Способ измерения экстремальной несоосности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. Сущность: способ заключается в том, что воспроизводят с помощью устройства, содержащего стойки и штанги, идентичную несоосность на осях штанг, установленных на стойках, расположенных параллельно на осях валов агрегата равной длины или с помощью зажима на поверхности валов, длина которых отличается на величину разности валов агрегатов, и измеряют несоосность между осями штанг. Технический результат: возможность измерения в любом удобном месте вокруг валов. 2 ил.

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности валов машин, соединенных в агрегат.

Известен способ определения экстремальной несоосности как корень квадратный из суммы квадратов горизонтальной и вертикальной несоосности (см., например, а.с. №1551963 A1, опубликованное 23.09.90, бюл. №11, формула (3)).

Недостатком известного способа является то, что он содержит две ошибки: инструментальную (ошибку измерителя) и эмпирическую (ошибку уравнения), последнее наиболее заметно, когда необходимо определить суммарную ошибку радиального биения и экстремальной несоосности.

Известен способ контроля соосности, например, валов машин, заключающийся в измерении расстояния между их поверхностями с помощью измерителя, где вычисляют расстояние между поверхностями валов при их соосном расположении и корректируют показания измерителя на эту величину, поворачивают устройство на одном из валов, определяют горизонтальную, вертикальную и экстремальную несоосность, устанавливают измеритель в положение экстремальной несоосности и продолжают измерение несоосности валов (см. патент №2242708, G01В 5/24).

Недостатком известного способа является то, что неизвестно какая доля величины радиального биения содержится в измеренной экстремальной несоосности. Это объясняется тем, что положение экстремальной несоосности не является постоянной (фиксированной) как положение горизонтальной и вертикальной несоосности. Кроме того, не всегда удается повернуть валы, например, состава поезда с несколькими вагонами.

Целью изобретения является получение фиксированной величины экстремальной несоосности в статике при отсутствии величины биения, в любом месте при повороте устройства вокруг валов.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе измерения экстремальной несоосности валов, заключающемся в том, что устанавливают на одном из валов посредством штанги, стойки и зажима один конец измерителя, в нем второй конец измерителя соединяют со второй штангой, стойкой и зажимом, расположенным на втором валу, изменяют длину одной стойки на величину разницы радиусов валов, устанавливают стойки параллельно между собой и измеряют экстремальную несоосность, поворачивают валы и/или параллельно расположенные стойки вокруг валов и определяют максимальное и/или минимальное значение экстремальной несоосности.

На фиг.1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ, где обозначены валы 1, 2 агрегатов, несоосность которых необходимо измерить. На валу 2 посредством штанги 3, стойки 4 и зажима 5 крепится один конец измерителя 6. Другой конец измерителя 6 крепится, например, на второй штанге 7, установленной на стойке 8, которая посредством второго зажима 9 расположена на валу 1. Стойка 8 снабжена измерителем, например линейкой, по показаниям которого изменяют длину стойки 8 на величину разницы радиусов валов 1 и 2 (не показаны). Отсчет измерителя 6 ведется от осей штанг 3 и 7. Измеритель 6 может быть установлен непосредственно и на стойках 4, 8, если они расположены близко или на стойке и штанге.

На фиг.2 изображена проекция устройства вдоль оси валов 1, 2, где обозначены валы 1, 2, стойки 8 и 4, штанги 7 и 3, измеритель 6, например, в виде телескопической линейки, угломеры для измерения угла поворота стойки 4 и 8 на фигурах не показаны.

Измеритель 6 закреплен на осях штанг 3 и 7. Траектория 10 оси штанги 7 при вращении зажима 9 вокруг вала 1. Траектория 11 оси штанги 3 при вращении зажима 5 вместе со стойкой 4 и штангой 3 вокруг вала 2. 12-20 - величина и положение экстремальной несоосности, измеренной измерителем 6, при поворачивании стоек 4 и 8 на одинаковые углы поворота через 20°. 21 - величина коррекции, равная разнице радиусов валов 1 и 2 (на эту величину изменена длина стойки 8).

На фиг.2 наглядно видно, что при поворачивании стоек 4 и 8, которые вначале были установлены вертикально, что обеспечило их первоначальное параллельное расположение относительно друг друга, на одинаковые (равные) углы, они (стойки) остаются параллельными. При этом величины позиций 12-20 несоосности, измеренные измерителем 6, остаются равными и расположены параллельно между собой и несоосностью 22, соединяющей непосредственно оси валов 1 и 2.

Из приведенного примера на фиг.2 наглядно видно, что, поворачивая стойки 4 и 8 на одинаковый угол, предварительно установив их параллельно, экстремальная несоосность остается неизменной, что позволит измерить ее в любом удобном месте вокруг валов. Так как при поворачивании стоек 4 и 8 на одинаковый угол стойки 4 и 8 остаются параллельными, это означает, что аналогичного результата можно достичь, если стойки установить параллельно и перемещать параллельно относительно друг друга.

Известны устройства, позволяющие перемещать, например, стойки параллельно. Это можно достичь с помощью сельсинов. Повернув одну стойку с помощью сельсина, вторая стойка повернется на тот же угол. Известны и другие устройства, например кульман (чертежная доска) снабжен устройством, позволяющим перемещать линейку параллельно предыдущему положению (т.е. проводить параллельные прямые). Аналогичными свойствами обладает пантограф (токоприемник) на электропоездах. Позиция 14 (фиг.2) показывает как измеряется экстремальная несоосность по способу, описанному в патенте №2242708 RU, G01В 5/24 «Способ контроля соосности валов машин». Здесь проекции радиусов совпадают и совпадают в данном случае оси стоек 4 и 8, образуя прямую, которая является продолжением прямой, соединяющей оси валов 1 и 2.

Позиция 18 на фиг.2 иллюстрирует другой метод измерения экстремальной несоосности, описанный в патенте RU №2275588, G01В 5/25. Здесь экстремальная несоосность измеряется между параллельно расположенными радиусами, которые образуют с вектором несоосности прямой угол.

Остальные позиции 12-14 экстремальной несоосности показывают, что расстояние между осями стоек 4 и 8 уменьшаются до нуля - позиция 14, затем увеличивается до максимума позиция 18 и снова уменьшается и т.д., при этом несоосность остается неизменной. Т.к. расстояние между стойками изменяется, то измеритель 6 устанавливается на осях штанг 3, 7 со скользящей посадкой. В качестве измерителя может быть использована телескопическая линейка, реохорд, индикаторная головка, преобразователи линейных перемещений в стандартный сигнал, пневматический, электрический, частотный и т.д., выходной сигнал которых подключают к вторичной регистрирующей аппаратуре.

Показания измерителя 6 при нулевой соосности соответствуют показаниям нуля.

Устройство на фиг.1 работает следующим образом. Измеритель 6, например, на штанге 3 установлен заранее и не снимается с нее. Штанги 3, 7, если закреплены на равном расстоянии с помощью дополнительных измерителей, на фигуре не показаны, то положение штанги 7 смещают на величину разницы радиусов валов 1, 2 и закрепляют неподвижно, устройство готово к работе.

С помощью зажимов 5, 9 стойки 4, 8 устанавливают на валы 1, 2 параллельно, например, располагая каждую из них горизонтально или в данном случае вертикально, если устройство не снабжено приспособлением, обеспечивающим параллельное положение стоек. Если стойки 4, 8 снабжены устройством, обеспечивающим их параллельное положение, то, устанавливая стойки на валы 1, 2, зажимы 5, 9 не позволят стойкам расходиться и они примут положение, соответствующее несоосности, и расположены будут параллельно. После этого второй конец измерителя соединяют с осью штанги 7.

Измеритель 6 измерит экстремальную несоосность. Поворачивая стойки 4, 8 параллельно друг другу, измерим, например, максимальное значение экстремальной несоосности, т.е. суммарное значение вместе с радиальным биением или минимальное, где разница между ними есть удвоенная величина биения.

Таким образом, имея возможность измерять максимальное значение экстремальной несоосности как путем поворота валов, так и путем поворота устройства вокруг валов расширяется область использования. Например, если необходимо измерить несоосность, где несколько вагонов соединены вместе, то появятся трудности сдвинуть состав так, чтобы валы тягового двигателя и редуктора конкретной колесной пары повернулись на заданный угол. Предложенный способ позволит измерять экстремальную несоосность в любом удобном месте, а максимальное значение экстремальной несоосности измерять, поворачивая устройство вокруг валов, когда трудно или невозможно повернуть валы. Если измеритель 6 снабдить измерителем угла наклона экстремальной несоосности к горизонтальной или вертикальной поверхности, то с помощью прямоугольного треугольника, сторонами которого являются измерители, установив с помощью угломера измеренный угол наклона и величину экстремальной несоосности, которой будет гипотенуза, то катеты прямоугольного треугольника будут соответственно горизонтальной и вертикальной несоосностью. Такой измеритель может быть установлен на устройство, где достаточно установить один катет горизонтально или вертикально, что позволит в любом месте вокруг валов измерить с одной стороны горизонтальную, вертикальную и экстремальную несоосность. Предложенный способ не требует поиска экстремальной несоосности во время регулировки.

Стойки 4, 8 могут быть не только прямыми, но и криволинейными, зигзагообразными и т.д., главное, чтобы линии, мысленно проведенные от начала, после участка, изменяющего длину стойки (если он расположен снизу), и до конца (оси штанг) оставались параллельными. Это позволит измерять несоосность в труднодоступных местах, например в редукторе, где валы располагаются друг над другом.

Таким образом, предложенный способ основан на воспроизведении на устройстве с помощью штанг и стоек идентичной несоосности путем размещения стоек равной длины на осях валов агрегата параллельно и измеряют измерителем несоосность между осями штанг или путем размещения стоек на поверхности валов, длины (величины) которых отличаются на величину разницы радиусов валов агрегатов.

В предложенном способе для определения максимальной или минимальной экстремальной несоосности можно поворачивать как валы агрегатов при неподвижном устройстве измерения, так и устройство при неподвижных валах, а также одновременно и валы, и устройство, функции которого выполняют стойки и штанги.

Способ измерения экстремальной несоосности валов агрегатов заключается в том, что воспроизводят на осях (валах) устройства идентичную валам агрегата несоосность, где устанавливают параллельно, например, стойки со штангами на осях валов агрегата равной длины или на поверхности валов агрегата, корректируют длину одной из стоек на величину разницы радиусов валов агрегата, измеряют экстремальную несоосность, поворачивают валы агрегата при неподвижных стойках, или параллельно расположенные стойки поворачивают вокруг валов, или поворачивают и валы агрегатов и параллельно расположенные стойки и измеряют максимальную и/или минимальную экстремальную несоосность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения несоосности цилиндрических поверхностей, в частности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава после ремонта на заводе или в депо.

Изобретение относится к диагностическим приборам, определяющим техническое состояние узлов общего машиностроения. .

Изобретение относится к неразрушаемому контролю и может быть использовано для определения точек контакта шарика с ободом шарикоподшипника и вычисления угла контакта шарикоподшипника.

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа вилок и корпусов. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения угла конусности внутренних конусов, в частности для измерения конусности уплотнительного конуса труб с резьбовым соединением.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения угла конусности внутренних конусов, в частности для измерения конусности уплотнительного конуса труб с резьбовым соединением.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для контроля диаметра и мест расположения отверстий в сложной пространственной конструкции. .

Изобретение относится к области автоматики, а именно к приспособлениям для указания и регистрации положения вращающихся элементов. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .
Изобретение относится к измерительным инструментам и может быть использовано для поверки как угловых, так и линейных размеров

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к средствам измерения и контроля диаметров отверстий, конусов и канавок

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угла поворота вала в системах координатного позиционирования инструмента станков с числовым программным управлением, в датчиках абсолютного положения перемещающихся или вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения паза относительно оси несопряженного с ним отверстия

Изобретение относится к области вооружения, а именно к ракетной технике, в частности к ракетам, регулярно вращающимся по углу крена, например со стартом из ствольной установки

Группа изобретений относится к способам и устройствам для установки заданного взаимного положения стволов и визирных каналов наведения этих стволов. Сущность: наводят базовую ось на первую метку с помощью первого визирного устройства и фиксируют ее в пространстве. Сопрягают устанавливаемое изделие со вторым визирным каналом путем его ввода в канал изделия. Наводят второй визирный канал путем поворота изделия на соседнюю с первой удаленную метку, установленную с учетом параллакса. Разворачивают второй визирный канал вокруг его продольной оси на полуокружность. При этом после наведения второго визирного канала на вторую удаленную метку путем поворота изделия в пространстве измеряют угловые положения изделия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Запоминают полученные значения. После разворота второго визирного канала на полуокружность вокруг его продольной оси путем поворота изделия в пространстве повторно наводят второй визирный канал на вторую удаленную метку. Измеряют угловые положения изделия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Вычисляют средние значения угловых положений изделия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Определяют углы рассогласования между текущим и средним положением изделия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. После этого поворачивают изделие в горизонтальной и вертикальной плоскостях на указанные углы рассогласования. Устройство для наведения оси длинномерного изделия содержит пульт управления наведением, визирный канал с приводом вертикального наведения, привод горизонтального наведения визирного канала, привод вертикального и горизонтального наведения изделия, блок вертикального рассогласования, блок горизонтального рассогласования, датчик угла вертикального наведения, датчик угла горизонтального наведения, четыре запоминающих устройства, два двухканальных коммутатора, два сумматора, два блока деления, четыре блока вычитания. Технический результат: уменьшение ошибки выверки, связанной с несоосностью корпуса и телекамеры прибора. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам измерения ширины и отклонения расположения паза, выполненного на торце вала. Корпус с отсчетной головкой и двумя установочными пальцами устанавливают на торец вала, размещая упомянутые пальцы в измеряемом пазу и обеспечивая контакт измерительного щупа с наружной цилиндрической поверхностью в первой ее точке. Выверяют взаимное угловое положение корпуса и вала путем возвратно-поворотных движений корпуса, добиваясь касания установочных пальцев с первой боковой поверхностью измеряемого паза, расположенной с первой точкой касания измерительною щупа по одну сторону от оси упомянутого паза. Снимают первый отсчет. Смещают корпус по торцу вала в направлении ширины измеряемого паза до касания установочных пальцев со второй боковой поверхностью упомянутого паза. Снимают второй отсчет. Переустанавливают с поворотом на 180° корпус, добиваясь касания измерительного щупа с наружной цилиндрической поверхностью вала во второй точке, расположенной диаметрально противоположно ее первой точке. Повторяют выверку взаимного углового положения, добиваясь касания установочных пальцев со второй боковой поверхностью измеряемого паза. Снимают третий отсчет. Определяют ширину измеряемого паза по разнице первых двух отсчетов и с учетом диаметра установочных пальцев, а отклонение от симметричности - по полуразнице первого и третьего отсчетов. Технический результат: измерение параметров паза, расположенного на торце вала. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.
Наверх