Способ улучшения качества углеводородных топлив

Изобретение относится к способу повышения качества углеводородных топлив с улучшенным комплексом эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств и может использоваться в нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и различных областях техники. Изобретение касается способа улучшения качества углеводородных топлив, в котором подают топливо в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12-7,54 кВ/мм, силой тока 1,48-3,35 А, частотой импульсов 0,46-1,0 кГц и напряжением 10-30 кВт. Изобретение позволяет улучшить комплекс эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшить экологические свойства топлива. 4 табл., 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к способам повышения качества углеводородных топлив с улучшенным комплексом эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств и может использоваться в нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и различных областях техники.

Известен способ получения углеводородного топлива, включающий подачу углеводородной жидкости под давлением в резервуар с газом, который надо в этой жидкости растворить. Давление, при котором подается жидкость, зависит от конструкции распыляющего устройства. В качестве углеводородной жидкости используют бензин или керосин. Используемый газ: метан, этан, пропан, бутан, природный газ [1].

Основными недостатками указанного способа является то, что легкие углеводородные газы - метан и этан - характеризуются весьма высоким давлением паров, хотя и обладают хорошим октановым числом, они вызывают резкое повышение давление насыщенных паров смесевого бензина, что приводит к весьма значительным его потерям при хранении и эксплуатации. Это побуждает хранить такие бензины лишь под давлением в специальных резервуарах, что резко ограничивает использование данного способа. К тому же эксплуатация двигателя на этом бензине сопряжена с образованием газовых пробок и перебоями в работе двигателя.

Известен способ получения топлива для двигателей внутреннего сгорания [2], включающий изомеризацию прямогонной бензиновой фракции при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. В качестве сырья используют прямогонную бензиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 30…160°С, и изомеризацию проводят при температуре 300…380°С и давлении 3…5 МПа в присутствии цеолитсодержащего молибденового и/или никель-молибденового катализатора с последующим удалением из продуктов реакции метана и этана. Полученный изомеризат смешивают с прямогонной бензиновой фракцией в соотношении от 1-4 до 4-1.

Основными недостатками данного способа являются отсутствие возможности изменения характеристик электрического поля в зависимости от исходных показателей качества используемого топлива и как следствие низкая эффективность топливоподготовки, не позволяющая существенно повысить качество комплекса эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств углеводородных топлив, а также сложность исполнения и применения на технике.

Наиболее близким к предлагаемому способу улучшения углеводородных топлив по технической сущности и достигаемому эффекту является способ улучшения физических свойств нефтяных топлив [3], выбранный в качестве прототипа.

Способ-прототип включает возбуждение пульсаций в движущемся потоке жидкости при условии возникновения колебаний амплитуд давления, скорости и ускорения, которые способствуют дроблению капель и пузырей в сплошной жидкости. Согласно изобретению вначале поляризуют молекулы углеводородов, пропуская через электромагнитное поле напряженностью 0,2-0,3 Тл, затем подвергают макромолекулы и коллоиды резонансной вибрации частотой 20-30 Гц для увеличения амплитуды колебания, повышают давление насосом до 6,0-8,0 МПа на входе в суживающее и расширяющее устройство, где топливо разгоняют до 120-140 м/с с последующим торможением, достигая при этом давления 0,02…0,01 МПа, затем разделяют поток на легкие и тяжелые фракции в трубке Ранка, легкие фракции направляют или на хранение или на сжигание после поляризации молекул в электромагнитном поле, а тяжелые горячие фракции в количестве 10-15% от общего потока возвращают по трубопроводу в емкость с исходным топливом для повторной обработки.

Основными недостатками указанного способа является отсутствие возможности изменения характеристик электрического поля в зависимости от исходных показателей качества используемого топлива, а следовательно, недостаточная эффективность топливоподготовки, не позволяющая существенно повысить качество комплекса эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств углеводородных топлив, а также сложность исполнения и отсутствие возможности применения на ДВС.

Предлагаемое изобретение решает задачу улучшения комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшения экологических свойств топлив.

Поставленная задача достигается способом улучшения качества углеводородных топлив, в котором подают топливо в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12…7,54 кВ/мм, силой тока 1,48…3,35 А, частотой импульсов 0,46…1,0 кГц и напряжением 10…30 кВт.

Указанные отличительные признаки являются существенными для решения задачи предлагаемого изобретения.

Способ осуществляется следующим образом.

Топливо подают в поле центробежных сил, где подвергают цепной реакции крекинга молекулы углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12…7,54 кВ/мм, силой тока 1,48…3,35 А, частотой импульсов 0,46…1,0 кГц и напряжением 10…30 кВт.

Данные параметры электрического поля и тока обусловлены энергией, необходимой для изменения строения исходных углеводородов.

С молекулами углеводородов в электрическом поле происходят радикально-цепные превращения.

В качестве иллюстрации механизма радикально-цепного процесса представлен крекинг молекулы в виде последовательных радикальных реакций:

1.

2.

3.

4.

Данный механизм не нов и описан рядом ученых [4]. Уникальность и принципиальное отличие разработанного способа заключается в изменении углеводородного состава топлив без повышения температуры, давления и присутствия катализатора.

Зарождение цепи происходит в результате передачи энергии электрического поля и совпадения собственной частоты колебаний молекул углеводородов топлив с частотой импульсов электрического поля.

Выведены математические зависимости силы, действующей на свободные радикалы, и скорости их движения от характеристик топлива и электрического поля.

На фиг.1 показаны силы, действующие на свободный радикал молекулы углеводорода, образующийся в результате цепной реакции крекинга.

Сила, действующая на свободный радикал, зависит от диэлектрической проницаемости, плотности линейного заряда и размеров радикалов, определяется по формуле:

где τ - плотность линейного заряда;

l - расстояние от центра радикала до заряда.

a - радиус свободного радикала;

εa, εi - диэлектрические проницаемости топлива и радикалов соответственно.

На скорость движения свободного радикала оказывают существенное влияние напряжение, диэлектрическая проницаемость и динамическая вязкость топлива:

где U - напряжение;

r - расстояние от радикала до электрода;

ρ - плотность топлива;

d - диаметр электрода;

η - динамическая вязкость среды;

ε0 - диэлектрическая постоянная.

Вывод данных математических зависимостей позволил управлять развитием радикально-цепного процесса.

Обрыв цепи процесса происходит реакциями рекомбинации и диспропорционирования радикалов.

Эффективность применения данных параметров электрического поля доказывают результаты проведенных экспериментов (фиг.2). Результаты исследования воздействия электрического поля на кинематическую вязкость дизельного топлива марки (Л-0.2-40 ГОСТ 305) в соответствии со стандартной методикой по ГОСТ 33 приведены в таблице 1.

В результате обработки полученных результатов с использованием программы STATISTICА 6.0 получены графические зависимости (фиг.2) и математическая зависимость:

где v - кинематическая вязкость, мм2/с;

Е - напряженность электрического поля, кВ/мм;

f - частота импульсов, Гц.

Как видно из таблицы 1 и фиг.2, наиболее эффективными являются параметры электрического поля напряженностью 2,12…7,54 кВ/мм, силой тока 1,48…3,35 А, частотой импульсов 0,46…1,0 кГц и напряжением 10…30 кВт, которые обеспечивают экономию энергозатрат, прохождение радикально-цепного процесса в топливе, улучшение комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшение экологических свойств топлив.

Необходимо отметить, что оптимальные параметры электрического поля будут различаться в зависимости от показателей качества исходного топлива.

Это подтверждается следующим:

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина марки "Регуляр-92" по ГОСТ Р 51105, полученные на аппарате AREX -2000 в Федеральном государственном унитарном предприятии 25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны, в результате топливоподготовки приведены в таблице 2.

Таблица 2
Изменение углеводородного состава автомобильного бензина «Регуляр 92» (ГОСТ Р 51105) в результате электрической обработки
Группа углеводородов До топливоподготовки После топливоподготовки
Ароматические углеводороды, в % 30,3 37,6
Непредельные углеводороды, в % 11,0 9,4
Предельные углеводороды, в % 58,7 53,0

Изменение фракционного состава дизельного топлива марки Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 в результате электрической обработки установлено по стандартной методике ГОСТ 2177 и представлено в таблице 3.

Таблица 3
Изменение фракционного состава дизельного топлива Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 в результате топливоподготовки
Точки регистрации температур, % Температура выкипания, ºС
До топливоподготовки После топливоподготовки
начало перегонки, 134 102
10% перегонки, 216 205
20% перегонки, 232 227
30% перегонки, 246 239
40% перегонки, 262 256
50% перегонки, 280 272
60% перегонки, 300 305
70% перегонки, 320 314
80% перегонки, 342 336
90% перегонки, 368 365
96% перегонки, 388 375

Проведены испытания топлива после подготовки к применению на двигателе УМ3-4178 на стенде КИ-5543 ГОСНИТИ по стандартной методике, результаты которых представлены в таблице 4.

Примечание:

После топливоподготовки испытываемый двигатель показал следующие результаты:

1. Эффективная мощность возрастает на 4…14 кВт.

2. Удельный эффективный расход топлива снизился на 11…31 г/кВт·ч.

Таким образом, все признаки, указанные в формуле изобретения, необходимы в совокупности для решения поставленной задачи изобретения.

Проведенная топливоподготовка обеспечивает проведение цепной реакции крекинга молекул углеводородов смеси при нормальных условиях, что в конечном итоге позволяет значительно снизить токсичность отработавших газов и повысить экономичность двигателя внутреннего сгорания за счет интенсификации процесса смесеобразования и сгорания путем увеличения тонкости распыла капель топлива из-за снижения сил поверхностного натяжения топлива, возникающего под действием электрического поля, за счет изменения углеводородного состава.

Таким образом, предлагаемый способ улучшения качества углеводородных топлив путем подачи топлива в поле центробежных сил и обеспечения условий проведения цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская его через электрическое поле напряженностью 2,12…7,54 кВ/мм, силой тока 1,48…3,35 А, частотой импульсов 0,46…1,0 кГц и напряжением 10…30 кВт, обеспечивает улучшение комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшение экологических свойств топлив.

Литература

1. Патент Франции №2106695, кл. C10L 1/00, опублик. 1972 г.

2. Патент RU №2090591, кл. C10G 45/58, C10G 45/04, опублик. 1997

3. Патент RU №2283967, F02M 27/08, F02M 27/04, B01J 19/10, опублик. 2006. - прототип.

4. Коллоидные жидкости /Никитенко В.И./. - М.: Химия, 1965. - 734 с.

Способ улучшения качества углеводородных топлив, включающий поляризацию молекул углеводородов путем возбуждения пульсаций и резонансной вибрации в движущемся потоке жидкости, отличающийся тем, что углеводородное топливо подают в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекулы углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская его через электрическое поле напряженностью 2,12-7,54 кВ/мм, силой тока 1,48-3,35 А, частотой импульсов 0,46-1,0 кГц и напряжением 10-30 кВт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам получения двухкомпонентных топливных смесей, когда одним из компонентов является высоковязкое нефтяное топливо (мазуты) с вязкостью 180-500 сСт при 50°С, другим - легкое дистиллятное топливо (МДО, МГО, СМТ-1, СМТ-2, дизельное) с вязкостью 5,5-14 сСт при 40°С.
Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. .

Изобретение относится к комбинированным способам получения топлив для судовых двигателей (судовое легкое, судовое высоковязкое легкое и судовое маловязкое топлива) и дорожных битумов глубоковакуумной перегонкой мазутов, легким термическим крекингом вакуумных газойлей (ЛТКВГ) и окислением тяжелых гудронов.

Изобретение относится к топливу мазутному маловязкому (ТММ), используемому в качестве технологического топлива на промышленных предприятиях теплоснабжения, на судах речного и морского флота.

Изобретение относится к эксплуатации котельных установок, а именно к подготовке углеводородных высоковязких жидких топлив, преимущественно мазута, к сжиганию в котельных и других теплоэнергетических установках.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива нефтяного тяжелого, предназначенного для использования в судовых и котельных установках.

Изобретение относится к топливу мазутному суперлегкому, способу его получения и устройству для осуществления способа. .
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу крекинга продуктов перегонки нефтей, включающему нагрев паров исходного сырья, в качестве исходного сырья используют дизельно-масляные фракции или вакуумные газойли, процесс ведут при нагревании паров исходного сырья электрохимически под воздействием электрического тока при избыточном давлении 0,01-0,5 МПа, температуре 300-450°С, в присутствии сплавов из металлов Al, Cr, Ni, Fe, которые используют в виде отдельных проводников, установленных в зоне парового крекинга в контакте с проходящими парами сырья и через которые пропускают электрический ток с напряжением 0,1-10 кВ и силой тока 1-1·104 А.

Изобретение относится к способу конверсии компонентов нефтяного остатка, имеющих до обработки температуры кипения примерно от 200°С (400°F) до 430°С (800°F), в продукты, имеющие температуры кипения, которые ниже, по меньшей мере, примерно на 11°С (20°F), включающему следующие стадии: (а) комбинирование нефтяного остатка с водной жидкостью с образованием эмульсии, (б) воздействие на эмульсию ультразвуком, (в) извлечение органической фазы из эмульсии после указанного воздействия, причем для образования эмульсии используют добавку, представляющую собой жидкие алифатические углеводороды C15-C20 и смеси таких углеводородов или диалкиловый эфир.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к процессу электрохимического крекинга тяжелого нефтяного сырья. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для повышения детонационной стойкости моторных топлив, в частности бензинов.

Изобретение относится к технологии переработки нефти и нефтепродуктов и может быть использовано на установках с атмосферными и вакуумными колоннами, предназначенными для фракционной перегонки нефти.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для повышения детонационной стойкости моторных топлив, в частности бензинов.

Изобретение относится к технологии переработки отходов резины и продуктов нефтехимии и нефтепереработки и может быть использовано для решения экологических и топливно-энергетических задач.

Изобретение относится к области нефтехимии и нефтепереработке и может быть использовано для переработки газообразных углеводородов в жидкие, для использования в качестве компонента моторного топлива на месте добычи или закачки в трубопровод, получения бензиновых фракций углеводородов, получения непредельных углеводородных соединений, очистке газов от органических примесей.

Изобретение относится к деструктивной переработке органических соединений и может быть использовано в химической, нефтехимической и других областях промышленности, а также для решения обезвреживания и утилизации углеводородных отходов.
Изобретение относится к области переработки высокомолекулярного углеродсодержащего сырья, в более легкие соединения и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для производства моторных топлив, а также готовых продуктов и полупродуктов органического синтеза
Наверх