Защитная оболочка корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя и способ ее изготовления

Группа изобретений относится к области энергетического машиностроения, может быть использована при производстве авиационного газотурбинного двигателя и обеспечивает снижение веса корпуса вентилятора, надежную баллистическую защиту корпуса вентилятора авиадвигателя и удержание обломка лопатки(лопаток) и фрагментов разрушения корпуса. Указанный технический результат достигается в защитной оболочке корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающей слои разрушения и слои сдерживания, выполненные из арамидной ткани и закрепленные на корпусе вентилятора, причем слои разрушения и слои сдерживания содержат слои препрега из технической ткани поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500-4000 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей, на поверхность которой нанесен слой эластичного связующего, при этом вся оболочка на корпусе закреплена с помощью клея, а с внешней стороны защищена слоем гидроизоляционного материала, обладающего повышенной прочностью и термостойкостью, а также в способе изготовления защитной оболочки корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающем раскрой полос из ткани, изготовление препрега напылением на поверхность ткани эластичного связующего, намотку ленты, полотна и слоев препрега из арамидной ткани на металлический корпус вентилятора с последующей полимеризацией или сушкой в печи и опрессовкой для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега. 2 н. и 4 з.п. ф-лы. 2 ил.

 

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при производстве авиационного газотурбинного двигателя.

Известен защитный экран турбодвигателя, выполненный из сетки волокнистых лент, замотанных на внешнюю сторону статора, противоположную обращенной к ротору (см. US №4452563 А, МПК F01D 25/24, оп. 1997 г.) [1]. Такой экран является малоэффективным, поскольку волокнистые ленты легко разрываются и не могут защитить в достаточной степени статор. Можно для защиты статора использовать и многослойную ткань, имеющую вафельное переплетение, которую наматывают на внешнюю сторону статора. Но, несмотря на увеличение поглощения энергии, которое обеспечивает эта структура для замедления движения осколков или остановки их вообще, это поглощение будет локализоваться в месте удара, и экран в этом месте будет пробит насквозь достаточно легко.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому решению является конструкция защитного кожуха вентилятора газотурбинного двигателя (см. SU №6059525 А, МПК F01D 25/24, оп. 09.05 2000) [2].

Конструкция - прототип предусматривает многослойную намотку вначале лентой из арамидной ткани, располагая ее напротив зоны вращения лопаток вентилятора и принимающей на себя основной динамический удар в случае обрыва (поломки) лопатки и пробития ей корпуса вентилятора. Сверху на ленту наматывают удерживающую оболочку полотном на всю длину корпуса, улавливающую обломки лопатки и фрагменты металлического корпуса вентилятора.

Недостатками данной конструкции является значительное сужение зоны защиты после первого удара за счет заужения и большой вытяжки удерживающих слоев (вспучивания оболочки).

Задачей создания изобретения является разработка конструкции защитной оболочки корпуса вентилятора и способа ее изготовления, которая обеспечивала бы снижение веса корпуса вентилятора, применение отечественных материалов, повышала бы надежность защиты корпуса от разрушительного действия обломков лопаток и фрагментов корпуса вентилятора за счет:

- применения технических тканей из арамидных нитей с высокой разрывной нагрузкой;

- применения в конструкции оболочки слоев препрега с низким содержанием эластичного связующего;

- увеличения зоны защиты;

- применения эластичного связующего для фиксации торцев намотанной оболочки от сдвига;

- способа изготовления, позволяющего обеспечить качество баллистических свойств оболочки благодаря низкому содержанию связующего в препреге, остающегося на поверхности ткани без проникновения в волокна нитей за счет тонкого напыления на ткань, имеющую гидрофобную пропитку, с последующей полимеризацией (сушкой) и применения низкого давления опрессовки готовой оболочки.

Технический результат при использовании данного изобретения заключается в снижении веса корпуса вентилятора, обеспечении надежной баллистической защиты корпуса вентилятора авиадвигателя и удержании обломков лопаток и фрагментов разрушения корпуса, обеспечении качества баллистических свойств оболочки благодаря низкому содержанию связующего в препреге, остающегося на поверхности ткани без проникновения в волокна нитей за счет тонкого напыления на ткань, имеющую гидрофобную пропитку.

Указанный технический результат достигается в защитной оболочке корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающей слои разрушения и слои сдерживания, причем слои разрушения и слои сдерживания содержат слои препрега из технической ткани поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500-4000 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей, на поверхность которых нанесен слой эластичного связующего, при этом вся оболочка на корпусе закреплена с помощью клея, а с внешней стороны защищена слоем гидроизоляционного материала, обладающего повышенной прочностью и термостойкостью.

Кроме того, указанный технический результат достигается тем, что в качестве эластичного связующего используют клей на фенолополивинилацетатной основе.

Кроме того, указанный технический результат достигается в способе изготовления защитной оболочки корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающием раскрой полос из ткани, изготовление препрега напылением на поверхность ткани эластичного связующего, намотку ленты, полотна и слоев препрега из арамидной ткани на металлический корпус вентилятора с последующей полимеризацией или сушкой в печи и опрессовкой для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега.

Кроме того, в качестве эластичного связующего используют клей на фенолополивинилацетатной основе в количестве не более 3% от поверхностной плотности ткани.

Кроме того, в качестве технической ткани и препрега на ее основе используют ткань поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей.

Кроме того, для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега опрессовку ведут при давлении 0,9-0,98 кг/см2.

Оболочка баллистическая (см. фиг.1) включает в себя намотанную непосредственно на облегченный металлический корпус 1 вентилятора техническую ткань 2.

Слои 4 препрега располагаются в нижней и в верхней части оболочки для удержания технической ткани 3 от значительного выпучивания, сдвига и сохранения зоны защиты от последующих ударов фрагментов лопатки. Оболочка может быть создана и в другом сочетании и расположении слоев технической ткани 3 со слоями 4 препрега.

Баллистическая оболочка представляет собой вначале десять намотанных слоев 4 препрега на всю длину облегченного корпуса 1 вентилятора, затем слои разрушения в виде намотанной ленты из технической ткани 2 шириной, равной ширине лопатки, размещенные напротив зоны вращения лопаток вентилятора в количестве двадцати слоев, и затем слои сдерживания из оболочки намотанного сверху полотна в количестве сорока слоев технической ткани 3 и снова десять слоев 4 препрега. Лента из ткани 2 может быть намотана и между слоями удерживающей оболочки из слоев технической ткани 3 (фиг.2).

С внешней стороны баллистическая оболочка должна быть защищена слоем 5 гидроизоляционного материала, обладающего повышенной механической прочностью и термостойкостью.

Для изготовления баллистической оболочки или ленты в ней может быть использована и более тяжелая ткань, например поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н с соответствующим уменьшением количества слоев как ленты, так и слоев намотки удерживающей оболочки с учетом разрывной нагрузки.

В конструкции баллистической оболочки допускается применение других технических тканей из нитей с высокой разрывной нагрузкой и других эластичных связующих.

Пример. Способ изготовления защитной оболочки корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающий раскрой полос из ткани необходимой ширины, изготовление препрега напылением на поверхность ткани клея на фенолополивинилацетатной основе в количестве не более 3% от поверхностной плотности ткани, намотку ленты, полотна и слоев препрега из арамидной ткани на металлический корпус вентилятора с последующей полимеризацией или сушкой в печи и опрессовкой для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега. В качестве технической ткани и препрега на ее основе используют ткань поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей. Для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега опрессовку ведут при давлении 0,9-0,98 кг/см2.

1. Защитная оболочка корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающая слои разрушения и слои сдерживания, выполненные из арамидной ткани и закрепленные на корпусе вентилятора, отличающаяся тем, что слои разрушения и слои сдерживания содержат слои препрега из технической ткани поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500-4000 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей, на поверхность которой нанесен слой эластичного связующего, при этом вся оболочка на корпусе закреплена с помощью клея, а с внешней стороны защищена слоем гидроизоляционного материала, обладающего повышенными прочностью и термостойкостью.

2. Защитная оболочка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве эластичного связующего используют клей на фенолополивинилацетатной основе.

3. Способ изготовления защитной оболочки корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя, включающий раскрой полос из ткани, изготовление препрега напылением на поверхность ткани эластичного связующего, намотку ленты, полотна и слоев препрега из арамидной ткани на металлический корпус вентилятора с последующими полимеризацией или сушкой в печи и опрессовкой для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве эластичного связующего используют клей на фенолополивинилацетатной основе в количестве не более 3% от поверхностной плотности ткани.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве технической ткани и препрега на ее основе используют ткань поверхностной плотностью 145 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 3500 Н по утку и основе или ткань поверхностной плотностью 350 г/м2 с разрывной нагрузкой не менее 6350 Н по утку и основе из арамидных нитей.

6. Способ по п.3, отличающийся тем, что для уплотнения слоев ткани и склеивания слоев препрега опрессовку ведут при давлении 0,9-0,98 кг/см2.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для осевой транспортировки жидкостей тела согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения. .

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения, в том числе для механического привода и для привода электрогенераторов.

Изобретение относится к области авиационного машиностроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации турбовентиляторных двигателей.

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей, преимущественно конструированию узла направляющего аппарата осевого компрессора. .

Изобретение относится к компрессорам двухконтурных турбореактивных двигателей с широкохордными рабочими лопатками. .

Изобретение относится к проектированию и разработке узлов компрессора и позволяет создать жесткую и прочную конструкцию корпуса компрессора при ее минимальном весе.

Изобретение относится к энергетическим турбомашинам. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении турбовентиляторных двигателей

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет при его использовании обеспечить расширение области устойчивой работы и промышленного использования вентилятора путем уменьшения вращающегося срыва в его лопаточных венцах

Изобретение относится к энергетическому гидромашиностроению

Корпус (5) для ротора турбокомпрессора, в частности для вентилятора турбореактивного двигателя. Корпус содержит периферийный бандаж (6), формирующий кольцевой зажим вокруг корпуса. Указанный бандаж имеет по меньшей мере одну монтажную проушину или фланец для крепежа оборудования. Бандаж (6) может быть выполнен в форме полосы, имеющей возможность замыкания (9, 10) с самой собой (7, 8). Таким образом, предложенный периферийный бандаж, окружающий корпус вентилятора, может быть использован для поддержки крепежных элементов и фланцев для вспомогательных механизмов гондолы или турбореактивных двигателей, предназначенных для крепления к указанному корпусу. Таким образом, указанный корпус может быть сразу выполнен с возможностью приема определенных специально для этого предназначенных средств крепления бандажа и не будет нуждаться в конструктивных изменениях для непосредственной установки проушин и фланцев, относящихся к вспомогательному оборудованию. Кроме того, в случае добавления проушин или фланцев, эти элементы могут быть легко добавлены к бандажу без риска нарушения целостности корпуса добавлением новых средств крепления. В случае повреждения или износа бандажа, проушин или фланцев, замена этих элементов значительно упрощена. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Описан корпус осевого компрессора двигателя летательного аппарата, противостоящий титановому пожару. Выполняют комбинированный корпус, в котором несущую конструкцию для неподвижных лопаток выполняют в виде моноблочной детали из титана или титанового сплава, и в качестве средств тепловой защиты она содержит по меньшей мере один элемент, образующий экран из жаростойкого сплава, невоспламеняемого от горящего титана. Экран неподвижно соединен с моноблочной деталью при помощи средств крепления, которые расположены вместе с экраном таким образом, чтобы вместе образовать внутреннюю стенку, ограничивающую наружный контур канала воздушного потока компрессора. Достигается меньшая масса корпуса при высокой защите от титанового пожара. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

Кожух компрессора осевой турбомашины и способ изготовления кожуха. Кожух содержит опору (34) в целом цилиндрической формы, изготовленную из композиционного материала, металлическое кольцо (36), прилегающее при помощи сцепления к внутрилежащей поверхности опоры (34), и слой истираемого материала (22), прилегающий при помощи плазменного напыления к внутрилежащей поверхности металлического кольца (36). Металлическое кольцо (36) предпочтительно изготовлено из нержавеющей стали и предпочтительно перфорировано. Перфорация дает возможность лучшего сцепления адгезива и позволяет осуществлять его дегазацию. Наружная поверхность металлического кольца (36) предпочтительно подвергнута пескоструйной обработке до сцепления. Ее внутрилежащая поверхность также предпочтительно подвергнута пескоструйной обработке до плазменного напыления истираемого материала. Достигается простота и эффективность изготовления такого кожуха, предоставляющая возможность снижения массы компрессора. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 5 ил.

Корпус турбореактивного двигателя выполнен с возможностью установки в нем множества лопаток и содержит средства крепления конца каждой лопатки, расположенные на стороне корпуса, противоположной лопаткам. Средства крепления содержат кольцевой элемент, проходящий вокруг корпуса, а корпус содержит отверстия, через которые проходят концы лопаток для их взаимодействия со средствами крепления. Корпус выполнен из длинных волокон, связанных термопластической смолой. Кольцевой элемент получен посредством пултрузии и пропитан термопластической смолой, свариваемой с термопластической смолой корпуса, причем весь узел соединен посредством горячего прессования. Другое изобретение группы относится к турбореактивному двигателю, содержащему указанный выше корпус и множество лопаток, каждая из которых имеет конец, соединенный с корпусом. Группа изобретений позволяет упростить изготовление и сборку корпуса турбореактивного двигателя. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям авиационного применения. Двухконтурный двигатель включает рабочее колесо вентилятора, спрямляющие лопатки и компрессор низкого давления на выходе из рабочего колеса, а также разделитель потоков воздуха между наружным и внутренним контурами двухконтурного двигателя. Лопатки входного направляющего аппарата совместно с разделителем потоков установлены на переднем внешнем кольцевом радиальном ребре наружного корпуса компрессора низкого давления и зафиксированы осевыми болтами с удлиненными шестигранными головками. Болты расположены в кольцевой, открытой в сторону канала наружного контура полости между передним и задним кольцевыми ребрами наружного корпуса. Заднее ребро выполнено с соосными шестигранным головкам болтов осевыми отверстиями. Осевое перемещение шестигранной головки болта ограничено расположенной ниже по потоку внутренней полкой спрямляющей лопатки вентилятора. Лопатки входного направляющего аппарата зафиксированы также в разделителе потоков болтами с потайной головкой, ограниченной от осевого перемещения передним кольцевым ребром. Суммарное число болтов с шестигранной и с потайной головками равно числу лопаток входного направляющего аппарата компрессора низкого давления. Изобретение позволяет повысить надежность двухконтурного газотурбинного двигателя. 3 ил.
Наверх