Учебно-летная ракета

Изобретение относится к средствам отработки и испытаний авиационного вооружения. Ракета содержит корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, при этом в районе каждого узла крепления корпус ракеты дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство, а в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты. Увеличивается летный ресурс при простоте конструкций. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам отработки и испытаний авиационного вооружения, в частности к учебным авиационным ракетам. Известны учебные или практические авиационные авиабомбы, имитирующие габаритно-массовые и аэродинамические характеристики реальных авиабомб, см. патенты, GB 233804, DE 1800537, US 4620484, US 4218064.

Известны также учебно-летные ракеты, позволяющие воспроизводить загрузку ракетами самолета-носителя в полете, и обеспечивающие при этом возможность их аварийного сброса. Таковыми являются два типа габаритно-массовых макетов ракет (см. стр.458…460, том 1, Проектирование управляемых ракет класса «воздух-воздух» /Под ред. Соколовского Г.А., Изд-во ВВА им. Проф. Н.Е.Жуковского, 2005 г.), а именно:

- габаритно-массовый жесткостной макет, представляющий собой планер от штатной ракеты, где вместо штатной начинки отсеков ракеты размещены их массовые эквиваленты. Габаритно-массовый жесткостной макет имеет ресурс (в летных часах), равный ресурсу штатной ракеты;

- габаритно-массовый макет, выполняемый, как правило, из толстостенной трубы (с технологическими поперечными стыками) с приваренными крыльями и рулями.

Указанный габаритно-массовый макет ракеты выбран в качестве наиболее близкого аналога предлагаемого изобретения.

Недостатком используемой конструкции габаритно-массового макета ракеты является то, что вследствие большой жесткости его корпуса в процессе совместного полета на авиационном катапультном устройстве (АКУ) самолета-носителя происходит изменение геометрии сопрягаемых деталей АКУ и габаритно-массового макета вследствие износа опорных поверхностей. Увеличение зазоров в сопряжении узлов АКУ и бугелей габаритно-массового макета приводит к росту динамических нагрузок и снижению ресурса как АКУ, так и габаритно-массового макета, в результате чего требуется частая замена макета, либо смена его бугелей.

Таким образом, встает задача создания учебно-летного варианта ракеты в виде габаритно-массового макета с увеличенным ресурсом при сохранении достаточно простой конструкции макета. Техническим результатом изобретения является увеличение его летного ресурса.

Для решения поставленной задачи и получения указанного технического результата в учебно-летной ракете, содержащей корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, в районе каждого узла крепления корпус ракеты дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство, при этом в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты.

При этом фиксатор выполнен подпружиненным с возможностью его отключения в процессе закручивания стержня до упора в подвесное устройство.

На чертеже представлено сечение корпуса учебно-летной ракеты в районе одного из его бугелей. По оси симметрии бугеля расположен стержень 1, в верхней части которого выполнена резьба, взаимодействующая с ответным резьбовым отверстием в корпусе 2 учебно-летной ракеты. Верхний торец стержня 1 выполнен в виде полусферы, на которую опирается подпятник 3, размещаемый в выемке бугеля 4. Подпятник 3 соединен со стержнем 1 посредством невыпадающего резьбового соединения.

В нижней части стержня размещен стопорный механизм, состоящий из взаимодействующего с пружиной 5 штока 6 с двуплечим фиксатором 7, перемещающимся в продольном пазу стержня 1. Внешние концы фиксатора 7 взаимодействуют с зубчатым торцом втулки 8, являющейся шарнирной опорой для нижнего конца стержня 1. Для поворота стержня 1 в его нижнем конце выполнено квадратное отверстие, закрываемое штоком 6.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Перед подвеской учебно-летной ракеты под АКУ в квадратное отверстие стержня 1 вставляется торцевой ключ, при этом шток 6 перемещается вверх, и фиксатор 7 выходит из контакта с зубчатым торцом втулки 8, т.е. происходит расстопаривание стопорного механизма. Вращением стержня 1 против часовой стрелки производится предварительное утапливание подпятника 3 ниже верхней кромки бугелей 4, что необходимо для штатного срабатывания крюков 9 узла удерживания АКУ.

После подвески учебно-летной ракеты под АКУ торцевым моментным ключом производится заворачивание стержня 1 в ее корпус до достижения заданного момента на ключе, при этом за счет механического упора подпятника 3 в узел удержания АКУ происходит распирание в сочленении бугеля 4 и крюков 9 узла удержания, что обеспечивает выборку зазоров в указанном сочленении.

После вынимания моментного ключа, шток 6 под действием пружины 5 перемещается вниз до входа фиксатора 7 в контакт с впадинами зубьев втулки 8, фиксируя тем самым стержень 1 от самопроизвольного отворачивания под действием динамических нагрузок в процессе совместного полета с самолетом-носителем.

Исключение зазоров в сочленении бугелей учебно-летной ракеты и ответных узлов подвесного устройства обеспечивает уменьшение вибродинамических воздействий и, как следствие, снижение переменных напряжений в указанном сочленении, что способствует существенному повышению летного ресурса как учебно-летной ракеты, так и подвесного устройства - АКУ.

Предложенное решение обеспечивает применение на серийных АКУ грузов большой жесткости, каковыми являются учебно-летные варианты ракет, с увеличением их ресурса, как показала практика испытаний, в 2…4 раза.

1. Учебно-летная ракета, содержащая корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, отличающаяся тем, что в районе каждого упомянутого узла крепления корпус дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство самолета-носителя, при этом в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты.

2. Учебно-летная ракета по п.1, отличающаяся тем, что фиксатор выполнен подпружиненным с возможностью его отключения при закручивании стержня до упора в упомянутое подвесное устройство.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве мишени для обучения стрельбе боевых расчетов зенитных ракетных комплексов, а также при демонстрационных пусках
Изобретение относится к вооружению, в частности к практическим управляемым ракетам. Практическая управляемая ракета содержит двигатель, аппаратуру управления, аэродинамические стабилизаторы и массогабаритный макет боевой части. Ракета содержит неконтактный датчик цели боевой ракеты. В имитаторе боевой части смонтированы блок обработки сигнала и радиомодуль. Ракета имеет индивидуальный сетевой адрес. На поверхности ракеты закреплена антенна. Выход неконтактного датчика цели соединен с входом блока обработки сигнала. Выход блока обработки сигнала соединен с входом радиомодуля, а выход радиомодуля соединен с антенной. Достигается обеспечение передачи данных о срабатывании неконтактного датчика цели при невысокой вероятности разрушения мишеней.

Изобретение относится к области авиации и ракетостроения, а именно к средствам имитации летательных аппаратов для проведения летных испытаний и обучения персонала. Способ состоит в том, что макет формируют из базовых элементов, составляющих зону регулярных сечений, и макетов дополнительных элементов конструкции, таких как головной обтекатель, воздухозаборное устройство и аэродинамические поверхности. Базовые элементы составляют из круглых труб, имеющих переменный диаметр по длине, закрепленных на них шпангоутов, наружный контур которых повторяет форму сечения миделя и обшивки. Базовые элементы имеют такие длины и составлены таким образом, что элементы подвески макета располагаются на стыках между базовыми элементами. Технический результат заключается в повышении точности воспроизведения габаритно-массовых характеристик и внешней формы имитируемого изделия, обеспечении технологичности изготовления, прочности и жесткости макета. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх