Соединение трубчатых деталей сваркой трением и способ сварки трением соединения трубчатых деталей

Изобретение относится к буровой технике и касается упрочнения сварного соединения трубчатых деталей, преимущественно бурильных труб с деталями бурильного замка - ниппелем и муфтой, диаметр которых превышает диаметр трубы. Деталь замка со стороны сопрягаемого торца расточена с образованием кольцевого выступа, имеющего внутреннюю коническую поверхность. Труба у сопрягаемого свариваемого торца проточена с образованием ответной наружной конической поверхности. Конические поверхности размещены с возможностью их посадки с гарантированным натягом после сварки детали замка и трубы. При осуществлении способа свариваемые детали устанавливают в упор торцами с образованием между их коническими поверхностями диаметрального зазора и вращают деталь замка с одновременным приложением к ней давления нагрева при неподвижной трубе. При приложении давления нагрева зазор ликвидируют, а давлением проковки обеспечивают посадку упомянутых конических поверхностей с гарантированным натягом. Изобретение обеспечивает повышение прочности сварного соединения трубчатых деталей за счет получения двух несущих нагрузку сечений: по сварному шву и коническому соединению с натягом. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к буровой технике и касается упрочнения сварного соединения трубчатых деталей, преимущественно бурильных труб с деталями бурильного замка - ниппелем и муфтой, диаметр которых превышает диаметр трубы.

Известен наиболее близкий аналог, принятый за прототип, соединение трубчатых деталей сваркой трением, содержащее деталь замка (ниппель и муфту) и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами (см. ГОСТ Р 50278-92 «Трубы бурильные с приваренными замками. Технические условия»). В данном устройстве перед операцией сварки для упрочнения сварного соединения концы трубы высаживают, т.е. утолщают. Однако высадка трубы с двух концов приводит к ее удорожанию до 30%. Кроме того, предел выносливости высаженных концов трубы снижается до 20% (см., например, результаты испытаний на знакопеременный изгиб гладкой и высаженной части трубы диаметром 146 мм из стали группы прочности Д в кн. Сарояна А.Е. «Бурильные колонны в глубоком бурении». М., «Недра», 1979, с.117, табл.5). Это обусловлено ухудшением макроструктуры металла в результате изменения направления его слоистости от наиболее благоприятного параллельного вплоть до перпендикулярного к оси трубы, т.е. к наиболее неблагоприятному.

Задача изобретения состоит в повышении прочности сварного соединения трубчатых деталей путем увеличения сечения сварного соединения за счет материала деталей замка - ниппеля и муфты.

Для решения этой задачи в соединении трубчатых деталей сваркой трением, содержащем деталь замка и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами, на ниппеле со стороны сопрягаемого торца выполнен кольцевой выступ с внутренней конической расточкой, а на трубе у сопрягаемого свариваемого торца выполнена ответная наружная коническая проточка с возможностью посадки с большим гарантированным натягом упомянутых поверхностей после соприкосновения торцов ниппеля и трубы.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где изображены:

фиг.1 - соединение трубчатых деталей до сварки трением.

фиг.2 - соединение трубчатых деталей после сварки трением.

На ниппеле 1 выполнен кольцевой выступ 3 с внутренней конической расточкой 4, а на трубе 2 - ответная наружная коническая проточка 5. Ниппель 1 устанавливают в упор сопрягаемыми торцами 6 ниппеля 1 и трубы 2, при этом образуется диаметральный зазор 7 между упомянутыми коническими поверхностями, который ликвидируется при выполнении операции давления нагрева, а при последующей операции давления проковки образуется их посадка с большим гарантированным натягом.

Заявляемое устройство позволяет решить поставленную задачу.

Действительно, в заявляемом соединении трубчатых деталей благодаря тому, что на ниппеле со стороны сопрягаемого торца выполнен кольцевой выступ с внутренней расточкой, а на трубе у сопрягаемого свариваемого торца выполнена ответная наружная коническая проточка, которые при сварке трением входят в контакт с большим гарантированным натягом, образуются два несущих нагрузку сечения - по сварному шву и по коническому соединению, причем суммарный момент сопротивления этих сечений близок к моменту сопротивления сечения высаженного конца трубы прототипа (устройство по прототипу), а суммарный изгибающий момент выше, так как по прочности материала сечение кольцевого выступа превосходит сечение высаженного конца трубы прототипа.

Таким образом, происходит повышение прочности сварного соединения трубчатых деталей.

Кроме того, предлагается способ сварки трением для вышеизложенного соединения трубчатых деталей.

Известен способ сварки трением соединения трубчатых деталей, содержащего деталь замка и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами, включающий установку их в упор торцами, вращение детали замка с одновременным созданием на нее давления нагрева при неподвижной трубе, а после остановки вращения - давления проковки. В данном способе используют трубу с высаженными концами, т.е. для упрочнения сварного шва концы трубы утолщают (см. ГОСТ Р 50278-92 «Трубы бурильные с приваренными замками. Технические условия»). Однако высадка трубы с двух сторон приводит к ее удорожанию. Кроме того, предел выносливости высаженных концов трубы снижается до 20%. Это обусловлено ухудшением макроструктуры металла в результате изменения направления его слоистости от наиболее благоприятного параллельного вплоть до перпендикулярного к оси трубы, т.е. к наиболее неблагоприятному.

Задача изобретения состоит в повышении прочности сварного соединения трубчатых деталей путем увеличения сечения сварного соединения за счет материала деталей замка ниппеля и муфты.

Для решения этой задачи в способе сварки трением соединения трубчатых деталей, содержащего деталь замка и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами, включающем установку их в упор торцами, вращение детали замка с одновременным созданием на нее давления нагрева при неподвижной трубе, а после остановки вращения - давления проковки, при установке перед сваркой детали замка с внутренней конической поверхностью и трубы с ответной наружной конической поверхностью торцами в упор, между их коническими поверхностями образуется диаметральный зазор, который при давлении нагрева ликвидируют, а после остановки вращения при последующей операции проковки обеспечивают посадку конических поверхностей с большим гарантированным натягом.

Заявляемый способ позволяет решить поставленную задачу.

Действительно, в заявляемом способе благодаря тому, что деталь замка 1 своей конической поверхностью 4 входит в контакт с ответной конической поверхностью 5 трубы 2 с большим гарантированным натягом, в соединении трубчатых деталей образуется два несущих нагрузку сечения - по сварному шву и коническому соединению с большим гарантированным натягом, причем суммарный момент сопротивления этих сечений близок к моменту сопротивления сечения высаженного конца трубы прототипа (способ по прототипу), а суммарный изгибающий момент выше, так как по прочности материала сечение кольцевого выступа превосходит сечение высаженного конца трубы прототипа.

Таким образом, происходит повышение прочности сварного соединения трубчатых деталей

Пример реализации способа сварки трением трубчатых деталей. Для примера (Фиг.1) принимаем параметры сварного соединения деталей - трубы и ниппеля замка бурильной трубы ПН 114×9 группы прочности Е с наружной высадкой: толщина стенки трубы 8,6 мм, наружный и внутренний диаметры высаженных концов соответственно 130 и 94,5 мм (см. ГОСТ Р 50278-92, табл.2), временное сопротивление материала трубы (группа прочности Е) и ниппеля замка (сталь 40ХМФА) соответственно 689 МПа (см. там же, с.12) и 981 МПа (см. ГОСТ 27834 «Замки приварные для бурильных труб. Технические условия», с.7).

В заявляемой конструкции (Фиг.1) принимаем толщину стенки свариваемых концов трубы 1 и ниппеля 2, равной 7,6 мм. Для этого конец трубы 1 протачиваем с образованием торца диаметром 112 мм, а на конце ниппеля 2 создаем ответный торец с тем же наружным и внутренним диаметром, в результате чего площадь сечения свариваемых торцов составит 24,9 см2. Кольцевой выступ 3 в сечении, проходящем по сварному шву, имеет наружный диаметр D=130 мм, а внутренний диаметр d выступа обусловлен параметрами полости, предназначенной для размещения внутреннего грата.

Согласно технологическому процессу сварки трением (см. Сварка трением: Справочник / В.К.Лебедев и др. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987. - 236 с. с ил.»). давление и осевое перемещение нагрева с вращением составляют соответственно 6640 кгс и 12,7 мм; то же при проковке после остановки вращения - 13280 кгс и 2,3 мм. Всего осевое перемещение ниппеля к трубе в процессе сварки составляет 15 мм.

Конические сопрягаемые поверхности 4 и 5 принимаем длиной 30 мм с конусностью 1:15=0,066. Диаметральный зазор 7 по коническим поверхностям при установке деталей торцами 6 в упор составит:

12,7·0,066=0,84 мм

Этот зазор ликвидируется в результате давления нагрева силой 6640 кгс при перемещении ниппеля с вращением к трубе на длину 12,7 мм (Фиг.2), а большой гарантированный натяг при давлении проковки с перемещением на 2,3 мм составит

2,3·0,066=0,15 мм

Этот натяг соответствует посадке Н9/z8.

Для создания такого натяга одновременно с проведением операции проковки потребуется дополнительная сила. Согласно данным И.А.Биргера (см. Биргер И.А. и др. «Расчет на прочность деталей машин: Справочник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1993, с.98») эта сила F может быть найдена из выражения

F=qm·µ·π·dср·lп/к, (1)

где qm - контактное давление на посадочной поверхности (для посадок с большим гарантированным натягом qm=40 МПа=392 кгс/см2);

µ=0,15 - коэффициент трения;

dср=113 мм=11,3 см - средний диаметр посадочной поверхности;

lп=30 мм=3 см - длина посадочной поверхности;

к=1,5 - коэффициент запаса зацепления.

После подстановки величин в формулу (1) получаем значение F=4173 кгс.

Следовательно, давление проковки в технологическом процессе сварки с учетом силы, необходимой для создания гарантированного большого натяга по коническим поверхностям свариваемых трубчатых деталей, должно быть принято равным:

13280+4173=17453 кгс.

Прочность соединения трубы с ниппелем оцениваем по предельному знакопеременному изгибающему моменту (Мпред) опасного сечения, т.е. сечения, проходящего по сварному шву. Оно представлено двумя сечениями: непосредственно по шву и по кольцевому выступу.

Для сечения непосредственно по шву гладкого (без высадки) конца трубы с ниппелем Мпред. ш определяем из зависимости

Мпред. ш=(σ-1)ДКв·Wш

где (σ-1)Д - предел выносливости стыкосварного соединения натурного образца бурильной трубы с высаженными концами при испытании на знакопеременный изгиб; для трубы диаметром 114 мм (σ-1)Д=9 кгс/мм2=900 кгс/см2 (см. Сароян А.Е. Бурильные колонны в глубоком бурении. М.: «Недра», 1979, с.117, табл.5);

Кв=1,2 - отношение пределов выносливости гладкого и высаженного участков бурильной трубы (см. там же данные испытаний для трубы диаметром 146 мм группы прочности Д гладких и с высаженными концами);

Wш - момент сопротивления на изгиб сварного шва, см3.

После подстановки величин имеем

Мпред. ш=900·1,2·0,1(11,204-9,684)/11,20=67068 кгс·см=6573 Нм

Для сечения кольцевого выступа Мпред. в определяем из зависимости

где Wв=0,1(D4-d4)/D - момент сопротивления на изгиб, см3;

D и d - наружный и внутренний диаметр кольцевого выступа, см;

σ-1и=0,4σв (см. Беляев Н.М. Сопротивление материалов, М., 1958, с.733) - предел выносливости при изгибе стандартного гладкого образца для стали 40ХМФА, из которой изготовлен ниппель, кгс/см2;

σв=981 МПа=10010 кгс/см2 - временное сопротивление материала ниппеля;

αкД=1,2 - действительный коэффициент концентрации напряжений (фактор концентрации: риски от резца на наружной поверхности кольцевого выступа, см. Беляев Н.М., с.743, табл.37);

αм=1,6 - масштабный коэффициент (см. там же, с.747).

Чтобы определить внутренний диаметр d кольцевого выступа, входящего в величину Wв в выражении (2), необходимо иметь параметры кольцевой полости, предназначенной для размещения внутреннего грата. Примем длину этой полости, равной 2 см. Внутренний диаметр ее равен 112 мм, а наружный - искомой величине d, т.е. внутреннему диаметру кольцевого выступа. Имея в виду, что суммарная величина перемещения ниппеля при давлении нагрева и давлении проковки равна 15 мм=1,5 см, найдем полный объем образующегося грата

(11,202-9,682)0,785·1,5=37,4 см3

Учитывая, что в полости размещается половина образующегося грата, найдем значение d из следующего равенства

(d2-11,202)0,785·2=37,4·0,5

С учетом полученного из этого равенства значения d=117 мм и, имея в виду, что наружный диаметр кольцевого выступа равен D=130 мм, определяем величину We для этого сечения

Wв=0,1(13,04-11,74)/13,0=75,6 см3

Тогда значение Мпред.в для сечения кольцевого выступа согласно выражению (2) будет равно

Мпред. в=75,6·0,4·10010/1,2·1,6=157658 кгс·см=15450 Нм.

Суммарный предельный изгибающий момент опасного сечения будет равен

Мпред. суммпред. шпред. в=6573+15450=22023 Нм

В прототипе Мпред выс для сварного шва трубы ПН 114×9 определяем из зависимости

Мпред. выс=(σ-1)Д·Wвыс,

где (σ-1)Д=9 кгс/мм2=900 кгс/см2 (см. Сароян А.Е. Бурильные колонны в глубоком бурении. М., Недра, 1979, с.117, табл.5).

Wвыс=0,1(13,04-9,454)/13,0=158,3 см3

После подстановки величин имеем

Мпред. выс=900·158,3=142470 кгс·см=13962 Нм

Отношение предельных изгибающих знакопеременных моментов заявляемого соединения трубчатых деталей и прототипа равно

22023/13962=1,6

Предложенный способ сварки трением трубчатых деталей обеспечивает существенное повышение прочности сварного соединения и снижение стоимости бурильных труб в результате упразднения операции высадки их концов.

1. Соединение трубчатых деталей под сварку трением, содержащее деталь замка и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами, отличающееся тем, что деталь замка со стороны сопрягаемого торца расточена с образованием кольцевого выступа, имеющего внутреннюю коническую поверхность, а труба у сопрягаемого свариваемого торца проточена с образованием ответной наружной конической поверхности, при этом упомянутые конические поверхности размещены с возможностью их посадки с гарантированным натягом после сварки детали замка и трубы.

2. Способ сварки трением соединения трубчатых деталей, содержащего деталь замка и трубу с сопрягаемыми свариваемыми торцами, включающий установку их в упор торцами, вращение детали замка с одновременным приложением к ней давления нагрева при неподвижной трубе, а после остановки вращения - давления проковки, отличающийся тем, что на детали замка со стороны сопрягаемого торца предварительно выполняют кольцевой выступ с внутренней конической поверхностью, а на трубе - ответную наружную коническую поверхность, устанавливают их торцами в упор с образованием между их коническими поверхностями диаметрального зазора, который при приложении давления нагрева ликвидируют, а давлением проковки обеспечивают посадку упомянутых конических поверхностей с гарантированным натягом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сварочного производства, в частности к способу сварки трением с перемешиванием, и может быть использовано при изготовлении сварных конструкций и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов в судостроительной, авиационной, машиностроительной и других областях промышленности.

Изобретение относится к способу орбитальной сварки трением, предназначенному для сварки заготовок, которые постоянно прижимают друг к другу в осевом направлении во время приложения энергии колебаний в плоскости соединения.

Изобретение относится к сварке металлов и может быть использовано для создания высоконагруженных емкостных конструкций. .

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения (сварки) и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении, судостроении, в других отраслях машиностроения и строительства для соединения элементов конструкций типа емкостей, панелей, профилей и т.д.

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения (сварки) и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении, судостроении и других отраслях машиностроения и строительства для соединения элементов листовых конструкций типа емкостей, панелей, профилей и т.д., а также агрегатов и узлов из различных конструкционных материалов, в том числе несвариваемых и ограниченно свариваемых плавлением.

Изобретение относится к различным технологическим процессам, более конкретно к процессам изготовления деталей сваркой, и может быть использовано для изготовления крепежа (болтов, винтов и др.), применяемого в разных отраслях машиностроения и строительства для повышения их качества и прочностных характеристик, в частности для повышения усталостной прочности.

Изобретение относится к технологическим процессам, более конкретно к области сварки трением (фрикционной сварки), и может использоваться в ракетостроении, самолетостроении, судостроении, котлостроении и других областях машиностроения и строительства для соединений большой протяженности преимущественно листовых элементов и узлов конструкций из различных конструкционных материалов.

Изобретение относится к буровой технике и касается упрочнения сварного соединения трубчатых деталей, преимущественно бурильных труб с деталями бурильного замка - ниппелем и муфтой

Изобретение относится к способу создания металлического соединения профилированных рельсов в продольном направлении, например железнодорожных рельсов, балок или т.п., с помощью сварки трением

Изобретение относится к сварке трением с перемешиванием и может быть использовано в различных отраслях промышленности для неразъемного соединения деталей как с продольными, так и с замкнутыми кольцевыми швами, например, для сваривания труб, особенно большого диаметра, каркасно-панельных конструкций, при изготовлении различных барабанов, обечаек для получения замкнутой кольцевой формы и т.п

Изобретение относится к сварке трением с перемешиванием и может быть использовано в различных отраслях промышленности для неразъемного соединения деталей как с продольными, так и с замкнутыми кольцевыми швами

Изобретение относится к оборудованию для фрикционной сварки и может быть использовано для фрикционной сварки кольцевых и/или продольных швов при изготовлении изделий преимущественно из легких сплавов, например топливных баков ракет-носителей

Изобретение относится к области сварки, а именно к устройствам для фрикционной сварки тонкостенных конструкций из легких сплавов, например топливных баков для летательных аппаратов
Наверх