Жаропрочный сплав на основе никеля

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в авиакосмической отрасли для получения жаропрочного коррозионного сплава на основе никеля для изготовления изделий, работающего в агрессивных средах длительное время при температурах 550-800°С. Предложен жаропрочный сплав на основе никеля. Сплав содержит, мас.%: углерод 0,025-0,035, бор 0,015-0,025, цирконий 0,015-0,025, хром 11,2-11,5, кобальт 14,7-15,0, молибден 3,3-3,5, алюминий 3,75-3,95, титан 5,0-5,2, тантал 1,9-2,1, вольфрам 0,5-0,7, ниобий 0,05-0,25, гафний 0,15-0,25, марганец 0,10-0,20, никель - остальное. Суммарное содержание титана и алюминия составляет 8,8-9,1 мас.%, отношение титана к алюминию составляет 1,32-1,36 мас.%, а суммарное содержание гафния и ниобия составляет 0,25-0,35 мас.%. 2 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в авиакосмической отрасли для получения жаропрочного коррозионностойкого сплава на основе никеля, используемого для изготовления изделий методом порошковой металлургии, работающего в агрессивных средах длительное время при температурах 550-800°С.

Известен жаропрочный коррозионностойкий сплав на основе никеля марки RR 1000, содержащий (мас.%): углерод 0,12-0,033; бор 0,01-0,025; цирконий 0,05-0,07; гафний 0,5-1,0; хром 14,35-15,15; кобальт 14,0-19,0; молибден 4,25-5,25; алюминий 2,85-3,15; титан 3,45-4,15; тантал 1,35-2,15; никель - остальное (Patent US 5897718, МПК С22С 19/05, 1999 г.)

Недостатком известного сплава является невысокий уровень коррозионностойкости в агрессивной среде, низкая жаропрочность сплава при 750°С на базах 100 и 1000 часов и, как следствие, низкий ресурс работоспособности изделий, изготовленных из этого сплава.

Известен сплав следующего состава (мас.%): углерод 0,03-0,1; бор 0,01-0,1; цирконий 0-0,6; хром 10,0-14,0; кобальт 14,0-22,0; молибден 2,0-6,0; алюминий 3,0-5,0; титан 3,0-5,0; тантал 0,5-6,0; никель - остальное (Patent US 5662749, МПК С22С 1/04,1997 г.), прототип.

Недостатком этого сплава является его низкая коррозионная стойкость и жаропрочность и, как следствие, недостаточный ресурс изделий, изготовленных из этого сплава.

Предлагается сплав на основе никеля следующего состава (мас.%):

углерод 0,025-0,035
бор 0,015-0,025
цирконий 0,015-0,025
хром 11,2-11,5
кобальт 14,7-15,0
молибден 3,3-3,5
алюминий 3,75-3,95
титан 5,0-5,2
тантал 1,9-2,1
вольфрам 0,5-0,7
ниобий 0,05-0,15
гафний 0,15-0,25
марганец 0,10-0,20
никель остальное

при этом суммарное содержание титана и алюминия должно составлять 8,8-9,1 мас.% при отношении титана к алюминию, равном 1,32-1,36, а суммарное содержание гафния и ниобия составлять 0,25-0,35 мас.%.

Технический результат - повышение жаропрочности и коррозионной стойкости и, как следствие, повышение ресурса службы изделий, изготовленных из этого сплава.

Предложенный сплав имеет повышенное количество упрочняющей γ'-фазы и повышенную температуру ее растворения (1206°C) по сравнению со сплавом-прототипом. Увеличение содержания упрочняющей γ'-фазы приводит к торможению диффузионных процессов, протекающих в сплаве, меняет характер перемещения дислокаций по границам раздела фаз. Повышение температуры растворения упрочняющей γ'-фазы позволяет повысить сопротивление ползучести сплава и тем самым повысить его жаропрочность.

Предложенный сплав имеет высокую структурную стабильность (mis-mash), в нем отсутствуют нежелательные σ - и η-фазы, которые ведут к разупрочнению сплава в процессе его высокотемпературной эксплуатации.

Высокая структурная стабильность предлагаемого сплава обеспечивает снижение скорости диффузии продуктов сгорания топлива в объем металла и тем самым повышает коррозионную стойкость сплава при его работе в агрессивной среде.

Пример

На вакуумно-индукционной печи были сделаны две плавки массой 20 кг каждая с расчетным содержанием легирующих элементов, соответствующим химическому составу сплава-прототипа и предлагаемого сплава. В таблице 1 представлен химический состав полученных сплавов.

Таблица 1
Элементы, мас.% С В Zr MN Hf Cr Со Мо W Al Ti Nb Та Ni
Сплав-
прототип
0,03 0,03 0,03 - - 12,0 18,0 4,0 - 4,0 4,0 - 4,0 ост.
Предлагае-
мый сплав
0,03 0,02 0,02 0,15 0,20 11,3 14,8 3,4 0,6 3,85 5,1 0,10 2,0 ост.

Затем от полученных плавок были отобраны заготовки и переплавлены в порционной вакуумно-индукционной печи с заливкой блока образцов. Были изготовлены образцы из полученного блока и проведены испытания сплавов на жаропрочность при температуре 750°С. Одновременно были изготовлены образцы для определения объема упрочняющей γ'-фазы, температуры растворения γ'-фазы, наличия нежелательных σ - и η-фаз, структурной стабильности и коррозионной стойкости сплавов.

Полученные результаты исследований представлены в таблице 2.

Таблица 2
Характери-
стика
Объем упрочняющей γ'-фазы, атм.% Тем-ра растворения γ'-фазы Тγсол. °С Разница параметров решетки при 750°С (mismash) Жаропрочность при 750°С, МПа Структур.
Стабильность
сплава Mdγ,
наличие σ- и η-фаз
Скорость коррозии - lg(v)
100 час 1000 ч
Сплав-
прототип
56,1 1170 -0,008 668 532 0,928 0,185
следы
Предлагае-
мый сплав
57,4 1206 -0,005 699 556 0,921 0,101
нет

Как видно из таблицы, предлагаемый состав сплава позволяет повысить жаропрочность на 4,5-6,5% и коррозионностойкость на 80-85% по сравнению со сплавом-прототипом.

Таким образом, предложенный сплав позволит повысить жаропрочность и коррозионностойкость сплава и тем самым увеличит срок службы на 15-20% изделий, используемых в авиакосмической технике в агрессивных средах при температуре 550-800°С.

Жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий углерод, бор, цирконий, хром, кобальт, молибден, алюминий, титан, тантал, отличающийся тем, что он дополнительно содержит вольфрам, ниобий, гафний, марганец при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод 0,025-0,035
бор 0,015-0,025
цирконий 0,015-0,025
хром 11,2-11,5
кобальт 14,7-15,0
молибден 3,3-3,5
алюминий 3,75-3,95
титан 5,0-5,2
тантал 1,9-2,1
вольфрам 0,5-0,7
ниобий 0,05-0,25
гафний 0,15-0,25
марганец 0,10-0,20
никель остальное,

при этом суммарное содержание титана и алюминия составляет 8,8-9,1 мас.%,
отношение титана к алюминию составляет 1,32-1,36 мас.%,
а суммарное содержание гафния и ниобия составляет 0,25-0,35 мас.%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к жаропрочным никелевым сплавам. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к литейным жаропрочным сплавам на основе никеля, предназначенным для производства методом направленной кристаллизации монокристаллических рабочих лопаток, а также и других элементов горячего тракта турбин высокотемпературных газовых двигателей, длительно работающих при температурах до 1100°С.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к жаропрочным никелевым сплавам. .
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов, используемых для изготовления штампового инструмента для пластмасс. .
Изобретение относится к области металлургии жаропрочных деформируемых сплавов на основе никеля и изделий, выполненных из этих сплавов, и может быть использовано для изготовления дисков турбин газотурбинных двигателей и других узлов и деталей, работающих при температурах до 800°С во всеклиматических условиях.
Изобретение относится к производству литейных жаропрочных сплавов на основе никеля, предназначенных для производства методом направленной кристаллизации деталей высокотемпературных газовых турбин, в том числе монокристаллических лопаток, длительно работающих при температурах свыше 1000°С.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей двигателей. .

Изобретение относится к металлургии сплавов, а именно к производству сплавов на основе никеля, используемых для деталей с монокристаллической структурой, например лопаток турбин, работающих при высоких температурах.

Изобретение относится к металлургии сплавов, а именно к производству сплавов на основе никеля, используемых для деталей с монокристаллической структурой, например лопаток турбин, работающих при высоких температурах.
Изобретение относится к сплавам на основе никеля, предназначенным для применения в авиационной, энергетической отраслях промышленности в качестве присадочного материала в сварных конструкциях в виде «лапши» или в виде сварочной проволоки

Изобретение относится к деформируемому дисперсионно-твердеющему сплаву на основе никеля-хрома-кобальта для компонентов газовых турбин

Изобретение относится к области металлургии, а именно к жаропрочным литейным сплавам на основе никеля, используемым для изготовления высоконагруженных деталей, например лопаток газовых турбин, работающих при температурах свыше 1000°С, методами направленной кристаллизации и монокристаллического литья
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов, используемых для изготовления штампового инструмента для пластмасс

Изобретение относится к металлургии конструкционных сталей и сплавов и предназначено для использования при производстве различного теплообменного оборудования стационарных и транспортных реакторов, а также паросиловых и газотурбинных установок, работающих в условиях длительной высокотемпературной эксплуатации
Изобретение относится к металлургии сплавов, а именно к производству никелевых жаропрочных сплавов, используемых для изготовления теплонагруженных деталей, например корпусов газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур и напряжений
Изобретение относится к области металлургии, а именно к литейным сплавам на основе интерметаллидов никеля и изделиям, получаемым методом точного литья по выплавляемым моделям с поликристаллической и направленной столбчатой структурами, таким как, например, сопловые лопатки, блоки сопловых лопаток, створки регулируемого сопла и другие детали газотурбинных двигателей авиационной и автомобильной промышленности
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов, используемых для изготовления штампового инструмента для пластмасс
Изобретение относится к области металлургии, а именно к литейным сплавам на основе интерметаллида Ni3Al, получаемым методом направленной кристаллизации и монокристаллического литья, применяемым для изготовления деталей газотурбинных двигателей, таких как сопловые и рабочие лопатки, блоки сопловых лопаток, сегменты камеры сгорания, форсунки и другие, для авиационной и автомобильной промышленности

Изобретение относится к области металлургии, а именно к никелевым сплавам, пригодный для изготовления из них электродов для элементов зажигания в двигателях внутреннего сгорания
Наверх