Способ восстановления и упрочнения плужных лемехов устранением лучевидного износа двухслойной наплавкой

Изобретение относится к области ремонта машин и сварочному производству, а именно к способам восстановления и упрочнения лемехов плугов сельскохозяйственных машин. Способ включает наплавку изношенной области рабочей поверхности электродным материалом. При этом вдоль оси лучевидного износа осуществляют наплавку двух слоев металла различной твердости. Первый слой наплавляют электродом с содержанием углерода в стальном стержне не более 0,1% и обеспечивают получение валиков пластичного наплавленного металла, высоту которых устанавливают в зависимости от глубины лучевидного износа. Второй поверхностный слой толщиной, меньшей, чем толщина первого слоя, наплавляют износостойким электродом. Технический результат - улучшение прочностных характеристик изношенной области носка лемеха и повышение износостойкости к абразивному изнашиванию. 2 ил.

 

Изобретение относится к области ремонта машин и сварочному производству, в частности к восстановлению и упрочнению плужных лемехов, работающих в условиях абразивного изнашивания.

Известен способ восстановления плужных лемехов, имеющих предельный износ носка без наличия лучевидного износа, в котором производится оттяжка лемеха за счет запаса металла с тыльной стороны («магазина») [1].

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ, в котором лучевидный износ лемеха в области носка устраняется навариванием необходимого количества электродного материала и последующей оттяжкой. В качестве электродного материала используются малоуглеродистые электроды [2].

Недостатками этого способа являются: низкая износостойкость наплавленной области вследствие невысокой ее твердости из-за применения малоуглеродистых электродов; снижение твердости всего объема лемеха по причине значительного нагрева при проведении оттяжки, сложность процесса (заплавка лучевидного износа и последующая оттяжка). Кроме того, метод применим только для лемехов с изношенными носками.

Техническим результатом изобретения является повышение ресурса плужного лемеха за счет улучшения прочностных характеристик изношенной области носка и повышение износостойкости к абразивному изнашиванию. Двухслойная наплавка позволит обеспечить восстановление изношенной области рабочей поверхности, размеры которой, как правило, определяются гранулометрическим составом почвы, скоростью движения агрегата, материалом лемеха (фиг.1), увеличить износостойкость наиболее изнашиваемой зоны к абразивному изнашиванию вследствие высокой твердости поверхности, не приведет к росту тягового сопротивления, снизит уровень остаточных напряжений наплавленного металла, окажет положительное влияние на ударную вязкость, уменьшит склонность к трещинообразованию, при этом крошение и налипание почвы останутся неизменными.

Указанный технический результат достигается при наплавке изношенной области (лучевидного износа) носка лемеха путем нанесения двух слоев, когда первый наплавляется электродом с малоуглеродистым стержнем, позволяющим получить пластичный наплавленный металл, а второй - электродом, обеспечивающим поверхностный слой повышенной твердости и износостойкости.

Заявленный способ осуществляется за счет ряда факторов. Вследствие наличия достаточного пластичного подслоя обеспечивается невысокий уровень остаточных напряжений и достаточная ударная вязкость, а также падает склонность к трещинообразованию поверхностного износостойкого слоя. Это обусловлено отсутствием контакта твердого поверхностного слоя с металлом лемеха, имеющим количество углерода не менее 0,55%, что при сплавлении металла электрода с основным металлом создает хрупкие структуры с высокими остаточными напряжениями, особенно в зоне термического влияния. Наличие подслоя с низким содержанием углерода позволит избежать или нейтрализовать отмеченные выше факторы. Повышенная износостойкость обеспечивается за счет высокой твердости наваренного поверхностного слоя, так как твердость и стойкость к абразивному изнашиванию находятся в функциональной зависимости [3]. При этом тяговое сопротивление плуга, залипание и крошение почвы не будут отличаться от случая, когда используются лемеха в состоянии поставки, так как наплавленный металл находится на одном уровне с рабочей поверхностью.

Сопоставительный анализ заявленного решения с прототипом показывает, что заявленный способ отличается от известного тем, что заплавка области износа осуществляется в два этапа. На первом этапе заплавка производится электродным материалом с содержанием углерода не более 0,10%. Второй этап - наваривание слоя износостойким электродом.

Наваривание первого слоя обеспечивает снижение количества углерода в наплавленном металле по сравнению с металлом лемеха, где углерода не менее 0,55%. Полученный слой металла является подслоем для последующей наплавки износостойкого покрытия. Наплавка на подслой позволяет избежать чрезмерных остаточных напряжений и образования поверхностных трещин в износостойком слое, а также снизить вероятность поломки лемехов при их эксплуатации. Наплавка первого слоя производится согласно схеме (фиг.2), вдоль примерной оси лучевидного износа. Второй износостойкий слой наваривается аналогично первому, но толщина этого слоя меньше, чем подслоя. Высота валиков регламентируется глубиной лучевидного износа. Оттяжка носка не производится, так как восстановлению подвергаются лемеха, сохранившие установленную геометрию носовой части. В качестве электродного материала для наплавки подслоя может быть использован электрод с любым покрытием и стальным стрежнем, где содержание углерода не превышает 0,10%. Износостойкий поверхностный слой наплавляется электродами, содержащими в своем составе элементы, способствующие образованию твердых структур. Таким образом, предлагаемый способ соответствует критерию «новизна».

Известные технические решения [1, 2] подразумевают: восстановление работоспособности лемеха - в первом случае путем оттяжки носка за счет запаса металла, во втором случае - предварительной заплавкой лучевидного износа малоуглеродистым электродом и последующей оттяжкой, применяется для лемехов, утративших геометрию носка, что отсутствует в предлагаемом способе и позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «существенные отличия».

На фиг.1 представлен лемех до восстановления:

где 1 - область лучевидного износа,

2 - крепежные отверстия.

На фиг.2 представлен порядок наплавки низкоуглеродистого (пластичного) и износостойкого слоев в области лучевидного износа:

где 3 - металл лемеха,

4 - металл пластичного слоя,

5 - металл износостойкого слоя.

Осуществление заданного способа поясняется на примере восстановления серийных лемехов плуга. Износ поверхности устраняется двухслойной наплавкой путем наваривания первого слоя, например, электродом Э42А-УОНИИ-13/45-3,0-УО ГОСТ 9466-75 с силой сварочного тока 140 А, постоянным током прямой полярности (возможна наплавка и переменным током). Наплавка второго слоя производится, например, электродом Э37Х9С2-ОЗШ-УОНИИ-13/55-3-УД ГОСТ 9466-75. После восстановления лемеха его наработка до отказа составит около 30 га, аналогичная наработка прототипа - 8-10 га.

Источники информации

1. Рабинович А.Ш. Повышение работоспособности и сроков службы режущих рабочих органов машин путем обеспечения их самозатачивания. // Повышение надежности и долговечности сельскохозяйственных машин. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции. Под редакцией Клецкина М.И. - М.: ВИСХОМ. - 1964.

2. Будко С.И., Зуева Д.С. Увеличение ресурса плужных лемехов восстановлением их заплавкой лучевидного износа. // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. Сборник научных работ. - Брянск.: Издательство Брянской ГСХА, 2007.

3. Хрущов М.М., Бабичев М.А. Абразивное изнашивание. - М.: Наука, 1970.

Способ восстановления и упрочнения носка плужного лемеха с лучевидным износом, включающий наплавку изношенной области рабочей поверхности электродным материалом, отличающийся тем, что вдоль оси лучевидного износа осуществляют наплавку двух слоев металла различной твердости, при этом первый слой наплавляют электродом с содержанием углерода в стальном стержне не более 0,1% и обеспечивают получение валиков пластичного наплавленного металла, высоту которых устанавливают в зависимости от глубины лучевидного износа, а второй поверхностный слой толщиной, меньшей, чем толщина первого слоя, наплавляют износостойким электродом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту деталей машин. .
Изобретение относится к способу устранения дефектов преимущественно в толстостенных стальных конструкциях, выполненных из высокопрочных трудно свариваемых сплавов, например из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе.

Изобретение относится к устройству для восстановления деталей электрошлаковой наплавкой, имеющих большой износ, например бил молотковых мельниц или коронок зубьев ковшей экскаватора.
Изобретение относится к области ремонта, в частности к ремонту лопаток турбин газотурбинных двигателей химико-термическими методами, и может быть использовано в областях техники, где используются газотурбинные двигатели.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении обычных и прерывистых шлифовальных кругов, а также с аксиально-смещенным режущим слоем.

Изобретение относится к способу формирования покрытия, способу ремонта тела, содержащего дефект, детали газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю. .

Изобретение относится к восстановлению поврежденных металлических изделий, в частности к способам устранения дефектов в металлических ударных музыкальных инструментах, и может быть использовано для исправления дефектов колоколов, улучшения акустических свойств и повышения их прочностных характеристик.

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области восстановления жаростойких термодиффузионных алюминидных покрытий на газотурбинных лопатках сложной конфигурации. .

Изобретение относится к восстановлению технологических трубопроводов и может быть использовано в химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности для восстановления структуры и служебных свойств технологических трубопроводов из аустенитных сталей.

Изобретение относится к технологии дуговой наплавки деталей машин, а именно к способу электродуговой наплавки упорной поверхности подпятника надрессорной балки тележки грузовых железнодорожных вагонов, и может быть использовано на железнодорожном транспорте.
Изобретение относится к электродуговым методам сварки и может быть использовано для электродуговой сварки рельсов железнодорожного пути. .

Изобретение относится к изготовлению и ремонту деталей машин, а именно к способам автоматической аргонно-дуговой наплавки поверхности деталей, и может быть использовано для восстановления изношенных поверхностей цилиндрических деталей, а также для придания поверхности детали особых физико-механических свойств при их изготовлении.

Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способам наплавки металлического покрытия с ультрамелкодисперсной структурой и упрочняющими частицами в наноразмерном диапазоне.
Изобретение относится к композиционным составам порошкообразного материала для плазменного наплавления покрытий и может быть использовано в машиностроении для восстановления изношенных поверхностей деталей строительных и дорожных машин.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при ремонте прокатных валков. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и ремонта машин, а именно к способам изготовления, восстановления и упрочнения лемехов плугов сельскохозяйственных машин.

Изобретение относится к способу электродуговой наплавки коррозионно-защитного покрытия модулированным током и может быть использовано при изготовлении оборудования из аустенитных хромоникелевых сталей, предназначенного для переработки облученного ядерного топлива, а также оборудования химического производства.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к ремонту металлургического оборудования, и может быть использовано для восстановления плунжеров гидроцилиндров противоизгиба рабочих валков в подушках опорных валков станов горячей и холодной прокатки.

Изобретение относится к устройству механизированной плазменной наплавки деталей типа «Вал» и может найти применение при ремонте валов и других деталей
Наверх