ролики 25 выталкиваются из клиновых пазов между звездочкой 23 и обоймой 24, и звездочка свободно вращается вместе с вилкой относительно обоймы 24. Т.е полувалы 10 и 11 вращаются относительно эксцентриковой втулки 15 вместе как единое целое, и вращение от штурвала 12 передается через зубчатые колеса 14 и 9 на входной вал 8 редуктора привода. Оператору необходимо лишь фиксировать рычаг 16 в нужном положении и вращать рукоятку 13 штурвала 12.

В этой простейшей конструкции при неожиданном включении двигателя 5 вращение через зубчатую пару 9-14 поступит на полувал 11 и звездочку 23 муфты свободного хода. При вращении звездочки 23 с более высокой скоростью, чем вилка 22, вращаемая вручную, один из роликов 25 заклинивается в пазу между звездочкой 23 и обоймой 24 и вращение от звездочки передается на обойму, поворачивая эксцентриковую втулку 15 вокруг ее оси вращения. Поворот втулки в корпусе 2 разрывает связь между зубчатыми колесами 14 и 9. Динамический удар от 5 включенного двигателя может ощущаться оператором только на рычаге 16, но поскольку связь с двигателем тут же разрывается, то этот удар не может причинить большого вреда оператору.

Привод с шариковой защелкой в режим ручного дублера также переводится поворотом рычага 16. Эксцентриковая втулка 15 в этом случае удерживается не рычагом 16, который оператор может отпустить, а шариком 28, фиксированном в пазу 31. Оператор теперь имеет свободными обе руки и может ими обеими вращать штурвал 12, что облегчает ручное управление приводом. При неожиданном включении электропитания двигателя 5, как и в предыдущем случае, сработает муфта свободного хода, и вращение зубчатого колеса 9 через колесо 14 создаст на эксцентриковой втулке 15 момент вращения относительно ее оси. При превышении этим моментом силы поджатия пружины 29 шариковой защелки шарик 28 утапливается в отверстии 27, освобождая защелку, и втулка 15 поворачивается в корпусе 2 вокруг своей оси вращения. Тем самым колесо 14 переводится в нижнее положение и разрывает связь зубчатых колес 9 и 14. Т.е. в этом случае динамического удара на руки оператора не будет вообще. В дальнейшем входной вал 8 редуктора будет вращаться только от электродвигателя 5. Во избежание в момент включения двигателя излишних нагрузок на нем пружину 29 шариковой защелки целесообразно отрегулировать так, чтобы она надежно фиксировала положение втулки 15 при ручном управлении, но легко отключалась при включении двигателя. Регулировка пружины 29 в данной конкретной конструкции осуществляется регулировочным винтом 30.

Таким образом, предложена очень надежная, простая и удобная в эксплуатации конструкция привода запорной арматуры с ручным дублером.

1. Электропривод запорной арматуры, содержащий корпус, в котором перпендикулярно друг другу установлены валы электродвигателя и ручного дублера, на валах жестко посажены зубчатые колеса, которые перемещаются в положение зацепления механизмом переключения с электрического управления на ручное, и вал электродвигателя связан с входным валом редуктора, отличающийся тем, что механизм переключения выполнен в виде эксцентриковой втулки, посредством которой вал ручного дублера установлен в корпусе и втулка снабжена рычагом для ее поворота, причем вал ручного дублера выполнен из двух полувалов, один из которых несет на себе штурвал, а другой - зубчатое колесо, и полувалы соединены друг с другом через вилку и звездочку двойной двухсторонней муфты свободного хода, обоймой которой является внутренняя поверхность эксцентриковой втулки.

2. Электропривод по п.1, отличающийся тем, что на наружной боковой поверхности эксцентриковой втулки выполнена защелка в виде подпружиненного шарика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидропневмоавтоматики и предназначено для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды в трубопроводных технологических линиях или магистралях, транспортирующих преимущественно газообразные среды с высокими давлением и температурой, в газовой, нефтяной, химической и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к области гидропневмоавтоматики и предназначено для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды в трубопроводных технологических линиях или магистралях, транспортирующих преимущественно газообразные среды с высокими давлением и температурой, в газовой, нефтяной, химической и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве средства комбинированного управления запорным органом на промышленных трубопроводах.

Изобретение относится к области электропривода и может быть использовано для управления запорной арматурой магистральных нефтепроводов. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в приводах трубопроводной арматуры. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для дистанционного и ручного управления потоком рабочей жидкости по трубопроводу с диаметром условного прохода от 6 мм до 125 мм при входном давлении рабочей жидкости от 0,06 МПа до 6,3 МПа.

Изобретение относится к устройствам управления электроприводами запорной арматуры (задвижек, клапанов, кранов). .

Изобретение относится к оборудованию для медицинских учреждений и предназначено для использования в бытовой водоразборной арматуре, в вагонах поездов и в пассажирских самолетах, а также в смесительной производственной арматуре для смешения двух и более жидких компонентов.

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения управляемых электроприводов, а именно - регулируемых многооборотных электроприводов с асинхронным электродвигателем.

Изобретение относится к приводам управления трубопроводной арматурой и предназначено для использования в трубопроводном транспорте для управления потоком рабочей среды

Изобретение относится к области арматурострения и предназначено для использования в системах вентиляции помещений, в частности укрытий, требующих повышенной безопасности на случай резкого повышения давления воздушной среды

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода для запорной и запорно-регулирующей трубопроводной арматуры

Представленный вариант устройства перевода на ручное управление включает ручное средство управления, имеющее первую муфту на первой стороне, а также вторую муфту на второй стороне, расположенной напротив первой стороны. Первый ведущий элемент, имеющий наружную резьбу, соединен с кожухом привода. Первый ведущий элемент имеет первый конец для разъемного соединения с первой муфтой ручного средства управления, второй конец для избирательного соединения с приводным элементом привода, а также канал, просверленный вдоль продольной оси первого ведущего элемента. Второй ведущий элемент располагается в этом канале для соединения вращательным образом с первым ведущим элементом. Второй ведущий элемент имеет первый конец, связанный резьбовым соединением со штоком приводного элемента, и второй конец для разъемного соединения со второй муфтой ручного средства управления. Вращение первого ведущего элемента в первом направлении вращения с помощью ручного средства управления перемещает приводной элемент привода в первом линейном направлении, а вращение второго ведущего элемента относительно первого ведущего элемента в первом направлении вращения с помощью ручного средства управления вызывает перемещение приводного элемента во втором линейном направлении, противоположном первому линейному направлению. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к приводным устройствам для трубопроводной арматуры. Приводное устройство для трубопроводной арматуры содержит первый редуктор, содержащий выходной и входной валы, установленные соосно, двигатель. Указанный двигатель соединен с входным валом первого редуктора с обеспечением возможности передачи поворотного движения двигателя на входной вал указанного редуктора. Блокировочное устройство выполнено с возможностью блокировки вала двигателя. Ручной привод соединен с первым редуктором через червячную передачу с обеспечением возможности передачи поворотного движения ручного привода на выходной вал указанного редуктора. Червяк червячной передачи выполнен с возможностью поступательного осевого перемещения, ограниченного упругими элементами, за счет передачи на него части момента двигателя. Приводное устройство содержит выключатели двигателя, выполненные с возможностью приведения их в действие посредством взаимодействия с ними червяка, при его поступательном осевом перемещении, и выходной вал приводного устройства, отличающееся тем, что оно содержит двустороннюю ограничительную муфту для ограничения момента, посредством которой двигатель соединен с входным валом первого редуктора, и второй редуктор, соединенный с первым редуктором с возможностью передачи поворотного движения от первого редуктора на выходной вал приводного устройства. Изобретение направлено на снижение вероятности поломки передачи или других составляющих системы. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к ограничителям крутящего момента приводов. Ограничитель содержит подвижный вал, выполненный с возможностью перемещения в две стороны в осевом направлении и вращения в работе для приведения во вращение приводного вала исполнительного механизма для привода клапана. На подвижном валу установлен тормозной диск. Первое фрикционное устройство расположено на первой стороне от тормозного диска. Второе фрикционное устройство расположено на второй стороне. Контакт между тормозным диском и первым или вторым фрикционными устройствами останавливает двигатель, вращающий подвижный вал. Ограничитель также содержит корпус и регулировочную систему для регулировки положения первого фрикционного устройства и/или второго фрикционного устройства относительно тормозного диска. Привод клапана содержит ограничитель. Клапанный блок содержит клапан и привод клапана. Достигается уменьшение размеров устройства и снижение напряжения на клапане. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к управлению трубопроводной арматурой(ТПА), и может быть использовано в качестве исполнительного механизма для управления неполноповоротной ТПА, в частности шаровых кранов. Неполноповоротный ручной привод для трубопроводной арматуры содержит управляемый запорным органом трубопроводной арматуры и охватываемый неподвижным корпусом с наклонным пазом адаптер. Указанный адаптер взаимодействует с ведущим роликом. При этом ролик закреплен на ходовой гайке управляемым шпинделем. Причем ролик одновременно взаимодействует с двумя разнонаправленными наклонными пазами как корпуса, так и адаптера. При этом в кольцевой канавке адаптера закреплен стопор, взаимодействующий с двумя регулируемыми упорами, размещенными в корпусе. Наклонные пазы либо в корпусе, либо в адаптере, либо в обеих деталях выполнены с различными углами наклона к вертикальной оси, либо криволинейными с изменяющимися по длине углами наклона. При этом ролик снабжен двумя автономными подшипниками качения. Изобретение направлено на снижение высотных характеристик привода, а значит, снижение металлоемкости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Передача предназначена для смещения запорного элемента в крайнее положение и может быть использована в системах аварийной защиты. На рукоятке вала с возможностью вращательного или винтового движения смонтировано звено с ориентирующим и удерживающим трубу для троса элементом. В трубе для троса частично, с возможностью движения для поворота рукоятки и вала размещен трос. Один конец троса закреплен в удобном месте периферии рукоятки, другой - на двигателе привода. Указанное звено установлено в самом удобном положении. Удобное положение указанного звена зафиксировано механической связью, установленной между указанным звеном и стеной. Механическая связь препятствует вращению указанного звена вокруг оси вращения вала по крайней мере в одном направлении. Передача позволяет увеличить момент страгивания, допускает обычное пользование рукояткой, имеет универсальное крепление ориентирующего и удерживающего трубу для троса элемента и удобно монтируется. 4 ил.

Изобретение касается устройства для техники автоматизации, состоящего из сервопривода и модуля для ручного управления сервоприводом. Причем в качестве приводного элемента для сервопривода предусмотрен электрический привод или электрогидравлический привод. Причем модуль имеет генератор и ручной управляющий элемент для генератора. Причем модуль соединен электрически с приводным элементом сервопривода. Ручной управляющий элемент и генератор образуют модуль для ручного электрического удаленного задействования сервопривода. При этом модуль электрически соединен с приводным элементом сервопривода и электронным управляющим устройством. При этом электронное управляющее устройство в ручном режиме снабжают необходимой энергией, получаемой в результате преобразования механической энергии в электроэнергию, чтобы перемещать арматуру с помощью приводного элемента в требуемую позицию. Изобретение направлено на уменьшение габаритов и стоимости устройства техники автоматизации. 9 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх