Способ ремонта лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области ремонта, в частности к ремонту лопаток турбин газотурбинных двигателей химико-термическими методами, и может быть использовано в областях техники, где используются газотурбинные двигатели. Способ включает очистку пера и замка лопаток от эксплуатационных загрязнений, горячее изостатическое прессование лопаток с защищенными от окисления замками, удаление остатков рабочего защитного покрытия и продуктов высокотемпературного окисления и сульфидной коррозии в расплаве бифторида калия и выщелачиванием, термическую обработку в вакууме и нанесение защитного жаростойкого покрытия на наружную и внутреннюю поверхности пера. Изобретение позволяет снизить трудоемкость ремонта и повысить надежность отремонтированных изделий.

 

Изобретение относится к области ремонта, в частности к ремонту лопаток турбин газотурбинных двигателей химико-термическими методами, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, где используются газотурбинные двигатели.

Известен способ ремонта лопаток турбины, включающий очистку поверхности лопатки от эксплуатационных загрязнений, термическую обработку в вакууме (см. авторское свидетельство СССР №1655749, кл. B23P 6/00, опубл. 15.06.91).

Недостаток известного способа - низкое качество отремонтированных деталей (лопаток) из-за сохранения пор на границах зерен и межфазных поверхностях.

Поры на границах зерен и межфазных поверхностях могут быть устранены только с помощью операции горячего изостатического прессования (ГИП).

В то же время известно, что проведение горячего изостатического прессования невозможно без защиты поверхности лопатки, которую осуществляют предварительным нанесением технологического защитного диффузионного покрытия.

После операции ГИП технологическое защитное покрытие необходимо удалять (например, травлением), так как оно не может быть использовано в качестве рабочего защитного диффузионного покрытия по следующим причинам. Температура процесса ГИП (1200-1250°С) существенно превышает технологическую температуру диффузионного отжига рабочего защитного покрытия (1000-1050°С), что приводит к необратимым структурным и фазовым изменениям покрытия.

Удаление защитного технологического покрытия приводит к потере геометрии лопаток как в сечении пера, так и по контактным плоскостям елки хвостовика.

Нанесение защитного технологического покрытия для проведения операции ГИП при ремонте и последующее его удаление повышают трудоемкость, стоимость и сроки ремонта, снижают качество ремонта (брак при ремонте) и эксплуатационную надежность отремонтированных деталей.

Технический результат - снижение трудоемкости ремонта и повышение надежности отремонтированных изделий.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе ремонта лопаток турбины газотурбинного двигателя, включающем очистку пера и замка лопаток от эксплуатационных загрязнений и термическую обработку в вакууме, согласно изобретению проводят горячее изостатическое прессование лопаток, очищенных от эксплуатационных загрязнений и с защищенными от окисления замками, после горячего изостатического прессования удаляют остатки рабочего защитного покрытия и продукты высокотемпературного окисления и сульфидной коррозии в расплаве бифторида калия и выщелачиванием, выполняют термическую обработку в вакууме и наносят защитное жаростойкое покрытие на наружную и внутреннюю поверхности пера.

Выполнение операции ГИП с остатками защитного рабочего покрытия и неудаленными высокотемпературными окислами и продуктами сульфидной коррозии позволяет обеспечить защиту пера от окисления при проведении операции ГИП и соответственно снизить трудоемкость способа из-за отсутствия дополнительной защиты пера лопатки при ГИП.

Снижение трудоемкости данного способа достигается также совмещением операции удаления остатков рабочего защитного покрытия с технологическим процессом очистки поверхности лопаток от продуктов сульфидной коррозии и высокотемпературных окислов, образовавшихся в процессе эксплуатации лопаток.

Удаление остатков рабочего защитного покрытия, а также высокотемпературных окислов и продуктов сульфидной коррозии проводят в два этапа: сначала в расплаве бифторида калия, а затем выщелачиванием. Эта последовательность операций позволяет более качественно подготовить внутреннюю и наружную поверхность пера лопатки под нанесение нового рабочего защитного покрытия с необходимой структурой фазовым составом.

Реализация способа осуществляется следующим образом.

На лопатках турбины газотурбинного двигателя, например турбины высокого давления авиационного двигателя, переданных в ремонт, защитное жаростойкое покрытие имеет эрозионный износ, однако сохранило запас работоспособности.

Лопатки подвергают очистке от эксплуатационных загрязнений (коксовых отложений, нагара и т.п.) при помощи известного метода, например разрыхлением загрязнений в горячем щелочном растворе с последующей виброабразивной обработкой.

Замки очищенных от эксплуатационных загрязнений лопаток защищают от окисления на операции ГИП, например, при помощи керамики. Для этого на замки лопаток наносят суспензию на основе термостойких порошков и кремнеорганического связующего, а затем производят сушку и спекание, получая защитную керамическую оболочку.

Защита замка лопатки керамикой является предпочтительной, хотя возможны и другие способы защиты замка при ГИП, например упаковывают замки лопаток в металлические приспособления, заполненные термостойкими порошковыми смесями.

Затем при помощи известных средств и методов проводят операцию ГИП.

После операций ГИП лопатки помещают в расплав бифторида калия, где осуществляют удаление остатков рабочего защитного покрытия на наружной поверхности пера и продуктов высокотемпературного окисления и сульфидного коррозионного повреждения на внутренней поверхности охлаждаемых каналов лопатки в течение от 30 мин до 1 часа. В данном конкретном примере реализации, в расплаве удаляют керамику, защищающую замок лопатки. В случае использования, например, металлических приспособлений, заполненных термостойкими порошковыми смесями, при защите замка лопатки, их удаляют обдувкой сжатым воздухом.

После обработки ремонтных лопаток в расплаве бифторида калия, на наружной поверхности пера сохраняется тонкий слой диффузионной зоны рабочего защитного покрытия толщиной около 5 мкм, а на внутренней поверхности охлаждаемого канала присутствуют высокотемпературные окислы Al2O3 пластинчатой морфологии, образовавшиеся в процессе операции ГИП, которые удаляют выщелачиванием, например методом гидротермического автоклавного выщелачивания в водном растворе щелочей КОН, NaOH или их смеси под давлением при температуре от 350°С до 450°С в течение от 1 часа до 2 часов.

Затем проводят термическую обработку лопаток в вакууме с использованием известных средств и методов (вакуумная печь СЭВ-5.5/11,5), что позволяет получить оптимальную микроструктуру жаропрочного сплава при регламентированной скорости охлаждения 45±10°С/мин.

Операцию ГИП и операцию термической обработки можно совместить при условии регламентированной скорости охлаждения садки ремонтных лопаток на операции ГИП. То есть после изотермической выдержки партии ремонтных лопаток в газостате, охлаждение необходимо выполнять со скоростью 45±10°С/мин.

После этого подготавливают поверхность лопаток под нанесение защитного жаростойкого покрытия методом гидроабразивной обработки (ГАО) и термовакуумной чистки (ТВЧ) и наносят защитное диффузионное покрытие методом двухстадийного порошкового хромоалитирования. При нанесении защитного диффузионного покрытия возможна защита замка лопатки металлическими колпачками.

Способ ремонта лопаток турбины газотурбинного двигателя, включающий очистку пера и замка лопаток от эксплуатационных загрязнений и термическую обработку в вакууме, отличающийся тем, что проводят горячее изостатическое прессование лопаток, очищенных от эксплуатационных загрязнений и с защищенными от окисления замками, после горячего изостатического прессования удаляют остатки рабочего защитного покрытия и продукты высокотемпературного окисления и сульфидной коррозии в расплаве бифторида калия и выщелачиванием, выполняют термическую обработку в вакууме и наносят защитное жаростойкое покрытие на наружную и внутреннюю поверхности пера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении обычных и прерывистых шлифовальных кругов, а также с аксиально-смещенным режущим слоем.

Изобретение относится к способу формирования покрытия, способу ремонта тела, содержащего дефект, детали газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю. .

Изобретение относится к восстановлению поврежденных металлических изделий, в частности к способам устранения дефектов в металлических ударных музыкальных инструментах, и может быть использовано для исправления дефектов колоколов, улучшения акустических свойств и повышения их прочностных характеристик.

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области восстановления жаростойких термодиффузионных алюминидных покрытий на газотурбинных лопатках сложной конфигурации. .

Изобретение относится к восстановлению технологических трубопроводов и может быть использовано в химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности для восстановления структуры и служебных свойств технологических трубопроводов из аустенитных сталей.
Изобретение относится к способу восстановления диаметрального размера сушильного цилиндра бумагоделательного оборудования и может найти использование в машиностроении при ремонте сушильных цилиндров без снятия их с рабочей позиции.

Изобретение относится к области машин и оборудования, предназначенных для приготовления сыпучих и вязких смесей, например бетоносмесителей, и может использоваться для диагностики износа лопаток бетоносмесителей и для контроля технического состояния бетоносмесительных установок.

Изобретение относится к способам сварки труб печей пиролиза при проведении ремонтных работ и может быть использовано при ремонте трубопроводов, работающих при высоких температурах в науглероживающих атмосферах.
Изобретение относится к области машиностроения и ресурсосбережения машин и механизмов, конкретно к композициям для восстановления изношенных металлических поверхностей деталей на основе черных и цветных металлов путем создания на поверхностях сервовитных покрытий, обладающих износостойкостью, коррозионной стойкостью, достаточной прочностью и пониженным коэффициентом трения.

Изобретение относится к устройству для восстановления деталей электрошлаковой наплавкой, имеющих большой износ, например бил молотковых мельниц или коронок зубьев ковшей экскаватора
Изобретение относится к способу устранения дефектов преимущественно в толстостенных стальных конструкциях, выполненных из высокопрочных трудно свариваемых сплавов, например из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе

Изобретение относится к ремонту деталей машин

Изобретение относится к области ремонта машин и сварочному производству, а именно к способам восстановления и упрочнения лемехов плугов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области изготовления и восстановления железнодорожных колес на колесотокарных станках

Изобретение относится к области восстановления изношенных в процессе эксплуатации деталей методом пластического деформирования и может быть применено на ремонтных предприятиях, занимающихся реновацией деталей, а также к устройствам для восстановления наружной поверхности головной части осесимметричных деталей типа «вал» или «стержень» с канавкой и уклоном с одновременным повышением их усталостной прочности в опасных сечениях

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и специальному самоходному подвижному составу (ССПС), в частности к восстановлению изношенных поверхностей буксовых шеек осей вагонных, локомотивных и ССПС колесных пар газотермическим напылением, а именно способом электродуговой металлизации напылением

Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано при восстановлении постелей коренных подшипников блока цилиндров (КПБЦ) двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гибки кольцевых деталей со сложной формой периметра, в частности для восстановления формы зубьев грабель
Наверх