Система управления тягой газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Технический результат изобретения - повышение точности регулирования. Сущность изобретения заключается в наличии в системе блока измерения тяги двух лазерных анемометров, один из которых измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а второй - скорость полета. Микропроцессор с блоком памяти рассчитывает значение тяги по формуле R=f(Gв, cc, Vп). Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок измерения тяги, блок дозирования топлива, сумматор, анемометр для измерения скорости истечения газов из сопла двигателя, анемометр для измерения скорости полета, микропроцессор с блоком памяти. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей (ГТД) летательных аппаратов (ЛА).

Известно устройство, реализующее способ регулирования авиационного турбовинтового двигателя (RU 2023897 от 10.11.1994), содержащее регулятор расхода топлива, регулятор частоты вращения, два исполнительных механизма, датчик значения частоты вращения ротора, датчик значения тяги, элементы сравнения, сумматор, датчик значений текущего расхода топлива и блок оптимизации.

Недостатком описанного устройства является то, что управление тягой в описанной системе осуществляется косвенно за счет поддержания заданными других параметров двигателя, что не обеспечивает требуемой точности управления тягой в широком диапазоне изменения условий полета и режимов работы двигателя.

Технической задачей заявляемого устройства является повышение точности управления двигателем по тяге.

Решение технической задачи изобретения состоит в том, что в системе управления тягой газотурбинного двигателя, содержащей блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения (струи) газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(GB, сс, Vп), где GB - расход воздуха через двигатель, сс - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Измерение скорости струи газов описано, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985. с.21-22, 415, 419.

Техническим результатом изобретения является повышение точности регулирования, причем повышение точности поддержания тяги за счет ее измерения стало возможным благодаря применению в системе управления тягой газотурбинного двигателя блока измерения тяги, содержащего два лазерных анемометра, измеряющих скорость газового потока бесконтактным методом.

На чертеже представлена структурная схема системы управления тягой газотурбинного двигателя.

Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок 1 измерения тяги, блок 2 дозирования топлива и сумматор 3, при этом блок 1 измерения тяги содержит два лазерных анемометра (4 и 5) и микропроцессор 6 с блоком памяти, при этом один анемометр 4 измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра 5 измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(GB, сс, Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сс - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Система работает следующим образом.

В зависимости от заданного режима полета самолета (высота и скорость полета) на первом входе сумматора 3 формируется требуемое значение тяги двигателя Rзад. Одновременно в блоке 1 измерения тяги происходит определение фактической величины текущего значении тяги Rтек двигателя по формуле R= GBс-Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сc - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.48. Значения скоростей сс и Vп определяют с помощью лазерных анемометров, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985, с.21-22, 415, 419. Значение Gв определяется через частоту вращения турбины, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.219 и Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей: Учебник по специальности «Авиационные двигатели», 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988. С.9.

Если заданное значение тяги Rзад не соответствует текущему значению тяги Rтек, то в сумматоре 3 формируется сигнал ΔR=Rзад-Rтек, не равный нулю. В соответствии с полученным сигналом управления ΔR блок 2 дозирования топлива изменяет расход топлива в ГТД.

Изменение расхода топлива вызывает изменение параметров двигателя. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выполнится равенство Rзад=Rтек.

Предложенная система для управления газотурбинным двигателем по тяге может быть легко реализована с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).

Система управления тягой газотурбинного двигателя, содержащая блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, отличающаяся тем, что блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет тягу по формуле R=f(Gв, сс, Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сc - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в системах управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинными энергетическими установками, оборудованными свободной силовой турбиной и электрическим генератором, при изменениях потребляемой мощности.

Изобретение относится к области регулирования газотурбинных установок для выработки электроэнергии. .

Изобретение относится к автоматическому управлению газотурбинными двигателями (ГТД), в частности к автоматическому управлению двухвальными двухконтурными турбореактивными двигателями на динамических режимах.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях. .

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к электронным системам управления газотурбинным авиадвигателем, осуществляющим регулирование расхода топлива в камеру сгорания и управление проточной частью газодинамического тракта авиадвигателя

Изобретение относится к управлению газотурбинными двигателями, в частности к системам автоматического управления, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, где используются газотурбинные двигатели

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ)

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок и использующими одно управляющее воздействие для регулирования нескольких параметров, и может быть использовано в системах управления газотурбинными двигателями, турбинами электростанций, водяными воздухонагревателями и другими объектами

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей, в частности к системам автоматического регулирования прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) с вытеснительной системой подачи топлива

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а точнее - к автоматическому управлению газотурбинным двигателем на переменных режимах

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД)

Изобретение относится к способу повышения эксплуатационной гибкости генерирующей ток установки с турбоагрегатом, содержащим турбину и соединенный с турбиной электрический генератор, при этом задают заданное значение мощности (P1) и задают будущий целевой момент времени (t1), в который турбоагрегат должен иметь заданное значение мощности (P1), так что с помощью заданного значения мощности (P1) и целевого момента времени (t1) определяют кривую мощности, при этом управляют турбоагрегатом исходя из действительной мощности (Р0) в действительное время (t0) вдоль кривой мощности так, что заданное значение мощности (P1 ) достигается в заданный целевой момент времени (t1 )
Наверх