Способ заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при заправке маслом букс моторно-осевых подшипников локомотивов. Способ заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника включает нагнетание масла в заправочную камеру через маслопроводную трубку, охваченную воздухопроводной трубкой с калиброванным отверстием. Калиброванное отверстие выполняют ниже заданного уровня масла на величину допустимого превышения уровня масла над заданным. Контроль уровня масла осуществляют по показаниям индикатора уровня масла, сообщенного с другим калиброванным отверстием. Второе калиброванное отверстие выполнено в верхнем, расположенном вне корпуса буксы, конце воздухопроводной трубки. Перед началом заправки контролируют уровень масла в камерах буксы. Устройство для заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника включает размещенную в емкости, разделенной на заправочную и рабочую камеры перегородкой с отверстием, трубку, воздухопроводную трубку, верхний конец которой расположен в заправочной камере, а другой сообщен с рабочей камерой через калиброванное отверстие, маслозаправочную трубку. Воздушный зазор между маслопроводной и воздухопроводной трубками через другое калиброванное отверстие сообщен с индикатором уровня смазки. Обеспечиваются контроль уровня масла в буксе до начала заправки и проведение на основе полученной информации дефектоскопии буксы. Гарантируется заправка обеих камер до заданного уровня. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при заправке маслом букс моторно-осевых подшипников (МОП) локомотивов.

Известны различные устройства для заправки маслом двухкамерной емкости буксы моторно-осевого подшипника, обеспечивающие контроль уровня смазки в указанной емкости, например техническое решение, согласно которому для определения уровня смазки в буксе моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя используют мерную трубку, погружаемую после заправки в рабочую камеру устройства для заправки буксы (авторское свидетельство СССР №346162, B61F 17/10). Недостатками данного технического решения являются низкая оперативность и неэкономичность, так как контроль осуществляется не в процессе, а после заправки, что соответственно не исключает перелива масла из буксы и приводит к перерасходу смазочного материала.

Известен способ заправки маслом двухкамерной буксы МОП, заключающийся в нагнетании масла в заправочную и рабочую камеры, разделенные перегородкой с отверстием, причем в заправочной камере располагают верхний конец трубки, сообщенный с атмосферой, а ее нижний конец прикрепляют к перегородке и размещают в указанной трубке маслозаправочную трубку со сквозной пробкой на конце. При этом в трубке выполняют два калиброванных отверстия, одно из которых обеспечивает сообщение заправочной и рабочей камер при отсутствии маслозаправочной трубки (после окончания заправки или в ходе эксплуатации буксы), и второе, выполненное по высоте на заданном уровне масла в рабочей камеры буксы. В процессе заправки масло вытесняет воздух из заправочной камеры в рабочую камеру. Затем через второе калиброванное отверстие в трубке и через зазор между маслопроводящей трубкой и трубкой воздух вытесняется в атмосферу. Контроль окончания заправки ведут по прекращению выхода воздуха из трубки, которая снабжена свистком. Устройство, реализующее данное техническое решение, содержит рабочую и заправочную камеры, расположенные в корпусе буксы и разделенные П-образной перегородкой. Между верхней частью корпуса буксы и перегородкой установлена трубка, соединяющая рабочую камеру с атмосферой своим верхним концом. Нижний конец указанной трубки прикреплен к перегородке. Устройство включает также воздухопроводную трубку, установленную в указанной перегородке и соединяющую рабочую камеру с заправочной камерой. В трубке установлена и уплотнена относительно нее маслозаправочная трубка с пробкой на нижнем конце. Специальное отверстие в перегородке сообщает рабочую и заправочную камеры. В стенке нижнего конца трубки, размещенного в рабочей камере между ветвями П-образной перегородки, выполнено калиброванное отверстие, выше которого в зоне рабочей камеры выполнено аналогичное дополнительное калиброванное отверстие. Диаметр отверстий определяется эмпирическим путем. В пробке маслозаправочной трубки выполнен сквозной канал, соосный с отверстием в П-образной перегородке, сообщающий рабочую и заправочную камеры (авторское свидетельство СССР №1689171, В61F 17/08, прототип).

Недостатком данного технического решения является слабый напор вытесняемого воздуха, так как воздух одновременно выходит не только через зазор между трубками, но и через сальник МОП, что затрудняет идентификацию момента прекращения выхода воздуха из маслозаправочной трубки, особенно при наличии производственного шума в депо, вследствие чего возможен перелив масла и ее перерасход.

Общим недостатком известных технических решений является также то, что в них не решается задача получения информации о количестве смазки в рабочей и заправочной камерах буксы до начала смазочных работ, что, в свою очередь, позволило бы судить о техническом состоянии буксы и своевременно осуществлять соответствующие ремонтные работы.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей способа заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника и устройства для его осуществления, а также повышение надежности контроля заправки и снижение потерь смазочного материала.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности контроля уровня масла в буксе до начала заправки и проведение на основе полученной информации дефектоскопии буксы. Кроме того, техническим результатом изобретения является обеспечение гарантированной заправки обеих камер до заданного уровня.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника, включающем нагнетание масла в заправочную камеру через маслопроводную трубку, охваченную воздухопроводной трубкой с калиброванным отверстием, согласно изобретению указанное калиброванное отверстие в воздухопроводной трубке выполняют ниже заданного уровня масла в рабочей камере на величину допустимого превышения уровня масла над заданным, а контроль уровня масла осуществляют по показаниям индикатора уровня масла, сообщенного с другим калиброванным отверстием, выполненным в верхнем, расположенном вне корпуса буксы, конце воздухопроводной трубки, при этом перед началом заправки контролируют уровень масла в камерах буксы, при уровне масла, равном заданному, буксу считают исправной и осуществляют нагнетание масла в заправочную камеру с одновременным контролем уровня в рабочей камере, при достижении удвоенного относительно первоначального значения показания индикатора уровня масла процесс подачи масла прекращают, а при других первоначальных значениях уровня масла устраняют выявленные соответствующие дефекты буксы, после чего проводят заправку буксы до удвоенного, относительно заданного значения показания индикатора уровня масла

Поставленная задача решается также тем, что в устройстве для заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника, включающем размещенную в емкости, разделенной на заправочную и рабочую камеры перегородкой с отверстием, воздухопроводную трубку, верхний конец которой расположен в заправочной камере, а другой сообщен с рабочей камерой через калиброванное отверстие, а также размещенную в указанной трубке маслозаправочную трубку, один конец которой связан с резервуаром масла, другой совмещен с заливным отверстием, и трубку, один конец которой расположен в верхней части заправочной камеры, а другой сообщен с рабочей камерой, согласно изобретению указанное калиброванное отверстие выполнено ниже заданного уровня масла на величину допустимого превышения уровня масла над заданным, а воздушный зазор между маслопроводной и воздухопроводной трубками через другое калиброванное отверстие, выполненное на расположенном вне корпуса буксы участке воздухопроводной трубки, сообщен с индикатором уровня масла, при этом со стороны резервуара с маслом воздухопроводная трубка изолирована от атмосферы.

Преимущественно индикатор уровня масла включает укрепленную на стенке воздухопроводной трубки, расположенной вне корпуса буксы, сообщенную через выполненное в указанной стенке калиброванное отверстие с воздушным зазором между маслопроводной и воздухопроводной трубками мембрану, кинематически связанную со стрелкой индикатора уровня.

На фиг.1 показано устройство согласно изобретению, общий вид; на фиг.2 - узел А на фиг.1.

Устройство для заправки маслом двухкамерной буксы МОП (фиг.1) содержит маслопроводную трубку 1, размещенную внутри воздухопроводной трубки 2, имеющей первое калиброванное отверстие 3, сообщенное через зазор между указанными трубками и через калиброванное отверстие 4 с индикатором уровня масла 5. Один конец маслопроводной трубки 1 через масляный пистолет 6 связан с резервуаром смазки 7, а второй плотно вставлен в заливное отверстие 8. Трубка 9 соединяет между собой заправочную 10 и рабочую 11 камеры буксы. Причем верхний конец трубки 9 расположен в верхней части заправочной камеры 10, а нижний - на заданном уровне масла в рабочей камере 11 буксы. Масло поступает к оси подшипника 12 с вкладышем 13 через отверстия в перегородке 14 и сальник 15. Со стороны резервуара 7 со смазкой воздухопроводная трубка 2 изолирована от атмосферы заглушкой 16.

На фиг.2 представлено устройство индикатора 5 уровня масла. Мембрана 17, сообщенная через калиброванное отверстие 4 с воздушным зазором между маслопроводной 1 и воздухопроводной трубкой 2, кинематически связана со стрелкой 18 индикатора 5, выполненной с возможностью перемещения относительно шкалы 19. Заданный уровень 20 масла в рабочей камере 11, поддерживаемый буксой автоматически, проходит по нижнему торцу трубки 9, а максимально допустимый уровень 21 проходит по верхней кромке вкладыша 13.

Нормальным состоянием букс МОП локомотивов, поставленных на заправку по плановому техническому обслуживанию, является уровень масла 20 в рабочей камере 11, равный заданному, проходящему через нижний торец трубки 9 и поддерживаемому буксой автоматически за счет запаса масла в заправочной камере 10. При падении уровня масла в рабочей камере 11 ниже торца трубки 9 через нее в заправочную камеру 10 поступает воздух, и масло из заправочной камеры 10 вытесняется через заливное отверстие 8 в рабочую камеру 11. Это продолжается до перекрытия маслом торца трубки 9. Допустимым превышением при заправке является подъем уровня до верхней кромки вкладыша 13 осевого подшипника 12, гак как при дальнейшем повышении уровня начинается интенсивный расход масла через зазор между осью подшипника 12 и вкладышем 13. Уровень масла ниже заданного (нижний торец трубки 9) также недопустим, так как при этом уменьшается количество масла, поступающего через сальник 15 к оси подшипника 12 (Инструкция МПС № ЦТ -940 от 16.05.2003). Поскольку калиброванное отверстие 3 на воздухопроводной трубке 2 согласно изобретению расположено ниже заданного уровня 20 масла на величину допустимого превышения (уровень 22), а воздухопроводная трубка 2 изолирована от атмосферы, то давление воздуха в пространстве между маслопроводной 1 и воздухопроводной 2 трубками, создаваемое столбом масла, находящимся выше калиброванного отверстия 3, оказывает воздействие на мембрану 17, которое характеризует техническое состояние буксы. Соответствующие значения отклонений стрелки 18 относительно шкалы 19 подбираются предварительной настройкой чувствительности индикатора 5 при изготовлении устройства.

Заправка буксы согласно изобретению осуществляется следующим образом. Маслозаправочную трубку 1 плотно вставляют в заливное отверстие 8 и по индикатору 5 контролируют заполнение маслом камер буксы. В таблице представлены возможные варианты показаний индикатора 5 уровня масла буксы перед заправкой, обусловленные заполнением камер и техническим состоянием букс, а также необходимые действия оператора

№ п/п Показание индикатора уровня Заполнение камер буксы Техническое состояние буксы
1 1/2 шкалы индикатора Рабочая камера полная, заправочная камера заполнена частично Букса исправна. Необходимо заправить буксу до удвоенного отклонения индикатора уровня
2 Меньше 1/2 шкалы индикатора В рабочей камере уровень смазки меньше заданного, заправочная камера пуста Повышенный расход масла. Плохое уплотнение сальника. Перед заправкой необходима подбивка сальника
3 Нулевое показание Обе камеры пустые Плохое уплотнение сальника. Возможна трещина между камерами или утечка масла через сливное отверстие буксы. Перед заправкой необходима подбивка сальника или проверка герметичности буксы
4 Отклонение стрелки индикатора на всю шкалу Обе камеры полные Слабый расход смазки из-за замерзания сальника. Необходимо заменить сальник, предварительно пропитав его антиобледенителем

В зависимости от показаний индикатора 5 принимают решение о заправке буксы или о соответствующих мерах по устранению имеющихся технических неполадок в буксе. В случае штатного состояния буксы (см. п.1 таблицы) нажимают рукоятку масляного пистолета 6, и находящееся под давлением масло поступает из резервуара 7 в заправочную камеру 10. После заполнения заправочной камеры 10 масло начинает поступать через трубку 9 в рабочую камеру 11. После начала поступления масла из заправочной камеры 10 уровень масла в рабочей камере 11 начинает повышаться. Поскольку при максимально допустимом уровне масла в буксе высота масляного столба в рабочей камере 11 относительно калиброванного отверстия 3 увеличивается в два раза, то при этом показания индикатора 5 по шкале 19 также должны увеличиться в два раза. Нагнетание масла в буксу при достижении данного показания индикатора 5 прекращают.

Таким образом, техническое решение согласно изобретению позволяет контролировать техническое состояние букс за счет информации об уровне масла в камерах буксы еще до нагнетания масла в буксу. При этом обеспечивается высокая точность контроля уровня масла, надежный и оперативный контроль заполнения смазочным материалом обеих камер двухкамерной емкости буксы моторно-осевого подшипника и, как следствие, снижение потерь смазочного материала за счет исключения заливки масла выше допустимого уровня.

1. Способ заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника, включающий нагнетание масла в заправочную камеру через маслопроводную трубку, охваченную воздухопроводной трубкой с калиброванным отверстием, отличающийся тем, что указанное калиброванное отверстие в воздухопроводной трубке выполняют ниже заданного уровня масла на величину допустимого превышения уровня масла над заданным, а контроль уровня масла осуществляют по показаниям индикатора уровня масла, сообщенного с другим калиброванным отверстием, выполненным в верхнем, расположенном вне корпуса буксы, конце воздухопроводной трубки, при этом перед началом заправки контролируют уровень масла в камерах буксы, при уровне масла, равном заданному, буксу считают исправной и осуществляют нагнетание масла в заправочную камеру с одновременным контролем уровня в рабочей камере, при достижении удвоенного относительно первоначального значения показания индикатора уровня масла процесс подачи масла прекращают, а при других первоначальных значениях уровня масла устраняют выявленные соответствующие дефекты буксы, после чего проводят заправку буксы до удвоенного, относительно заданного, показания индикатора уровня масла.

2. Устройство для заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника, включающее размещенную в емкости, разделенной на заправочную и рабочую камеры перегородкой с отверстием, трубку, один конец которой расположен в верхней части заправочной камеры, а другой сообщен с рабочей камерой, и воздухопроводную трубку, верхний конец которой расположен в заправочной камере, а другой сообщен с рабочей камерой через калиброванное отверстие, а также размещенную в указанной трубке маслозаправочную трубку, один конец которой связан с резервуаром масла, другой совмещен с заливным отверстием, отличающееся тем, что указанное калиброванное отверстие выполнено ниже заданного уровня масла на величину допустимого превышения уровня масла над заданным, а воздушный зазор между маслопроводной и воздухопроводной трубками через другое калиброванное отверстие, выполненное на расположенном вне корпуса буксы участке воздухопроводной трубки, сообщен с индикатором уровня смазки, при этом со стороны резервуара с маслом воздухопроводная трубка изолирована от атмосферы.

3. Устройство для заправки маслом двухкамерной буксы моторно-осевого подшипника по п.2, отличающееся тем, что индикатор уровня масла включает укрепленную на стенке воздухопроводной трубки, расположенной вне корпуса буксы, сообщенную через выполненное в указанной стенке калиброванное отверстие с воздушным зазором между маслопроводной и воздухопроводной трубками мембрану, кинематически связанную со стрелкой индикатора уровня.



 

Наверх