Способ определения длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства объектов энергоснабжения и тяговых подстанций железнодорожного транспорта. Сущность: перемещают датчик по трассе горизонтальных элементов контура заземления, измеряют на территории электроустановки магнитное поле помехи, фиксируют на трассе наименьшее значение вертикальной составляющей магнитного поля помехи. Вскрывают грунт до торцевой части вертикального элемента. Устанавливают на предварительно очищенную торцевую поверхность вертикального элемента ультразвуковой преобразователь низкочастотного ультразвукового дефектоскопа. Определяют по развертке дефектоскопа длину вертикального элемента по соотношению: L=C·t/2, где t - время прохождения импульса ультразвука через вертикальный элемент в обоих направлениях, С - скорость ультразвука в среде вертикального элемента. Коррозионное состояние оценивают по наличию и величине дополнительных пиков в развертке. Величину коррозионного дефекта качественно определяют по амплитуде эхо-сигнала, координаты дефекта определяют по соотношению r=C·td/2, где td - время прохождения импульса ультразвука до места дефекта в обоих направлениях. Технический результат: снижение трудоемкости и временных затрат. 1 ил.

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства объектов энергоснабжения и тяговых подстанций железнодорожного транспорта.

Известен визуальный способ контроля заземляющих устройств электроустановок. Для этого производится вскрытие грунта и инструментальная оценка состояния заземлителей и оценка степени коррозии контактных соединений [1, 2].

Известен способ определения коррозионного состояния элементов заземляющего устройства, находящихся в земле, согласно которому локальные коррозионные повреждения заземляющих проводников выявляются при осмотре (в основном со вскрытием грунта). Количественная оценка степени коррозионного износа производится выборочно по участкам контролируемого элемента заземляющего устройства путем измерения характерных размеров, зависящих от вида коррозии [3].

Недостатками известных способов являются большая трудоемкость и значительные временные затраты, учитывая, что вертикальные элементы заземляющего устройства обычно находятся на глубине от 0,7 до 1,5 м, а их средняя длина от 3 до 5 м и более.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения наличия вертикальных элементов контура заземления, включающий перемещение датчика по трассе горизонтальных элементов контура заземления, измерение на территории электроустановки магнитного поля помехи, фиксацию на трассе горизонтальных элементов контура заземления наименьшего значения вертикальной составляющей магнитного поля помехи, соответствующего реальному месту нахождения вертикального элемента контура заземления [4].

Недостатком этого способа является отсутствие возможности определение длины и коррозионного состояния вертикальных элементов.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и временных затрат при определении длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства за счет уменьшения объема земляных работ.

Для достижения этой цели в предлагаемом способе определения длины и коррозионного состояния вертикального элемента заземляющего устройства, включающем перемещение датчика по трассе горизонтальных элементов контура заземления, измерение на территории электроустановки магнитного поля помехи, фиксацию на трассе горизонтальных элементов контура заземления наименьшего значения вертикальной составляющей магнитного поля помехи, вскрытие грунта до торцевой части вертикального элемента, установку на предварительно очищенную торцевую поверхность вертикального элемента прямого ультразвукового преобразователя низкочастотного ультразвукового дефектоскопа, работающего по принципу эхо-импульсного метода, определение по развертке дефектоскопа (так называемому А-скану) времени между зондирующим импульсом и донным импульсом, длину вертикального элемента определяют по соотношению

L=C·t/2,

где t - время прохождения импульса ультразвука через вертикальный элемент в обоих направлениях (промежуток времени между пиком зондирующего импульса и пиком донного сигнала, отраженного от дна объекта контроля, определяемый по развертке дефектоскопа);

С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала.

Коррозионное состояние вертикального элемента оценивается по наличию и величине дополнительных пиков в развертке отраженного от противоположного торца вертикального элемента ультразвукового сигнала при его продольном прозвучивании. Причем величину коррозионного повреждения (дефекта) качественно определяют по амплитуде эхо-сигнала, характеризующей отражательную способность дефекта и пропорциональной его эквивалентной площади, координаты дефекта (расстояние от верхнего торца вертикального элемента) определяют по соотношению:

r=C·td/2,

где td - время прохождения импульса ультразвука до места дефекта в обоих направлениях (определяемый по развертке дефектоскопа промежуток времени между пиком зондирующего импульса и пиком, соответствующим эхо-сигналу от дефекта);

С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая измерения длины и коррозионного состояния по данному способу.

Устройство работает следующим образом.

Синхронизатор 1 вырабатывает короткие электрические импульсы через определенные промежутки времени. Эти импульсы запускают генератор зондирующих импульсов 2 и генератор развертки 3. Генератор зондирующих импульсов вырабатывает либо радио-, либо видеоимпульсы, которые поступают на преобразователь 4 и превращаются в нем в упругие колебания. Эти колебания, распространяясь в вертикальном элементе заземляющего устройства 5, образуют волны. Волны отражаются от препятствий на своем пути, таких как локальные коррозионные повреждения 6 и донная поверхность. Отраженные импульсы возвращаются на преобразователь и превращаются в электрические сигналы. Принятые сигналы после усиления и детектирования в приемно-усилительном блоке 7 подаются на Y-отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки 8 или другого индикатора. Генератор развертки 3 вырабатывает напряжение, зависящее от времени по пилообразному закону. Это напряжение поступает на Х-отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки. На экране электронно-лучевой трубки 8 видны линия развертки (горизонтальная линия в нижней части экрана) и один или несколько пиков. Высокий пик в левой, начальной части экрана «З» соответствует зондирующему импульсу. Пик «Д» соответствует донному сигналу, отраженному от дна объекта контроля. Пик «ДЕФ» соответствует эхо-сигналу от дефекта (например, коррозионного повреждения). Амплитуда эхо-сигнала А характеризует отражательную способность дефекта, она пропорциональна его эквивалентной площади, по величине амплитуды А можно качественно определить величину коррозионного повреждения. Время прихода эхо-сигнала t2 позволяет рассчитать длину вертикального элемента, t1 - координаты дефекта. Длина вертикального элемента определяется по соотношению

L=C·t2/2,

где t2 - время прохождения импульса ультразвука через вертикальный элемент в обоих направлениях (промежуток времени между пиком зондирующего импульса «З» и пиком «Д» донного сигнала, отраженного от дна объекта контроля, определяемый по развертке дефектоскопа);

С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала.

Коррозионное состояние вертикального элемента оценивается по наличию и величине дополнительных пиков в развертке отраженного от противоположного торца вертикального элемента ультразвукового сигнала при его продольном прозвучивании. Причем величину коррозионного повреждения (дефекта) качественно определяют по амплитуде эхо-сигнала А, характеризующей отражательную способность дефекта и пропорциональной его эквивалентной площади, координаты дефекта (расстояние от верхнего торца вертикального элемента) определяют по соотношению

к=C·t1/2,

где t1 - время прохождения импульса ультразвука до места дефекта в обоих направлениях (определяемый по развертке дефектоскопа промежуток времени между пиком зондирующего импульса «З» и пиком «ДЕФ», соответствующим эхо-сигналу от дефекта);

С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала.

В данном способе производится определение длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства с помощью ультразвукового дефектоскопа, что приводит к уменьшению объема земляных работ. Следовательно, снижаются трудоемкость и временные затраты при определении длины и коррозионного состояния вертикальных элементов заземляющего устройства.

Источники информации

1. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей: утв. 13.01.03. - СПб.: Деан, 2003, 301 с.

2. Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191 от 10.06.1993 г. - М.: Транспорт, 1993, 68 с.

3. РД-153-34.0-20.525-00. Методические указания по контролю состояния заземляющих устройств электроустановок. - М.: СПО ОРГРЭС, 2000, 64 с.

4. Патент 2223510, Россия, МПК7 G01R 27/20. Способ определения наличия вертикальных элементов контура заземления / Кандаев В.А., Свешникова Н.Ю., Кандаев А.В.

Способ определения длины и коррозионного состояния вертикального элемента заземляющего устройства, включающий перемещение датчика по трассе горизонтальных элементов контура заземления, измерение на территории электроустановки магнитного поля помехи, фиксацию на трассе горизонтальных элементов контура заземления наименьшего значения вертикальной составляющей магнитного поля помехи, отличающийся тем, что производится вскрытие грунта до торцевой части вертикального элемента, установка на предварительно очищенную торцевую поверхность вертикального элемента прямого ультразвукового преобразователя низкочастотного ультразвукового дефектоскопа, работающего по принципу эхо-импульсного метода, определение по развертке дефектоскопа (так называемому А-скану) времени между зондирующим импульсом и донным импульсом, длину вертикального элемента определяют по соотношению:
L=C·t/2,
где t - время прохождения импульса ультразвука через вертикальный элемент в обоих направлениях (промежуток времени между пиком зондирующего импульса и пиком донного сигнала, отраженного от дна объекта контроля, определяемый по развертке дефектоскопа);
С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала;
коррозионное состояние вертикального элемента оценивается по наличию и величине дополнительных пиков в развертке отраженного от противоположного торца вертикального элемента ультразвукового сигнала при его продольном прозвучивании, причем величину коррозионного повреждения (дефекта) качественно определяют по амплитуде эхо-сигнала, характеризующей отражательную способность дефекта и пропорциональной его эквивалентной площади, координаты дефекта (расстояние от верхнего торца вертикального элемента) определяют по соотношению:
r=C·td/2,
где td - время прохождения импульса ультразвука до места дефекта в обоих направлениях (определяемый по развертке дефектоскопа промежуток времени между пиком зондирующего импульса и пиком, соответствующим эхо-сигналу от дефекта);
С - скорость распространения ультразвука в среде вертикального элемента, зависит от свойств материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ультразвуковой измерительной технике и может быть использовано при ультразвуковом контроле материалов. .

Изобретение относится к способу определения дефектов в конструктивном элементе турбины, с этапами передачи и приема посредством зонда дефектоскопа с групповыми излучателями, по меньшей мере, одного ультразвукового сигнала к/от исследуемого участка поверхности конструктивного элемента.

Изобретение относится к методам и средствам испытаний изделий ультразвуком и может быть использовано для выявления дефектов колес при ремонте и изготовлении подвижного состава железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено в машиностроении для бесконтактного, высокоточного измерения линейных перемещений, угла наклона, профиля и вибрации поверхности исследуемых объектов и дефектоскопии их материала.

Изобретение относится к неразрушающему контролю железнодорожных рельсов ультразвуковым методом и может быть использовано для обнаружения дефектов в подошвах рельсов.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и контроля перемещения и скорости. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности, для неразрушающих испытаний и может быть использовано для измерения толщины образцов материалов и изделий.

Изобретение относится к ультразвуковой технике и может быть использовано для излучения и приема ультразвуковых сигналов в ультразвуковой аппаратуре, преимущественно в ультразвуковых толщиномерах.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено в машиностроении для бесконтактного, высокоточного измерения линейных перемещений, угла наклона, профиля и вибрации поверхности исследуемых объектов и дефектоскопии их материала.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и контроля перемещения и скорости. .
Изобретение относится к исследованию деформаций и напряжений и может быть использовано для исследования деформаций и напряжений в деталях, например в элементах металлических конструкций инженерных сооружений.

Изобретение относится к пьезоэлектрическим датчикам, предназначенным для контроля различных физических величин. .

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля и предназначено для определения толщины отложений на внутренних поверхностях трубопроводов. .

Изобретение относится к измерению и контролю угловых перемещений объекта в системах контроля и управления. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для измерения деформации, а также сосредоточенных сил, давления газов и жидкостей.

Изобретение относится к комплексам для измерения толщины стенок трубопроводов с использованием звуковых колебаний и может быть использовано для определения толщины слоя льда на внутренней поверхности пульпопровода
Наверх