Способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира

Изобретение относится к космической радионавигации и может применяться в измерительных средствах определения ориентации космического аппарата, предназначенных для коррекции параметров ориентации бортовой инерциальной навигационной системы (ИНС). В качестве радионавигационного ориентира (РНО) могут применяться наземные и орбитальные источники радиоизлучения. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, заключается в повышении надежности определения угловой ориентации космического аппарата за счет уменьшения количества РНО и возможности определения ориентации космического аппарата по измеренным значениям разности фаз сигнала только одного РНО. Сущность изобретения заключается в том, что в соответствии с данными о положении осей связанной и орбитальной систем координат, хранящихся в инерциальной навигационной системе, осуществляют ориентацию связанных осей космического аппарата параллельно осям орбитальной системы координат и удерживают такую ориентацию осей на некотором интервале полета, в течение которого принимают сигнал одного РНО на антенны космического аппарата количеством не менее трех, расположенные так, чтобы они не лежали на одной прямой. Последовательно измеряют три и более значений разности фаз несущей частоты сигнала, принятого парами антенн, определяют систематическую погрешность инерциальной ориентации космического аппарата по значениям разности фаз несущей частоты сигнала. 1 ил.

 

Изобретение относится к космической радионавигации и может применяться в измерительных средствах определения угловой ориентации космического аппарата (КА), предназначенных для коррекции параметров ориентации бортовой инерциальной навигационной системы (ИНС).

Известен способ определения угловой ориентации объекта по радионавигационным сигналам навигационного космического аппарата (НКА) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), основанный на приеме сигналов от одного и большего количества НКА двумя или более антенно-приемными устройствами, расположенными параллельно одной или двум осям объекта, выделении сигнала с частотой Доплера, определении разности фаз за интервал времени измерения и определении угловой ориентации объекта, при этом в течение интервала времени измерения производят несколько измерений разности фаз между парами антенн, а угловую ориентацию объекта определяют путем решения системы уравнений (патент РФ №2122217, МПК3 G01S 5/02). Недостатком способа является невозможность определения ориентации подвижного объекта.

Известен также способ коррекции ИНС КА при движении вне атмосферы, заключающийся в измерении линейных параметров по крайней мере одного НКА ГНСС, движущегося по известной орбитальной траектории, формировании по полученным данным вектора корректирующих параметров, повторении указанных операций в последовательные моменты времени в течение заданного интервала коррекции и проведении коррекции ИНС с помощью сформированных корректирующих параметров (патент РФ №2062989, МПК3 G01С 21/24). При этом для определения параметров ориентации на время проведения коррекции ИНС создают кажущееся ускорение КА в заданном направлении инерциального пространства, в каждый последовательный момент времени измеряют созданное кажущееся ускорение, запоминают полученное значение и формируют расширенный вектор корректирующих параметров с учетом ускорений, измеренных в предыдущий и текущий последовательные моменты времени. Недостатком способа является необходимость создания кажущегося ускорения за счет включения двигательной установки КА, что, во-первых, приводит к расходу энергетических ресурсов и снижению срока активного существования КА, во-вторых, ограничивает применение КА по целевому назначению на период включения двигательной установки, а также периоды проведения подготовительных и заключительных операций, необходимых для создания кажущегося ускорения.

Известен способ коррекции ИНС космического аппарата, основанный на измерении угловых относительных параметров двух звезд с помощью оптических визирных устройств - телескопов (Андреев В.Д. Теория инерциальной навигации. Корректирующие системы. - М.: Наука, 1967, с.439-463). Способ включает следующие операции, осуществляемые в течение заданного интервала коррекции:

- вычисление векторов направлений на две звезды в приборной системе координат с помощью данных ИНС и информации о расположении звезд на небесной сфере;

- измерение векторов направлений на две звезды в осях приборной системы координат с помощью оптических телескопов;

- вычисление корректирующих параметров ИНС путем обработки вычисленных и измеренных значений векторов направлений на две заданные звезды;

- осуществление коррекции ИНС.

Недостатками способа коррекции ИНС по измерениям угловых относительных параметров двух звезд являются возможность засветки оптических устройств Солнцем; необходимость проведения предварительных операций по планированию сеансов измерений, включающих трудоемкую обработку каталога звезд, с целью определения звезд для измерения векторов направлений, на которые существуют благоприятные условия орбитального полета, исключающие засветку оптических устройств-телескопов; относительно высокая стоимость оптических устройств-телескопов; необходимость проведения продолжительных сеансов измерения векторов направлений на звезды для обеспечения необходимой точности определения параметров ориентации, в течение которых применение КА по целевому назначению ограничено.

Известен способ определения угловой ориентации объекта, взятый в качестве прототипа, основанный на приеме сигналов от космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем на разнесенные антенны количеством не менее трех, расположенные на объекте так, чтобы они не лежали на одной прямой, при этом антенны принимают сигналы от спутников, на основе которых определяются координаты спутников и разности фаз несущей частоты сигналов, принимаемых от спутников на разнесенные антенны, в которых (разностях фаз) содержится информация об углах между направлениями на спутники и векторами, образованными антеннами, на основе которой с привлечением информации о расположении антенн относительно объекта, о координатах объекта, о координатах спутников решается задача ориентации, при этом антенны принимают сигналы только от двух спутников (а не от трех и более), а информацию о координатах объекта получают от инерциальной навигационной системы или используют информацию о координатах точки старта (патент РФ №2276384, MПK3 G01S 5/00).

Недостатком способа-прототипа является необходимость одномоментного приема сигналов двух или большего количества НКА ГНСС. Способ-прототип не позволяет определить параметры ориентации по сигналу одного НКА, что необходимо для определения ориентации объекта-КА в случаях нарушения целостности спутникового навигационного поля или применения на объекте-КА антенны с узкой диаграммой направленности, которые приводят к тому, что в зоне радиовидимости объекта-КА, на котором проводится определение параметров ориентации, одновременно может быть принят сигнал только одного НКА.

В изобретении предусматривается, что в качестве источников радиосигнала, пригодных для определения ориентации КА, могут применяться НКА ГНСС или наземные стационарные радиостанции, сигнал которых может быть надежно принят бортовой аппаратурой. Поэтому отличие от способа-прототипа вместо НКА в дальнейшем изложении способа для обозначения источника радиосигнала используется обобщающий термин - радионавигационный ориентир (РНО), который может обозначать НКА или наземную радиостанцию.

Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, заключается в повышении надежности определения угловой ориентации КА за счет уменьшения количества РНО и возможности определения ориентации КА по измеренным значениям разности фаз сигнала только одного РНО, сигнал которого может устойчиво приниматься на борту КА. Кроме того, применение изобретения позволяет осуществлять контроль параметров ориентации ИНС в течение большей части времени орбитального полета путем определения систематической погрешности инерциальной ориентации и затем проводить коррекцию параметров пространственной инерциальной ориентации ИНС за счет внесения поправок.

В основу изобретения положена задача определения угловой ориентации КА по сигналу одного РНО орбитального или наземного базирования.

Сущность изобретения заключается в том, что для достижения указанных выше технических результатов в способе определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира, основанном на приеме сигнала на разнесенные антенны космического аппарата количеством не менее трех, расположенные так, чтобы они не лежали на одной прямой, при этом антенны принимают сигнал от радионавигационного ориентира, на основе которого определяются разности фаз несущей частоты сигнала, принимаемого на разнесенные антенны, получают информацию о координатах космического аппарата, координатах радионавигационного ориентира и положении осей связанной и орбитальной систем координат от инерциальной навигационной системы, согласно изобретению осуществляют ориентацию связанных осей космического аппарата параллельно осям орбитальной системы координат, последовательно измеряют три и более разности фаз сигнала только одного радионавигационного ориентира, принятого двумя парами антенн, определяют систематическую погрешность инерциальной ориентации и пространственную ориентацию связанных осей космического аппарата.

Возможность определения систематической погрешности инерциальной ориентации достигается за счет следующих двух благоприятных условий. Во-первых, скорость дрейфа инерциальных осей современных ИНС невелика и на интервале полета продолжительностью, равной нескольким минутам, достаточном для определения ориентации, изменением положения инерциальных осей можно пренебречь. Это означает допустимость принятия предположения о том, что погрешность параметров инерциальной ориентации является систематической на интервале измерения разности фаз сигнала РНО. Во-вторых, при выполнении целевых задач полета в течение большей части времени орбитального полета ориентация связанных осей КА должна осуществляться по данным ИНС параллельно осям орбитальной системы координат. Поэтому при наличии в зоне радиовидимости радионавигационного ориентира появляется возможность выявлять систематическую погрешность инерциальной ориентации.

Существенные признаки, характеризующие изобретение и обеспечивающие получение технического результата.

1. Применение сигнала только одного радионавигационного ориентира (а не двух и более) для определения ориентации КА, находящегося в орбитальном полете.

2. Использование следующей совокупности действий, выполняемых последовательно: осуществление ориентации осей связанной системы координат КА параллельно осям орбитальной системы координат на основе данных инерциальной навигационной системы; последовательное измерение трех и более значений разности фаз сигнала одного радионавигационного ориентира; определение систематической ошибки инерциальной ориентации; определение пространственной ориентации связанных осей КА.

3. Использование описанного ниже алгоритма определения ориентации.

Сущность предлагаемого способа можно пояснить следующим образом.

Пусть в составе бортового оборудования КА находится ИНС. Пространственная ориентация осей связанной системы координат КА осуществляется по данным ИНС, и на некотором интервале полета Δt система управления угловым положением ориентирует связанные оси КА параллельно осям орбитальной системы координат. Однако пространственная ориентация КА по данным ИНС осуществляется с погрешностью. Появление погрешности обусловлено уходом инерциальных осей от заданных направлений инерциального пространства и погрешностью работы системы ориентации. В соответствии с принятым выше предположением погрешность является систематической и постоянна на интервале полета Δt. Для определения ориентации КА используют измерения разности фаз сигнала одного РНО, которые пропорциональны косинусу угла между вектором, проходящим между парой антенн, и вектором, направленным от КА к РНО. Вектор, лежащий между парой антенн, в дальнейшем будем называть вектор-базой антенн.

Пусть антенны, применяемые для измерения разности фаз, жестко связаны с КА и образуют две неколлинеарные вектор-базы антенн. Пусть первая вектор-база антенн с номером k=1 расположена параллельно оси OYсв связанной системы координат, а вторая с номером k=2 - оси OZ. Предположим, что параметры ориентации КА определяют в декартовой системе координат, а пространственная ориентация вектор-базы антенн с номером k в момент времени tj определена вектором Y(k,tj)=[βx(k,tj),βy(k,tj),βz(k,tj)]T, где βx(k,tj),βy(k,tj),βz(k,tj) - направляющие косинусы вектор-базы антенн.

В общем случае положение вектор-баз антенн может не совпадать с осями связанной системы координат. Тогда направляющие косинусы векторов Y(1,tj) и Y(2,tj) рассчитывают по формуле

Y(k,tj)=AY*(k,tj), k=1,2,

где А - матрица преобразования направляющих косинусов ориентации вектор-баз антенн к направлениям осей связанной системы координат; Y*(k,tj)- направляющие косинусы ориентации вектор-баз в связанной системе координат.

Разность фаз сигнала РНО - ϕ(k,tj), принятого двумя антеннами вектор-базы k в момент времени tj, и косинус угла cos α(k,tj) между вектор-базой антенн Y(k,tj) и вектором, направленным от КА к РНО, связаны выражением (Соловьев Ю.А. Спутниковая навигация и ее приложения. -М.: Эко-Трендз, 2003, с.161)

где λ - длина волны принятого сигнала;

В(k) - расстояние между антеннами вектор-базы k.

Из свойства скалярного произведения векторов следует, что выражение для расчета косинуса угла cos α(k,tj) может быть записано следующим образом:

где x(tj), y(tj), z(tj) - направляющие косинусы вектора, ориентированного от КА к РНО в момент времени tj.

Вычисление направляющих косинусов x(tj), y(tj), z(tj) осуществляется по формулам

, , , ,

где xP(tj), yP(tj), zP(tj) - координаты РНО;

xK(tj), yK(tj), zK(tj) - координаты КА.

Координаты РНО и текущие координаты КА поступают из ИНС. В случае применения НКА ГНСС систем в качестве РНО текущие координаты НКА определяют по информации, содержащейся в навигационных сообщениях, транслируемых навигационными КА, принимаемых и хранящихся на борту КА-объекта. В случае применения наземных радиостанций в качестве РНО текущие координаты определяют в соответствии с бортовым каталогом наземных РНО.

Направляющие косинусы вектор-базы антенн Y(k,t) представим в виде:

где γx(k,tj), γy(k,tj), γz(k,tj) - направляющие косинусы вектор-базы антенн с номером k, соответствующие параметрам инерциальной ориентации связанных осей КА, хранящихся в ИНС;

Δx(k,tj), Δy(k,tj), Δz(k,tj) - поправки к направляющим косинусам инерциальной ориентации, подлежащие определению по измеренным значениям разности фаз ϕ(k,tj).

В соответствии с принятым предположением погрешность параметров инерциальной ориентации является систематической на интервале Δt, поэтому при tj∈Δt справедливы равенства

Из (1), (2) с учетом (3) и (4) уравнения для определения систематической погрешности параметров инерциальной ориентации запишем в виде системы линейных уравнений

где j≥3; k=1, 2.

Система уравнений (5) содержит три неизвестных - Δх(k), Δу(k), Δz(k), и для ее однозначного решения необходимо не менее трех измерений разности фаз в различные моменты времени tj∈Δt. Для решения системы уравнений (5) применяются методы решения систем линейных алгебраических уравнений, изложенные, например, в работе Самарского А.А., Гулина А.В. Численные методы. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1989, с.48-126.

Поправки к параметрам инерциальной ориентации каждой вектор-базы антенн вычисляются независимо. При условии расположения первой вектор-базы антенн параллельно оси ОYсв, а второй - оси OZ поправки к параметрам инерциальной ориентации связанных осей КА OY и OZопределяются решением системы уравнений (5), а направляющие косинусы оси ОХсв связанной системы координат определяются вектором Y(1,tj)×Y(2,tj).

Предложенный способ может быть реализован устройством, структурная схема которого приведена на чертеже.

Устройство содержит антенны 1, 2, 3, причем 1 и 2 антенны образуют первую вектор-базу антенн, расположенную параллельно оси ОУсв, антенны 2 и 3 образуют вторую вектор-базу антенн, параллельную оси OZсв связанной системы координат, соединенный с антеннами 1 и 2 блок обработки сигналов 4, соединенный с антеннами 2 и 3 блок обработки сигналов 5, бортовой вычислитель 6, инерциальную навигационную систему 7, систему угловой ориентации с исполнительными органами 8, причем первый вход блок обработки сигналов 4 соединен с выходом антенны 1, второй вход блока обработки сигналов 4 соединен с выходом антенны 2, первый вход блок обработки сигналов 5 соединен с выходом антенны 2, второй вход блока обработки сигналов 5 соединен с выходом антенны 3, первый вход бортового вычислителя 6 соединен с выходом блока обработки сигналов 4, второй вход вычислителя 6 с выходом блока обработки сигналов 5, третий вход вычислителя 6 соединен с первым выходом инерциальной навигационной системы 7, второй выход инерциальной навигационной системы 7 соединен со входом системы угловой ориентации 8, включающей исполнительные органы.

Устройство работает следующим образом. Инерциальная навигационная система 7 определяет направление осей орбитальной и связанной систем координат, на основании которых система угловой ориентации 8 осуществляет ориентацию связанных осей КА параллельно осям орбитальной системы координат и удерживает такую ориентацию осей на интервале измерения параметров сигнала РНО. Антенны первой вектор-базы 1 и 2, а также антенны второй вектор-базы 2 и 3 принимают сигнал РНО. Блок обработки 4 измеряет значения разности фаз сигнала РНО, принятого антеннами 1 и 2, а блок обработки 5 измеряет значения разности фаз сигнала РНО, принятого антеннами 2 и 3. В бортовой вычислитель 6 на первый вход поступают три и большее количество значений разности фаз сигнала, измеренные блоком обработки 4, а на второй вход - разности фаз сигнала, измеренные блоком обработки 5, на третий вход - параметры инерциальной ориентации, координаты космического аппарата, соответствующие пространственному положению космического аппарата, и координаты РНО в моменты измерения разности фаз сигнала РНО, а также значение длины волны сигнала РНО. Бортовой вычислитель 6 рассчитывает систематические погрешности инерциальной ориентации и параметры пространственной ориентации космического аппарата в соответствии с приведенным выше алгоритмом, которые поступают в инерциальную навигационную систему 7.

Способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира, основанный на приеме сигнала на разнесенные антенны космического аппарата количеством не менее трех, расположенные так, чтобы они не лежали на одной прямой, при этом антенны принимают сигнал от радионавигационного ориентира, на основе которого определяются разности фаз несущей частоты сигнала, принимаемого на разнесенные антенны, получают информацию о координатах космического аппарата, координатах радионавигационного ориентира и положении осей связанной и орбитальной систем ординат от инерциальной навигационной системы, отличающийся тем, что осуществляют ориентацию связанных осей космического аппарата параллельно осям орбитальной системы координат, последовательно измеряют три и более разности фаз сигнала только одного радионавигационного ориентира, принятого двумя парами антенн, определяют систематическую погрешность инерциальной ориентации и пространственную ориентацию связанных осей космического аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для повышения непрерывности обслуживания пользователей широкозонных дифференциальных подсистем (ШДПС) спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS (Global Positioning System) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная система) в условиях воздействия внезапных неблагоприятных факторов, таких как геомагнитные возмущения, мощные кратковременные радиошумы, локальные шумы многолучевости.

Изобретение относится к области морской геодезии и может быть использовано для определения уклонения отвесной линии (УОЛ) в океане на подвижном объекте в целях навигационно-гидрографического обеспечения его навигационного комплекса.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для проверки пространственного положения магистральных трубопроводов большой протяженности и привязки их продольной оси к топографическим или географическим картам.

Изобретение относится к области внутритрубных инспектирующих снарядов, предназначенных для автономного определения геодезических координат трассы подземных газо- и нефтепроводов.

Изобретение относится к области определения пилотажно-навигационных параметров ЛА. .

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться в инерциальных системах ориентации и навигации. .

Изобретение относится к средствам ориентации и навигации объектов, подвижных в тех или иных средах, в частности внутритрубных инспектирующих снарядов магистральных трубопроводов.

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения с использованием магнитного поля Земли и предназначено для построения приборов измерения магнитного курса и углов наклона подвижных объектов.

Изобретение относится к способу и устройству для индикации вектора скорости летательного аппарата. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения координат подвижных наземных объектов, в частности автотранспортных средств, особенно в автономных навигационных системах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к блокам ориентации самолетов и вертолетов

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бесплатформенных инерциальных системах навигации (БИНС) для различных классов носителей от наземных до авиационных, в частности в бесплатформенных системах ориентации (БСО)

Изобретение относится к области навигационного приборостения и может найти применение в бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС) и бесплатформенных инерциальных системах ориентации (БИСО) на трехосных волоконно-оптических гироскопах (ТВОГ) с одним общим источником излучения (ОИИ). Технический результат - повышение точности. Для этого измеряют корреляционную матрицу шумов (КМШ) ТВОГ с ОИИ в условиях, максимально приближенных к условиям использования БИСО на управляемом объекте (УО); вычисляют оптимальную ориентацию (оптимальные ориентации) связанного базиса относительно корпуса УО, при которой (которых) проекции вектора измеряемой абсолютной угловой скорости (ВАУС) УО на оси связанного базиса таковы, что по определенному критерию обеспечивается минимум дисперсии ошибки БИСО; устанавливают БИСО на основе ТВОГ с ОИИ на УО и ориентируют оси чувствительности ТВОГ относительно измеряемого ВАУС УО по определенному критерию так, чтобы обеспечить минимум дисперсии ошибки БИСО. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к блокам ориентации самолетов и вертолетов. Технический результат - повышение точности пилотирования ЛА за счет введения калибровки магнитометра. Существенным отличием устройства является введение первого и второго устройства интерфейса и коммутирующего устройства. Существенным отличием способа является сравнение вычисленного фильтром гиромагнитного курса с истинным магнитным курсом, полученным через первое и второе устройства интерфейса. Разность вычисленного гиромагнитного курса и истинного магнитного курса вводят в ПЗУ каждого измерительного блока, после чего, разворачивая ЛА на углы, кратные 45°, разности гиромагнитного курса по отношению к истинным вводят в ПЗУ и используют при полете ЛА. Предложенное устройство используется в датчике курса и вертикали. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к наземным робототехническим средствам транспорта груза в заданную точку пространства, а также доставке роботизированного средства в заданное место для выполнения им иных функций без присутствия человека. Техническим результатом является повышение эффективности управления роботизированным средством. В заявленном способе оператор на снимках отмечает ориентир, а также дает команду роботизированному средству о движении на заданное расстояние по отношению к выделенному ориентиру и задает траекторию движении. Далее через бортовое устройство управления роботизированное средство разворачивают для движения по заданной траектории, при этом отслеживают движение образа-ориентира на цифровых снимках с бортовых видеокамер. Далее осуществляют движение по заданной траектории, при этом постоянно вычисляют расстояние до ориентира, а также положение ориентира в поле зрения видеокамер и его масштаб при правильной траектории движения, причем при движении роботизированного средства с помощью устройства управления минимизируют разницу между ожидаемым положением центра ориентира или его оконечными точками и реально наблюдаемым положением центра ориентира или его оконечными точками. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительным системам и может быть использовано при измерении курса летательного аппарата. Новизна способа заключается в том, что в оптико-электронной системе переднего обзора измеряют углы ориентации относительно строительных осей ЛА гиростабилизированного поля зрения телевизионного (ТВ) или тепловизионного (ТП) датчика изображений (ДИ), в котором оптическое изображение формируется в фокальной плоскости и считывается матричными чувствительными элементами, выделяют по ТВ/ТП изображениям опорные точки на поверхности Земли для их дальнейшего сопровождения, фиксируют траектории перемещения изображений опорных точек по фокальной плоскости ДИ, сопровождая их на последовательности кадров и регистрируя их координаты, моменты времени формирования соответствующих кадров, углы ориентации поля зрения ДИ относительно строительных осей ЛА, показания датчиков ускорений и формируемые с помощью СНС и ИНС оценки составляющих вектора скорости по строительным осям ЛА в эти моменты времени, выделяют на траекториях пары одновременно формируемых участков, для каждой пары выделенных участков траекторий определяют координаты точки схождения как точки пересечения продолжений хорд, стягивающих эти участки, определяют параметры угловых положений линий визирования, проходящих через полученные точки схождения, и центр проекции, который используется в ДИ для формирования оптического изображения, находя тем самым направления векторов средних скоростей ЛА на интервалах времени формирования выделенных пар участков траекторий движения изображений опорных точек по фокальной плоскости, используя зарегистрированные данные корректируют полученные направления векторов средних скоростей ЛА, приводя их к текущему моменту времени, определяют параметры углового положения вектора скорости ЛА в текущий момент времени относительно системы координат, связанной с полем зрения ДИ, как результат осреднения скорректированных параметров углового положения векторов средних скоростей ЛА, по найденным параметрам углового положения вектора скорости ЛА, углам ориентации поля зрения ДИ относительно строительных осей ЛА и углам крена и тангажа в текущий момент времени определяют углы, задающие направление полета относительно строительных осей ЛА и направление вектора путевой скорости ЛА относительно проекции продольной оси ЛА на горизонтальную плоскость (угол сноса). Технический результат заключается в повышении точности измерения курса летательного аппарата. 1 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способу определения углового положения (в частности, угла крена) объекта, стабилизированного вращением (ОСВ), в пространстве. Способ определения угла крена объекта, стабилизированного вращением (ОСВ), заключается в том, что начиная с момента начала движения t0, на который известен априори угол крена объекта φнач, измеряют угловую скорость вращения ОСВ ω(t), путем интегрирования которой по времени от момента τ0 до конечного известного момента tk определяют величину изменения угла крена объекта, а величину угла крена φ(tk) на момент tk определяют согласно выражению: . При этом производят наблюдение за физическим параметром P(t), функционально связанным с изменением угла крена ОСВ, формируют, по меньшей мере, два раза момент τ0, являющийся характерной точкой на графике изменения физического параметра, например переходом физического параметра P(t) через «ноль» на участке установившегося движения. А интегрирование угловой скорости вращения ОСВ по времени осуществляют от момента начала движения t0 до первого сформированного момента τ0 нач и фиксируют величину интеграла - . Причем наблюдение за физическим параметром P(t) прекращают до возобновления в момент сформированного последующего второго момента τ0 посл, максимально приближенного к моменту tk, при этом изменение угла крена Δφ(t) относительно момента τ0 посл вычисляют согласно выражению: , где τ - измеренное время от τ0 посл до момента tk; Тпосл - измеренный период вращения в процессе формирования момента τ0 посл, а величину угла крена объекта φ(tk) на момент tk определяют согласно выражению: . Изобретение обеспечивает повышение точности определения угла крена ОСВ. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах морской геодезии. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого дополнительно введена косвенная стабилизированная в горизонте платформа, на которой установлены три моментных электродвигателя с сервоприводом, четыре акселерометра с вертикальной осью чувствительности и с механизмом их перемещения в горизонте первой пары акселерометров навстречу друг другу по заданному направлению и второй пары акселерометров навстречу друг другу по направлению, перпендикулярному заданному направлению перемещения первой пары акселерометров, измеритель линейной скорости перемещения акселерометров относительно подвижного объекта, регистратор моментов встречи двух акселерометров на траверзе первой и второй пары, при этом все устройства функционально связаны через введенный блок управления с бортовым вычислителем, в котором вычисляют искомые значения составляющих уклонения отвесной линии в меридиане и в первом вертикале. 3 ил.

Изобретение относится к области навигационных измерений и может быть использовано для определения координат местоположения подвижного объекта, например летательного аппарата (ЛА). Для достижения этой цели дополнительно осуществляют компенсацию погрешностей блока акселерометров за счет погрешностей акселерометров второго блока путем разворота чувствительных элементов до достижения максимума разности показаний акселерометров, приведенных к единой системе координат. Устройство является инерциальной навигационной мультисистемой, содержащей два навигационных вычислителя, два блока гироскопов, два блока акселерометров и систему управления пространственным положением блоками чувствительных элементов. Технический результат - повышение точности определения пилотажных и навигационных параметров полета летательного аппарата. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх