Способ игры на балалайке (переборы плотникова)

Изобретение относится к способу игры на балалайке. Способ включает извлечение последовательности звуков движением пальца по струнам снизу вверх. При этом звук извлекают, по меньшей мере, одним пальцем, последовательным скольжением его по каждой из, по меньшей мере, двух струн балалайки. Названный прием используют в качестве связки между двумя простыми приемами извлечения звука, предпочтительно гитарными. Достигаемый при этом технический результат заключается в снижении трудоемкости при игре на музыкальном инструменте, а также в повышении качества и надежности исполнения. 2 з.п. ф-лы, 32 ил.

 

Изобретение относится к области музыкального исполнительства, в частности исполнительства на струнных инструментах, и может быть использовано как технический прием игры на балалайке.

Известен способ игры на балалайке, включающий скольжение указательного пальца с первой на вторую струну (см. сборник «Из репертуара Николая Осипова. Произведения для балалайки и фортепиано». Выпуск 2. М.: Музыка, 1986, с.144).

Однако это техническое решение предусматривает ритмичность исполнения в быстром темпе, что не всегда может быть реализовано из-за трудоемкости исполнения, особенно при исполнении достаточно продолжительных произведений, со сложной музыкальной тканью. Тем самым не обеспечивается высокая надежность исполнения.

Известен также способ игры на балалайке, включающий извлечение последовательности звуков движением пальца по струнам снизу вверх (см. А.С.Илюхин. Самоучитель игры на балалайке. М.: Музыка, 1980, с.83, 87).

Однако последовательность простых приемов, составляющих данный способ, исполнительски сложна, особенно с учетом того, что не известна методика ее реализации. В настоящее время подобные последовательности в концертном исполнении не применяются.

Задача предлагаемого изобретения - повышение надежности исполнения при исполнении достаточно продолжительных произведений, со сложной музыкальной тканью.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в снижении трудоемкости движений правой и нередко левой руки (что повышает качество и надежность исполнения). Кроме того, обеспечивается возможность формирования музыкального рисунка повышенной сложности.

Поставленная задача решается тем, что способ игры на балалайке, включающий извлечение последовательности звуков движением пальца по струнам снизу вверх, отличается тем, что звук извлекают по меньшей мере одним пальцем, последовательным скольжением его по каждой из по меньшей мере двух струн балалайки, при этом названный прием используют в качестве связки между двумя простыми приемами извлечения звука, предпочтительно гитарными. Кроме того, при выходе на верхнюю из струн, используемых при скольжении, выполняют гитарный перебор сверху вниз и завершают процесс выполнением пиццикато посредством большого пальца. Кроме того, после исполнения пиццикато посредством большого пальца выполняют скольжение, а при выходе на верхнюю из струн, используемых при скольжении, завершают процесс выполнением гитарного перебора сверху вниз. Кроме того, после исполнения гитарного перебора сверху вниз выполняют пиццикато посредством большого пальца и завершают процесс выполнением скольжения.

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков заявляемого технического решения с существенными признаками аналогов и прототипа свидетельствует о его соответствии критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак «звук извлекают по меньшей мере одним пальцем» обеспечивает возможность вариации технических приемов извлечения звука и тем самым разнообразить музыкальную ткань исполняемого произведения.

Последовательное скольжение пальцев по каждой струне, используемой в приеме «скольжение», обеспечивает возможность выполнения этого приема одним движением.

Признак, указывающий, что при скольжении используют «по меньшей мере две струны балалайки», обеспечивает возможность вариации технических приемов извлечения звука и тем самым разнообразить музыкальную ткань исполняемого произведения.

Признак «названный прием (прием «скольжение») используют в качестве связки между двумя простыми приемами извлечения звука» обеспечивает эргономичную трансформацию движения, составляющего основу любого из приемов связки в движение, составляющее основу любого последующего за ним приема связки.

Указание на использование предпочтительно гитарных приемов извлечения звука упрощает трансформацию движений при последовательном исполнении приемов.

Признаки второго - четвертого пунктов формулы изобретения описывают различные варианты связок приемов, включающих скольжение и два простых, предпочтительно гитарных приема.

На фиг.1 показаны элементы балалайки; на фиг.2-32 в нотной графике показаны различные этапы выполнения приема; при этом на фиг.2 показана основная формула аппликатурной последовательности исполнения на трех струнах; на фиг.3 показано выполнение пиццикато большим пальцем; на фиг.4 показано скольжение указательного пальца с первой струны на вторую; на фиг.5 показано скольжение указательного пальца со второй струны на третью; на фиг.6 показано выполнение пиццикато указательным пальцем как начало гитарного перебора; на фиг.7 показано выполнение пиццикато средним пальцем как продолжение гитарного перебора; на фиг.8 показано выполнение пиццикато безымянным пальцем как окончание гитарного перебора; на фиг.9 показано выполнение пиццикато большим пальцем; последовательность повторяется, как на фиг.4-9; на фиг.10 показана основная формула аппликатурной последовательности на двух струнах; на фиг.11 показано выполнение пиццикато большим пальцем; на фиг.12 показано скольжение указательного пальца со второй струны на третью; на фиг.13 показано соскальзывание указательного пальца с третьей струны; на фиг.14 показано скольжение среднего пальца со второй струны на третью; на фиг.15 показано выполнение пиццикато средним пальцем как начало гитарного перебора; на фиг.16 показано выполнение пиццикато безымянным пальцем как окончание гитарного перебора; на фиг.17 показано выполнение пиццикато большим пальцем; последовательность повторяется, как на фиг.12-17; на фиг.18 показаны шесть основных схем на двух струнах; на фиг.19 показаны 1-15 основные схемы на трех струнах; на фиг.20 показаны 16-32 схемы на трех струнах; на фиг.21 показаны 33-43 основные схемы на трех струнах; на фиг.22 показана первая основная схема из фиг.19; на фиг.23 показаны три варианта основной схемы из фиг.22; на фиг.24 показано последовательное соединение контрастных (четного и не четного) ритмов; на фиг.25 показаны 6 вариантов исполнения приема на двух струнах без применения большого пальца; на фиг.26-32 даны примеры применения приема в известных переложениях и сочинениях для балалайки.

В приложении 1, иллюстрированном рисунками, даны сведения из основ нотной графики, необходимые для чтения нотного текста на фиг.2-32. В приложении 2 даны термины и условные обозначения, применяемые в описании и на фиг.1-32.

Суть исполнения приема состоит в применении волнообразного движения правой руки (далее «волна»), основанного на использовании инерции ее движения, составной частью которой является инерция покоя, проявляющаяся в поворотном движении кисти вокруг оси ее поворота (проходящей перпендикулярно внешней поверхности ладони между кистевым суставом и пальцами - суставами, соединяющими первые фаланги пальцев с ладонью), являющейся центром ее условной массы. Инерция движения способствует возникновению продольной «волны», движения, включающего последовательно движение предплечья, переходящее в движение кисти, которое переходит в движение пальцев, последнее из которых происходит в контакте со струнами (названная последовательность повторяется в этом же порядке).

Подушечки пальцев контактируют со струнами. Интенсивность такого контакта влияет на движение «волны», т.к. инерция движения передается не только на руку, но и на взаимодействие пальцев со струнами, поэтому местоположение оси поворота кисти следует считать центром ее условной массы. Таким образом, реально на извлечение звука работают не только пальцы, но и вся рука, что снижает мускульную нагрузку, испытываемую непосредственно пальцами. Ось поворота кисти при исполнении переборов не стоит на месте, а перемещается с центром условной массы. Ось поворота кисти, являясь центром ее массы, продолжает движение в сторону, противоположную предплечью до тех пор, пока 50% массы кисти не изменит движение вслед за предплечьем. После этого ось поворота кисти как центр ее массы начинает смещаться в сторону движения предплечья. Пальцы (их ногтевые фаланги) продолжают движение в сторону, противоположную предплечью до тех пор, пока вся масса кисти не изменит направление движения вслед за предплечьем. Изменение направления движения на противоположное передается вышеописанной «волной» по кисти от предплечья к пальцам соответственно изменению (увеличению) процентного соотношения условной массы кисти, меняющей направление движения на противоположное. При таком волнообразном движении руки за условное движение вверх принимаем скольжение указательным пальцем со струны на струну (см. на фиг.1, на которой обозначены цифрами: 1 - первая струна «ля» (I), 2 - вторая струна «ми» (II), 3 - третья струна «ми» (III), 4 - гриф, 5 - лады) в направлении к третьей (верхней). Остальные простые приемы звукоизвлечения (см. Приложение 2) относятся к условному движению руки вниз.

В продолжительной серии движений ритм секстоли (или пары триолей) наиболее удобен, т.к. в нем задействованы четыре пальца правой руки кроме мизинца, применение которого нередко создает неудобства в исполнении; общее движение руки распределяется на пары ритмично чередующихся движений вверх и вниз - эти признаки позволяют считать такой вариант приема основным (см. на фиг.2-17).

В исходном положении кисть позиционируется в известном положении для выполнения приема бряцание (см. Приложение 2). При использовании варианта исполнения на трех струнах большой палец лежит на третьей струне, указательный - на первой. Места касания струн указательным и большим пальцами определяются как точки приложения сил рычага - кисти, которая движением большого пальца в приеме пиццикато дает толчок возникновению «волны» (см. на фиг.3). Скольжение указательного пальца с первой к третьей струне (см. на фиг.4-6) трансформируется в гитарный перебор (см. на фиг.6-8), который удобно соединяется с пиццикато большим пальцем (см. на фиг.9). Далее процесс повторяется, как на фиг.4-9. При использовании варианта исполнения на двух струнах в исходном положении большой палец лежит на третьей струне, указательный - на второй (см. на фиг.10). Скольжение после пиццикато большим пальцем (см. на фиг.11) производится указательным пальцем (см. на фиг.12-13) и вслед за ним средним (см. на фиг.14-15), скольжение которого трансформируется в гитарный перебор (см. на фиг.15-16), который удобно соединяется с пиццикато большим пальцем (см. на фиг.17). Далее процесс повторяется, как на фиг.12-17.

Исполнение других продолжительных ритмических построений несколько сложнее. Для свободы движений необходимо в каждой схеме построения найти подходящий ритм общего движения руки (см. на фиг.18-21). Каждая основная схема на фиг.18-21 имеет варианты, подобные показанным на фиг.23; кроме них возможны варианты с пиццикато большим пальцем на любой другой струне вместо указанной. Равномерное волнообразное движение руки вверх-вниз позволяет соединять контрастные (четные и нечетные) ритмы (см. схему на фиг.24). Каждая из основных схем и их вариантов применима в соответствующих ей коротких построениях, в числе которых наряду с волнообразным движением руки вверх-вниз может применяться одно движение руки вверх без применения большого пальца (см. схемы на фиг.25).

Некоторые примеры применения приема в известных переложениях и сочинениях для балалайки приведены на фиг.26 - 32; в их числе на фиг.26 - 31 исполнение коротких трелей и мелодических фигураций из сборников: «Из репертуара Николая Осипова. Произведения для балалайки и фортепиано». Выпуск 2. М.: Музыка, 1986, с.31 (см. на фиг.26), «Концертные пьесы для балалайки». Выпуск 12. М.: С.к., 1983, с.54 (см. на фиг.27), «Пять пьес для балалайки и фортепиано». М.: Госмузиздат, 1952, с.12, 13, 14 (см. на фиг.28, 29), «Концертные пьесы для балалайки». Выпуск 18. М.: С.к., 1990, с.49 (см. на фиг.30) и с.51 (см. на фиг.31); на фиг.32 основным вариантом приема показано исполнение продолжительных построений (Ю. Гонцов «Соната зимы» ор. 75, рукопись, 2004). Исполнение этих нотных примеров построено на схемах: на фиг.26 - схема 3 на фиг.25; на фиг.27 - схема 6 на фиг.25; на фиг.28 - вариант схемы 3 и вариант схемы 6 на фиг.18; на фиг.29 - вариант схемы 2 (или схемы 7 без первой шестнадцатой) на фиг.19; на фиг.30 - вариант схемы 2 (или схемы 8 без первой шестнадцатой) на фиг.19; на фиг.31 - схемы 1 и 5 на фиг.25; на фиг.32 - схема 2 на фиг.18.

Ограничений в количестве схем и вариантов приема, а также пределов скорости исполнения не найдено, т.к. в состав комбинации совокупного приема можно ввести любые подходящие для конкретной фигурации приемы при условии их объединения общим движением правой руки.

1. Способ игры на балалайке, включающий извлечение последовательности звуков движением пальца по струнам снизу вверх, отличающийся тем, что звук извлекают, по меньшей мере, одним пальцем, последовательным скольжением его по каждой из, по меньшей мере, двух струн балалайки, при этом названный прием используют в качестве связки между двумя простыми приемами извлечения звука, предпочтительно гитарными.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при выходе на верхнюю из струн, используемых при скольжении, выполняют гитарный перебор сверху вниз и завершают процесс выполнением пиццикато посредством большого пальца.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что после исполнения пиццикато посредством большого пальца, выполняют скольжение, а при выходе на верхнюю из струн, используемых при скольжении, завершают процесс выполнением гитарного перебора сверху вниз.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу развития и настройки голоса. .

Изобретение относится к системе образования, в частности к обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости.

Изобретение относится к области психофизиологии, а более конкретно к психофизиологии речи и певческого голоса. .

Изобретение относится к средствам обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах и может быть использовано для развития пальцев правой руки как обучающихся игре на гитаре, так и музыкантов.

Изобретение относится к музыке в частности, к использованию в электронном постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) в качестве тонов музыкального инструмента слоговых названий звуков темперированного строя в двенадцатислоговой системе наименований, например "Хроморяда Белецкого".
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки. .

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов.

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями

Изобретение относится к музыкальному контроллеру, то есть к устройству такого типа, которое включает ряд клавиш, которые обеспечивают возможность ввода данных в компьютер или цифровое устройство, и которое с помощью указанных устройств может использоваться в качестве музыкальных инструментов

Изобретение относится к устройству для упражнений на клавиатуре, облегчающему правильную постановку рук при игре. Устройство для упражнений на клавиатуре содержит опорный узел, установленный на направляющей с возможностью скольжения и выполненный с возможностью поддержания руки пользователя, и средство поддержания направляющего элемента в непосредственной близости от клавиатуры инструмента. Пользователю, играющему на клавишном инструменте в положении сидя, устройство обеспечивает опору предплечья на опорный узел и возможность перемещения предплечья вдоль клавиатуры за счет скольжения опорного узла по направляющей. Техническим результатом изобретения является выработка навыка правильного положения рук на клавиатуре. 3 н. и 43 з.п. ф-лы, 28 ил.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля. Входные гнезда наборного поля посредством контактных токопроводящих шнуров соединены непосредственно или через установленные на наборном поле эмиттерные повторители с концевыми гнездами наборного поля. Каждое выходное гнездо наборного поля соединено с отдельной строкой светодиодной матрицы, концы всех ее столбцов заземлены. Светодиоды матрицы установлены в клавишах, а на концах черных клавиш выполнено прозрачное окно. Способ игры на клавишном музыкальном инструменте включает нажатие на клавши музыкального инструмента в соответствии с порядком звучания музыкальных нот исполняемого произведения. Музыкальное произведение предварительно разбивают на отдельные фрагменты, все такты которого записывают в порядке их исполнения. Клавиши нот каждого такта в порядке их звучания подсвечивают. Обеспечивается упрощение и облегчение процесса обучения и развития музыкальных способностей детей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам для осуществления музыкального письма и записи музыкальных текстов путем записи музыкальных, в том числе нотных, знаков в различных системах координации этих знаков, в том числе на нотном стане. Способ осуществления музыкального письма, включающий ввод знаков музыкального письма, преобразование сигналов ввода и визуализацию их в виде музыкального текста и обеспечивает возможность прямого ввода знаков высотности звуков, ввод знаков музыкального письма осуществляют с помощью устройства ввода, снабженного совокупностью элементов управления, с помощью которых обеспечивают возможность ввода каждого знака музыкального письма путем непосредственного воздействия на соответствующий элемент управления, причем все параметры записываемых музыкальных звуков (высота, длительность, громкость, штрих и др.) представлены на элементах управления именно теми символами, которые приняты в нотном письме. Осуществление ввода знаков музыкального, в том числе нотного, письма осуществляется с максимальной простотой, удобством и скоростью, не требует овладения специальными навыками, кроме владения музыкальным, в том числе нотным, письмом. Обеспечивается возможность создания музыкальных текстов любого формата, любого предназначения, любой степени сложности и законченности с равной степенью легкости и удобства в любой системе нотации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх