Способ возведения насыпного сооружения типа дамбы с эксплуатационной дорогой на слабых грунтах

Изобретение относится к гидротехническому строительству дамб с эксплуатационной дорогой, сооружаемых на слабых и просадочных грунтах. Способ возведения насыпного сооружения включает двухслойную укладку геотекстиля на грунт и завороты концов геотекстиля с образованием замкнутого контура фильтрационного экрана. Первый слой на естественный природный грунт укладывают из мягкого геотекстиля с последующей засыпкой на него слоя песка высотой 20-30 см. Концы мягкого геотекстиля заворачивают поверх засыпки от боковых ее сторон ближе к середине ее открытой поверхности на равном расстоянии от боковых сторон засыпки. Длину заворотных концов от боковых сторон засыпки задают равной трехкратной высоте песочной засыпки. Второй слой из жесткого геотекстиля накладывают сверху на открытую и закрытую поверхности засыпки. Концы жесткого геотекстиля свободно опускают по откосу засыпки с обхватом ее боковых сторон, обжатых мягким геотекстилем. Концы жесткого геотекстиля опускают до уровня естественного природного грунта и располагают на грунте-основании на длину 50-70 см от боковых сторон засыпки для возможности плотного и прочного прижимания концов жесткого геотекстиля к грунту-основанию. Сверху на слой жесткого геотекстиля устанавливают георешетку с засыпкой в ее ячейки слоя из песка. Засыпку осуществляют на высоту, соответствующую высоте георешетки и выше ее на 5-10 см для создания дополнительной степени уплотнения песка. На георешетку по боковым сторонам засыпки и на опущенные концы жесткого геотекстиля укладывают дренажный слой из щебня фракции 40-70 мм, на который укладывают дорожный слой из щебня фракции 20-40 мм. Толщину засыпки дренажного слоя из щебня задают в зависимости от требуемой высоты возводимого насыпного сооружения. Изобретение позволяет повысить прочность насыпного сооружения, его устойчивость к воздействию от внешних нагрузок от проезжающего транспорта. 2 ил.

 

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к способу возведения насыпного сооружения, и может найти применение при сооружении дамб с эксплуатационной дорогой или автомобильных дорог, сооружаемых на слабых грунтах.

По результатам проведенных патентных исследований видно, что проблема возведения насыпных сооружений в виде дамб или полотен дорог на слабых грунтах является актуальной и недостаточно решенной.

Известен состав для возведения грунтовых насыпных сооружений и оснований под насыпные сооружения шламохранилищ глиноземного производства по патенту RU №2288321, кл. E02D 3/12, публ. 2006.11.27, в котором при создании грунтовых насыпных сооружений - плотин, дамб, полотен автодорог и т.п.используют состав, содержащий оксид кремния, оксиды титана, натрия, фосфора и воду.

Однако известный состав улучшает экологию сооружения, но не предусматривает создание прочного сооружения на слабых грунтах.

Известен способ создания экрана на просадочных грунтах по авторскому свидетельству №1518439, кл. E02B 3/16; публ. 30.10.89, Бюл. №40, включающий укладку двойного пленочного полотнища в виде оболочки, на него встык укладываются и приклеиваются однослойные полотнища, верхний слой оболочки разрезается по стыковому соединению.

Известен способ сооружения противофильтрационного экрана по авторскому свидетельству №1296669, кл. E02B 3/16, публ. 15.03.87, Бюл. №10, включающий отсыпку подстилающего грунтового слоя, укладку и соединение отделочных полотнищ пленки, укладку поверх пленки защитной прокладки из нетканого синтетического материала, отсыпку предохранительного грунтового слоя с заливкой его глинистой суспензией с концентрацией глинистых частиц 0,5-3%.

Однако известные аналоги используют пленочные полотнища, которые не обеспечивают прочность сооружения, так как способны к разрыву, расползанию и деформации.

Известен способ, реализованный обратным фильтром гидротехнического сооружения, описанным в авторском свидетельстве №1491942, кл. E02B 3/16, публ. 07.07.89, Бюл. №25, в котором осуществляется последовательно укладка фильтра: сначала лавсановая ткань, которую соединяют кордовой нитью, в отдельных местах ткань связывается с шагом в 1 м, по ткани раскладывается первый слой геотекстиля, например дорнит, рулоны которого соединяются в отдельных местах высокопрочной нитью, затем укладываются сначала вдоль, затем поперек полотнища полиэтиленовой пленки до 1 м, после чего укладывается второй слой геотекстиля и полотнища полиэтиленовой пленки, затем - третий слой геотекстиля, а сверху на него укладываются железобетонные плиты.

Однако в ближайшем аналоге процесс создания фильтра является сложным и трудоемким, так как в способе используется трехслойная укладка геотекстиля, слои которого соединяются с полиэтиленовой пленкой высокопрочной нитью, которая, однако, со временем приведет к разрыву полиэтиленовой пленки, что, в свою очередь, снижает качество соединения и не обеспечивает надежность эксплуатации фильтра, что исключает возведение на нем насыпного сооружения.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является известный в современном опыте строительства автодорог на болотах (ж-л Автомобильные дороги, №5, мая 2005 г.) способ, в котором описываются методы строительства автодорог с применением геотекстиля и отсыпки насыпи, в которых сама армированная конструкция представляет собой замкнутую форму, образованную двумя слоями геотекстиля и его обратными заворотами.

Недостатками ближайшего аналога являются недостаточная защита основания насыпи от разрушения, а также недостаточная степень фильтрации армированной конструкции.

Технической задачей предлагаемого к патентованию изобретения является создание насыпного сооружения с повышенной прочностью и долговечностью на слабых просадочных грунтах за счет повышения степени защиты основания насыпи от разрушения и устойчивости к воздействию внешних нагрузок от проезжающего по насыпному сооружению транспорта, а также за счет повышения стабильности основания насыпи при фильтрации влаги через тело насыпи.

Задача решается новой совокупностью существенных признаков, позволяющих получить новый полезный технический результат, за счет того, что в способе, включающем двухслойную укладку геотекстиля на грунт, последующие завороты концов геотекстиля с образованием замкнутой формы (признаки сходные с ближайшим аналогом), новым является то, что на естественный природный грунт укладывают сначала первый слой из мягкого геотекстиля с последующей засыпкой на него слоя песка высотой слоя 20-30 см, а концы мягкого геотекстиля заворачивают поверх засыпки от боковых ее сторон ближе к середине ее открытой поверхности на равном расстоянии от боковых сторон засыпки, длину заворотных концов от боковых сторон засыпки задают равной трехкратной высоте песочной засыпки, но не более половины ширины фильтрационного экрана. Второй слой накладывают из жесткого геотекстиля сверху на открытую и закрытую поверхности засыпки, свободно опускают концы жесткого геотекстиля по откосу засыпки с обхватом ее боковых сторон, обжатых мягким геотекстилем, и опускают концы жесткого геотекстиля до уровня естественного природного грунта, располагают на грунте-основании на длину 50-70 см от боковых сторон засыпки с возможностью плотного и прочного прижимания концов жесткого геотекстиля к грунту-основанию, после чего сверху на слой жесткого геотекстиля устанавливают георешетку с последующей засыпкой в ее ячейки слоя из песка, причем засыпку осуществляют на высоту, соответствующую высоте георешетки и выше ее на 5-10 см, затем на георешетку укладывают дренажный слой из щебня фракции 40-70 мм, на последний укладывают дорожный слой из щебня фракции 20-40 мм, причем толщину засыпки дренажного слоя из щебня задают в зависимости от требуемой высоты возводимого насыпного сооружения.

Приведенная совокупность новых существенных признаков в заявляемом техническом решении отсутствует в вышеописанных аналогах и не известна из уровня техники в области гидротехнического строительства, кроме того, в результате научных и экспериментальных исследований, проведенных на побережье Азовского моря при сооружении дамбы с эксплуатационной дорогой на косе Вербяной в Темрюкском районе Краснодарского края, подтверждается возможность использования данного изобретения с получением нового полезного технического результата: повышение упругости, прочности и устойчивости возведенного насыпного сооружения на слабых грунтах, в связи с чем можно сделать вывод, что заявляемый «способ возведения насыпного сооружения типа дамбы с эксплуатационной дорогой на слабых грунтах» является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применим.

Способ поясняется изображенным на чертеже насыпным сооружением, реализованным заявляемым способом, где на фиг.1 показано насыпное сооружение, вид в аксонометрии, на фиг.2 - вид в разрезе.

Насыпное сооружение возводится на естественном природном грунте-основании 1 и состоит из первого слоя 2 мягкого геотекстиля, слоя 3 из песка, второго слоя 4 жесткого геотекстиля, георешетки 5, слоя 6 из песка в ячейках георешетки, дренажного слоя 7 из щебня и дорожного слоя 8 из щебня.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно на естественном природном грунте-основании 1 разбивают ось трассы для расположения на нем насыпного сооружения в виде дамбы с эксплуатационной дорогой.

На грунт-основание 1 укладывают сначала первый слой 2 мягкого геотекстиля с поверхностной плотностью, например, 150 г/м2, затем насыпают на него слой 3 из песка с высотой слоя 20-30 см, далее засыпку из песка ограничивают по ее боковым сторонам путем заворачивания концов слоя 2 мягкого геотекстиля от боковых сторон засыпки к середине ее открытой поверхности, при этом длину заворотных концов мягкого геотекстиля от боковых сторон засыпки задают равной трехкратной высоте песочной засыпки, но не более половины ширины фильтрационного экрана. Сверху на открытую и закрытую поверхность засыпки из песка и на заворотные концы слоя 2 мягкого геотекстиля накладывают второй слой 4 жесткого геотекстиля с поверхностной плотностью, например, 500 г/м2, при этом его боковые концы свободно опускают по откосу засыпки с обхватом ее боковых сторон, обжатых мягким геотекстилем, опускают концы жесткого геотекстиля до уровня естественного природного грунта, располагают на грунте-основании 1 на длину 50-70 см от боковых сторон засыпки, что является достаточным для прочного прижимания концов жесткого геотекстиля к грунту 1, тем самым увеличивается плотность засыпки в замкнутом контуре фильтрационного экрана (при менее 50 см длины крепление концов жесткого геотекстиля к грунту слабое, а более чем 70 см длины приводит к большому расходу жесткого геотекстиля).

Созданный, таким образом, фильтрационный экран с разной поверхностной плотностью геотекстиля (150 г/м2 и 500 г/м2 соответственно), с засыпкой между его слоями песка обладает улучшенной водопроницаемостью, устойчивостью к выносам наносов и фильтрации влаги, является прочным и устойчивым основанием, на которое поверх слоя 4 жесткого геотекстиля устанавливают георешетку 5, засыпают в ее ячейки слой 6 из песка, причем засыпку осуществляют на высоту, соответствующую высоте георешетки 5 и выше ее на 5-10 см, что обеспечивает максимальную плотность песка, засыпанного в ячейки георешетки.

Далее на георешетку 5 с находящейся в ее ячейках засыпки из песка укладывают дренажный слой 7 из щебня, причем для стабильного прохождения влаги через этот слой задают фракцию щебня 40-70 мм, а толщину дренажного слоя определяют в зависимости от заданной высоты воздвигаемого насыпного сооружения. Далее на дренажный слой укладывают дорожный слой 8 из щебня фракции 20-40 мм для предотвращения расслоения дорожного слоя при толщине засыпки 15-20 см, таким образом, образуется водопроницаемое насыпное сооружение, прочное, упругое к деформациям при прохождении по нем транспорта и устойчивое на слабых и просадочных грунтах

Использование в способе мягкого и жесткого геотекстиля с разной поверхностной плотностью обеспечивает облегченный заворот слоя мягкого геотекстиля поверх засыпки из песка и одновременно позволяет осуществить наиболее плотное обжатие засыпки, в результате создается многослойное насыпное сооружение.

Засыпка на первый слой мягкого геотекстиля слоя из песка высотой 20-30 см является оптимальной для удержания песка между слоями мягкого 2 и жесткого 4 геотекстиля в фильтрационном экране, что способствует стабильности работы фильтрационного экрана и насыпного сооружения в целом. При взятии засыпки из песка менее 20 см возникают осадочные деформации насыпного сооружения, при которых вышележащая георешетка входит в соприкосновение с грунтом-основанием 1, что приводит к его разрушению. При взятии засыпки из песка более чем 30 см давление песка на слой геотекстиля по боковым сторонам засыпки превышает прочность материала на растяжение и приводит к разрыву геотекстиля и вымыванию песка из засыпки.

Засыпка песка в ячейки георешетки на высоту георешетки и выше на 5-10 см является оптимальной для достижения максимальной плотности песка в ячейках георешетки, в то время как менее 5 см - засыпка является недостаточной, так как ячейки деформируются от идущего по насыпному сооружению транспорта, а взятие засыпки более чем 10 см приводит к образованию излишней прослойки песка над верхней гранью георешетки, которая имеет возможность вымываться из-под дренажного слоя из щебня.

Укладка дренажного слоя из щебня, взятого фракции 40-70 мм, является достаточной (оптимальной) для стабильного прохождения влаги через этот слой, что способствует повышению фильтрационных свойств насыпного сооружения. При фракции щебня менее 40 мм не обеспечивается эффективное дренирование насыпного сооружения, так как такие частицы способны легко проникать сквозь песок, что приводит к нарушению целостности ячеек георешетки, также при взятии фракции более 70 мм приводит к неравномерным локальным нагрузкам на слои геотекстиля и георешетку, что вызывает их разрушение.

Укладка на дренажный слой дорожного щебня фракции 20-40 мм обеспечивает дорожному насыпному полотну сооружения повышенную упругость и прочность, а при фракции менее 20 мм приводит к расслоению дорожного слоя из-за просыпания частиц из дренажного слоя 7 в дорожный слой 8 под действием нагрузки проезжающего транспорта, а при фракции более 40 мм возникают неравномерные локальные нагрузки на все нижележащие слои насыпного сооружения, что приводит к его разрушению.

В результате проведенных экспериментальных исследований возведенное данным способом насыпное сооружение типа дамбы с эксплуатационной дорогой обеспечивает высокую эксплуатационную способность, при которой при прохождении транспорта по насыпному сооружению не происходит больших осадочных деформаций, не образуется колеи от колес транспорта. Полученный технический эффект обуславливается тем, что возведенная заявляемым способом многослойная конструкция является достаточно упругой и прочной и способна выдерживать многократную нагрузку от проходящего по ней транспорта с грузом общей массой до 80 тонн. При этом сооружение совершенно не подвергается расслоению, размыву и вымыванию мелких фракций из его тела.

Предлагаемый к патентованию «способ возведения насыпного сооружения типа дамбы с эксплуатационной дорогой на слабых грунтах» по сравнению с ближайшим аналогом и другими известными и описанными выше аналогами обеспечивает создание прочного, упругого к деформациям и долговечного насыпного сооружения на слабых грунтах, которое устойчиво к воздействию внешних нагрузок от проезжающего по насыпному сооружению транспорта, машин и механизмов.

Данный способ повышает стабильность основания насыпи при фильтрации влаги через тело насыпи, что исключает ее разрушение в процессе эксплуатации насыпного сооружения и обеспечивает такому сооружению долговечность.

За счет использования в заявляемом способе в небольшом количестве природных материалов, являющихся недорогостоящими, а также за счет уменьшения до минимума осадки насыпного сооружения и уменьшения затрат на ремонт и его содержание экономятся трудоэнергоматериальные затраты на его возведение и эксплуатацию.

Преимуществом заявляемого способа по сравнению с другими известными аналогами также является то, что данный способ может быть использован при строительстве насыпных сооружений на слабых илистых, просадочных грунтах, в плавнях, в болотистых местностях, а также для защиты морских побережий от волнового воздействия и для аккумуляции песчаных наносов.

В результате явных преимуществ заявляемого способа по сравнению с известными аналогами в данной области науки и техники, по мнению заявителей, предлагаемый к патентованию «способ возведения насыпного сооружения типа дамбы с эксплуатационной дорогой на слабых грунтах» соответствует всем критериям его патентоспособности.

Способ возведения насыпного сооружения типа дамбы с эксплуатационной дорогой на слабых грунтах, включающий двухслойную укладку геотекстиля на грунт и завороты концов геотекстиля с образованием замкнутого контура фильтрационного экрана, отличающийся тем, что первый слой на естественный природный грунт укладывают из мягкого геотекстиля с последующей засыпкой на него слоя песка высотой 20-30 см, а концы мягкого геотекстиля заворачивают поверх засыпки от боковых ее сторон ближе к середине ее открытой поверхности, причем на равном расстоянии от боковых сторон засыпки, при этом длину заворотных концов от боковых сторон засыпки задают равной трехкратной высоте песочной засыпки, а второй слой накладывают из жесткого геотекстиля, причем сверху на открытую и закрытую поверхности засыпки свободно опускают концы жесткого геотекстиля по откосу засыпки с обхватом ее боковых сторон, обжатых мягким геотекстилем, и опускают концы жесткого геотекстиля до уровня естественного природного грунта, располагают на грунте-основании на длину 50-70 см от боковых сторон засыпки для возможности плотного и прочного прижимания концов жесткого геотекстиля к грунту-основанию, после чего сверху на слой жесткого геотекстиля устанавливают георешетку с засыпкой в ее ячейки слоя из песка, причем засыпку осуществляют на высоту, соответствующую высоте георешетки и выше ее на 5-10 см, для создания дополнительной степени уплотнения песка, затем на георешетку по боковым сторонам засыпки и на опущенные концы жесткого геотекстиля укладывают дренажный слой из щебня фракции 40-70 мм, а на последний укладывают дорожный слой из щебня фракции 20-40 мм, причем толщину засыпки дренажного слоя из щебня задают в зависимости от требуемой высоты возводимого насыпного сооружения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна.

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении дорожных насыпей. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах оснований. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах в их основаниях. .

Изобретение относится к строительству и может быть преимущественно использовано при возведении дорожных насыпей в районах распространения высокотемпературной вечной мерзлоты.

Изобретение относится к строительству, а в частности к дорожному строительству и ремонту насыпей, отсыпке площадок под сооружения и отсыпке островков и дамб по мелководью.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении высоких фильтрующих насыпей на вечномерзлых грунтах оснований. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления откосов, насыпей и выемок, а также при производстве глубоких котлованов, в том числе с вертикальными стенками в неустойчивых сыпучих и слабых грунтах, а также при отрывке котлованов в стесненных условиях
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве насыпей дорог на слабом основании

Изобретение относится к строительству и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках и болотах 2-го и 3-го типов

Изобретение относится к области строительства на вечной мерзлоте и может быть преимущественно использовано при возведении высоких (более 3 м) дорожных насыпей на просадочных при оттаивании мерзлых грунтах, в сейсмоопасных районах распространения высокотемпературной (-0,5 -1,5°С) неустойчивой вечной мерзлоты прерывистого и островного распространения, в условиях происходящего глобального потепления, с оптимальным использованием естественных (экологичных) механизмов образования и усиления вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении дорожных и гидротехнических земляных сооружений

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на бессточных локальных и протяженных участках слабых грунтов, на болотах 2-го и 3-го типов и вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности

Изобретение относится к области мелиоративного и водохозяйственного строительства. Способ возведения узкопрофильных дамб осуществляется подачей пульпы в намываемое сооружение одновременно из основного и двух распределительных пульпопроводов. Распределительные пульповоды расположены параллельно с двух сторон основного пульпопровода для намыва боковых призм из крупных фракций намываемого грунта и средней части, являющейся ядром дамбы, из мелких фракций, намываемых из торца основного пульпопровода. Выпускные отверстия в распределительных пульпопроводах выполнены в их нижней части и смещены на 20…30° от вертикальной оси в сторону основного пульпопровода, отстоящими друг от друга на расстоянии l=dосн, где dосн - диаметр основного пульпопровода, и диаметром dв=1/3dp, где dp - диаметр распределительного пульпопровода, обеспечивающими намыв грунта по длине боковых призм. Подачу пульпы из торца основного пульпопровода для намыва ядра дамбы осуществляют через гаситель, выполненный в виде продольных стальных стержней диаметром 10…14 мм из гладкой арматурной стали, жестко закрепленных одной стороной по верхней наружной поверхности в концевой части основного пульпопровода с расположением стержней параллельно оси потока, с расстоянием между стержнями, равным 1…2 диаметра стержней, и выполненных с выносом на величину l,5…2dосн и изгибом концевого участка до полного перекрытия вертикальной проекции торца основного пульпопровода. Соединение распределительных пульпопроводов с основным выполнено в виде раструба, сопряженного с основным пульпопроводом, по линии, образующейся при пересечении двух цилиндров одинакового диаметра, равного dосн, а с распределительными пульпопроводами в виде овала, имеющего размер по большой оси, равный dосн, по малой - dp. Входное отверстие раструба защищено внутренней решеткой, выполненной в виде продольных стержней из гладкой арматурной стали диаметром 10…14 мм, жестко закрепленных только с напорной стороны с расположением стержней друг от друга на расстоянии 0,75dв. Изобретение позволяет возводить защитные дамбы с одновременной расчисткой русел рек от донных отложений и предотвратить затопление прилегающих территорий, что улучшает экологическую ситуацию в целом. 4 ил.
Наверх