Устройство для компенсации реактивной мощности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока. Технический результат заключается в повышении коэффициента мощности во всем диапазоне регулирования и надежности. В устройстве для компенсации реактивной мощности блок управления по выходным сигналам датчиков тока и напряжения формирует импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами. Импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами синхронизированы с частотой сети, а скважность изменяется пропорционально напряжению на вторичной обмотке тягового трансформатора. Через конденсатор протекает ток, равный реактивному току, протекающему в цепи мостового выпрямителя на диодах, якорной обмотки и обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, но противоположный ему по фазе. В результате ток сети содержит только активную составляющую тока нагрузки. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено на электроподвижном составе переменного тока для повышения коэффициента мощности.

Известно устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, преобразователь, тяговый двигатель пульсирующего тока, два источника реактивной мощности, датчики тока и напряжения, блок управления, коммутатор (RU 2212086, кл. H02J 3/18, B60L 9/12, Бюл. №25, 10.09.2003).

Недостатком устройства является возникновение ударных токов при подключении коммутатором источника реактивной мощности к вторичной обмотке трансформатора в случае несоответствия напряжения на обмотке трансформатора и на конденсаторе источника реактивной мощности, что снижает надежность устройства. Появление ударных токов снижает коэффициент мощности.

Известно устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, преобразователь, тяговый двигатель пульсирующего тока, два источника реактивной мощности, блок управления, коммутатор, датчики тока и напряжения (RU 2256994, кл. H02J 3/18, B60L 9/12, Бюл. №20, 20.07.2005 - прототип).

Недостатком устройства, принятого за прототип, является дискретный способ регулирования реактивной мощности с большим шагом дискретности, что снижает коэффициент мощности во всем диапазоне регулирования, большое количество элементов и наличие коммутатора снижают надежность устройства.

Задача изобретения - повысить надежность устройства для компенсации реактивной мощности во всем диапазоне регулирования за счет исключения коммутатора и сокращения числа элементов и повысить коэффициент мощности за счет непрерывного регулирования величины реактивного тока пропорционально напряжению сети.

Технический результат достигается тем, что в устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку и обмотку возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока и датчик напряжения, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления соответственно, конденсатор, в него дополнительно введены два биполярных транзистора с изолированными затворами, шесть диодов, к свободному выводу якорной обмотки тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого и второго диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего и четвертого диодов, анод первого и катод третьего диодов соединены с общим выводом конденсатора, датчика напряжения и вторичной обмотки тягового трансформатора, свободный вывод которой соединен через датчик тока со свободным выводом датчика напряжения и общим выводом коллектора первого биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго, катодов четвертого и пятого диодов, анод пятого диода соединен с общим выводом анода шестого диода и эмиттеров первого и второго биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления соответственно, свободный вывод конденсатора соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором и катода шестого диода.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства для компенсации реактивной мощности.

В соответствии с чертежом устройство для компенсации реактивной мощности содержит тяговый трансформатор 1, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку 2 и обмотку возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока 4 и датчик напряжения 5, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления 6 (например, ADAM-5510, Прософт, краткий каталог продукции 6.0, 2001, с.47) соответственно, к свободному выводу якорной обмотки 2 тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого 7 и второго 8 диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего 9 и четвертого 10 диодов, анод первого 7 и катод третьего 9 диодов соединены с общим выводом конденсатора 11, датчика напряжения 5 и вторичной обмотки тягового трансформатора 1, свободный вывод которой соединен через датчик тока 4 со свободным выводом датчика напряжения 5 и общим выводом коллектора первого 12 биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго 8, катодов четвертого 10 и пятого 13 диодов, анод пятого диода 13 соединен с общим выводом анода шестого диода 14 и эмиттеров первого 12 и второго 15 биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления 6 соответственно, свободный вывод конденсатора 11 соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором 15 и катода шестого диода 14.

Устройство для компенсации реактивной мощности работает следующим образом. Биполярные транзисторы с изолированными затворами 12, 15 и диоды 13, 14 включены попарно встречно друг другу, таким образом, что в одном полупериоде напряжения сети ток в цепи конденсатора 11 регулирует биполярный транзистор с изолированным затвором 15, а биполярный транзистор с изолированным затвором 12 зашунтирован открытым диодом 13, в другом полупериоде рабочим является биполярный транзистор с изолированным затвором 12, а биполярный транзистор с изолированным затвором 15 зашунтирован диодом 14. Емкость конденсатора 11 выбирается из условия компенсации реактивной мощности в цепи якорной обмотки 2 и обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока при максимальном напряжении на тяговом трансформаторе 1. При снижении напряжения реактивная мощность в цепи тягового двигателя пульсирующего тока снижается. В зависимости от выходных сигналов датчиков тока 4 и напряжения 5, блок управления 6 формирует импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами 12 и 15. Импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами 12, 15 синхронизированы с частотой сети, а скважность изменяется пропорционально напряжению на вторичной обмотке тягового трансформатора 1. При этом через конденсатор 11 протекает ток, равный реактивному току, протекающему в цепи мостового выпрямителя на диодах 7, 8, 9 и 10, якорной обмотки 2 и обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока, но противоположный ему по фазе. В результате ток, потребляемый устройством из сети, содержит только активную составляющую тока нагрузки во всем диапазоне изменения напряжения сети.

Предлагаемое устройство для компенсации реактивной мощности реализует поставленную задачу: повышает надежность устройства для компенсации реактивной мощности во всем диапазоне регулирования за счет исключения коммутатора и сокращения числа элементов (на 11) и повышает коэффициент мощности за счет непрерывного регулирования величины реактивного тока пропорционально напряжению сети.

Устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку и обмотку возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока и датчик напряжения, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления соответственно, конденсатор, отличающееся тем, что в него дополнительно введены два биполярных транзистора с изолированными затворами, шесть диодов, к свободному выводу якорной обмотки тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого и второго диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего и четвертого диодов, анод первого и катод третьего диодов соединены с общим выводом конденсатора, датчика напряжения и вторичной обмотки тягового трансформатора, свободный вывод которой соединен через датчик тока со свободным выводом датчика напряжения и общим выводом коллектора первого биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго, катодов четвертого и пятого диодов, анод пятого диода соединен с общим выводом анода шестого диода и эмиттеров первого и второго биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления соответственно, свободный вывод конденсатора соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором и катода шестого диода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных системах регулирования угловой скорости, построенных на базе контура фазовой синхронизации.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе. .

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к устройствам поперечной емкостной компенсации в тяговой сети переменного тока 25 кВ. .

Изобретение относится к электроэнергетике, а точнее к электрической защите голых проводов линии электропередач в циклон осенне-зимней непогоды от гололеда. .

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для снижения энергоемкости энергетической системы потребителя путем улучшения качества электроэнергии в электрической сети.

Изобретение относится к электротехнике и электроэнергетике, а именно к способам подавления и компенсации высших гармоник в электрических сетях и коррекции коэффициента мощности.

Изобретение относится к системе электроснабжения электрических железных дорог, а именно, к устройствам автоматизации постов секционирования контактной сети переменного тока с установками поперечной емкостной компенсации (КУ).

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве статического компенсатора избыточной реактивной мощности в электрических сетях. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в компенсаторах реактивной мощности. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным регулируемым электротехническим комплексам, и может использоваться в высоковольтных электрических сетях напряжением 110...750 кВ для компенсации реактивной мощности и стабилизации напряжения.

Изобретение относится к электроэнергетике. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в рельсовом транспортном средстве и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов.

Изобретение относится к тяговым системам транспортного средства с двигателем постоянного тока и предназначено для уменьшения пульсаций напряжения потребителей, имеющих в своем составе выпрямительно-инверторные преобразователи, в частности, на электроподвижном составе переменного тока.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тяговых электроприводах транспортных средств, например троллейбусов, трамваев, метрополитена и электробусов.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от контактной сети однофазного переменного тока.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для повышения коэффициента мощности электроподвижного состава переменного тока с зонно-фазовым регулированием напряжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в выпрямительных установках с принудительной коммутацией, в качестве входных преобразователей на электроподвижном составе переменного тока.

Изобретение относится к электротехнике, к векторному регулированию входных преобразователей электроподвижного состава переменного тока, и может быть использовано для регулирования заданных параметров четырехквадрантного преобразователя при изменяющейся нагрузке.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для повышения коэффициента мощности электровоза. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока с тиристорными преобразователями. .
Наверх