Шаровой кран с полным открытием и способ его изготовления

Группа изобретений относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначена для надежного перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Шаровой кран с полным открытием размещен между двумя патрубками, концы которых уплотнены с шаром. Шар снабжен поворотным валом для открытия и закрытия крана. Шар и концы патрубков окружены корпусом. Корпус прикреплен своими концами к сторонам патрубков в качестве элемента, скрепляющего детали крана. На концах патрубков по их окружности сформирована выступающая часть. Эта часть содержит кольцевое уплотнение. Корпус присоединен к сторонам патрубков с возможностью размещения внутри пространства, образованного корпусом, шара и ступенчатых концов патрубков с их уплотнениями. На торцевых поверхностях корпуса выполнены фаски с обратным углом и на одной оси с валом дополнительное отверстие под второй вал. Корпус сформирован со сферическими концами, образующими плоскостно-кольцевой контакт с наружными поверхностями патрубков. При изготовлении такого шарового крана на торцевых поверхностях корпуса предварительно выполняют фаски с обратным углом и дополнительное отверстие на одной оси с валом, затем фиксируют шар в корпусе двумя валами. Обработку давлением осуществляют по концам корпуса с образованием сферической формы концов корпуса для получения плоскостно-кольцевого контакта между концами корпуса и патрубками. Группа изобретений позволяет повысить надежность и долговечность шарового крана. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и к способу его изготовления и предназначено для надежного перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.

Известен шаровой кран, содержащий корпус с входными и выходными патрубками, сферическую пробку, седловые уплотнения, выполненные в виде набора упругодеформируемого кольца, сдвоенной тарельчатой пружины и поджимающего кольца, шток, сопряженный со сферической пробкой и размещенный в бобышке, жестко соединенной с корпусом, при этом каждый патрубок выполнен диаметром, меньшим диаметра корпуса, и сопряжен с ним усеченным конусом, угол при вершине которого выполнен не более 60° и обращен в сторону пробки.

Способ изготовления такого крана заключается в том, что изготавливают заготовку корпуса с патрубками, сферическую пробку, шток, по меньшей мере, одно седловое уплотнение вводят в контакт с пробкой, которую помещают во внутреннюю полость заготовки и фиксируют ее, после чего помещают заготовку в пресс-форму и осуществляют обжатие с уменьшением диаметра, по меньшей мере, одного из патрубков относительно диаметра корпуса с образованием сопрягающего участка в виде усеченного конуса, либо кругового кольца, либо на внутренней поверхности заготовки в зоне торцевой поверхности, по меньшей мере, одного из уплотнений, обращенной от пробки, предварительно выполняют кольцевую канавку остроугольного в продольном сечении заготовки профиля и обжатие осуществляют до смыкания сторон упомянутой канавки, обжатие поверхностей, по меньшей мере, еще один раз, при этом перед каждым последующим обжатием заготовку помещают в новую пресс-форму (см. МПК F16K 5/06, F16K 27/06, описание изобретения к патенту Российской Федерации №2193130, опубл. 2002.11.20).

Недостатком известного крана являются его невысокие эксплутационные характеристики, обусловленные тем, что он имеет существенные ограничения по величине рабочего давления из-за линейного контакта между корпусом и патрубками, не обеспечивающим достаточной герметичности соединения. Кроме того конструкция крана затрудняет проведение любых регламентных работ по осмотру и очистке внутренних полостей, требующих демонтажа.

Сам же способ достаточно трудоемок и требует дополнительной оснастки.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является шаровой кран с полным открытием и способ его изготовления (см. МПК F16K 5/06, F16K 27/06 описание изобретения к патенту Российской Федерации №2153616, опубл. 2000.07.27).

Известный шаровой кран с полным открытием размещен между двумя патрубками, выполненными в виде труб, концы которых уплотнены с шаром крана, открывающим и закрывающим кран и поворачивающимся вокруг его оси, причем шар крана и концы труб окружены корпусом, выполненным рукавообразным и прикрепленным своими концами к сторонам патрубков так, что он является элементом, скрепляющим детали крана, и на концах труб по их окружности сформирована ступенчатая выступающая часть, содержащая кольцевое уплотнение, а корпус сформирован суженным по концам к своим концам и присоединен к сторонам труб так, что шар крана и ступенчатые концы труб с их уплотнениями размещены внутри пространства, образованного корпусом, при этом кольцевое уплотнение установлено и прикреплено в гильзе трубы, на наружной поверхности которой сформирован выступ для опоры противоположной относительно концов трубы стороны уплотнения или его несущего кольца.

Способ изготовления такого шарового крана заключается в том, что вокруг шара крана и концов труб устанавливают рукавообразный корпус, концы которого прикрепляют к сторонам вставленных в корпус труб в качестве элемента, скрепляющего детали крана, при этом перед прикреплением концов рукавообразного корпуса к сторонам труб проводят стадию формирования на обоих концах труб по их окружности, по существу, ступенчатой выступающей части для последующего размещения в ней кольцевого уплотнения, стадии примыкания концов труб и уплотнений к противоположным сторонам шара крана, а так же стадию сужения концов рукавообразного корпуса для того, чтобы их внутренний диаметр соответствовал наружному диаметру труб.

Шаровой кран с полным открытием и способ его изготовления обладает вышеприведенным недостатками крана по патенту Российской Федерации №2153616. Кроме этого известный способ приводит к перегибу до 90% конусных концов корпуса, что, в свою очередь, приводит к появлению трещин, а значит, к потере герметичности, снижению надежности и долговечности.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности и долговечности шарового крана.

Задача достижения технического результата решается тем, что в шаровом кране с полным открытием, размещенном между двумя патрубками, концы которых уплотнены с шаром крана, снабженного валом, открывающим и закрывающим кран, и поворачивающимся вокруг его оси, причем шар крана и концы патрубков окружены корпусом, прикрепленным своими концами к сторонам патрубков так, что он является элементом, скрепляющим детали крана, при этом на концах патрубков по их окружности сформирована выступающая часть, содержащая подпружиненное кольцевое уплотнение, а корпус присоединен к сторонам патрубков так, что кран шара и ступенчатые концы патрубков с их уплотнениями размещены внутри пространства, образуемого корпусом, на торцевых поверхностях которого выполнены фаски с обратным углом и на одной оси с валом дополнительное отверстие под второй вал, при этом корпус сформирован со сферическими концами, образующими плоскостно-кольцевой контакт с наружными поверхностями патрубков, а дополнительное отверстие выполнено фигурной профильной формы.

Способ изготовления шарового крана в соответствии с изобретением отличается тем, что на торцовых поверхностях корпуса предварительно выполняют фаски с обратным углом и дополнительное отверстие фигурной профильной формы на одной оси с валом, затем фиксируют шар в корпусе двумя валами, а обработку давлением осуществляют по концам корпуса с образованием сферической формы концов корпуса для получения плоскостно-кольцевого контакта между корпусом и патрубками. Способ также предусматривает дополнительное закрепление плоскостнокольцевого контакта между корпусом и патрубками посредствам сварки по их наружной поверхности.

Решение в соответствии с изобретением и по сравнению с известными шаровыми кранами делает конструкцию крана более надежной и обладающей высокими эксплутационными характеристиками за счет повышения герметичности, которая обеспечивается выполнением фасок с обратным углом на торцовых поверхностях корпуса и образованием плоскостно-кольцевого контакта между корпусом и патрубками.

Выполнение второго отверстия и наличие второго вала позволяет осуществить сборку крана методом пакетной сборки, что упрощает обработку давлением и исключает какое-либо смещение элементов крана относительно друг друга. Возможен также вариант дополнительного закрепления плоскостно-кольцевого контакта между корпусом и патрубками посредством сварки по их наружной поверхности, что также улучшает эксплутационные характеристики крана.

Заявленное изобретение поясняется описанием примера шарового крана и его выполнения чертежами, где на фиг.1 изображен продольный разрез шарового крана, изготовленного заявленным способом; на фиг.2 - элемент А фиг.1; на фиг.3, 4 - кран в пакетной сборке в момент обработки давлением; на фиг.5 - сварка по наружной поверхности патрубков; на фиг.6 - дополнительное отверстие профильной фигурной формы.

Шаровой кран 1 с полным открытием размещен между патрубками 2 и 3, концы которых уплотнены со сферическим шаром 4 крана 1, снабженного валом 5, который открывает и закрывает кран 1, поворачивающийся вокруг оси 6. Шар 4 и концы патрубков 2 и 3 окружены корпусом 7, являющимся элементом, скрепляющим детали крана 1. На концах патрубков 2 и 3 сформирована выступающая часть 8, содержащая подпружиненное кольцевое уплотнение 9, а на торцевых поверхностях 10 и 11 корпуса 7 выполнены фаски 12 и 13 с обратным углом (например, 40°). На одной оси с валом 5 выполнено дополнительное отверстие 14 под второй вал 15. Корпус 7 сформирован со сферическими концами 16, 17, которые обеспечивают плоскостно-кольцевой контакт корпуса 7 с наружными поверхностями 18 и 19 патрубков 2 и 3. Дополнительное отверстие 14 выполнено фигурной профильной формы для того, чтобы фиксировать рукоятку в положении «открыто» «закрыто».

Шаровой кран с полным открытием изготавливают заявленным способом, при этом изготавливают заготовку корпуса 7 с патрубками 2 и 3, сферический шар 4, валы 5 и 15 и подпружиненное кольцевое уплотнение 9. На концах патрубков 2 и 3 формируют выступающую часть 8, а в корпусе 7 на его торцевых поверхностях 10 и 11 выполняют фаски с обратными углами и на одной оси с валом 5 второе дополнительное отверстие 14. Затем осуществляют сборку крана методом пакетной сборки (см. фиг.2).

Собранный узел крана 1 помещают в пресс-форму 20 и под действием давления формируют на корпусе 7 сферические концы 16 и 17 для получения плоскостно-кольцевого контакта 21 между концами 16 и 17 и патрубками 2 и 3. После извлечения крана 1 из пресс-формы 20, в случае необходимости, по наружной поверхности патрубков 2 и 3 осуществляют сварку.

Шаровой кран с полным открытием работает следующим образом:

В положении «открыто» сферический шар 4 расположен таким образом, что его проходное отверстие совпадает с проходными каналами патрубков 2 и 3 и корпуса 7, в результате чего рабочая среда свободно проходит через кран 1. Поворотом вала 5 на угол 40° сферический шар 4 перемещается таким образом, что он перекрывает путь рабочей среде. Уплотнение 9, плотно взаимодействующее со сферическим шаром 4, предотвращает протечку рабочей среды. Этот эффект усиливается плоскостно-кольцевым контактом корпуса 7 по наружным поверхностям 18 и 19 патрубков 2 и 3.

Изобретение используется в конструкции и способе изготовления шаровых кранов для трубопроводов, транспортирующих жидкости и газы.

Использование изобретения позволит повысить надежность и долговечность работы шарового крана за счет наличия двухопорной схемы установки шаровой пробки, что обеспечивает неизменное положение запорного элемента вдоль направления подачи рабочей среды, при этом не увеличивая габариты и массу конструкции, а также снизить себестоимость его изготовления.

1. Шаровой кран с полным открытием между двумя патрубками, концы которых уплотнены с шаром крана, снабженного валом, открывающим и закрывающим кран, и поворачивающимся вокруг его оси, причем шар крана и концы патрубков окружены корпусом, прикрепленным своими концами к сторонам патрубков так, что он является элементом, скрепляющим детали крана, при этом на концах патрубков по их окружности сформирована выступающая часть, содержащая кольцевое уплотнение, а корпус присоединен к сторонам патрубков так, что шар крана и ступенчатые концы патрубков с их уплотнениями размещены внутри пространства, образованного корпусом, отличающийся тем, что на торцевых поверхностях корпуса выполнены фаски с обратным углом и на одной оси с валом дополнительное отверстие под второй вал, при этом корпус сформирован со сферическими концами, образующими плоскостно-кольцевой контакт с наружными поверхностями патрубков.

2. Шаровой кран по п.1, отличающийся тем, что дополнительное отверстие выполнено фигурной профильной формы.

3. Способ изготовления шарового крана с полным открытием между двумя патрубками, выполненного с уплотнением между концами патрубков и шаром крана с валом, открывающим и закрывающим кран, поворачивающийся вокруг его оси, причем перед установкой корпуса вокруг шара и концами патрубков предварительно формируют на обоих концах последних по их окружности, по существу, ступенчатую выступающую часть для последующего размещения в ней кольцевого уплотнения, затем осуществляют примыкание концов патрубков и уплотнений к противоположным сторонам шара крана, а также стадию сужения концов корпуса давлением, отличающийся тем, что на торцевых поверхностях корпуса предварительно выполняют фаски с обратным углом и дополнительное отверстие на одной оси с валом, затем фиксируют шар в корпусе двумя валами, а обработку давлением осуществляют по концам корпуса с образованием сферической формы концов корпуса для получения плоскостно-кольцевого контакта между концами корпуса и патрубками.

4. Способ изготовления шарового крана по п.3, отличающийся тем, что дополнительное отверстие выполняют фигурной профильной формы.

5. Способ изготовления шарового крана по любому из пп.3 и 4, отличающийся тем, что осуществляют дополнительное закрепление плоскостно-кольцевого контакта между концами корпуса и патрубками посредством сварки по их наружной поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроприводной арматуре и предназначено для обеспечения взрывобезопасного и экономичного сжигания углеводородного топлива (газ, мазут), например, в системах топливообеспечения энергетических котлоагрегатов и газопотребляющих систем.

Изобретение относится к арматуростроению. .

Изобретение относится к запорной и регулирующей трубопроводной арматуре для транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, густых веществ, воды, пара, продуктов химической и нефтехимической промышленности, а также других жидкостей, преимущественно для вязких, коррозионных, эрозионных, абразивных сред и в условиях повышенного кавитационного износа.

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначено для использования в качестве запорного и регулировочного устройства при работе с жидкими или газообразными средами.

Изобретение относится к устройствам в области запорно-регулирующей арматуры и может быть широко использовано для регулирования и измерения различных параметров транспортируемой по трубопроводам среды в системах промышленного и жилищно-коммунального газо-водоснабжения с возможностью установки различных датчиков и других функциональных устройств не прибегая к дополнительным врезкам в действующих трубопроводах.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия и регулирования потока транспортируемой среды. .

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначено для изготовления такой арматуры, в частности промышленных кранов с шаровой пробкой для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначено для использования в газовых и нефтяных магистральных и технологических трубопроводах.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначено для использования в газовых магистральных и технологических трубопроводах.

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначено для изготовления такой арматуры, в частности промышленных кранов с шаровой пробкой для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к пробковым кранам, и предназначено для использования на подземных трубопроводных коммуникациях. .

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры, к способу сборки шарового крана, подсоединенного к трубопроводной системе для текучих сред, в частности к способу изготовления корпуса, предназначенного для размещения в нем шара, посредством сварки.

Изобретение относится к области запорной арматуры и предназначено для соединения шарового крана из пластмассы с наконечниками подсоединительных трубопроводов. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение для управления потоками рабочей среды в системах их транспортирования. .

Задвижка // 2105917
Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и может быть использовано для перекрытия магистралей в нефтяной, газовой и химической промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к обратным поворотным клапанам. .

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к средствам регулирования расхода текучих сред, и предназначено для использования в сварных корпусах регулируемых клапанов расхода теплоносителя
Наверх