Штамп для вытяжки кузовных деталей

Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для вытяжки различных деталей из листовых материалов, преимущественно для вытяжки кузовных деталей автомобилей. Штамп содержит пуансон, прижим с перетяжным порогом и матрицу с верхней прижимной поверхностью, отверстием и углублением под перетяжной порог. При этом матрица имеет первую и вторую вытяжные кромки. Углубление под перетяжной порог выполнено с обеспечением зазора относительно перетяжного порога, равного толщине штампуемого материала с учетом его положительного допуска по толщине. Контур отверстия матрицы образован с учетом упомянутого углубления. А поверхность контакта с заготовкой упомянутого углубления образована первой вытяжной кромкой матрицы, боковой поверхностью углубления и второй вытяжной кромкой матрицы, переходящей на верхнюю прижимную поверхность матрицы. Повышается точность и качество вытягиваемых деталей при экономии листового материала. 4 ил.

 

Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано для вытяжки различных деталей из листовых материалов (металлов и неметаллов), преимущественно для вытяжки кузовных деталей автомобилей, автобусов, сельхозтехники, бытовой техники на прессах простого, двойного и тройного действия, а также на многопозиционных автоматах, например, для вытяжки панелей дверей, капота, крышки багажника и других кузовных деталей автомобилей.

Известен штамп для вытяжки, содержащий пуансон, матрицу и прижим. Для торможения фланца заготовки на прижиме установлены перетяжные ребра радиусной формы (Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке, Л.: Машиностроение, 1979 г., стр.180, рис.175).

Недостатком известного штампа является то, что степень торможения при перемещении фланца заготовки недостаточна, в результате чего фланец заготовки проскальзывает в проем матрицы, что не обеспечивает требуемое в процессе вытяжки натяжение центральной части заготовки и вызывает перерасход листового материала на одну деталь.

В качестве наиболее близкого аналога взят штамп для вытяжки кузовных деталей, содержащий пуансон, прижим, матрицу и элементы торможения, в котором для уменьшения размеров заготовок, т. е. для экономии листового материала, перетяжной порог выполнен на прижиме, а углубления для него - на матрице (Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке. Л.: Машиностроение, 1959 г., стр. 214).

Недостатком этого штампа является его ограниченная область применения только для вытяжки неглубоких деталей, имеющих в плане плавный контур. При вытяжке кузовных деталей сложной формы такая конструкция штампа не обеспечивает дифференцированного торможения фланца заготовки и вследствие этого не позволяет получить деталь без дефектов, из условия прочности и стойкости ширина П-образного порога должна быть 12-15 мм, так как технологический припуск на вытянутом полуфабрикате образуется на перетяжном пороге и удаляется после обрезки в отход, то такая большая ширина П-образного порога приводит к завышенным размерам листовой заготовки и завышенной норме расхода листового материала на деталь.

Задачей изобретения является разработка конструкции штампа, обеспечивающей повышение точности и качества вытягиваемых деталей и экономию листового материала.

Поставленная задача достигается тем, что предлагается новая конструкция штампа для вытяжки кузовных деталей, содержащая пуансон, прижим с перетяжным порогом и матрицу с верхней прижимной поверхностью, отверстием и углублением под перетяжной порог, согласно изобретению матрица имеет первую и вторую вытяжные кромки, углубление под перетяжной порог выполнено с обеспечением зазора относительно перетяжного порога, равного толщине штампуемого материала с учетом его положительного допуска по толщине, контур отверстия матрицы образован с учётом упомянутого углубления, а поверхность контакта с заготовкой упомянутого углубления образована первой вытяжной кромкой матрицы, боковой поверхностью углубления и второй вытяжной кромкой матрицы, переходящей на верхнюю прижимную поверхность матрицы.

Такая конструкция штампа для вытяжки кузовных деталей позволяет уменьшить расход листового материала, обеспечить качество и точность вытягиваемых деталей.

На фиг.1 показан осевой разрез штампа для вытяжки детали на прессе двойного или тройного действия в крайнем нижнем положении ползуна пресса, на фиг. 2 - увеличенный фрагмент 1 в зоне перетяжного порога после укладки листовой заготовки на прижимную поверхность матрицы, на фиг. 3 - после деформирования краевой части заготовки прижимом штампа, на фиг. 4 - в конечный момент вытяжки детали.

Штамп для вытяжки кузовных деталей содержит пуансон 1, матрицу 2 с углублением FABCDE под перетяжной порог и прижим 3 с перетяжным порогом 4, заготовку 5.

Штамп работает следующим образом.

Листовая заготовка 5 укладывается на верхнюю прижимную поверхность матрицы 2 ( фиг.2), при этом поверхность контакта с заготовкой 5 образована первой вытяжной кромкой, боковой поверхностью углубления и второй вытяжной кромкой, переходящей на верхнюю прижимную поверхность матрицы 2 и обеспечивающей размещение листовой заготовки 5 перед вытяжкой на верхней прижимной поверхности матрицы 2, при ходе наружного ползуна пресса двойного действия вниз краевая часть заготовки 5 деформируется и прижимается прижимом 3 с перетяжным порогом 4 (фиг. 3), затем при ходе внутреннего ползуна пресса вниз центральная часть заготовки деформируется пуансоном 1 (фиг.4), в процессе вытяжки краевая часть заготовки 5 перемещается через перетяжной порог 4 и углубление FABCDE, боковая поверхность которой переходит на верхнюю прижимную поверхность матрицы 2.

Углубление FABCDE под перетяжной порог 4 выполнено с обеспечением зазора, равного толщине штампуемого материала с учётом его положительного допуска по толщине, относительно данного перетяжного порога.

Ширина углубления b (фиг.4) может быть в 1,5-2 раза меньше ширины традиционного П-образного порога в виде выступа на матрице (при одной и той же стойкости и прочности порога), при этом уменьшается ширина и масса технологического припуска и достигается экономия листового проката.

При использовании перетяжного порога 4 на прижиме 3 и соответствующего углубления FABCDE торможение заготовки 5 при перемещении через этот перетяжной порог регулируется изменением ширины b и высоты h углубления (фиг.4), а также изменением радиусов закруглений на участках FA, ВС, DE порога 4.

Эти параметры углубления рассчитываются для каждой конкретной детали и уточняются при отладке штампа и процесса вытяжки.

По аналогичной схеме работает штамп для вытяжке кузовных деталей на прессе простого действия и на многопозиционном прессе-автомате.

Использование данного штампа для вытяжки кузовных деталей, повышает точность, качество вытягиваемых деталей, обеспечивает экономию листового материала.

Штамп для вытяжки кузовных деталей, содержащий пуансон, прижим с перетяжным порогом и матрицу с верхней прижимной поверхностью, отверстием и углублением под перетяжной порог, отличающийся тем, что матрица имеет первую и вторую вытяжные кромки, углубление под перетяжной порог выполнено с обеспечением зазора относительно перетяжного порога, равного толщине штампуемого материала с учетом его положительного допуска по толщине, контур отверстия матрицы образован с учетом упомянутого углубления, а поверхность контакта с заготовкой упомянутого углубления образована первой вытяжной кромкой матрицы, боковой поверхностью углубления и второй вытяжной кромкой матрицы, переходящей на верхнюю прижимную поверхность матрицы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано в прессовых производствах для штамповки крупногабаритных деталей из листовых материалов, преимущественно для вытяжки крупногабаритных кузовных деталей.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности позволит изготавливать сложные крупногабаритные цельноштампованные кузовные детали с вогнутыми или выпуклыми внутренними полостями на стенке детали.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления шарового пальца из металлической полосы объемной холодной штамповкой.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении цилиндрических оболочек из тонкой ленты или фольги. .

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления многослойных полых и оболочковых деталей из тонколистовых материалов.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. .

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении полых деталей преимущественно сферической, тороидальной и других форм.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении, как осесимметричных деталей, так и деталей коробчатой формы.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. .

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. .

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к глубокой вытяжке деталей с широким фланцем

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности при глубокой вытяжке деталей из тонколистовых заготовок

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, точнее, к определению возможности возникновения трещин в процессе штампования различных материалов из металла

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при вытяжке полуфабриката из листовой заготовки

Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано во всех отраслях машиностроения для вытяжки деталей из листовых материалов на прессах простого и двойного действия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления штамповкой из листа цилиндрических тонкостенных изделий

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к штамповке крупногабаритных деталей сложной формы для транспортных средств. Штамп содержит пуансон, матрицу с перетяжными ребрами, прижим с выемками под перетяжные ребра, подъемники и механизм удаления деталей из штампа. При этом подъемники расположены в пазах, выполненных в выемках прижима под перетяжные ребра, и имеют определенный ход, зависящий от высоты перетяжного ребра. Подъемники детали опускаются в пазы, выполненные в выемках прижима под перетяжные ребра при формовке в заготовке элементов торможения перетяжными ребрами. Повышается производительность и надежность. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в машиностроении при обработке металлов давлением. Вытяжку листовой заготовки производят с упругими прижимом и матрицей, прилегающими по всей поверхности фланца в течение всего процесса. Прижим и матрица выполнены в виде металлических колец, которые обеспечивают упругие перемещения, позволяющие прижать фланец заготовки с необходимым давлением по всей его поверхности. При этом матрица установлена на неподвижное опорное кольцо. Повышается качество поверхности изделия, его точность, устраняется интенсивное гофрообразоваиие фланца, снижается усилие прижима, повышается предельный коэффициент вытяжки. 3 ил.
Наверх